Барк «Крузенштерн» история. "крузенштерн" - барк с легендарным прошлым Из чего сделан парусник крузенштерн

Парусник "Крузенштерн" - барк, учебное судно российского морского флота. Порт приписки - Калининград. Является одним из самых крупных в мире. Аналогичный корабль-парусник, существующий на сегодняшний день, - это четырехмачтовый барк "Седов".

Корабль построен в Германии в 1925-1926 годах, на верфи Текленборга. Был он спущен на воду под именем "Падуя". После окончания войны 1941-1945 годов, в соответствии с репарационным договором, судно перешло под юрисдикцию СССР и было переименовано в честь адмирала-флотоводца Крузенштерна Ивана Федоровича.

Корабль-"винджаммер"

Четырехмачтовый "Крузенштерн" (барк-"винджаммер") - классическое "выжимающее ветер", с максимальным КПД (коэффициентом полезного действия) собственной парусной системы. В 1933 году быстроходный парусник установил два рекорда крейсерской скорости: из немецкого до портового города Талькауано, в Чили, "Крузенштерн" (тогда еще "Падуя") дошел всего за 87 суток, обогнув при этом мыс Горн, южную оконечность американского материка. Из Гамбурга до австралийского Порт-Линкольна, через Тихий океан, корабль дошел за 67 суток. Эти два океанских перехода были самыми быстрыми за всю историю парусного флота.

В 1956 году "Крузенштерн" встал на капитальный ремонт, который продолжался пять лет. Затем судно было включено в исследовательскую группу кораблей Академии наук СССР, а также с 1962 года корабль стал базой практического обучения курсантов военно-морской школы.

Приписка в Калиниграде

Парусник "Крузенштерн" - барк со значительным потенциалом, скоростные характеристики которого позволяют использовать судно в различных морских соревнованиях. В международной регате 1992 года "Крузенштерн" победил других участников с большим отрывом, показав на дистанции Бостон-Ливерпуль 17,4 узла скорости, а это ни много ни мало 34,5 км/час.

Кругосветные путешествия

В 1995 году "Крузенштерн" совершил свое первое кругосветное путешествие, в ходе которого прошел три океана, четыре раза пересек экватор, зашел в 15 портов тринадцати стран и преодолел в общей сложности 42 432 Плавание было посвящено 300-летию флота России, 225-летию рождения Крузенштерна И. Ф., а также 190-летию первой кругосветной российской экспедиции.

Следующий поход барка "Крузенштерн" вокруг земного шара состоялся в 2005 году. На этот раз путешествие вокруг света было посвящено 60-летию Победы и 200-летию кругосветного плавания И. Ф. Крузенштерна. Парусник вышел из Петербургского порта 24 июня 2005 года, спустился к французскому портовому городу Шербур и принял участие в Tall Ships Race-2005, ежегодной регате. Затем "Крузенштерн" продолжил путешествие.

Трансатлантическое плавание

Следующим путешествием "Крузенштерна" стала трансатлантическая экспедиция, которая началась в 2009 году. Барк участвовал в Atlantic Challenge-2009, регате кораблей с прямыми парусами, которая состоялась в городе Однако на этот раз легендарному судну не повезло - во время ночного шквала порывом ветра были серьезно повреждены паруса на грот-мачте. После ремонта "Крузенштерн" продолжил плавание.

Олимпийские игры

Во время Зимних Олимпийских игр в Сочи, в нынешнем году, барк "Крузенштерн" стал одной из главных достопримечательностей для туристов. Корабль пришел в Сочи из Калининграда через Черное море. В течение месяца палуба "Крузенштерна" была открыта для посещения всем желающим, а многочисленная команда курсантов учебного судна все это время выполняла почетные обязанности волонтеров Олимпийских игр.

Барк "Крузенштерн" в Севастополе

В начале мая 2014 года корабль покинул гостеприимный сочинский порт и отправился в Севастополь. Барк "Крузенштерн" в Севастополе - это настоящее событие для города-героя. С 8 мая и до окончания праздника в честь Дня Победы судно было открыто для посещений. Такого количества желающих ознакомиться с легендарным парусником не припомнит ни капитан, ни боцман, ни команда.

Где сейчас находится барк "Крузенштерн"

В настоящее время барк "Крузенштерн" стоит на якоре, на траверзе норвежского портового города Берген. Это ответ на вопрос, где сейчас барк "Крузенштерн". 20 июля этого года состоялись соревнования между курсантами. Четыре команды, которые в настоящее время проходят практику на судне, команда юнг из Нижнего Новгорода и команда матросов - участники соревнований. Всего шесть сплоченных коллективов, каждый из которых должен пройти на шлюпке вокруг корабля на веслах и на время. Лучшее время победителя, команды БГА СВФ (Балтийская государственная академия, судоводительский факультет), - 5 минут 15 секунд.

Всегда паруса “Крузенштерна” шумят над моей головой

«Крузенштерн» – четырехмачтовый барк, «винджаммер», последний из «Летающих П» , сейчас – российское учебное парусное судно с портом приписки Калининград.

«Крузенштерн» – самая настоящая живая легенда, огромный великолепный парусник, один из самых больших в мире, глядя на который, просто захватывает дух даже у человека, далекого от морских премудростей. Но, кроме этого, «Крузенштерн» знаменит еще и тем, что он до сих пор на ходу. Несмотря на свою почти вековую историю, он до сих пор совершает продолжительные рейсы с курсантами по морям и океанам, на его счету не только трансатлантические рейсы, но и не одна кругосветка.


барк “Падуя”

Судно было построено в 1925-1926 годах и спущено на воду 23 июня 1926 года в Германии (в городе Геестемюнде, сейчас Бременхафен) и называлось «Падуя» (Padua). Хозяином барка «Падуя» был немец по фамилии Лайеш (F. Laeisz). Все суда Лайеша назывались на букву «П»: «Померания» (Pommern), «Печили» (Petschili), «Пассат» (Passat), «Паньяни» (Pangani), «Памир» (Pamir), «Потози» (Potosi), «Пекин» (Peking), «Пруссия» (Preussen), а в общем их именовали «Летающими «П», или «Летучими-П-Лайнерами» (Flying-P-Liner).
Так, по-своему, англичане решили расшифровать инициалы хозяина парусников, что украшали голубой вымпел каждого корабля (FL). Но «летающих П» не просто так прозвали летающими – они действительно были одними из самых быстрых парусных кораблей мира. Это были торговые суда, ходившие преимущественно из Европы в Южную Америку. Но по-прежнему бороздит океанские просторы только «Крузенштерн» , экс-«Падуя». Свое новое название «Падуя» получила в 1946 году, перейдя по репарации в собственность СССР вместе с парусником

Длина барка «Крузенштерн» составляет 114,5 метров, ширина – 14,04 метра, мачты взлетают над палубами на высоту 56 метров и несут на себе 31 парус, общей площадью 3400 кв. метров!

Барк «Крузенштерн» относится к «винджаммерам» – выжимателям ветра от английского «to jam the wind». Это название говорит о том, что парусники-винджаммеры буквально выжимали из ветра всю силу. Быстрее «винджаммеров» были только клиперы, но зато «винджаммеры» могли взять на борт больше груза и хорошо противостояли штормам за счет стального рангоута, особенно у мыса Горн, за что их называли «капгонеры» .

До Второй Мировой Войны барк «Падуя» использовался для перевозки грузов из Европы в Чили, а также возил шерсть и зерно из Австралии в Европу. В этих походах «Падуя» дважды устанавливала скоростные рекорды: из Гамбурга до Чили за 87 дней (через мыс Горн), из Гамбурга в Австралию за 67 суток.

В феврале 1946 года над «Падуей» подняли советский флаг, и барк получил новое название «Крузенштерн» – в честь великого русского мореплавателя, исследователя, первооткрывателя Ивана Федоровича Крузенштерна , совершившего первую российскую кругосветную экспедицию в 1803-1806 годах.

В 1961 году парусник капитально отремонтировали и установили два дизельных двигателя. До 1967 года барк «Крузенштерн» был экспедиционно-исследовательским судном Академии наук СССР, осуществлял исследовательские работы в Атлантике, а также обеспечивал морской практикой курсантов военно-морских училищ. В 1967 году «Крузенштерн» перешел в ведение рыбного хозяйства СССР. С 1983 по 1991 год был приписан к порту Рига и относился к «Эстрыбпрому». В 1991 году барк передали высшему инженерному морскому училищу в Калининграде.

Сейчас барк «Крузенштерн» – учебное парусно-моторное судно Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России в Калининграде. На паруснике проходят практику студенты академии, судно участвует в регатах, морских фестивалях. Дважды «Крузенштерн» совершал кругосветные плавания: в 1995-1996 и 2005-2006 гг. Первое кругосветное путешествие совершено в честь 300-летия Российского флота, 190-летия со дня окончания первой русской кругосветки И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского и 225-летию со дня рождения самого Крузенштерна. Барк «Крузенштерн» прошел более сорока тысяч морских миль, побывал в 15 зарубежных портах, четырежды пересек экватор.

Второе кругосветное путешествие «Крузенштерна» 2005-2006 годов было посвящено 200-летию путешествия «Надежды» и «Невы» и 60-летию победы в Великой Отечественной войне.

За советско-российский период своей жизни барк «Крузенштерн» принял участие в бессчетном количестве парусных регат и состязаний. И продолжает принимать! В 1974 году «Крузенштерн» стал первым и единственным советским судном, получившим медаль «Крузенштерн» появлялось на почтовых марках Азербайджана, белорусских монетах и памятных монетах Банка России.

Побывать на знаменитом барке «Крузенштерн» может практически любой желающий, на стоянках в портах парусник открыт для посетителей, а самые отважные могут на себе ощутить все прелести морской жизни, отправившись в плавание вместе с командой. Стоить это удовольствие, правда, будет немалых денег, но с другой стороны, возможность увидеть парусную сказку изнутри сама по себе уже бесценна.

Как «Крузенштерн» утопил датский буксир August 11th, 2014

Парусное судно барк «Крузенштерн» утопил при выходе из датского порта Эсбьерг рейдовый буксир Diver Master, передает «Интерфакс» со ссылкой на источник в Балтийской государственной академии.

Инцидент произошел 4 августа, когда «Крузенштерн» покидал порт Эсбьерг. В помощь барку был выделен рейдовый буксир Diver Master, который вел парусник. В нужный момент на буксире не смогли отдать концы и «Крузенштерн» затянут небольшой буксир под воду, завалив его сначала на левый борт.

Вот как это выглядело …

При затоплении буксира его команда, состоявшая из трех человек, не пострадала. Полиция ведет расследование инцидента. «Крузенштерну» разрешили продолжить плавание. Администрация порта намерена уже на этой неделе поднять буксир.

Как отмечает издание, было заведено два конца, один отдался нормально, а второй заело. Diver Master лег на борт, а затем его притянуло к паруснику. В корпус начала поступать вода, и буксир затонул.

Экипаж из трех человек спасся — двух сняли с корпуса, одного извлекли уже из воды. Буксир затонул на глубине 10 метров, поднимать его придется администрации порта, возможен разлив топлива около трех тонн, ведется расследование.

В Балтийской государственной академии отмечают, что у представителей порта претензий к командованию барка нет. «Досадную оплошность, которая привела к затоплению буксира, совершил его экипаж. Он не смог освободиться от буксировочного канта, который застрял в специальном устройстве», — сказал собеседник агентства. По словам представителя академии, «буксир был опрокинут и затоплен буквально за 45 секунд. В этой ситуации датские моряки просто не успели ничего сделать».

А вот кому интересна история этого корабля:

Учебное парусное судно «Крузенште́рн» - четырёхмачтовый барк, назван именем известного русского мореплавателя адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна (нем. Adam Johann von Krusenstern). Порт приписки судна - Калининград.

Известный немецкий судовладелец из Гамбурга, компания Фердинанда Лайеша, заказала в 1925 году на верфи Дж. Текленборга в Гестемюнде возле Бремерхафена большой стальной парусник – четырехмачтовый барк для Капгорновской линии. Меньше года ушло на постройку корпуса.

По давней традиции, названия судам, построенным для компании «F. Laeizs», давали женщины из большой семьи главы фирмы, и эти называния должны были начинаться на букву «Р». На этот раз столь высокая честь досталась дочери одного из судовладельцев, Эрика Ф. Лайеша, одиннадцатилетней Кристине Лайеш. Рука девочки не дрогнула, бутылка шампанского разбилась о кованый форштевень судна. Звонкий детский голосок произнес: «Называю тебя «Padua». Вряд ли кто мог тогда предполагать, что новому паруснику предназначена долгая и славная судьба.

«Падуа» вошла в десятку крупнейших парусников мира. Наибольшая ее длина – 114,5 м, ширина – 14,02м, осадка по конструктивную линию – 7,2 м, полное водоизмещение – 6400 тонн.

В свои четыре трюма с твиндеками судно могло брать 4000 тонн груза. Парусное вооружение «Падуа» было упрощенным. На палубе у мачт находились марсофальные, брамфальные и брасовые лебедки, вдоль бортов располагались ручные механические шпили для работы со шкотами нижних парусов. Все это позволяло меньшему экипажу справляться с огромной парусностью и тяжелым рангоутом. Общая площадь парусов, которую судно могла нести на 4-х мачтах высотой 56 метров, составляла от 3400 до 3800 кв. метров. Вес всего рангоута – 200 тонн. По всем данным, «Падуа» была классическим и, как окажется спустя годы, последним винджаммером – выжимателем ветра.

В первый рейс на «Падуа» капитаном был назначен Карл Шуберг. С 1926 по 1941 год парусник совершил в общей сложности семнадцать рейсов, пятнадцать из которых были трансокеанскими, — в чилийские порты Южной Америки и Австралию. Двадцать восемь раз огибал винджаммер мыс Горн, десятки тысяч тонн грузов было перевезено в его трюмах. После окончания Второй мировой войны было принято решение поделить германский флот между странами-победительницами: СССР, США и Англией.

В январе 1946 года на «Падуа» был поднят советский военно-морской флаг, а в феврале судно получило название «Крузенштерн» — в честь адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна, руководителя первой русской кругосветной экспедиции 1803 – 1806 годов, ученого-гидрографа, воспитателя целой плеяды замечательных российских мореплавателей.

В 1959 – 1961 годах «Крузенштерн» прошел капитальный ремонт и дооборудование на Кронштадтском морском ордена Ленина заводе.

После ремонта в течение пяти лет экспедиционно-океанографическое судно «Крузенштерн» в составе большой группы других судов выполняло научно-исследовательские работы в Атлантическом океане по программе Академии наук СССР и одновременно обеспечивало морскую практику военно-морских учебных заведений. Командовал парусником капитан 1 ранга Павел Васильевич Власов.

В июне 1967 года учебный парусник «Крузенштерн» вышел из порта Рига в свой первый рейс под вымпелом флота рыбной промышленности СССР.

Начало очередного ремонта барка «Крузенштерн» на Кронштадтском морском заводе относится к 1968 году. Он проводился по правилам и под наблюдением Морского Регистра СССР.

В январе 1972 года произошла смена капитанов: П.В. Власов передал свои полномочия старшему помощнику Г.Г. Савченко-Осмоловскому. Затем капитаном судна был назначен Иван Григорьевич Шнейдер.

В 1977-1983 годах на «Крузенштерне» каждые 2-3 рейса менялись капитаны «Крузенштерна». И.Г. Шнейдер вышел на пенсию, его заменил бывший сослуживец по военной службе на ЭОС «Крузенштерн» Владимир Трофимович Роев. Затем на мостик заступил Владимир Александрович Толмасов. – моряк-парусник из Мурманска. В 1978 году капитаном судна был назначен Ян Ануфриевич Смелтерис, бывший военный моряк, который несколько лет прослужил на ЭОС «Крузенштерна» в одно время с И.Г. Шнейдером. Позже его сменил Алексей Борисович Перевозчиков.

В 1983 году УПС «Крузенштерн» было передано из Балтийского отряда учебных судов в порту Рига производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в порту Таллин. Капитаном на «Крузенштерне» в это время был Геннадий Васильевич Коломенский.

В 1991 году совершилось, можно сказать, историческое событие для учебного четырехмачтового барка «Крузенштерн». Согласно приказу Министерства рыбного хозяйства № 113 от 25 марта 1991 года судно передавалось от объединения «Эстрыбпром» в Таллине Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ) в Калининграде.

Сегодня барк «Крузенштерн» принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота России и используется в учебных целях. Барк регулярно участвует в международных парусных регатах.

Наибольшего успеха в между- народных регатах «Крузенштерн» добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. «Крузенштерн» победил в гонке от Бостона до Ливерпуля. Во время этой гонки он развил рекордную скорость - 17,4 узлов (32,4 км/час).

Уже в Советском Союзе барк «Крузенштерн» под командованием капитанов П. В. Власова и Н. Т. Шульги совершал плавания из Балтийского моря в Чёрное море. С 1976 по 1984 годы капитаном судна был И. Г. Шнайдер, затем Г. В. Коломенский, затем Олег Константинович Седов. Сегодня капитан Новиков Михаил Вячеславович.

В конце июля, ожидает увлекательнейшее путешествие — на паруснике «Крузенштерн», мы отправимся из французского города Брест на Олимпиаду в Лондон.
А вчера, мы побывали в Петербурге, где познакомились поближе с самим кораблем и его капитаном, а также проводили его в путь, до Франции.

Парусник «Крузенштерн», уже не первый год, поддерживает компания Ростелеком. В том числе, благодаря ей, «Крузенштерн», является гордостью не только российского, но и мирового флота.


1. «Крузенштерн» — учебное парусное судно. На данный момент принадлежит Балтийской Академии рыбопромыслового флота России.


2. На его счету, помимо участия во всевозможных регатах, два кругосветных путешествия и одно трансатлантическое.


3. Порт приписки — город Калининград.

4. В один из дней пребывания парусника в Санкт-Петербурге, при содействии компании Ростелеком, его могли посетить все желающие. Согласитесь, свадебные фотографии на борту парусника — это так романтично.


5. Команда насчитывает чуть менее 200 человек, из которых 130 курсантов, 20 практикантов и основной экипаж.


6. Практикантом может стать каждый желающий из любой страны мира. Вы можете сесть на корабль в одном порту следования и выйти в другом, все зависит от ваших желаний и возможностей. Если захотите, можете помогать команде в работе. В любом случае койко-место и четырех разовое питание вам обеспечено 🙂 .


7. А вот и будущий капитан знакомится с устройством корабля.


8.


9. Комната для молебна.


10. В команде парусника есть и девушки. Сам капитан признал, что женщины на корабле благотворно влияют на атмосферу в коллективе.


11. Несмотря на возраст, барк находится в отличном состоянии. Раз в год он проходит полный технический осмотр с проверкой всех механизмов и оборудования.


12. Музей барка Крузенштерн. В коллекции награды, полученные парусником в разные годы, подарки команде из разных стран, а также артефакты, относящиеся к истории самого парусника.


13. Парусник был построен в 1926 году в городе Бремен (Германия) и получил имя «Padua».


14. В Германии он был грузовым и учебным судном. В 1946 году перешел к Советскому Союзу, как военный трофей и с февраля 1946 года носит имя «Крузенштерн».

15. Капитаны. В настоящее время парусник ходит под началом Михаила Вячеславовича Новикова.


16. Капитан нашел время, чтобы пообщаться с нами лично и рассказать о буднях корабельной жизни.


17. В таких каютах живут курсанты. Практика курсантов длится 3 месяца.


18. Столовая курсантов. Субординация соблюдается четко — курсанты едят в одном помещении, офицеры в другом.


19. При этом различий в питании не существует — меню для всех одно.


20. Художественный беспорядок в каюте девушек.


21. Результат творческого процесса.


22. Рояль, дважды пострадавший во время шторма, несмотря ни на что используется по назначению — в команде есть девушка, владеющая инструментом.


23. Комната для приема пищи офицеров.


24. Портрет И.Ф. Крузенштерна из янтаря. Подарок паруснику.


25. Каюта для особо важных гостей. Парусник используется в том числе и для проведения официальных мероприятий. Например, в 2010 г. здесь состоялась встреча Владимира Путина с Уго Чавесом.


26. Здесь осуществляется управление парусником. Капитан показывает карту погоды.


27. Как рассказал нам Михаил Вячеславович, во время путешествия парусник идет 20% только под парусами, 30% — паруса и двигатель, 50% — только двигатель.


28.


29. Это карта показывает местонахождение парусника и других судов.


30.


31. Сейчас корабль оснащен всеми современными техническими средствами связи и члены экипажа имеют доступ в сеть интернет во время экспедиций. 35. Паруса и мачты являются взаимозаменяемыми, что не раз спасало парусник во время штормов.


36. Парусник был сконструирован настолько продуманно и функционально, что даже современные кораблестроители очень часто приезжают, чтобы изучать его устройство.


37. Вечер отправления парусника «Крузенштерн» из Санкт-Петербурга. Погода не задалась.


38. Город «плакал», прощаясь с барком.


39. К сожалению, проливной дождь не позволил нам увидеть парусник с развернутыми парусами. Но мы надеемся, что наш репортажи из Франции и Англии покажут его вам во всей красе.


40. Парусник «Крузенштерн». (Фото взято с сайта парусника).

Сегодня давно обещанный как это сейчас принято говорить «лонгрид» от дорого С.М. Максимова о российском учебном судне — . Увлекательный и обстоятельный рассказ, как всегда с обилием фактического материала и иллюстраций. Усаживайтесь поудобнее и приступайте.

С изображением «Крузенштерна» выпущено много марок. В качестве заглавной иллюстрации я выбрал российскую марку, выпущенную в 2006 г. в честь кругосветного похода «Крузенштерна» (о самом путешествии ниже). Это одна из немногих красивых российских марок. В целом современные российские марки имеют совершенно непотребный вид. Но дадим слово автору!


Название: Кругосветное плавание барка «Крузенштерн» 2005-2006 гг. Страна: Дата выпуска: 29 июня 2006 Размер: 50х50 мм Перфорация: гребенчатая 12 Бумага: мелованная Печать: офсет Автор фото: Масляев Юрий Дизайнер: Лемешко С. Тираж: 200 000 Код по каталогу: Михель RU 1359
ИТЦ «Марка» 1127

Я сам выпросил у уважаемого всеми нами Дениса Викторовича право написать рассказ про барк «Крузенштерн». Он, скрепя сердце, отдал его мне и даже присылал материалы для его написания. Что может быть проще? Переводить ничего не надо, напиши немного об истории корабля, да добавь в пост характеристики, и все, пост готов. Однако материалов и статей о корабле так много и все они похожи друг на друга, а хочется написать что-то интересное, рассказать какие-то малоизвестные факты. Получится это или нет, пока не знаю.

Но начну, по традиции, с загадки: чья бабушка оказалась на «Крузерштерне» по ошибке, в то время как дедушка плавал на «Чехове»?

История создания

Контракт на постройку четырёхмачтового барка для гамбургской пароходной компании «F. Laeisz» верфь «Иоганн Текленборг» в Геестмюнде (ныне Бремерхафен) получила в 1925 году. Закладка корабля состоялась 24 июня 1925 года. И ровно через год 23 июня 1926 года корабль сошел на воду. По давней традиции, названия судам, построенным для компании «F. Laeizs», давали женщины из большой семьи главы фирмы, и все корабли должны были начинаться на букву «П» (но нет правила без исключения, единственным кораблем не на букву «П» в компании «F. Laeizs» был «Флотбек»). «Крестной матерью» нового корабля стала дочь главы фирмы Кристина Лайеш. Название новый барк получил в честь итальянского города Падуя — «Padua».

«Падуя» была окрашена в соответствии с цветами флага Германской империи: черный (корпус над водой и верхние строения), белый (в районе ватерлинии над водой) и красный (подводная часть).

Конструктивные особенности и характеристики корабля

Барк (нидерл. bark) - большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение. Иными словами, все мачты барка, за исключением последней, из поперечного рангоута имеют только реи, тогда как последняя мачта рей не имеет.

Конструктивно «Падуя» была аналогична своим предшественникам — «Пангани», «Памиру», «Пассату», «Приваллу» и другим. Основными ее отличиями стало устройство кубриков для приема 40 кадетов и отсутствие среднего диптанка, судовой цистерны, возвышающейся над вторым дном судна и предназначенной для водяного балласта, жидкого топлива и т.д. Вместо него парусник принимал 437 т водяного балласта в двойное дно и еще 16 т в ахтерпик, кормовой отсек судна обычно используемый как балластная цистерна и для хранения запаса воды.

Корпус барка стальной, клепаный. По архитектуре судно трехостровное, двухпалубное. В средней надстройке располагались помещения постоянного экипажа, кают-компания и камбуз, в кормовой — кубрики для кадетов, в носовой — кладовые и технические помещения. На средней надстройке позади штурвала имелась деревянная штурманская рубка, которую немецкие моряки двусмысленно называли «kartenhaus» — «карточный домик». Мачты были стальные. Высота мачт над ватерлинией — до 56 м. Парусное вооружение «Падуа» было упрощенным.

«Падуя» имела электрическое освещение — под палубой полуюта был установлен дизель-генератор; рядом располагалась аккумуляторная для обеспечения аварийного освещения. Поскольку холодильных камер в те времена на судах не существовало, для обеспечения экипажа в рейсе мясом и молоком в море отправлялось целое стадо живности: на барке был оборудован курятник на рострах юта и свинарник под полубаком. Для борьбы с мышами и крысами имелись также на борту кошки и собаки (внимание – ответ на загадку скрывается здесь).

Водоотливная и балластная системы оснащались помпами с ручным приводом. Также ручными были и три грузовые лебедки: компания Лайешей по-прежнему не желала тратиться на топливо и механические приводы, предпочитая строить свой бизнес на дармовом ветре и дешевом ручном труде матросов и учеников.
«Падуя» вошла в историю тем, что оказалась последним крупным парусником, построенным без вспомогательного двигателя. Все ее последователи уже были парусно-моторными судами и использовались только в качестве учебных.
На паруснике было пять спасательных шлюпок – четыре 7-ми метровых и одна капитанская (дежурная), более 6-ти метров длиной.


«Крузенштерн». Балтийское море, август 2013 года
Фото В.Семидьянова

Технические характеристики:

  • корпус - цельностальной
  • водоизмещение - 5805 т., полное водоизмещение – 6400 т
  • грузоподъемность - 4,698 т
  • количество палуб — 2
  • длина - 114,5 м
  • ширина - 14,04 м
  • высота борта: 8,48 м
  • высота — 68,0 м
  • осадка - 6,27 м (7,26 м наибольшая)
  • максимальная скорость - во время регаты «Grand Regatta Columbus`92» — 21 узел
  • двигатели — первоначально как вспомогательное оборудование для парусных лебедок, погрузочного оборудования, насосов, генераторов
  • двигатели сегодня — 2 × 736 кВт, 8NVD 48A-2U
  • скорость на двигателях — 10 узлов
  • план парусности - 47 парусов всего, в том числе 30 прямоугольных парусов, 17 косых парусов
  • площадь парусов - от 3400 до 3800 кв. м
  • масса рангоута - около 200 т
  • экипаж в настоящее время - 70 чел + 120 курсантов
«Падуя», 1926-1945

«Падуя» вошла в десятку крупнейших парусников мира и заняла почетное место в знаменитой серии парусных судов компании «F. Laeisz» , которые имели общее название «Летучий П-Лайнер» (Flying-P-Liner), имена всех судов этой серии начинались с «П»: «Паньяни» (Pangani), «Печили» (Petschili), «Памир» (Pamir), «Пассат» (Passat), «Померания» (Pommern), «Пекин» (Peking), «Потоси» (Potosi), «Пруссия» (Preussen). Все эти корабли носили вымпел с инициалами фирмы FL. Корабли использовались на Капгорновской линии, проходившей мимо мыса Горн из Европы в Чили. Эту линию моряки называли на английский манер, своеобразно переведя инициалы фирмы FL, как Flying Liner. В это название добавили букву «P», так как названия всех судов этой серии начинались с этой буквы. Так образовалось название Flying-P-Liner («Летучий П-Лайнер»).

Лайеши делали ставку на эффективный менеджмент, что удалось, и стабильное поступление оплаты от кадетов за прохождение практики. С конца 19-го века в Германии получить диплом профессионального моряка можно было только при наличии 24-месячного плавательного ценза, и 12-месячного — именно на парусном судне.
В первый рейс «Падуя» вышла из Гамбурга 30 августа 1926 года и за 74 дня достигла чилийского порта Талькауано. Судовладелец строил работу, опираясь на свое понимание рентабельности: все необходимое на борту, за исключением свежих продуктов и воды, покупалось в порту приписки Гамбурге. Также, по максимальной возможности, рейсы должны были быть быстрыми: исключая простои и задержки, связанные с обеспечением судна всем необходимым. Ответственность за это нес капитан. В 6-м рейсе результат был улучшен — переход от Гамбурга до Талькауано занял 72 дня.

Барк «Падуя» в 30-е годы. Фото предоставлено семьей Р. Бекера

Винджаммеры, в которым относилась «Падуя», постоянно сталкивались с сильными бурями, особенно при прохождении мыса Горн. А прохождение этого мыса в те времена иногда растягивалось на недели. Недаром прошедшие эти нелегкие испытания капитаны даже объединились в Международную ассоциацию «Капгорновцев», где получали звание «альбатросов». Противостоять атаке внезапно обрушивающейся на судно стихии в этом районе невозможно, и сильные ветры, переходящие в жесточайшие бури в сочетании с огромными волнами, легко уничтожали даже такие, казалось бы, гиганты, как парусники капгорновской линии. Часто в этом районе разрушала суда даже качка, она просто разламывала стальные корпуса, как жестяные банки.

Работы на палубе и мачтах в непогоду для команды крайне утомительны и чрезвычайно опасны — травматизм и гибель моряков, смытых в бурю за борт, были делом обыденным. Практически все падения с мачт заканчивались трагически, и даже присутствие врачей на борту не изменило бы положение вещей. Часто могилой становилось море, быстро остановиться, спустить шлюпку и спасти упавшего в бушующую морскую пучину моряка не представлялось возможным.
Яростные ураганы в секунды разрывали в клочья паруса, вырывали из корпусов огромные мачты, а гигантские волны, размеры которых больше походили на водопады, с бешенством обрушивались на палубы и надстройки. Малейшая ошибка в реакции на шквал или даже оплошность – и спасения нет!

Даже опытные, взрослые моряки, попадавшие в такие шторма, говорили, что страшнее ничего на планете нет. Что говорить о значительном количестве в командах юных «воспитанников» без опыта работы — им противопоставить урагану было нечего, кроме терпения и надежды на счастливую судьбу. Наверное, поэтому при комплектовании команд у Лайешей было принято выбирать юнг, выросших на воде, из семей потомственных моряков, и не приветствовались «смельчаки» или авантюристы-одиночки. Зато пройдя жесточайшую закалку на винджаммерах, юнги получали репутацию настоящего моряка, готового к работе в любых условиях. Очевидно лишь одно – эту работу выбирали люди недюжинной воли, характера и человеческих качеств.

Продолжить регулярные рейсы «Падуи» в 1932 году Лайешам не удалось: с февраля по октябрь 1933 года барк стоял на приколе в ожидании грузов, так на судоходстве сказался экономический кризис. И когда осенью 1933-го года появилась возможность организации рейса в Австралию за пшеницей (хотя и с балластом), альтернативы не было.
С лета 1934 по осень 1935-го года – очередной простой. Но неожиданно судовладельцу поступило предложение о коммерческом участии барка в съемках художественного фильма. Это было первое кино «Падуи» — «Мятеж на Эльсиноре». Фильм был отснят по мотивам романа Джека Лондона.

В 1937 году вышла первая марка с изображением «Падуи», в Германии. Интересно, что во время Второй мировой войны обязательная доплата за покупку этой марки шла в фонд приобретения теплых вещей и пошив зимней униформы для солдат. Поэтому марки этой серии так и назывались — «Зимняя помощь».


«Падуя». Марка Третьего Рейха, 1937

Под именем «Падуи» парусник появился всего на двух марках. Вторая – марка Фолклендских островов, мимо которых проходила капгорновская линия.


«Падуя», марка Фолклендских островов, 1989

До августа 1939 г. «Падуя» совершила всего 16 рейсов, пятнадцать из которых были трансокеанскими, в чилийские порты Южной Америки и Австралию. Двадцать восемь раз огибал винджаммер мыс Горн, ходила «Падуя» исключительно под парусами, так как не имела двигателя.

В конце августа 1939 года «Падуя» была загружена и готова к выходу в Чили, но после начала оккупации Германией Польской Республики 1 сентября и объявления войны Великобританией и Францией, немецкие суда и порты были блокированы. Судно было разгружено, рейс отменен, в полной неопределенности барк остался в Гамбурге.
Весной 1940 года половина Европы была оккупирована Германией, но находиться в Гамбурге, в досягаемости английской авиации и флота стало опасно. «Падую» со снятыми верхними реями и стравленными брам-стеньгами (для прохода под мостом) отбуксировали через Кильский канал в Киль, а оттуда — в Штеттин (сегодня — польский Щецин). Там барк стоял у набережной несколько месяцев и использовался как стационарное учебное судно.

Снова, очень неожиданно, на борту появилась съемочная группа, только на этот раз немецкая, из Берлина – поступил заказ на съемку фильма «Сердце встает на якорь». Комедия 1940 года с участием очень популярных немецких артистов не стала шедевром, но для судна появилась возможность выйти для съемок под парусами в Балтику.
В ноябре 1940 года «Падуя» в последний раз вышла из Штеттина как коммерческое судно: на этот раз для доставки пиломатериалов из эстонского Ревеля (Таллин). По окончании рейса барк остался в Штеттине, но эксплуатация судна ни в каком качестве была невозможна: шла война, а у судна не было противоминной защиты. На борту продолжались занятия практикантов, а иногда даже судно выходило на однодневные учебные плавания в Балтику. С конца 1942 года усилились бомбардировки немецких городов британскими и американскими ВВС.

В начале 1943 года стоявший у причала гамбургского порта парусник решили «призвать на воинскую службу» — на юте и баке «Падуи» были размещены противовоздушные орудия, поставлена противоминная защита, увеличено количество коек для воспитанников. Правда, стреляла она, почему-то, все больше, по своим — вначале по немецкому самолету, потом – по немецкой же подлодке. Уже в марте «военная карьера» винджаммера была завершена: судно разоружили и отправили в Ригу. В Рижском заливе, в хорошую погоду судно даже выходило в тренировочные плавания. Но в феврале 1944 года и Рига перестала быть безопасной для парусника, так как после победы Красной Армии под Сталинградом, вермахт стремительно отступал на Запад. Поэтому «Падую» в сопровождении буксира, из-за обилия мин, снова перегнали, на этот раз — в Данию, Свендборг, а позже — во Фленсбург. Практическое обучение воспитанников уже проводилось без выхода в море.

В июле 1944 года на барке начинают снимать цветную художественную киноленту «Улица Большая Свобода, 7». Антуражем и фоном фильма по сценарию был Гамбург с его припортовыми кабачками и ресторанами, а главный герой в финале кино уходит матросом в рейс на «Падуе».

Конец Второй Мировой войны барк встретил во Фленсбургском фьорде, под Глюксбургом, в качестве стоящего у причала судна, на котором проходили занятия практикантов. Хозяйничающие в этой оккупационной зоне британцы вели себя раскованно и бесцеремонно, то и дело возникали инциденты с местным населением: военные позволяли себе вольности с обысками, изъятием чужого имущества. «Падую» англичане считали уже своей собственностью по праву принадлежности к «великой морской державе», несмотря на то, что раздел флота поверженной Германии был закреплен документально, в протоколах Потсдамской конференции, и по нему парусники «Коммодор Йонсен» (будущий «Седов») и «Падуя» отходили СССР.

«Крузенштерн», 1945-1961. Плавбаза, общежитие, переоборудование

Советское командование добилось возврата судов. В декабре 1945 г. парусник покинули юнги мореходного училища, была распущена команда, а с флагштока спущен Лайешевский вымпел, почти 20 лет реявший над мачтами барка. Передача советскому командованию «Падуи» прошла 11 января 1946 года. 25 февраля 1946 года приказом по флоту «Падуя» со статусом «учебно-парусный корабль 2-го ранга» была включена в состав отряда учебных кораблей Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ), базировавшегося в Лиепае. 23 апреля барку было присвоено имя прославленного русского адмирала И.Ф. Крузенштерна.

Первые два десятилетия у «Крузенштерна» и «Седова» была общая история. В условиях послевоенной разрухи у военных надобности в парусных судах не было. Отсутствие ресурсов (людских, материально-технических) и опыта эксплуатации учебных парусников делало невозможным ремонт этих судов. «Крузенштерн» в том состоянии, в каком он находился, без двигателя, да еще и в условиях Балтики, полной необезвреженными минами, был обречен на утилизацию.

Временное, но спасительное решение подсказала жизнь: в Ленинграде была большая потребность в жилых помещениях для военнослужащих. И с 1946 по 1948 год парусник был перестроен под плавучее общежитие на 400 мест. На дне грузовых отсеков появились резервуары для воды и стоков, были оборудованы жилые и учебные помещения, камбуз, прачечные, туалеты. На барке теперь было электричество, его вырабатывал дизельный генератор. Жилье на барке получали курсанты Высшего военно-морского училища имени Ф.Э. Дзержинского.

13 ноября 1951 года барк был переведен в Кронштадт, в 28-ую дивизию учебных кораблей ДКБФ. В это время в Ленинграде образовалась группа энтузиастов по спасению трофейных парусных судов. Настоящим счастьем для парусника стала встреча с ним двух подвижников, русских офицеров в ранге капитанов 3-го ранга Шнейдера И. Г. и Митрофанова П.С., именно эти моряки спасли судно, как парусник.

У «Крузенштерна» двигателя по-прежнему не было, и потому ему было понижено звание – он превратился в несамоходную плавучую базу. На судне в это время проходило очередное переоборудование, в уже немолодом, 28-летнем корпусе было заменено 15 тыс. заклепок, появились актовый зал и клуб, противопожарная система, новая электропроводка, оснащены помещения для хранения имущества и продуктов, а большие спальные помещения разделены на более удобные каюты и кубрики. В июне 1955 года буксиры вытащили «Крузенштерн» в открытое море, а самостоятельный рейс длиной в 34 морские мили решил его судьбу: были продемонстрированы все возможные парусные маневры, развороты, постановка и снятие с якоря. Экспертная комиссия «дала добро» на дальнейшее оснащение барка для повышения живучести, обитаемости и автономности в походах.

С 1956-го по 1961-й, «Крузенштерн» обрел тот облик, который позволил начать ему совершенно новую жизнь, насыщенную дальними плаваниями и научными открытиями. СССР в это время начал масштабное освоение Мирового океана, а поскольку новых, специализированных судов еще построено не было, взять на себя роль научных исследователей пришлось ряду трофейных кораблей. Кроме «Седова» и «Крузенштерна», эту миссию получил и земляк «Падуи» по Бремерхафену, бывший «Марс», а теперь «Витязь».

Переоборудование огромного барка в научно-исследовательское парусное судно было делом непростым – как бывает, когда впервые решается сложная и многоаспектная задача. 30 октября 1959 года барк обрёл статус корабля 1-го ранга «Крузенштерн», и был переведён в группу экспедиционно-океанографических судов.

На Кронштадтском заводе с 1958-го по 1961-й год были произведены уникальные капитальные переоборудования. Наконец, «Крузенштерн» получил самоходность — были встроены два главных дизельных двигателя мощностью 800 л.с. каждый. Хотя внешний облик барка почти не изменился, не считая покраски в белый цвет – признак принадлежности к океанографическим судам, реальных изменений было много. Для повышения остойчивости был уложен твердый балласт (в виде чугунных чушек), оборудованы хлебопекарня, кладовые, парусная, электрическая и плотницкая мастерские, установлена платформа для топливных и питьевой воды цистерн. Также парусник получил рефрижераторные машины и морозильные кладовые, паровые котлы. На верхней палубе были установлены лебедки для проведения научных работ. Но главное для парусника – был полностью заменен стоячий и бегучий такелажи и сшиты новые паруса.

«Крузенштерн», 1961-1966. Научное судно

14 июня 1961 года, по окончанию капитального ремонта, 35-летний барк был переведен в состав судов Атлантической экспедиции. После 15-ти лет вынужденных стоянок и ремонтов, загрузив топливо, провиант и воду, «Крузенштерн» вышел в рейс, чтобы пройти 15 тысяч морских миль в новом качестве.

В последующие годы «Крузенштерн» работал в составе группы судов, которая обеспечивала проведение большого количества исследований в Атлантике. Парусные суда идеальны для гидроакустического изучения океана, так как скользят по морской глади без вибраций и шума. Было важно, что данные могли обрабатываться сразу на борту или подготавливаться для последующего изучения. На борту «Крузенштерна» учеными и моряками было сделано немало важных научных открытий, впервые было открыто электрическое поле океанских глубин, о существовании которого прежде и не догадывались, была проведена первая в мире морская магнитная съемка с буксируемым магнитометром. Одна из подводных гор, открытых тогда в Канарской котловине, была названа в честь судна “горой Крузенштерна”.

За годы под флагом Океанографического отряда «Крузенштерн» прошел около 240 тысяч морских миль, а практику на борту прошли более 9 тысяч курсантов, будущих моряков. Маршруты его рейсов простирались от Бермудов и Ямайки до Касабланки и Гибралтара. Длительность рейсов составляла, как правило, 3-4 месяца.

В эти годы молодым океанографом Александром Городницким была написана песня «Паруса Крузенштерна», которая стала впоследствии гимном барка. В каждом рейсе, в портах стоянок песня звучит при отходе от причала и дарит тем, кто остается на берегу, чувство расставания с большим и любимым родственником.

Одним из курьезных эпизодов «Крузенштерна» того периода считается пребывание на судне настоящего живого, бурого медведя. Присутствие на морских судах животных никогда не было экзотикой, но чтобы такой символ России на борту большого океанографического судна? Попавший на барк маленьким и забавным медвежонком, обласканный и избалованный многочисленной командой, он быстро рос и удивлял своей ловкостью и хитростью, а затем стал причиной больших проблем, особенно в портах заходов.

К концу 1965 года Военно-Морской флот, получавший в свое распоряжение специальные исследовательские суда-новострои, осознал, что парусники — хлопотное и сложное хозяйство. Было принято решение вывести «Крузенштейн» и «Седов» из состава флота, как непрофильные единицы. Снова нависла реальная угроза распила старых и все время требующих ремонта и надлежащего ухода судов. К счастью в Министерстве рыбной промышленности осознали необходимость обучения курсантов на парусном судне, где они смогут получить фундаментальные навыки, необходимые для подготовки и обучения профессиональных моряков.

«Крузенштерн», 1966-1991. СССР, учебное судно

3 февраля 1966 года, в Кронштадте прошла официальная передача «Крузенштерна» в ведение Министерства рыбного хозяйства. Это было начало третьей жизни 40-летнего барка. С этого момента парусник стал Учебным парусным судном «Крузенштерн».

Снова требовались переоборудования и ремонт – ведь теперь на нем будут учиться гражданские моряки. А значит, и требования к помещениям и судну совсем другие.

Прописку парусник получил в Риге, на верфи он провел больше года. Новым собственником была разработана большая программа переустройства и переоборудования – теперь паруснику предстояло избавиться от научных лабораторий и исследовательского оборудования, и максимально, став только учебным, оснаститься комплексом спасательного оборудования. Жилые помещения предстояло превратить в кубрики гражданских практикантов. Потребовалось и устройство на судне полноценных, а не приспособленных учебных классов, санузлов.

В первый рейс под флагом рыбной промышленности «Крузенштерн» вышел в июне 1967 года по маршруту Рига – Сочи – Севастополь – Риека – Рига, пройдя почти 11 тысяч морских миль. В этом рейсе, как всегда — неожиданно, продолжилась кинематографическая судьба «Крузенштерна» — теперь он фигурировал, как антураж съемки художественного фильма «Рыцарь мечты» — по мотивам произведений Александра Грина.

С 1968 по 1972 года - было проведено очередное глобальное переустройство судна. Барк оснастили новыми навигационными и радиолокационными приборами и станциями, аварийным генератором, удлинили ют до палубы мостика, настелили новую палубу до 110-го шпангоута, построили новую стальную рубку с помещениями для штурмана, радиста и двумя классами, обустроили каюты для офицеров и команды и многое-многое другое. Даже внешне перемены были значительными! Стал вырисовываться облик, который барк имеет и сегодня. В это время «Крузенштерн» обрел свой фирменный «мундир» — окрас корпуса черным цветом с белой полосой, существовала традиция так выделять русские учебные парусники еще с царских времен. В январе 1973 года «Крузенштерн», закончив ремонт вышел из Кронштадта, направляясь к порту приписки – Риге.

Формальным собственником судна значился Балтийский отряд учебных судов (БОУС) Рижской базы тралового флота объединения «Запрыбпром». Здесь же сложился принцип работы барка, которому он следует по сей день — с весны до осени, как правило, организовывалось три учебных рейса, которые совершали курсанты морских специальностей мореходных училищ Министерства рыбной промышленности СССР из разных регионов страны. Зимой планировался ежегодный ремонт.

В этом же 1976 году, учебное парусное судно «Крузенштерн» впервые было изображено на художественном маркированном конверте СССР.

А первой советской марки со своим изображением ему пришлось ждать до 1981 года, когда в серии посвященной парусному флоту России, он занял почетное место. Были выпущены марка и конверт первого дня.

1 января 1983 года начался новый этап в жизни судна — «Крузенштерн» был передан из Балтийского отряда учебных судов в порту Рига производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в порту Таллин, также замыкавшемуся на «Запрыбпром».

Начал «Крузенштерн» свою эстонскую жизнь с вызова — 16 апреля 1984 года он вышел из Таллина, чтобы, пройдя Атлантику, попутно принимая участие в регате STI, посетить Канаду. В гонках от ново-шотландского Сиднея до британского Ливерпуля он занял первое место. Здесь же, в Ливерпуле, 4 августа, королева Елизавета II приветствовала барк во время парада парусников с борта яхты «Британия». Меньше чем за год 58-летний парусник прошел 14 тысяч миль, и добрую половину этого пути – под парусом, со средней скоростью более 6 узлов в Атлантике.

С 1988 по 1991-й экономика СССР уже стала серьезно влиять на финансирование парусных судов и организацию снабжения в портах стоянок. Так что неудивительно, что в эпоху всеобщей коммерциализации судовладельцы были вынуждены находить дополнительные ресурсы и начинать зарабатывать какие-то средства, чтобы восполнить уменьшение своего содержания. Так родилась практика взимания платы за посещение судна в портах, где оплачивались заходы, а также платного размещения на морских переходах так называемых «практикантов». Возможность осуществить плавание на борту барка всегда было очень востребованным.

В 1991 году произошло историческое событие для учебного четырехмачтового барка «Крузенштерн». Согласно приказу Министерства рыбного хозяйства № 113 от 25 марта 1991 года судно передавалось от объединения «Эстрыбпром» в Таллине Калининградскому высшему инженерному морскому училищу в Калининграде. Эта передача сыграла в судьбе барка определяющую роль на десятилетия. На самом деле эта идея витала уже с середины 80-х, когда было очевидно, что, не обладая ресурсами учебного заведения, судовладелец не может обеспечить достаточного внимания организации учебного процесса на паруснике. Было понятно, что барк должен эксплуатироваться морским вузом или мореходным училищем. Но катализатором передачи «Крузенштерна» на баланс тогда Калининградскому высшему инженерному училищу стала общественно-политическая ситуация в СССР, его распад. С осени 1990-го года в Прибалтике набрали силу сепаратистские течения, и стало ясно, что неминуемо произойдет отделение республик — вместе с имуществом.

Прорабатывать передачу судна московское руководство стало еще зимой, и юридически оно было безукоризненно, т.к. собственностью Эстонии «Крузенштерн» никогда не был. Это и обусловило несостоятельность любых претензий, которые если и не выдвигались официально, на словах озвучивались часто. По крайней мере, барк, чтобы не нагнетать напряженность, осмысленно не заходил в эстонские порты в течение двадцати лет.

Акт передачи был подписан 30 мая 1991 года. Работа учебно-парусного судна не останавливалась ни на день: уже через неделю, 4 июня барк вышел с курсантами в новый рейс. И хотя на борту еще не был закрашен «Таллинн», вернулся он из рейса домой, в порт приписки, уже в Калининград.


Открытка из комплекта, выпущенного в 1997 году государственным издательско-полиграфическим предприятием «Янтарный сказ». Фото — Василий Семидьянов
«Крузенштерн», российская история

Весной 1992 года стало возможным участие «Крузенштерна» в регате, посвященной 500-летию открытия Колумбом Америки. – «Grand Regatta Columbus`92». Капитан Коломенский всей силой своего азарта пошел ва-банк: он взял курс на область очень сильных ветров и повел «Крузенштерн» так, как это делали во времена чайных клиперов. Желание победить было огромным у всех капитанов – ведь событие исключительное, статусное! За почти двадцать дней судно прошло Северной Атлантикой только под парусом почти 3,3 тысячи морских миль. При ветрах в 8-9 баллов по шкале Бофорта (от 17 до 24,5 м/с), со средней скоростью в 7 узлов. А была и рекордная вахта – со скоростью в 17,2 узла. Были моменты, когда лаг показывал просто нереальную скорость – до 21 узла! Результат говорит сам за себя: «Крузенштерн» — первый, питерский «Мир» — второй, мурманский «Седов» — третий! Это был час триумфа российских капитанов и экипажей!

В 1992-1993 г. барк прошел капитальный ремонт. Была произведена замена главных двигателей, паровых котлов, сепаратора льяльных вод, брашпиля, швартовных шпилей, гребных винтов, отремонтированы дизель — генераторы и судовая электростанция, в жилые и общие помещения установлены кондиционеры. Преобразился медблок, камбуз, были модернизированы спасательные средства. Также были завершены работы на стоячем и бегучем такелаже. Произошла полная смена натуральных материалов на синтетику: легкий, но прочный дакрон заменил льняные паруса, а сизалевые канаты уступили место капроновым тросам и канатам.

Выяснилось, что состояние парусника за много лет пришло в наилучшую форму, «Крузенштерн» был готов к амбициозной мечте – кругосветному плаванию. В канун 70-летия барка для «Крузенштерна» наступила новая эра — кругосветных плаваний.

Однако сама по себе кругосветка для «Крузенштерна» была не такой уж совершенной неожиданностью. Само судно, собственно, было построено с прицелом на крупномасштабные морские экспедиции, включая кругосветки. В бытность «Падуи» на нем дважды прошли так называемым «восточным путем» – вокруг мыса Доброй Надежды в Австралию, далее на восток вокруг мыса Горн и обратно в Европу.
В 1995-1996 годах «Крузенштерну» предстояло обогнуть земной шар в противоположном направлении: из Европы к западному побережью Южной Америки, через Тихий океан — во Владивосток. Оттуда — через Западную Австралию, Южную Африку – в Европу. Таким образом, следование барка было максимально приближено к пути первой русской кругосветной экспедиции.

Из Калининграда «Крузенштерн» вышел 28-го октября 1995 года. Однако официальный старт кругосветке был дан в Санкт-Петербурге, куда «Крузенштерн» сразу и направился.

Кроме достопримечательностей и сердечных встреч в портах, непривычных русскому глазу красот южных стран и морей, команда вспоминает и тайфун, настигший барк в западной части Тихого океана. Ветер достигал скорости более 40 м/с, что превышало 12 баллов. Из-за качки отказал один из двигателей, крен достиг такого угла, что оконечности рей лежали в воде, многие паруса были разорваны. Стихии крузенштерновцы противопоставили мастерство капитана и слаженную работу экипажа. Шторм стал одним из многочисленных приключений 10-месячного путешествия. За 308 суток «Крузенштерн» преодолел более 42,5 тысяч морских миль, посетил 15 портов тринадцати стран Европы, Южной Америки, Океании, Азии, Австралии и Африки, пересек четыре океана, выдержал два жестоких шторма. Четыре раза парусник пересек экватор, прошел под парусами культовые точки для тех, кто ходит под парусом — коварные мысы Горн и Доброй Надежды. Официально финишировал «Крузенштерн» в морской столице России, Санкт – Петербурге, 25 августа 1996 года.
Кругосветка принесла барку появление на нескольких марках, конвертах и открытках (макси-картах), выпущенных в России, Бельгии и Азербайджане.

В преддверии 2005 года, в котором центральным событием в стране должно было стать празднование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, было решено предпринять второе кругосветное плавание. Тем более, в 2006-м году исполнялось 200 лет с момента окончания первого русского кругосветного плавания под руководством Крузенштерна и Лисянского. Так и было решено: посвятить новое плавание барка этим двум знаменательным датам в российской истории. Из Калининградского рыбного порта «Крузенштерн» вышел в Санкт-Петербург 17 июня 2005 г. А вернулась судно 14 августа 2006 г., спустя 14 месяцев. За бортом осталось 45,77 тысяч морских миль, 21 зарубежный порт, в которых проведено 121 сутки. А всего плавание продлилось 425 суток.

Во славу этой кругосветки в России снова были выпущены марка и конверты.


Кругосветное плавание «Крузенштерна» 2005-2006. Конверт первого дня из моей коллекции

В последующие годы «Крузенштерн» принимал участие в парусных регатах и транстлантических экспедициях. Посетил олимпиады в Ванкувере и Сочи.

Последнее на текущий момент появление «Крузерштерна» на марках связано с филателистической ошибкой. На сувенирном листе Соломоновых островов 2014 года барк подписан, как принадлежащий Германии.

В 2016 году у «Крузенштерна» «сошлись» несколько юбилейных дат. «Главной», конечно же, было 90-летие парусника. Также исполнилось 70 лет переименованию парусника из « Падуи» в «Крузенштерн» и 25 лет Калининградской приписке. Несмотря на многочисленные ремонты и переделки корабля за прошедшие 90 лет в морском флоте существует традиция — при смене названия судна сохранять элементы оборудования, несущие прежне имя. Судовой колокол — рында и штурвал «Крузенштерна» до сих пор сохранили на себе имя «Падуя» в знак преемственности традиций. А на торцах литых кнехтов по-прежнему существует эмблема «Flying-P-Liners». Но самое главное для парусников рангоут «Крузенштерна сохранился в своем первозданном виде.

А теперь ответ на загадку. В книге Эдуарда Успенского кот Матроскин рассказывал, что его дедушка плавал на пароходе «Антон Павлович Чехов», а мультфильме имя Чехова было заменено на Крузенштерна, а дедушка - на бабушку. Так парусник по ошибке превратился в пароход и породил известную фразу почтальона Печкина: «Адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн. Человек и пароход». Но парохода «Крузенштерн» не существовало, были парусник, ледокол, даже самолет, а вот именно парохода не существовало.

Призы

1974 - Советские парусники «Крузенштерн» и «Товарищ» впервые приняли участие в международной парусной регате Op Sail-74 («Операция Парус-74») на Балтийском море.
В гонке Копенгаген (Дания) - Гдыня (Польша) «Крузенштерн» завоевал 4-е место.
«Крузенштерн» был награждён серебряной моделью парусника Cutty Sark .
1976 - барк «Крузенштерн» принял участие в международной парусной регате «Op Sail-76», посвящённой 200-летию Декларации независимости США.
В первой гонке Плимут (Англия) - Санта Круз де Тенерифе (Канарские острова) судно заняло 2-е место.
В гонке через Атлантический океан от Санта Круз де Тенерифе до Бермудских островов барк занял 2-е место.
В гонке по маршруту: Бермудские острова - Ньюпорт (США) судно было 9-м.
1978 - судно приняло участие в международной парусной регате Op Sail-78 в Северном море.
В гонке Осло (Норвегия) - Гарвич (Англия) занял 1-е место.
1980 - барк принял участие в международной парусной регате Op Sail-80 на Балтийском море.
В гонке Киль(Германия) - Карлскруна (Швеция) занял 4-е место.
1984 - «Крузенштерн» принял участие в крупных международных морских мероприятиях, посвящённых 450-летию плавания француза Жака Картье в Канаду, которые проходили в портах Галифакс, Квебек, Альфред.
В трансатлантической гонке на Мировой кубок портов Канады по маршруту Сидни (Новая Шотландия) - Ливерпуль (Англия) барк «Крузенштерн» занял первое место в классе «А» и по всему флоту.
1986 - барк «Крузенштерн» принял участие в международной парусной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1986 в Северном море.
В гонке Ньюкасл (Англия)- Бремерхафен (Германия) - Ларвик (Норвегия) - Гётеборг (Швеция) судно заняло 1-е место.
1989 - парусник принял участие в международной парусной регате Сutty Sark Tall Ships Races-1989 в Северном море. В гонке Лондон (Англия) - Гамбург (Германия) барк занял 2-е место.
1990 - судно приняло участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships S Races-1990.
В гонке от Бордо (Франция, Бискайский залив) до Зеебрюгге (Бельгия, Английский канал) судно заняло 2-е место.
1992 - «Крузенштерн» принял участие в морском событии мирового масштаба - в Grand Regata Columbus-92 Quincentenary («Гранд Регата Колумбус-92 - Пятисотлетие»), посвящённом 500-летию плавания Колумба к берегам Америки.
В рамках регаты проводилось несколько гонок. В первой гонке по маршруту Лиссабон (Португалия)- Кадис (Испания) «Крузенштерн» занял 3-е место среди судов класса «А».
В трансатлантической гонке Бостон (США) - Ливерпуль (Великобритания) судно заняло 1-е место.
1994 - судно приняло участие в международной регате Сutty Sark Tall Ships Races-1994.
В гонке Веймут (Англия, Английский канал) - Ла-Корунья (Испания, Бискайский залив) судно заняло 1-е место.
1995 - барк принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1995.
В гонке Эдинбург (Шотландия) - Бремерхафен (Германия) судно заняло 1-е место.
1998 - барк «Крузенштерн» принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1998.
В гонке Фалмут (Англия, Английский канал) - Лиссабон (Португалия, Атлантика) судно заняло 1-е место.
В гонке Виго (Испания) - Дублин (Ирландия) барк занял 3-е место.
1999 - парусник принял участие в международной регате Cutty Sark Tall Ships Races-1999.
В гонке Сен-Мало (Франция) - Гринок (Шотландия) судно заняло 4-е место.
В гонке Леруик (Шотландия, Шетландские острова) - Ольборг (Дания) барк занял 3-е место.
Капитаном судна на тот момент был Г. В. Коломенский.
2000 - «Крузенштерн» принял участие в международной трансатлантической регате Tall Ships Races-2000.
В гонке Саутгемптон (Англия) - Кадис (Испания) «Крузенштерн» занял 3-е место.
В гонке через Атлантику по маршруту Кадис (Испания) - Бермудские острова судно заняло 3-е место.
В трансатлантическом переходе Галифакс (Канада) - Амстердам (Нидерланды) барк занял 1-е место.

Происшествия
  • В августе 2014 года «Крузенштерн» при выходе из датского порта Эсбьерг случайно потопил местный буксир Diver Master. Датское рейдовое судно помогало российскому кораблю покинуть акваторию Эсбьерга. Однако на буксире не смогли вовремя отдать концы и «Крузенштерн», завалив буксир на левый борт, затянул его под воду.
  • 11 июня 2015 года «Крузенштерн» при выходе из гавани Эйстюрхебн порта Рейкьявик при развороте буксирами бушпритом задел пришвартованные у причала корабли береговой охраны. Операцию по развороту судна осуществляли два исландских буксира. На одном из них лопнул буксировочный трос и «под ветром» барк наткнулся бушпритом на два судна береговой охраны. В результате у одного пострадала сигнальная мачта, а другой получил незначительные повреждения в районе надстройки. У «Крузенштерна» в результате удара погнулся бушприт.
  • Понравилось это: