Баунти - Легендарные парусники. Вымышленные и настоящие. История мятежного «Баунти»: как это было (20 фото) Bounty история

«Таити, Таити… А нас и здесь неплохо кормят!» — заявляет кот в мультфильме «Возвращение блудного попугая». А вот экипажу английского корабля «Баунти», отправившегося в конце XVIII века на Таити за саженцами хлебного дерева, остров так полюбился, что матросы не захотели его покидать. Вместо этого они устроили бунт, пустили капитана в свободное плавание по океану, а сами захватили пару таитянок и колонизировали островок Питкэрн. О знаменитом мятеже, похожем на сюжет приключенческого романа, расскажет Екатерина Астафьева.

Хлеб — всему голова

Конец XVIII века, Война за независимость США. Британская империя теряет огромные колонизированные территории в Северной Америке. Остаются, конечно, несколько колоний, например, на Ямайке и Сент-Винсенте, где выращивают сахарный тростник. Но объемы уже не те, да и доходы все уменьшаются. Дело в том, что чернокожих рабов из Африки, работающих на плантациях, нужно было чем-то кормить, и с провозглашением Америкой независимости были перекрыты пути дешевой поставки зерна.

Корабль «Баунти» должен был доставить саженцы на Ямайку


А платить американцам или ввозить его из Европы — удовольствие не из дешевых. Английские дельцы призадумались, полистали путевые заметки Джеймса Кука и нашли лекарство от своих болезней: хлебное дерево. Путешественник писал, что для жителей Таити эти крупные плоды с сытной мякотью большую часть года составляют основу рациона. Постановили: высадим на Ямайке хлебное дерево и сэкономим на настоящем насущном.

Тиран на борту

Решено было снарядить экспедицию за саженцами хлебного дерева к загадочному и манящему острову Таити. Капитаном корабля был назначен Уильям Блай, который сопровождал Кука в его последнем плавании. Молодой, но опытный моряк, по отзывам современников, был строг и иногда даже без повода жесток. Поговаривали, что он бил своих матросов без видимых на то причин. Но бортовые журналы показывают, что капитан прибегал к наказаниям не чаще, чем-то было положено уставом. К тому же он заботился о своей команде: на борту был большой запас средств, спасающих от морской болезни и цинги. Все подопечные Блая были простыми матросами: из-за небольших размеров судна офицеров на нем больше не было.

Копия корабля «Баунти»

Все круги океана

В декабре 1787 года трехпарусник «Баунти» вышел из Портсмута. Важно отметить, что по вине адмиралтейства судно отправилось с задержкой и упустило удобное для путешествия время. «Баунти» направился к мысу Горна, но именно в этот сезон там бушевали жестокие штормы.

Капитан Блай с остатками команды переплыл океан на лодке без компаса


Тогда судну пришлось повернуть к мысу Доброй Надежды, пересекая Атлантику. Затем путь лежал через Индийский океан по опасным сороковым широтам к Тасмании, и, наконец, Таити. Здесь пришлось остановиться на 5 месяцев: плоды на деревьях еще не созрели в необходимом для саженцев количестве. Команда, уставшая после долгого плавания, предалась всем радостям жизни, которые им мог предложить экзотический остров Таити: принялись есть фрукты, купаться в море и волочиться за таитянками.


Поль Гоген «Таитянские пасторали», 1893

Бунт на корабле

Когда пришло время возвращаться в Британию, команда явно была не в духе. Взятые на борт саженцы требовали неусыпного внимания, к тому же их нужно было регулярно поливать пресной водой. Матросы ворчали, что о растениях на «Баунти» заботятся лучше, чем о людях. Да и воспоминания о прекрасных островитянках бередили душу. 27 апреля 1789 на корабле вспыхнуло восстание во главе с помощником капитана Флетчером Кристианом. Уильяма Блая обезоружили и посадили в шлюпку с небольшим запасом пищи, секстантом и карманными часами. Нескольких матросов, оставшихся верными капитану, отправили вместе с ним. Всего на лодке было 7 человек.

Мятежники с таитянками основали поселение на острове Питкэрн


Блай и остатки его команды совершили невероятное путешествие: они проплыли почти 7000 километров без карт, лишь по памяти, умудрившись за 47 дней пути не умереть. Блай прибыл к Тимору, где его встретили британцы, потеряв лишь одного матроса при нападении туземцев. «Я предложил моим спутникам высадиться на берег, — рассказывает Блай. — Некоторые едва могли передвигать ноги. От нас остались лишь кожа да кости: мы были покрыты ранами, наша одежда превратилась в лохмотья. В этом состоянии радость и благодарность вызвали слезы на наших глазах, а жители Тимора молча, с выражением ужаса, удивления и жалости смотрели на нас. Так с помощью Провидения мы преодолели невзгоды и трудности столь опасного путешествия!» Капитан Блай вскоре все-таки доставил на Ямайку саженцы хлебного дерева.


Роберт Додд «Мятежники высаживают из «Баунти» капитана Блая и часть команды в шлюпку»

Голову с плеч

Мятежники же отправились обратно на Таити. Кристиан взывал к своим товарищам, пытаясь уговорить их покинуть остров: в любой момент мог нагрянуть британский корабль, и за свержение капитана их обязательно отправили бы на виселицу. Некоторые матросы предпочли остаться на Таити, в чем потом, наверное, раскаялись: все произошло так, как предсказывал Кристиан. В 1791 на остров прибыл британский корабль «Пандора». Мятежников захвалили и отправили в Англию, но по дороге большинство из них погибло в кораблекрушении. Троих выживших приговорили к смертной казни.

Рай на земле

Но небольшая кучка бунтарей из девятерых человек успела заблаговременно покинуть остров, захватив с собой 12 таитянок и 6 таитян в качестве рабов. Они приплыли на остров Питкэрн, сожгли корабль, и, как сперва казалось, нашли свой рай на земле. Все проблемы начались из-за женщин. Когда у одного из моряков умерла жена-таитянка, англичане не придумали ничего лучше, чем отнять женщину у туземца. Тот убил нового друга своей возлюбленной, моряки отомстили за товарища. Таитяне убили пятерых белых, но женщины отправились мстить за своих английских мужей и перебили всех туземцев. В итоге на острове не осталось ни одного таитянина, лишь четверо моряков, несколько женщин и детей.

Кадр из фильма «Мятеж на Баунти», 1935

Тут-то бы, пожалуй, и успокоиться. Но двое моряков научились гнать самогон, принялись пить и дебоширить, так что один спьяну упал в море, а разъяренного второго товарищи зарубили топором. Оставшиеся Смит и Янг стали жить в мире и согласии. Страдающий астмой Янг перед смертью научил Смита читать, и люди на острове регулярно устраивали чтения Библии и богослужения.

На острове Питкэрн говорят на смеси английского XVIII века и таитянского


В 1808 году остров обнаружило британское судно. Смит был все еще жив и считался единоличным правителем Питкэрна. Атмосфера на острове была крайне доброжелательной. В 1829 Смит умер, а в 1831 правительство Англии предприняло попытку переселить всех его отпрысков Таити. Но вдали от дома 12 человек погибли, так что 65 островитян вернулись на Питкэрн. Позже часть из них переселилась на остров Норфолк.

Сейчас на острове Питкэрн все так же живут потомки тех самых мятежников с корабля «Баунти». Около 50 человек говорят на странном языке, смеси английского языка XVIII века и таитянского. Остров считается заморской территорией Великобритании, обладает демократической системой управления и живет в основном за счет туризма и продажи почтовых марок.

Далеко-далеко, на самом краю света, в центре огромного Тихого Океана лежит крошечный остров Питкэрн. Здесь, in the middle of nowhere, живут 69 человек (2013г.) Этот маленький уникальный народ - потомки мятежников с легендарного парусника "Баунти".

В прошлой записи я упоминал об этой трагически-романтической истории, теперь я хочу рассказать её целиком.

Всё началось с хлебного дерева. Родиной этого растения считается Новая Гвинея, откуда полинезийцы завезли его на острова Океании. Хлебное дерево достигает 20-26м в высоту, диаметр плода - до 30см, а масса - 3-4кг. Созревшие плоды имеют мякоть кремового или жёлтого цвет и сладковатый вкус. Это одно из самых урожайных плодовых растений в мире: одно дерево приносит от 100 до 300 плодов в год. Мякоть созревших плодов пекут, варят, сушат, едят сырой и даже делают из неё тесто для лепешек. По вкусу жареные плоды напоминают скорее картофель, чем хлеб. Свежая мякоть быстро портится, но существует способ запасать плоды хлебного дерева надолго: их чистят, разрезают, потом плотно заворачивают в листья банана и зарывают в землю. Плоды бродят, превращаясь в тестообразную массу (masi), но не гниют, оставаясь съедобными на протяжении нескольких лет. Эту массу жарят на кокосовом масле, и получающийся продукт по вкусу как раз похож на хлеб.

Те из вас, кто бывал в Таиланде или других странах юго-восточной Азии, наверняка видели или даже пробовали джекфрут - его еще называют "индийское хлебное дерево", или "хлеб для бедных"; это близкий родственник хлебного дерева, но путать их не следует.

После своего первого кругосветного путешествия и посещения Таити, капитан Джеймс Кук привез плоды хлебного дерева в Англию. Тут оно вызвало большой интерес у плантаторов Вест-Индии - после голода на Ямайке они искали дешевые источники питания для невольников, работающих на полях сахарного тростника. Плантаторы написали письмо королю Георгу III, и тот распорядился снарядить на Таити судно, чтобы доставить в Англию саженцы этого удивительного растения. Командиром был назначен лейтенант Уильям Блай, который до этого побывал на Таити как рулевой одного из кораблей Кука. 29 ноября 1787 года судно отправилось в путь.

Блаю, начальнику экспедиции, нужно было подобрать экипаж, которому предстояло совершить плавание на далекий тихоокеанский остров. Но сам капитан набрал лишь несколько человек. Единственным, кого он действительно хотел взять с собой, был Флетчер Крисчен, высокий молодой человек с хорошими манерами, родом из семьи богатого землевладельца с юга Англии. В начале Крисчен служил под началом Блая во время его плаваний в Вест-Индию, затем благодаря покровительству капитана стал его первым помощником.

Блай был полной противоположностью Крисчену. Он был суров к команде, но не прощал слабостей и себе. Чрезвычайно подозрительный, Блай не понимал подчиненных и часто, быть может сам того не желая, оскорблял их. С самого начала плавания капитан оказался в одиночестве.

А экспедиция получилась очень тяжелой. Через три месяца бриг подошел к мысу Горн, самому южному выступу Южной Америки. Блай хотел обогнуть мыс Горн, чтобы в результате совершить кругосветное плавание, и в течение трех недель безуспешно пытался пробиться сквозь бушующее море.

Однако непрекращающиеся бури и штормы заставили его в итоге повернуть назад, к берегам Африки.

Команда была измотана, рыбы попадалось мало, и моряки были вынуждены ловить альбатросов, чье мясо имеет резкий, неприятный запах. Однако всеобщая враждебность окружила капитана после того, как был вскрыт один из бочонков с продуктами, в котором недоставало двух головок сыра. Блай без колебаний заявил, что их украл кто-то из команды, и запретил выдачу сыра до тех пор, пока виновник не будет найден. Но тут бондарь Хиллбрант, отвечавший за сохранность тары, напомнил Блаю, что злополучную бочку уже однажды открывали по приказу самого Блая, и две недостающие теперь головки отнесли тогда капитану в каюту. А так как сказанное бондарем подтвердил еще один матрос, то капитан был публично уличен во лжи. Однако вместо того чтобы уступить, Блай пригрозил бондарю жестоким наказанием "за оскорбление и ложное обвинение". Это была не пустая угроза: еще во время плавания к мысу Горн по распоряжению капитана матрос Мэтью Кинтала был жестоко избит плетьми за неповиновение.

В то время как Блай терял уважение своих подчиненных, Флетчер Крисчен, теперь уже его старший помощник, наоборот, завоевывал симпатии всего экипажа. Он умел общаться с людьми. Корабль находился в море уже около года, настроение на борту "Баунти" было чревато взрывом. К счастью, 26 октября 1788 года парусник наконец-то бросил якорь в бухте Матаваи.

Таити и таитяне не обманули надежд матросов с "Баунти". Романтическая легенда о "последнем рае", которая начала рождаться еще из рассказов моряков Кука, оказалась правдой. Люди с "Баунти" знали мир, большинство из них многие годы скитались по морям и океанам. Однако поразительная красота Таити и горячие сердца таитянок превзошли все их ожидания.

На портрете Джона Вебера изображена таитянская принцесса Поэтуа. Джон Вебер был официальным рисовальщиком капитана Кука и вместе с ним совершил его третье и последнее кругосветное путешествие. Я видел эту картину вместе с портретом самого Кука на временной выставке в музее Те Папа в Велингтоне.

Таитяне приняли мореплавателей "Баунти" так же сердечно, как и экипажи всех, пока что немногочисленных, европейских кораблей, заходивших на остров. В течение нескольких часов почти все матросы побратались с таитянами. Многие англичане по полинезийскому обычаю обменялись со своими новыми друзьями таио - именами. И еще горячее встретили моряков таитянские девушки. Блай, этот невыносимый во время плавания человек, даже разрешил прелестным таитянкам ночевать на борту корабля. Кончились долгие дни лишений, голода, опасного пути по бесконечным водным пространствам.

Больше всего забот теперь выпало на долю начальника экспедиции, который должен был обеспечить успех операции "хлебное дерево", а также в интересах британской короны наладить более тесную связь с вождями Таити. Еще во время своего первого посещения острова он познакомился с Помаре, будущим всетаитянским королем Помаре I.

В то время Помаре правил только в соседней земле Паре, и бухта Матаваи пока что не входила в его владения. Все же Блай решил, что тот является верховным вождем острова, и направил к нему своих послов. Помаре с супругой посетили "Баунти" и приняли многочисленные подарки Блая. В ответ они пригласили Блая к себе, где на ужине, сопровождаемом флейтами и барабанами, обтянутыми крокодиловой кожей, капитан Блай сообщил хозяину, что его государь, Георг III, хотел бы получить в подарок от своего королевского коллеги саженцы хлебного дерева. Помаре с радостью согласился выполнить эту скромную просьбу гостя.

Вначале экипаж "Баунти" собирал саженцы прямо на берегу бухты Матаваи, принадлежащей Поину, вождю соседней территории. Весь мыс Венера, где стояла хижина Поина, был покрыт многочисленными хлебными деревьями. Cобирать саженцы было поручено группе из четырех человек, которой командовал Флетчер Крисчен. О более замечательном отпуске никто из матросов не мог и мечтать. Они бродили по острову, искали саженцы и вкушали все радости полинезийского гостеприимства.

Каждый из моряков обзавелся на острове "братом", который по полинезийским обычаям предлагал ему не только свой дом, но и свою жену. Но в этом даже не было необходимости: к лагерю на мысе Венера - какое удивительно подходящее название! - каждый вечер с песнями и танцами сходились и девушки со всей округи. Все это напоминало какие-то сентиментальные мечты и в то же время было реальностью.

Интерес к англичанам проявляли не только таитянские красотки, но и вожди. Честолюбивый Помаре требовал, чтобы Блай доказал свое расположение к нему, переведя бриг из бухты Матаваи непосредственно к побережью Паре. Капитан согласился, и новой стоянкой "Баунти" стал залив Тоароа, который, однако, во многом уступал Матаваи.

На борту "Баунти" имелось больше полутонны гвоздей, четыре тысячи топоров, пятьсот ножей и множество пил. Гвоздями и инструментами моряки обменивались с мужчинами, а для женщин было припасено более десяти тысяч стеклянных бус, триста зеркал и другие предметы дамского туалета. Моряки обменивали также и свои личные вещи - одежду, гребни и т.п., получая взамен кокосовые орехи, птицу и свиней.

Интересно, что все первые белые люди, приплывавшие на Таити, дарили жителям острова разных животных. Так, капитан Самюэль Уэллс, побывавший на Таити в 1767г, подарил островитянам кошку, а Джеймс Кук в 1778 году подарил Помаре быка и трех коров. Блай, который присутствовал при передаче этих животных Помаре, поинтересовался, что же с ними произошло. Оказалось, что они давно исчезли из королевского хлева: двух коров украли жители соседнего острова Муреа, третью - представители племени папара, а одичавший бык бродил где-то по лесам восточной части Таити. Блай выкупил оставшуюся на острове корову и случил с нетерпеливым и свирепым быком. В результате в Полинезии наконец-то родился первый теленок.

Необходимое число саженцев уже давно было собрано, а "Баунти" приведен педантичным Блаем в образцовое состояние еще до того, как бриг переменил стоянку. Поэтому после переезда никто уже ничем не занимался, кроме любви под аккомпанемент мелодий и танцев.

Остаться на этом острове до конца дней своих - вот о чем думал каждый матрос. Вскоре три члена экипажа исчезли. Среди беглецов оказался один из лучших матросов, которому как раз и было поручено следить за тем, чтобы никто не сбежал - Чарлз Черчилл.

С помощью местных Блай вскоре отыскал беглецов. Двоих капитан наказал сорока восемью ударами плетьми, третьего - двадцатью четырьмя. Грубо обошелся Блай и с бывшим своим заместителем Фраером, досталось и мичманам. В довершение всего Блай конфисковал свиней, которых моряки закупили у таитян, чем вызвал новое недовольство экипажа. Этот замечательный мореплаватель и удивительно плохой психолог делал все, чтобы нажить себе среди членов экипажа как можно больше врагов.

Почти все члены экипажа не хотели покидать эти благословенные места. Но после шести месяцев пребывания на Таити "Баунти" наконец поднял паруса и двинулся в обратный путь.
Рядовые матросы и большинство офицеров уже давно ненавидели капитана. Но теперь, ко всеобщему удивлению, Блай начал преследовать того, кого сам же назначил своим старшим помощником - Флетчера Крисчена.

Положение Крисчена становилось все более и более невыносимым. Каплей, переполнившей его чашу терпения, стала следующая история. На Номуке - последнем острове архипелага Тонга - Блай закупил у местных жителей большое количество кокосовых орехов, которые сложили в кучу на главной палубе. На второй день после отплытия из Номуки капитану показалось, что орехов стало меньше. В краже Блай обвинил Крисчена. Последний признался, что действительно взял один-единственный орех. Остальные же члены экипажа заявили, что к кокосам даже не притрагивались. Блай стоял на своем, продолжая обвинять всех моряков и тут же объявил о наказаниях: запретил выдавать грог, а количество ямса - основного продукта питания - сократил вдвое.

Все были оскорблены, но больше всех Флетчер Крисчен. Офицера, выходца из богатой английской семьи на глазах у команды обвинили в воровстве! И все из-за одного-единственного ореха!

Доведенный до отчаяния, Крисчен сначала решил сколотить плот, чтобы в ту же ночь тайком покинуть "Баунти" и навсегда остаться на каком-нибудь из островов Полинезии. Но случайно услышанный разговор матросов заставил его придумать план получше - захватить корабль!
Нищие, вечно эксплуатируемые моряки, влачившие на "Баунти" жалкое существование, поддержали Крисчена. На родине их не ждало ничего хорошего. Самыми активными среди заговорщиков стали те матросы, которых Блай когда-то приказал наказать плетьми.

Эта не запланированная заранее драма разыгралась очень быстро. Прежде всего мятежники захватили оружие, хранившееся в особом сундуке на палубе. Приподняв крышку сундука, они, к своему удивлению, обнаружили там Хеллета - одного из вахтенных мичманов, который, оказывается, отсыпался там во время дежурства. Крисчен растолкал его и отправил с каким-то поручением, а своим сторонникам раздал оружие. Затем в сопровождении Черчилла и еще одного матроса вошел в каюту Блая и арестовал безмятежно спавшего капитана. А в это время Мэтью Кинтал арестовал второго помощника капитана - Фраера.

Таким образом парусник оказался в руках мятежников. Бриг был захвачен так быстро и так бесшумно, что некоторые члены экипажа вообще проспали это событие. Мятежники одержали победу, и теперь главарю, который еще накануне даже и не помышлял о бунте, надо было решать, что делать дальше. Какая участь ждет его самого, побежденных и победителей?

Наиболее злые на Блая матросы хотели разделаться с ненавистным капитаном прямо на месте, однако Крисчен запретил убивать кого-либо. Он лишь разрешил выбросить в воду уже никому не нужные саженцы хлебного дерева.

Блай и его сторонники получили в свое распоряжение семиметровую спасательную шлюпку. Выяснилось, однако, что шлюпка мала для всех желающих вернуться в старую добрую Англию, а кое-кого из лояльных членов экипажа не хотели отпускать сами мятежники, например, корабельного мастера Моррисона и корабельных плотников.

В итоге шлюпка оказалась сильно перегруженной, особенно после того как Крисчен передал изгнанникам продовольствие и воду, рассчитанные на несколько дней пути. Его должно было вполне хватить, так как "Баунти" находился вблизи северных островов архипелага Тонга. Далеко на горизонте виднелись угрюмые вершины вулканического острова Тофуа, а в ста милях южнее лежал самый крупный из островов Тонга - Тонгатабу.

Однако Блай вовсе не собирался задерживаться на этом архипелаге. Он стремился как можно скорее попасть в Англию, получить там новый корабль и вернуться в Полинезию, чтобы расправиться с мятежниками. Но ведь до ближайшего населенного пункта - голландских и португальских колоний в Индонезии, где капитан и его сторонники могли пересесть на корабль, чтобы отправиться в Европу, было пять с половиной тысяч километров. Этот путь надо было проделать на небольшой лодке с девятнадцатью людьми на борту и запасом пищи и воды лишь на неделю!

Гонимый жаждой мести, Блай все-таки совершил этот беспрецедентный героический 42-суточный переход в 3618 морских миль. Своим людям он давал по тридцать граммов сухарей и стакану воды в сутки. Путешествие от островов Тонга до Тимора вошло в историю как одно из величайших и самых отважных плаваний в истории. Спустя сорок два дня она достигли о.Тимор. В море у Блая не погиб ни один человек, хотя до родной Англии в итоге удалось добраться лишь 12ти из 19ти.

© wiki; Маршрут экспедиции Баунти под командованием Блая; Путь Блая на шлюпке на Тимор; Маршрут мятежников по Океании и основание колонии;

На борту "Баунти" остались двадцать четыре бунтовщика, в том числе и те, кого мятежники задержали насильно. Флетчер Крисчен хорошо понимал, что английская карательная экспедиция будет искать мятежников в бухте Матаваи. Поэтому вместо дорогого сердцу Таити, после длительных раздумий, он выбрал для колонизации остров Тубуаи, входящий сейчас в состав Французской Полинезии, расположенный примерно в пятистах километрах от Таити.

Моряки с "Баунти" надеялись, что на Тубуаи они найдут новый Таити. Но местные жители приняли мятежников довольно прохладно, да и девушки с Тубуаи, от которых моряки ожидали горячих проявлений симпатий, вовсе не спешили их развлекать. Кроме того, на Тубуаи не было домашних животных, даже свиней, столь распространенных на Таити.

Но во всем остальном этот заброшенный остров соответствовал планам Крисчена. Поэтому капитан мятежников решил остаться на Тубуаи. Но для этого необходимо было еще раз на короткое время съездить на Таити, чтобы приобрести все необходимое для полного счастья в новом доме: домашних животных и, главным образом, женщин.

После короткого и приятного перехода "Баунти" вновь бросил якорь в бухте Матаваи. Таитяне оказали английским братьям обычное гостеприимство. Крисчену пришлось как-то объяснять Помаре исчезновение Блая и некоторых других членов экипажа. Крисчен сказал, что по пути они встретились с капитаном Куком (которого уже несколько лет не было в живых) и тот будто бы взял к себе на борт Блая и саженцы хлебного дерева.

Таитяне, естественно, поверили Крисчену. Идиллия продолжалась. Организаторы мятежа и его невольные участники с искренним восторгом бросились в объятия своих таитянских друзей и подруг.

Крисчен тем временем готовил колонизацию Тубуаи. Он закупил около пятисот свиней, приобрел нескольких коз и кошек, оставшихся после посещения острова Уэллсом, и даже получил последнюю корову и быка из тех, что Кук подарил островитянам.

Наконец "Баунти" вновь покинул бухту Матаваи и направился к Тубуаи. Но этот остров готовил морякам лишь одни неприятности. Дело в том, что за территорию Тубуаи боролись два враждующих племени. А Крисчен, несмотря на то что его пригласил вождь более могущественной группировки, начал строить крепость - краеугольный камень своей политики - на территории более слабых соседей.

Тинарау, оскорбленный вождь могущественного племени, объявил экипажу "Баунти" настоящую войну. В конце концов большинство мятежников были вынуждены вернуться на корабль, бросив недостроенную крепость. Матросы перенесли на парусник все инструменты и стали разыскивать домашних животных, которых выкрали у них аборигены. Совсем старый к тому времени бык не выдержал стрессов последнего времени и умер. Теперь обе стороны начали борьбу за последнюю оставшуюся в живых корову. В результате погибло около шестидесяти островитян. И когда наконец морякам "Баунти" удалось все-таки вернуть корову, они забили и съели несчастное животное тут же на поле боя.

План Крисчена о колонизации острова окончательно провалился. Через несколько дней после описанных выше событий (теперь уже в третий раз!) "Баунти" оказался в бухте Матаваи.

Мятежники понимали, что Блай - человек упрямый, и что если ему удастся добраться до Англии, то он обязательно вернется на Таити и будет искать бунтовщиков именно здесь, в бухте Матаваи. Но часть матросов считали, что они невиновны в мятеже и что им нечего бояться. Крисчен предложил каждому сделать выбор, и 16 мятежников сошли на берег. Остальные девять решили как можно скорее покинуть остров. Провизии у них было достаточно, не хватало только женщин. Тогда моряки устроили на корабле мнимый "прощальный вечер", на который пригласили группу девушек. С наступлением ночи они осторожно подняли якорь и вместе со своими пленницами покинули Таити, на этот раз уже навсегда.

На борту теперь находились восемнадцать девушек и три полинезийца. Каждый мужчина выбрал себе подругу. Остальных - самых некрасивых - высадили на острове Муреа, а сами продолжили свой путь по Тихому океану.

жена Флетчера Крисчена Мауатуа. Крисчен предпочитал называть ее Изабеллой (возможно, в память о своей первой возлюбленной Изабелле Кёрвен)

Долго носило их по водам Полинезии, пока наконец мятежники не оказались около острова, который отвечал всем необходимым требованиям: он был необитаем, на нем росло хлебное дерево, бананы и ямс. Все это, видимо, завезли сюда когда-то полинезийцы.

Крисчен вскоре определил, что они попали на островок Питкэрн, который когда-то открыл английский мореплаватель Картерет. Однако, нанося остров на карту, Картерет ошибся на целых триста пятьдесят километров. Из-за этой картографической ошибки убежище экипажа "Баунти" не обнаружили ни карательная экспедиция, которую английское адмиралтейство действительно направило в Южные моря на поиски бунтовщиков, ни команда какого-либо другого корабля.

В распоряжении Крисчена оказался остров, о котором он долго мечтал. Главарь мятежников решил, что останется здесь до конца своих дней. Мятежники, вновь открывшие Питкэрн, построили в центре острова хижины, разделили всю территорию на девять участков и начали обрабатывать землю. А чтобы воспоминание о Таити не толкнуло кого-нибудь из его людей на попытку вернуться в бухту Матаваи, Крисчен сжег "Баунти"!

И снова новоиспеченные жители острова начали ощущать недостаток женщин. На "Баунти" прибыли двенадцать мужчин и двенадцать женщин, "лишних" англичане высадили на острове Муреа. Потом, когда из трюма вылезли еще трое прятавшихся там туземцев, все пожалели об этом. Кроме того, вскоре после переезда на островок Питкэрн две женщины - жены Смита и Уильямса - скончались. Англичане тут же присвоили себе жен полинезийцев.

И вот теперь таитяне, которые сначала радовались путешествию на "Баунти" как великолепному приключению, поняли, что попали в положение рабов. Они, естественно, не захотели мириться с такой судьбой. Первых двух беглецов, скрывшихся в горах, выследили и убили. Мир, наступивший после этого, оказался недолгим: теперь полинезийцы подготовились лучше и устроили настоящую резню. В результате были убиты Уильямс, Мартин и даже тихий садовник Браун. Он дружил с таитянином Теимуа, и тот выстрелил в Брауна холостым зарядом, велев притвориться мертвым. Но Брауну это не удалось, и другой таитянин, Манарии, добил садовника. Дважды пытались добить раненного Смита, но мушкет дважды давал осечку, а затем Смит из последних сил убежал в джунгли.
Наконец, был убит и тот, кто их всех привел на одинокий остров - Флетчер Крисчен.

Через несколько дней оставшихся в живых белые и их верные женщины нанесли ответный удар. Все мужчины-полинезийцы были уничтожены. Теперь на острове осталось четверо моряков (гардемарин Янг и матросы Маккой, Куинтал и Смит) с несколькими женщинами и детьми.
На некоторое время наступило затишье. Поселенцы обустраивали свои дома, возделывали землю, собирали батат и ямс, выращивали свиней и кур, ловили рыбу, рожали детей. Но если Янг и вылеченный Смит жили мирно, то два закадычных приятеля Маккой и Куинтал вели себя весьма агрессивно. Маккой когда-то был рабочим на шотландском спиртном заводе. Он вспомнил, что жители Таити добывали алкогольный напиток из корней растения ти и соорудил самогонный аппарат. Однако сам же он и стал первой жертвой бесконечных пьянок, утонув в пьяном угаре в море.

После смерти Маккоя на острове остались три англичанина. Куинтал продолжал пить и терроризировал всех остальных жителей острова, в особенности свою жену Теваруа. Однажды, в приступе бешенства, он даже откусил ухо. Через некоторое время Теваруа не выдержала и покончила с собой, бросившись с обрыва на камни... Потеряв жену, Куинтал озверел окончательно: стал требовать жен Янга и Смита, угрожал убить их детей. И мирные до того Смит и Янг не выдержали: они заманили Кинтала в дом Смита, напоили его и раскроили ему череп топором.

В результате "добро победило зло", и жизнь на острове сильно изменилась. Наконец-то наступили мир и благодать!

Двое взрослых мужчин почувствовали свою ответственность за судьбу маленькой колонии, за будущее женщин и детей. Янг научил неграмотного Смита читать, они даже открыли школу для теперь уже многочисленных потомков.

В 1800 году Янг умер от астмы, и единственный мужчина на острове матрос Алек Смит стал единовластным правителем Питкэрна и супругом всех десяти женщин.

Этот моряк, родом из простой семьи, сам долгое время остававшийся неграмотным, изменил до неузнаваемости обитель бунтовщиков. Он воспитывал как умел всех - и собственных детей, и чужих. Смит регулярно проводил богослужения, знакомя свою необычную паству с отдельными главами из Библии. Он вернул себе свое настоящее имя - Джон Адамс (Адамс, выросший на улицах Лондона, имел неприятности с законом и поэтому записался матросом на "Баунти" под вымышленным именем Александр Смит), а впоследствии назвал себя Адамом.

В 1808 году у берегов Питкэрна случайно оказался американский китобойный корабль. Его капитан Фолджер поведал всему миру об удивительном, прелестном островке Южных морей. Моряков поразил маленький народ и атмосфера доброжелательности и мира, царящая в колонии (на тот момент на острове проживало 8 женщин и 25 детей). На всех огромное впечатление производил патриарх Питкэрна - Джон Адамс. Когда встал вопрос о его аресте, английские власти простили бывшего мятежника и оставили в покое. Умер Адамс в 1829 году, в возрасте 62 лет, в окружении многочисленных и горячо любящих его детей и женщин. В его честь назван единственный поселок на острове - Адамстаун.

В 1823 году к колонии присоединились Джон Баффет и Джон Эванс, которые женились на местных девушках. В 1828 году на острове поселился Джордж Ноббс, который стал пастором. Женщины начинали рожать очень рано, как в браках, так и внебрачно, и население острова быстро росло.

В 1831 году Лондон принял решение переселить питкэрнцев на Таити, в результате чего в течение двух месяцев 12 человек умерли, а 65 островитян вернулись обратно.

В 1832 году на остров прибыл пуританин Джошуа Хилл. Он выдал себя за представителя английских властей и фактически установил диктатуру, а также запретил гнать спиртной напиток. В 1838 году обман раскрылся и Хилл был изгнан с острова, а новым лидером стал Ноббс.

В 1838 году остров был официально объявлен британской колонией. На нём было введено демократическое управление путём выборов в магистрат. Голосовать могли все мужчины и женщины, родившиеся на острове или проведшие на нём более 5 лет. Таким образом, Питкэрн стал первой территорией в составе Британской империи, где было введено избирательное право для женщин.

В 1856 году всё население острова площадью в 4,6 км², страдавшего к тому времени от перенаселения из-за высокой рождаемости, переселилось на необитаемый остров Норфолк, однако через некоторое время часть жителей вернулась обратно. В настоящее время на Норфолке живёт гораздо больше потомков моряков "Баунти" (около 1000 человек), чем на Питкэрне. С открытием Панамского канала в 1914 году остров регулярно посещают корабли, так как Питкэрн оказался на прямом пути от канала к Новой Зеландии.

В 1886 году на остров прибыл адвентистский миссионер Джон Тау, а в 1890 всё население Питкэрна перешло из англиканства в адвентизм. Суббота стала выходным днём, а все свиньи на острове (признанные нечистыми животными) были убиты. Сегодня адвентизм является единственной религией на острове, при этом лишь 20% населения Питкэрна регулярно посещают богослужения.

Пик численности населения в 233 человека был достигнут в 1937 году, после чего население сокращалось из-за эмиграции в Новую Зеландию.

Сегодня на Питкэрне по-прежнему живут прямые потомки мятежников, с четырьмя фамилиями - Christian, Warren, Young, Brown. Говорят здесь на странном наречии, смеси староанглийского языка и нескольких полинезийских диалектов. Главная статья доходов - туризм, продажа почтовых марок и доменного имени.pn.

Валюта на острове - новозеландский доллар, а с 1988 года чеканятся коллекционные монеты, фактически не используемые в обращении.

Из-за различия сложившихся на острове традиций с принятыми в "цивилизованном" обществе, в 2004 году тут случился большой скандал: выяснилось, что на острове в порядке вещей секс с несовершеннолетними. На остров приехали судьи, прокуроры, несколько человек посадили в тюрьму, которую пришлось специально для этого построить. В общем, пришли со своим уставом в чужой монастырь, как обычно... Потратили кучу денег - одно только строительство тюрьмы обошлось больше чем в 14 миллионов новозеландских долларов.
После 2009 года тюрьма освободилась, и ее вроде бы собирались переоборудовать в гест-хаус:)

Все видели рекламу шоколада названием созвучным с мятежным кораблем. Реклама явно намекает на свободу, покой и земной рай тому, кто потребляет сей продукт. Рекламный ролик явно рассчитан на людей не знающих реальную историю о корабле «Баунти».

История похода английского военного корабля «Баунти» за саженцами хлебного дерева, перипетии этого драматического плавания не потерялись даже среди бурных событий XVIII века, богатых на мятежи, географические открытия и прочие увлекательные приключения.

Британский военный корабль «Баунти» 3 апреля 1789 года (по некоторым источникам, 4-го апреля) под предводительством капитана Блая отплыл от берегов Таити в сторону Карибского архипелага с ценным грузом на борту. Саженцы хлебного дерева, плодами которого предполагалось кормить рабов на плантациях сахарного тростника английских колонистов на островах Вест-Индии, однако, цели не достигли: на корабле вспыхнул мятеж, в результате которого пострадали не только растения.

В результате этого мятежа и последующих событий был открыт неизвестный доселе остров, написаны романы, сняты кинофильмы, а благодаря усилиям копирайтеров драматический поход «Баунти» в южные моря намертво связан теперь в общественном сознании с райским наслаждением.

В канун Рождества 1787 года из английской гавани Портсмунд вышла трехмачтовая шхуна «Баунти». О том, куда и зачем направляется это судно, слухи ходили давно, но курс и официальную цель экспедиции морякам объявили уже в открытом море. У корабля был экзотический пункт назначения: не в Новый свет, не в дикую Африку, не в сказочную, но уже даже привычную Индию, не к берегам Новой Голландии (Австралии) и Новой Зеландии - путь лежал на райский остров в Южных морях, как тогда именовали тропическую область Тихого океана.

Миссия, действительно, была уникальной: не в поисках новых земель и не на войну с туземцами, и даже не за чернокожими рабами или несметными сокровищами отправилась шхуна британского Королевского Флота. Команда «Баунти» должна была достичь райского острова Таити, найти и доставить в Англию чудо-растение, с помощью которого планировалось совершить экономическую революцию. Целью дальнего путешествия были саженцы хлебного дерева.

В конце XVIII века в результате Войны за Независимость США Британская империя потеряла свои богатейшие северо-американские колонии. Ущемление политических амбиций – ничто по сравнению с экономическим поражением, которое потерпели английские бизнесмены. Конечно, на Ямайке и в Сент-Винсенте по-прежнему собирали хороший урожай сахарного тростника, продажа которого приносила дельцам и государственной казне приличный доход, но… Дело в том, что этот самый тростник выращивали чернокожие рабы из Африки, которых кормили ямсом и бананами, а зерно и хлебную муку для них привозили с американского континента.

Независимость Соединенных Штатов Америки больно ударила по карману британских рабовладельцев. Теперь за зерно американцам нужно было платить совсем другие деньги или же ввозить его из Европы. И то, и другое было недешево и значительно снижало доходы от продажи всего, что вырастили на плантациях рабы.Увеличение расходов на содержание невольников, мягко говоря, огорчало английских бизнесменов. Нужно было как-то спасать ситуацию - искать дешевый хлеб. Тогда-то и вспомнили, что побывавшие в Таити путешественники часто описывают некий «хлебный фрукт». Эти плоды растут на ветвях деревьев, имеют приятный сладкий вкус и восемь месяцев в году являются основной пищей местных жителей. За этой манной небесной и отправилась шхуна «Баунти».

Знаменитый английский путешественник капитан Кук писал, что в Полинезии, на Таити, хлеб растет на деревьях. Это была не метафора - речь шла о растении из семейства тутовых, дающем питательные и вкусные плоды величиной с кокосовый орех. Когда наиболее продвинутые английские плантаторы с островов Вест-Индии прочитали путевые заметки Кука, где в том числе говорилось о хлебном дереве, они поняли, что философский камень, во всяком случае в масштабах одной плантации, найден. Их светлые головы осенила блестящая бизнес-идея: перевезти с Таити саженцы хлебного дерева и его плодами кормить рабов, сэкономив таким образом кучу денег на покупке настоящего хлеба. По подсчетам, прибыль с каждой плантации должна была увеличиться от этого нововведения вдвое.

Люди, осваившие в те времена заокеанские колонии, были решительными и бесстрашными, поэтому не боясь гнева вышестоящего начальства, послали прошение королю Англии Георгу III поспособствовать с распространением хлебного дерева в местах их поселений. Король нуждами колонистов проникся и выдал приказ адмиралтейству: снарядить на Таити корабль, чтобы собрать и доставить плантаторам Вест-Индии побеги удивительного растения.

У британского военного флота не нашлось подходящего корабля, способного вместить, помимо команды и запасов провизии, сотни саженцев, за которыми в пути нужен был специальный уход. Строить же новое судно было слишком долго. Адмиралтейство купило у частного судовладельца за 1950 фунтов стерлингов трехмачтовый парусник «Бетиа», который переделали, оснастили пушками и ввели в состав королевского флота под названием «Баунти» («Щедрость»). Относительно небольшие размеры корабля (водоизмещение 215 тонн, длина по верхней палубе 27,7 метра и ширина 7,4 метра), свойственные прочим парусным судам того времени, компенсировались его большой грузоподъемностью и превосходными мореходными качествами, а его плоское днище должно было предохранить от катастрофических столкновений с рифами.

Если хоть на минуту представить себе жизнь на военных парусных кораблях XVIII века, то удивляться частым бунтам на них не приходится. У капитанов была никем и ничем не ограниченная власть над командой, даже над офицерами - что уж говорить о нижних чинах, которых за непокорность и в устрашение остальным могли просто вздернуть на рее без лишних проволочек. Наказание в виде порки были тоже обычным явлением. На небольших, как правило, судах царила невероятная скученность, воды часто не хватало, экипаж страдал от цинги, уносившей многие жизни. Жесткая дисциплина, самоуправство со стороны капитанов и офицеров, нечеловеческие условия жизни не раз провоцировали кровавые столкновения на кораблях. В Англии было мало охотников добровольно служить в королевском флоте, процветал насильственный набор: специальные отряды ловили матросов торгового флота и скованными доставляли на королевские корабли.

Командиром «Баунти» был назначен молодой, но опытный мореплаватель лейтенант Уильям Блай. К своим 33 годам он уже успел поплавать в Южных морях на кораблях знаменитого Кука, побывал в Полинезии, хорошо знал и Вест-Индию, куда должен был доставить саженцы хлебного дерева. К сожалению, кроме хорошего опыта в мореплавании, Блай обладал скверным характером и неуравновешенностью, а лучшим способом общения с командой считал грубое насилие.

Уильям Блай в 1792 год

29 ноября 1787 года «Баунти» с командой в 48 человек покинул Англию, чтобы пересечь Атлантический океан, обогнуть мыс Горн и, выйдя в Тихий океан, идти на остров Таити. Целью обратного пути был остров Ямайка - через Индийский океан, мимо мыса Доброй Надежды. Плавание было рассчитано на два года.

Из-за задержки по вине адмиралтейства корабль отправился в путь с опозданием, когда у мыса Горн свирепствовали жестокие штормы. Не справившись со свирепыми ветрами, Блай вынужден был повернуть и идти к мысу Доброй Надежды, пересекая Атлантику в бурных южных широтах. Пройдя южную оконечность Африки, «Баунти» впервые в истории мореплавания пересек Индийский океан в «ревущих сороковых» и благополучно достиг острова Тасмания, а затем - Таити.

Пять месяцев экипаж жил на Таити, постепенно обзаводясь друзьями и романтическими отношениями с прекрасными таитянками. Описывая этот период, историки отмечают, что моряки стали столь же смуглыми и почти столь же свободолюбивыми, как коренные жители острова, поэтому когда корабль с саженцами хлебного дерева, заботливо выкопанными и тщательно подготовленными к долгому пути, отправился к цели назначения, команда недолго смогла выдержать самодурство капитана, унижения, которые он без счета придумывал для экипажа (по некоторым свидетельствам, он подверг порке даже офицера!), скудный рацион и отсутствие свежей воды. Особенно всех возмущало то обстоятельство, что капитан экономил на воде для людей в пользу растений, требовавших полива. (Впрочем, сохранить в целости груз для капитанов всех времен дело чести, а люди - легко пополняемый ресурс).

28 апреля на «Баунти» вспыхнул мятеж во главе которого стоял первый помощник Флетчер Кристиан к которому деспот Блай проявлял особую неприязнь. Захваченный в постели восставшими матросами, связанный по рукам и ногам, прежде чем он смог оказать какое-нибудь сопротивление, Блай в одной рубахе был выведен на палубу где состоялось некое подобия суда, на котором председательствовал лейтенант Флетчер Кристиен.

Хотя остальные офицеры корабля остались на стороне капитана, но проявили себя трусливо: они даже не пытались противостоять мятежникам. Восставшие матросы посадили Блая вместе с его 18 сторонниками в барказ, снабдили водой, продовольствием и холодным оружием и оставили в море в виду острова Тофуа… А «Баунти» после недолгого блуждания по океану вернулся на Таити. Здесь среди мятежников произошел раскол. Большинство собиралось остаться на острове и наслаждаться жизнью, а меньшинство прислушивалось к словам Кристиана, который предсказывал, что однажды на остров явится британский флот и повстанцы попадут на виселицу.

Экипаж баркаса во главе с капитаном Блаем с минимальным запасом продовольствия и без морских карт совершил беспрецедентный переход в 3618 морских миль и спустя 45 дней достиг острова Тимор, голландской колонии в Ост-Индии, откуда уже можно было без проблем возвратиться в Англию. Во время плавания капитан не потерял ни одного человека, потери были лишь во время стычек с туземцами.

«Я предложил моим спутникам высадиться на берег, - рассказывает Блай. - Некоторые едва могли передвигать ноги. От нас остались лишь кожа да кости: мы были покрыты ранами, наша одежда превратилась в лохмотья. В этом состоянии радость и благодарность вызвали слезы на наших глазах, а жители Тимора молча, с выражением ужаса, удивления и жалости смотрели на нас. Так с помощью Провидения мы преодолели невзгоды и трудности столь опасного путешествия!»

Портрет Уильяма Блая в 1814 году

Оставшиеся на Таити мятежники в 1791 г. были схвачены капитаном Эдвардсом, командиром «Пандоры», которую английское правительство послало на поиски бунтовщиков с предписанием доставить их в Англию. Но «Пандора» налетела на подводный риф, погибли 4 мятежника и 35 матросов. Из десяти бунтовщиков, доставленных в Англию вместе с потерпевшими кораблекрушение моряками «Пандоры», трое были приговорены к смертной казни.

По возвращению в Англию он продолжил службу на флоте, и вскоре опять был послан за злополучными саженцами хлебного дерева. На этот раз ему удалось их привезти на Ямайку, где эти деревья быстро прижились и стали плодоносить. Но негры-рабы отказались есть плоды этого дерева. Впрочем, к капитану Блаю этот казус уже не имел отношения. По возвращении в Англию его ждал холодный приём в Адмиралтействе. В его отсутствие прошло судебное заседание, где бывшие мятежники выдвинули обвинения против капитана и выиграли дело (при отсутствии Блая). Главным свидетельством событий на корабле стал дневник Джеймса Моррисона, который был помилован, но жаждал смыть позор мятежника с имени семьи. Дневник противоречит записям корабельного журнала и написан после событий. Эти записи стали основой романа.

В 1797 году Уильям Блай был одним из капитанов кораблей, команды которых взбунтовались в ходе мятежа в Спитхеде и Норе. Несмотря на выполнение некоторых из требований матросов в Спитхеде, другие жизненно важные для матросов вопросы не были решены. Блай снова оказался одним из капитанов, которых коснулся мятеж - на этот раз в Норе. В это время он узнал, что его прозвище на флоте было Тот Ублюдок с Баунти (англ. that Bounty Bastard).

В ноябре того же года, в качестве капитана HMS Director принимал участие в сражении при Кампердауне. Блай вел бой с тремя голландскими кораблями: Haarlem, Alkmaar и Vrijheid. В то время как голландцы понесли серьёзные потери, на HMS Director только 7 моряков были ранены.

Уильям Блай принимал участие под командованием адмирала Нельсона в битве при Копенгагене 2 апреля 1801 года. Блай командовал HMS Glatton, 56-пушечным линейным кораблём, который был в качестве эксперимента вооружён исключительно карронадами. После сражения Блая лично поблагодарил Нельсон за его вклад в победу. Он провёл свой корабль благополучно между банками, в то время как три других корабля сели на мель. Когда Нельсон сделал вид, что не заметил сигнал 43 от Адмирала Паркера (прекратить бой) и поднял сигнал 16 (продолжить сражение), Блай был единственным капитаном, который мог видеть конфликт двух сигналов. Он выполнил приказ Нельсона, и в результате все корабли позади него продолжали стрельбу.

Карикатура на арест Блая в Сиднее в 1808, изображающая Блая трусом

Блаю предложили назначение на пост губернатора Нового Южного Уэльса в марте 1805 года, назначив жалование в 2000 фунтов стерлингов в год, вдвое больше, чем у прежнего губернатора Филипа Гидли Кинга.

Он прибыл в Сидней в августе 1806 года, став четвёртым по счёту губернатором Нового Южного Уэльса. Там он пережил ещё один мятеж (Ромовый бунт), когда 26 января 1808 года, Корпус Нового Южного Уэльса под командованием майора Джорджа Джонстона арестовал его. Он был отправлен в Хобарт на корабле Porpoise, не имея поддержки, чтобы получить обратно контроль над колонией и оставался фактически заключенным в тюрьме до января 1810 года.

Из Хобарта в Сидней Блай вернулся 17 января 1810 года, чтобы формально передать пост следующему губернатору, и доставить майора Джорджа Джонстона в Великобританию для суда. На корабле Porpoise он вышел из Сиднея 12 мая 1810 года и прибыл в Англию 25 октября 1810 года. Трибунал уволил Джонстона из Морского Корпуса и британских вооруженных сил. Впоследствии Блаю было присвоено звание Контр-адмирала, а 3 года спустя, в 1814 году, он получил новое повышение и стал Вице-адмиралом.

Блай умер на Бонд-стрит в Лондоне 6 декабря 1817 года и был похоронен на семейном участке у церкви Святой Марии в Лэмбете. Эта церковь - теперь Музей Истории Садоводства. На его могиле изображён плод хлебного дерева. Мемориальная доска установлена на доме Блая, в одном квартале на восток от Музея.

Кристиан собрал команду из восьми единомышленников, заманил на «Баунти» шестерых таитян и одиннадцать таитянок и уплыл искать новую родину. В январе 1790 года на затерянный в безбрежных просторах Тихого океана необитаемый остров высадилось девять мятежников, двенадцать таитянок и шесть полинезийцев с Таити, Раиатэа и Тупуаи и ребенок.

Это был в прямом смысле слова край земли - на четыре тысячи миль к юго-востоку от острова никакой суши, бескрайняя океанская пустыня. Южная часть Тихого Океана - один из самых безлюдных и далеких от цивилизации регионов планеты, неслучайно именно сюда сбрасываются отработавшие свое космические станции.

Выгрузив имевшееся на «Баунти» продовольствие и сняв все снасти, какие могли пригодиться, моряки сожгли корабль. Так была основана колония Питкерн.

Между тем колонисты какое-то время были вполне довольны жизнью, поскольку даров природы на острове хватало всем. Пришельцы построили хижины и расчистили участки земли. Туземцам, которых они увезли или которые сами добровольно последовали за ними, англичане милостиво предоставили обязанности рабов. Два года протекли без особо крупных ссор. Однако был один «ресурс», запасы которого на Питкерне были весьма ограничены,- женщины. Из-за них-то и началось…

Полинезийская часть мужского населения требовала равноправия. В первую очередь не поделили женщин. У каждого из девяти моряков была своя «жена», а на шестерых туземцев приходилось лишь три дамы. Недовольство ущемленных переросло в заговор.

Когда в 1793 году у одного из мятежников умерла таитянская жена, белые поселенцы не придумали ничего лучше, чем отнять жену у одного из таитян. Тот обиделся и убил нового мужа своей подруги. Мятежники убили мстителя, а оставшиеся таитяне подняли мятеж против самих мятежников. Кристиан и четверо его людей были убиты таитянами. Казалось бы, все, но на этом смертоубийства не закончились. Таитянские жены моряков пошли мстить за убитых мужей и перебили восставших таитян. Все мужчины-полинезийцы были уничтожены. Теперь на острове осталось четверо моряков (гардемарин Янг и матросы Маккой, Куинтал и Смит) с несколькими женщинами и детьми.

На некоторое время наступило затишье. Поселенцы обустраивали свои дома, возделывали землю, собирали батат и ямс, выращивали свиней и кур, ловили рыбу, рожали детей. Но если Янг и Смит жили мирно, то два закадычных приятеля Маккой и Куинтал вели себя агрессивно. Они научились гнать самогон и регулярно устраивали пьяные дебоши. В конце концов, Маккой в алкогольном угаре погиб, прыгнув в море. А Куинтал, потеряв жену (она разбилась, собирая птичьи яйца на скале), озверел окончательно: стал требовать жен Янга и Смита, угрожал убить их детей. Закончилось все тем, что Смит и Янг, сговорившись, зарубили Куинтала топором.

С тех пор на Питкэрне воцарился мир. Двое взрослых мужчин почувствовали свою ответственность за судьбу маленькой колонии, за будущее женщин и детей. Янг научил неграмотного Смита читать. На острове начались регулярные чтения Библии и богослужения. В 1800 году Янг умер от астмы. К началу XIX века матрос Александр Смит (принятое им имя - Джон Адамс) стал единовластным правителем Питкэрна.

Этому человеку, много размышлявшему о своей прежней беспорядочной жизни, совершенно переродившемуся в результате раскаяния, пришлось исполнять обязанности отца, священнослужителя, мэра и короля. Своей справедливостью и твердостью он сумел завоевать неограниченное влияние в этой странной общине.

Необыкновенный наставник морали, который в дни своей молодости нарушал все законы, для которого раньше не существовало ничего святого, проповедовал теперь милосердие, любовь, согласие, и маленькая колония под кротким, но в то же время твердым управлением этого человека, ставшего под конец жизни праведником.

Таково было моральное состояние колонии на Питкэрне в то время, когда у его берегов острова появился корабль Уильяма Бичи, чтобы пополнить на нем свой груз тюленьих шкур.

В 1808 году остров Питкерн обнаружило промысловое судно «Топаз». Они заприметили что остров был заселён жителями необычной расы. Как выяснилось позже, это были дети Александра Смита, одного из бунтовщиков «романтического» корабля. Сам Смит, оказалось, был на острове священником и обучал грамоте.

Капитан считал остров необитаемым; но, к величайшему его изумлению, к борту корабля подошла пирога с тремя юношами-метисами, довольно хорошо говорившими по-английски. Удивленный капитан стал их расспрашивать и узнал, что их отец служил под начальством лейтенанта Блая. Одиссея этого офицера английского флота в то время была известна всему миру и служила предметом вечерних бесед на баках кораблей всех стран.

Первых визитеров поразил маленький народ, живущий на забытом богом островке, и атмосфера доброжелательности и мира, царящая в колонии. На всех огромное впечатление производил патриарх Питкэрна - Джон Адамс. Когда встал вопрос о его аресте, английские власти простили бывшего мятежника и оставили в покое. Умер Адамс в 1829 году, в возрасте 62 лет, в окружении многочисленных и горячо любящих его детей и женщин. В его честь назван единственный поселок на острове - Адамстаун.

Питкэрн стал частью Британской Империи, английской колонией в Южных морях. В 1831 году Лондон принял решение переселить островитян на Таити. Это закончилось трагически: несмотря на теплый прием, питкэрнцы не смогли жить вдали от родины, и в течение двух месяцев 12 человек умерли (в том числе и Четверг Октябрь Кристиан, первенец Флетчера Кристиана). 65 островитян вернулись домой.

В 1856 году было предпринято второе переселение жителей - на сей раз на необитаемый остров Норфолк, бывшую английскую каторгу. Но и опять многие из питкэрнцев захотели вернуться на родину. Так наследники «Баунти» разделились на два поселения: Норфолк и Питкэрн.

Сегодня на Питкэрне по-прежнему живут прямые потомки мятежников. Колония является уникальным политико-экономическим и социально-культурным образованием в Тихом Океане. У острова есть свои герб, флаг и гимн, но Питкэрн - не независимое государство, а «заморская территория Соединенного Королевства», последний осколок некогда великой Британской Империи. Островитяне говорят на странном наречии - смеси староанглийского языка и нескольких полинезийских диалектов. Здесь нет телевидения, канализации, водопровода, банкоматов и отелей, зато есть спутниковый телефон, радио и интернет. Главная статья доходов местных жителей - экспорт почтовых марок и продажа доменного имени.pn.

Питкэрн административно подчиняется британскому правительству в Окленде, расположенном приблизительно в 5300 км от острова. В 1936 году на Питкэрне жили до 200 человек, однако с каждым годом количество жителей уменьшается, так как люди уезжают на работу или на учебу в Новую Зеландию и больше не возвращаются. В настоящее время на острове живут 47 человек.

Среди немногих реликвий Питкэрна главной считается«Библия Баунти» самого Флетчера Кристиана, бережно сохраняемая в стеклянном ящике в церкви. Она была украдена (или потеряна - до сих пор неизвестны подробности её исчезновения) в 1839 году, но возвращена острову в 1949 г. Якорь «Баунти», обнаруженный экспедицией Национального Географического общества, красуется на постаменте у стен здания суда, а несколько далее вниз по дороге установлены орудия с «Баунти», поднятые со дна моря. Среди достопримечательностей острова Вам обязательно покажут якорь с судна «Акадия», потерпевшего крушение на острове Дюси, а на другом берегу Баунти-Бей - могилу Джона Адама, единственную сохранившуюся из могил мятежников.

Остров стал британской колонией в 1838 году. В настоящее время Верховный комиссар Великобритании в Новой Зеландии является по совместительству и губернатором Питкэрна. На острове действует местный орган самоуправления - Совет острова, который состоит из мирового судьи, 5 членов, избираемых ежегодно, 3 членов, назначаемых на один год губернатором, и секретаря острова.

История мятежников продолжается и по сей день. Осенью 2004 года беспрецедентный скандал вокруг острова Питкэрн выплеснулся на первые полосы многих западных газет: в Адамстауне прошел судебный процесс над несколькими мужчинами острова, обвиненными в многочисленных изнасилованиях и сексуальных домогательствах к малолетним девочкам.

Вспоминая «Баунти»

Драматическая история плавания «Баунти» была впоследствии растиражировано писателями, художниками, кинематографистами, в XX веке она стала особенно популярной благодаря фильмам (их было снято четыре, первый - в 1916 г., последний, с Мэлом Гибсоном и Энтони Хопкинсом, в 1984-м, различным путевым очеркам и роману Мерля «Остров». А уж когда компания «Марс» назвала именем «Баунти» свой шоколадный батончик с кокосом, стало понятно, что всепланетная слава мятежному кораблю досталась, видимо, не зря.

Первым значительным писателем, заинтересовавшимся историей «Баунти», был Жюль Верн - его повесть «Мятежники с «Баунти» вышла в 1879 году. Материал о бунте на английском корабле писатель собирал, работая над своей «Историей великих путешествий и великих путешественников».

Самое подробное исследование плавания мятежного корабля сделал участник знаменитой экспедиции Тура Хейердала на плоту «Кон-Тики» Бенгт Даниельссон в книге «На „Баунти“ в южные моря».

У разных авторов по-разному получался главный двигатель сюжета капитан Уильям Блай (Жюль Верну, например, он виделся благородной жертвой обстоятельств), по-разному они живописали и эпизоды счастливой стоянки на Таити, и подробности бунта. Но благодарная публика всегда с неизменным и не гаснущим интересом, разумно эксплуатируемым индустрией развлечений, воспринимала эту далекую историю, до сих пор поражающую воображение не только жестокостью нравов и экзотической составляющей, но и стремлением человека к свободе.

Кстати, до сих пор в специализированных изданиях можно найти чертежи сгинувшего корабля, инструкции с описанием сборки моделей. Люди с увлечением играют в эту игру: построй свой собственный «Баунти».

Вот тут можете посмотреть путешествие по острову Темы Лебедева.

Осенью 2012 года у побережья Америки был шторм. Тропический шторм «Сэнди», который сформировался в западной части Карибского бассейна, начал набирать силу после прохождения Ямайки. Он был переквалифицирован в ураган первой категории опасности по шкале Саффира-Симпсона вечером в среду. После Кубы ураган прошел над Гаити и направился в сторону Багамских островов. В дальнейшем синоптики прогнозируют его путь вдоль восточного побережья США.

На пути урагана «Сэнди» в Северной Каролине затонул легендарный парусник Bounty, который использовался в съемках популярной серии «Пираты Карибского моря».

Судно, на котором находились 16 человек, перестал выходить на связь в воскресенье ночью. В понедельник утром береговая охрана начала поиски парусника. Когда спасатели, обследующие район с воздуха, обнаружили парусник, экипаж уже покинул тонущее судно и перебрался в спасательный плот. Несмотря на сложные погодные условия, вызванные ураганом «Сэнди», - ветер, достигавший 65 километров в час и волны высотой более трех метров - спасатели смогли поднять мореплавателей на борт вертолета.

Однако позже выяснилось, что спастись удалось не всем. Как рассказал владелец судна Боб Хансен, во время посадки на плот троих моряков волной смыло в воду. Одному из них удалось добраться до плота, еще двоих, в том числе капитана судна Робина Волбриджа, унесло течением.

Парусник также совершал туристические круизы по Карибскому морю.

Парусник «Баунти», спущенный на воду в канадском Луненберге в 1960 году, является копией исторического корабля, сожженного в результате мятежа команды в 1790 году. Новое судно прославилось после того, как его использовали на съемках фильма «Мятеж на ‘Баунти’» с Марлоном Брандо.Чаще всего судно использовалось как учебное.

The replica HMS Bounty tall ship is shown in this 2011 handout photo supplied by HMS Bounty Organization LLC
Реплика HMS Bounty в Свиноуйсьце, Польша, 2012 год. (REUTERS/HMS Bounty Organization LLC/Handout)

История одного бунта

«Баунти» (англ. Bounty – щедрость) – небольшой трехмачтовый корабль, ставший известным благодаря лишь одному своему плаванию.

Судно было построено для торговых целей в 1784 году на верфи в английском городе Кингстон-апон-Халле (Гулле) и носило имя «Бетиа» (“Bethia”). Длиной оно было девяносто футов, шириной - двадцать четыре, водоизмещением 215 тонн. В 1787 году его купило адмиралтейство за 1 950 ф.ст. Корабль был перестроен и переименован в «Баунти» . В процессе реконструкции днище «Баунти» обшили медными листами, борта выше ватерлинии были покрашены в синий с двумя желтыми полосами, мачты, реи, стеньги и бушприт стали коричневыми. Носовая фигура изображала амазонку. Корабль был вооружен четырьмя пушками – его готовили для долгого и ответственного плавания.

Начало плавания было запланировано на конец ноября, но только 23 декабря 1787 года корабль с командой из 43 человек отправился из Портсмута на Таити за саженцами хлебного дерева, чтобы в дальнейшем доставить их на Ямайку (Антильские острова). Считалось, что плоды хлебного дерева будут употребляться в пищу рабами на плантациях Вест-Индии, где выращивали сахарный тростник, что будет значительно дешевле, нежели кормить их обычным зерновым хлебом. Автором проекта по разведению хлебного дерева на Ямайке был известный британский биолог Джозеф Банкс, принимавший участие в плаваниях Джеймса Кука по Тихому Океану. «Мой корабль «Баунти» будет настоящим плавучим садом» – говорил Банкс. На борт корабля планировалось взять около тысячи саженцев хлебного дерева в цветочных горшках, плоское днище «Баунти» и достаточно большая грузоподъемность способствовали предохранению ценного груза в процессе плавания от рифов, которых было великое множество близ берегов Вест-Индии.

Капитан “Баунти” Уильям Блай

Корабль достиг берегов Таити спустя почти год – 26 октября 1788 года. А спустя еще полгода 4 апреля 1789 года отправился из Таити к берегам Ямайки. Командовал кораблем капитан Уильям Блай. По свидетельствам современников он часто бывал груб с командой, не гнушался телесными наказаниями, к тому же в плавание на судно была закуплена некачественная провизия, и члены экипажа испытывали ощутимый недостаток пресной воды, тогда как перевозимые растения обильно и часто поливались. Все это спровоцировало мятеж на корабле, 28 апреля 1789 года неподалеку от острова Тофуа на борту судна произошел бунт по предводительством Флетчера Кристиана. Капитан «Баунти» и верные ему 18 членов команды были высажены в море на семиметровый баркас с небольшим запасом еды и воды и отправлены на все четыре стороны.

Капитан Блай вместе со своими спутниками провел в море почти семь недель, маленький баркас преодолел за это время 6700 километров (более трех тысяч морских миль). Несмотря на все лишения и тяготы, Блаю и его команде удивительно повезло: за все время странствий они потеряли только одного человека – мичмана Джона Нортона, который был убит обитателями Острова Тофуа, где изгнанники хотели пополнить запас провизии. После всех странствий баркас причалил к острову Тимор, и уже оттуда лейтенант Блай и его сторонники вернулись Великобританию. 15 марта 1790 года Английское Адмиралтейство узнало о случившемся на «Баунти» мятеже.

А сам «Баунти» и оставшиеся 25 членов экипажа отправились обратно на Таити, где часть мятежников осталась на постоянное проживание. Но главные заговорщики понимали, что однажды их все же настигнет британское правительство, и им придется отвечать за совершенный поступок перед судом. Поэтому самые решительные и отчаянные отправились на «Баунти» искать остров, где их никто не сможет настигнуть.

Четырнадцать из шестнадцати оставшихся на Таити членов экипажа были арестованы в 1791 году, когда их обнаружил британский корабль «Пандора», специально отправленный на поиски пропавшего «Баунти» . По пути в Англию в проливе Энтерпрайз «Пандора» потерпела кораблекрушение, в результате которого погибли 35 матросов «Пандоры» и четверо членов экипажа «Баунти». Прибыв в Англию, оставшиеся в живых мятежники предстали перед судом, троих приговорили к смертной казни, повесив на реях корабля «Бруствик».

Между тем на борту «Баунти» отправились искать свое счастье в океане девять бывших членов экипажа (Флетчер Кристиан, Джон Адамс, Уильям МакКой, Исаак Мартин, Джон Миллс, Мэтью Квинтал, Джон Уильямс, Эдвард Янг, Уильям Браун), а так же восемнадцать обитателей острова Таити: шесть мужчин, одиннадцать женщин и один ребенок. В плавание беглецы взяли также несколько видов домашних животных и семена различных растений.

Остров, на котором они решили поселиться, называется Питкэрн . Этот небольшой остров (площадью 4,6 кв.км.) в юго-восточной части Тихого океана был обнаружен английским шлюпом «Суоллоу» в 1762 году и назван по имени матроса, который первым его заметил. 23 января 1790 года мятежники с «Баунти» и их таитянские спутники стали первыми жителями этого острова, организовав колонию. С корабля были снято все, что можно было бы использовать в хозяйстве, вплоть до досок обшивки, после чего корабль, проживший совсем недолгую жизнь, был сожжен и затоплен.

Но жизнь на острове оказалась несладкой, помимо того, что поселенцам пришлось с нуля обустраивать быт, распахивать землю, строить жилища, в скором времени между ними начались разногласия, возникшие преимущественно из-за женщин, а так же из-за статуса рабов таитянских мужчин. Ссоры постепенно перерастали в кровавые распри, в результате которых спустя четыре года с момента высадки на остров в живых остались только четверо английских мужчин, трое из которых так же в последствии погибли (один был убит, один погиб от астмы и один отравился алкоголем). И общиной, состоящей только из женщин и успевших родиться к тому времени детей, стал управлять единственный мужчина Джон Адамс, называвший себя Александром Смитом. Во многом благодаря ему, колония выжила, преодолев все трудности. Адамс стал отцом для детей, учителем и правителем острова.

Спустя 10 лет, в 1808 году к острову прибыл английский фрегат «Топаз», чтобы пополнить запас тюленьих шкур, и обнаружил там общину. В 1814 году на остров прибыли 2 английских фрегата с целью расследования истории, произошедшей на «Баунти». Увидев общину, познакомившись с Александром Смитом, судьи очень впечатлились и простили последнего из мятежников. Постепенно население острова Питкерн росло и уже в 1856 году часть островитян переселилась на остров Норфолк, а в дальнейшем потомки первых поселенцев Питкерна расселились по всем островам Океании. Сейчас на острове Питкэрн проживает около семидесяти человек. Остров имеет свой флаг и гимн, но принадлежит Великобритании. Основной доход островитяне получают от экспорта почтовых марок, посвященных мятежу на «Баунти» .


События, произошедшие на «Баунти» , известны во всем мире. Память о моряках, когда-то поднявших бунт против насилия и давших жизнь маленькому острову, жива по сей день.

Истории корабля и команды посвящены сотни книг и десятки сотен статей. Наиболее полно мятеж на знаменитом паруснике был исследован шведским ученым Бенгтом Даниельссоном, который в середине двадцатого века написал книгу «На «Баунти» в Южные моря».

Помимо него о «Баунти» писали Жюль Верн, Марк Твен, Дж. Г. Байрон, Джек Лондон и многие другие.

В 1916 году в Австралии был снят первый фильм, посвященный событиям на «Баунти» . В 1935 году на экраны вышел американский фильм о паруснике с Кларком Гибблом в главной роли. В 1962 году снята новая лента о «Баунти» , где главную роль сыграл знаменитый Марлон Брандо. А спустя двадцать лет, в 1984 году в США на экраны вышла очередная картина «Баунти» с Мелом Гибсоном. Реплики корабля «Баунти», построенные для фильмов 1962 и 1984 годов, сохранились до наших дней и находятся в Массачусетсе США и австралийском Сиднее соответственно. Американская реплика «Баунти», построенная по чертежам из архивов британского Адмиралтейства, до недавнего времени была одной из самых старых реплик парусных кораблей в мире. Из-за того, что во время съемок фильма, на борту судна нужно было устанавливать громоздкие камеры, его размер отличается от оригинала примерно на треть. В 2003 году во Франции сняли документальный фильм «Спасшиеся с Баунти».

Все, что осталось нам от легендарного парусника – это Библия и штурвал. Библия хранится в лондонском историческом музее, а штурвал в музее Фиджи.

29 октября 2012 года , попав в ураган Сэнди, американская реплика знаменитого парусника затонула у берегов Новой Каролины (США). 14 членов экипажа были эвакуированы, капитан судна погиб.

В ночь на 28 апреля 1789 года моряки на британском паруснике вблизи острова Таити восстали, посадили в шлюпку капитана и его сторонников и затем поплыли навстречу светлому будущему: оно виделось им в виде горячих любовниц и сочных тропических фруктов. Финал у сего события вышел довольно интересный, а сама история революции на пляжном курорте получила огромную известность в Англии. Впоследствии история «Баунти» легла в основу нескольких книг, в XX веке были сняты фильмы, да и шоколадка со вкусом кокоса в обёртке с видами пальм и моря тоже явно выпущена на волне популярности заурядного по тем временам инцидента.

Хлебное дерево. Фото: Shutterstock.com

Любовь, танцы и роковой кокос

Начиналось всё это не совсем романтично. «Баунти» приплыл к Таити за саженцами хлебного дерева. Не в том смысле, что на нём растут батоны и буханки: просто такое вот растение со здоровенными зелёными плодами (сейчас его в Азии называют «джекфрут»). Саженцы требовались по прозаичной причине: на Карибских островах срочно искали дешёвую и сытную еду для массово привозимых из Африки рабов. Парусник отправился в плавание 23 декабря 1787 года. Капитан Уильям Блай выбрал самый длинный маршрут, хотя изрядно запасся провиантом: чтобы матросы и офицеры больше двигались (во избежание проблем с суставами), он заставлял их... танцевать на палубе. «Больной парень на всю голову, — шепталась команда. — Столько месяцев уже плывём, а он тут балы посреди моря устраивает». Лишь почти через год, 26 октября 1788, «Баунти» появился у берегов Таити. Блай (уже гостивший там ранее) знал суть островной коррупции, поэтому раздал вождям подарки, и те разрешили разбить лагерь на суше для поисков саженцев хлебного дерева. Правда, наивный Уильям не учёл, что истомившиеся в долгом плавании англичане займутся вещами поинтереснее. Как известно, на Таити жарко, и местные дамы ходили с обнажённой грудью, а то и вовсе совершенно голыми: на холодных жителей Европы это зрелище произвело эффект, сравнимый с инсультом. Разумеется, моментально вспыхнули горячие романы, в результате чего первому помощнику Блая Флетчеру Кристиану и ещё 17 «туристам» понадобилось срочно лечить венерические заболевания. «Вы бы так хлебное дерево искали, как с девицами резвитесь», — взывал Блай, но начальство никто не слышал. Капитан поступил крайне неэстетично: приказал пороть матросов. Тогда трое человек угнали шлюпку и сбежали вместе со своими любовницами. Наконец, около 1 000 саженцев хлебного дерева доставили на «Баунти» и Блай принял решение плыть назад. 5 апреля 1789 года парусник отбыл в открытое море. Команда злилась и расстраивалась. Ещё бы: прямо из объятий нежных островитянок плыви себе по волнам в неизвестность. Всем уже было плевать на хлебное дерево. Матросы хотели остаться на райском острове и есть ананасы до конца жизни. 27 апреля Блай обвинил Кристиана в том, что тот якобы стащил кокосовый орех из его личных запасов, и наказал за кражу всю команду. Люди пришли в бешенство. Согласно британским законам, за бунт на корабле полагалась казнь через повешение, причём вешали не только для бунтовщиков, но и «зрителей»: тех, кто просто стоял рядом и не предпринимал попыток помешать. Желающих устроить «корабельную революцию» это не остановило.

Уильям Блай в 1792 году, после событий на «Баунти». Фото: wikipedia.org

Война, красавицы и раздоры

Ночью Флетчер Кристиан и другие повстанцы захватили оружие, связав капитана. Уильяма Блая и противников мятежа (ещё 18 человек) посадили в крохотную шлюпку без карт и компаса, но с запасом еды и воды на неделю. Удивительно, но Блай вместе со сторонниками умудрился проплыть 6701 километр (!) за 47 дней, так как знал дорогу наизусть. Этот любитель кокосов обладал феноменальной памятью, иначе переполненный баркас никуда бы не добрался. Оказавшись на острове Тимор, Блай сообщил британским властям о мятеже на «Баунти». Что интересно, затем капитан вернулся в Лондон и впоследствии отправился во второй раз (вот это упрямство) за саженцами хлебного дерева (в 1791-1793 гг.). Блай привёз-таки их на Карибы, где растение с тех пор весьма успешно выращивается, обеспечив острова продовольствием. В 1817 году Блай умер, и на надгробии у могилы «кэпа» изобразили плод хлебного дерева. А вот судьба мятежников с захваченного «Баунти» оказалась куда забавнее. Они приплыли на остров Тубуаи и попытались основать там колонию, но местные туземцы не оценили такой туризм и напали на оккупантов. Англичане поступали не лучше, забирая у островитян дочерей и жён по принципу «у меня ружьё стреляет лучше твоего копья, значит, я прав». В столкновениях погибли до сотни жителей Тубуаи. Мятежникам война вскоре надоела. Они-то думали спокойно развлекаться с полуголыми красавицами и вкушать бананы с ананасами, а не воевать. Поэтому шестнадцать человек вскоре уплыли жить на остров своей мечты: Таити. Лидер повстанцев Кристиан отказался следовать за ними, заявив нечто в стиле советского мультфильма: «Таити-Таити, нас и здесь неплохо кормят». Девять оставшихся «боевиков», одиннадцать полинезийских девушек и шестеро полинезийских мужчин (в качестве слуг) высадились на острове Питкэрн. Что случилось дальше, известно со слов только одного человека. Можно ли ему доверять? Не знаю.

Свиньи, смерть и огромный гарем

В 1808 году (через 18 лет) американский корабль «Топаз», пристав к берегу Питкэрна, нашёл там последнего мятежника с «Баунти» Джона Адамса , жившего в окружении своих 8 жён и воспитывавшего 25 детей различного возраста. Согласно рассказу Адамса, количество колонистов сильно уменьшилось по причине женского вопроса. Две островитянки в колонии вскоре умерли, и англичане спокойно присвоили себе супруг полинезийцев. В 1793 году слуги-туземцы восстали и убили пятерых моряков, в том числе и лидера мятежа Флетчера Кристиана: экс-старпома зарубили топором, когда тот работал в поле (высаживая злосчастное хлебное дерево). Оставшиеся в живых белые сбежали жить на одну часть острова, полинезийцы — на другую. Однако вскоре выяснилось: англичане куда лучше обращаются с дамами, нежели таитяне. Вдовы по европейцам откровенно скучали. Через год полинезийские женщины зарезали всех (!) своих туземных мужей во сне и вернулись к жителям Туманного Альбиона. Начали жить-поживать, пока матрос Квинтал внезапно не открыл, что из одного растения можно гнать самогон, и не начал вкушать спиртное, как лошадь. Допился парень вскоре до белой горячки, часто бегал с ружьём и угрожал перестрелять колонистов. Трое англичан сговорились и убили алкоголика Квинтала. Ещё один матрос — Маккой — принялся с радостью пить оставшиеся бесхозными запасы самогона, полез купаться пьяным и закономерно утонул. Третий мятежник — Янг — умер от астмы. Фактическим королём Питкэрна и мужем всех женщин стал последний повстанец: Джон Адамс. Короче, вышло в итоге как в триллере Агаты Кристи «Десять негритят»: было девять англичан, а уцелел один. Американцы рассказали Джону: повстанцы «Баунти» в большинстве своём вернулись назад, выиграли дело против капитана Блая в суде, амнистированы, и он может плыть с ними в Лондон без опасения виселицы. Адамс наотрез отказался, остался жить на острове и умер в 1829 году.

В 1838 году крохотный Питкэрн был объявлен колонией Великобритании, и до сих пор остаётся её единственной «заморской территорией» в Тихом океане. В 1886 году всё население перешло в адвентизм (благодаря приплывшему из-за моря фанатичному проповеднику) и там дружно перерезали свиней, привезённых ещё с Таити, ибо у адвентистов хрюшки имеют статус «нечистых животных». У Питкэрна (с населением в 49 человек) теперь есть своя валюта, — «доллар Питкэрна» — которая чеканится сугубо для нумизматов, и почтовая марка: ее тоже печатают только для филателистов. 80 процентов доходов острова — туризм, благо сюда охотно приезжают из соседних государств на один день: купить сувенир и в море искупаться. В общем, вот вам прямая иллюстрация того, к чему могут привести горячие островитянки и кража кокосов. Особенно-то жалко павших жертвой религии свиней, но вот их при романтизации истории «Баунти» никто не учёл.