Южная Африка. День третий. Мыс Доброй Надежды. Мыс Доброй Надежды — особенности географического положения, фото и описание Поехать к мысу доброй надежды

Что-то я за делами да странствиями совсем забыла продолжить рассказ про поездку в ЮАР.
Исправляюсь.

Итак. Взойдя самым окольным путём , поплавав с , встретив Новый год в многотысячной толпе на набережной, рано утром 1 января мы нашли в себе силы, чтобы загрузиться в машины и отправиться навстречу надеждам.
Вернее, одной надежде. Но очень доброй.
А именно к мысу Доброй Надежды.

К чему были эти героические усилия и почему ехать нужно было рано утром?
Да потому что днём туда устремляется такое количество народу, что все надежды можно профукать стоя в бесконечной пробке.

Мыс Доброй Надежды находится на Капском полуострове, чуть южнее Кейптауна.
И тут зачастую возникает небольшая путаница. Ибо есть географическая точка - непосредственно мыс Доброй Надежды.
Где кроме надежды ничего нет.
А есть - Кейп-Пойнт, где находится маяк под названием "Мыс Доброй Надежды". Там же находятся всякие сувенирные магазины, кафешки и вообще кипит жизнь. Так что многие ограничиваются приездом в это самое место.

Мы же, как настоящие путешественники решили высадиться на мысе Доброй Надежды. А потом отправиться на маяк.
При чём изначально была идея в оба места съездить на машине. Но я посмотрев на карту категорично заявила, что надо идти пешком.
Кто бы сомневался.

Мыс утром первого января был на удивление безлюдным. А океан радовал глаз безумным цветом.

Кстати, простите мой географический критинизм, я так и не запомнила, какой это был океан.

Впрочем, береговая линия континента здесь впервые поворачивает на восток, открывая проход из Атлантического океана в сторону Индийского.
Так что будем считать это миксом из двух океанов.

Мыс Доброй Надежды не является самой южной точкой Африки. Но чтобы придать этому месту какой-то статус, а пребыванию туристов смысл, его назначили самой юго-западной точкой континента.
О чём установили памятную табличку.

Всё. Больше на мысе ничего нет.
Поэтому долго не задерживаясь, мы пошли по дорожке вдоль берега мимо причудливых скал к Кейп-Пойнт.

Вооон он виднеется вдали.

Ветер, скалы, бьющиеся о скалы волны - этому месту гораздо больше подошло бы его первоначальное название - мыс Бурь.
Ибо когда здесь бушует шторм, надеяться особо не на что.
Но историю, как известно, творят оптимисты. Поэтому мыс получил вот такое название.

От мыса Доброй Надежды до маяка можно дойти минут за сорок. Но мы за рекордами не гнались.
Шли, вертели по сторонам головами, постоянно останавливались, чтобы сфотографироваться или запечатлеть очередной впечатляющий вид.
Так что прогулка растянулась часа на два.

Приблизительно посередине пути есть совершенно очаровательный пляж, куда надо обязательно спуститься.

Конечно мы туда спустились, побродили.
А Паша, несмотря на ледяную воду и огромные волны, кажется даже искупался.
Ну, Паша он вообще сумасшедший.
На вершине горы Львиная голова, буквально купившись на "слабо" взял и простоял в планке пять минут.
Пять минут! До этого он даже не знал, что такое планка.

Впрочем, я отвлеклась. Мы ж на пляже.

На очень романтичном пляже. Вон кто-то даже из водорослей сердце выложил.

Кстати, лично для меня стало открытием, что одна из самых жутких и романтичных легенд связана с мысом Доброй Надежды.

Знаете, какая?
Я вот не знала - легенда о Летучем Голландце. Где-то здесь он бороздит волны океана.

Впрочем, когда прогуливаешься по живописным тропинкам в солнечный день, меньше всего думаешь о всяких жутких историях.

От парковки до маяка можно подняться в небольшом вагончике.
Но тогда можно пройти мимо павианов.

Не то чтобы я так сильно любила павианов. Скорее наоборот. Из всех представителей обезьяньего рода они мне меньше всего симпатичны.
Но, как известно, заповедь туриста, если павиан есть, его нужно посмотреть.

Или не нужно, - подумала я, узрев, чем занимается папаша семейства, пока мама нянчится с детьми.

Впрочем, увидев, что я его фотографирую, он как-то быстро смутился, бросил свои дела и закрылся лапами.

Но впечатление от общения с прекрасным животным миром было как-то уже подпорчено.
Пришлось идти прямиком на маяк, чтоб природными красотами нивелировать моральный ущерб.

Маяк, как маяк. Ничего особенного.
Рядом традиционная для туристических мест стойка с расстояниями до разных населённых пунктов.
Такие штуки ставят, видимо, чтобы поразить туриста - эка далеко забрался. Но почему-то это совсем не трогает ни одной струны моей нежной души.

Гораздо интереснее обогнув какие-то старые постройки отправиться на самый край земли.

По крайней мере там можно сделать фотографию из серии "Край света".

У меня уже была такая фотография с географической точки вот прям под таким названием мыс Край Света.
Находится он на острове Шикотан на Курилах. На мой взгляд там гораздо живописнее, но тут уж дело вкуса.

После долгих прогулок пришло время подкрепиться.
Так что время в ожидании пока все соберутся, я скоротала за пиццей, которую у меня пытались нагло отобрать очень вредные птицы.
Вот прям очень нагло вели себя.

А ещё я отправила открытку.
Открытка так и не пришла. Видимо заблудилась:(

Когда я переделала все дела и уже почти заскучала, меня наконец-то нашли все остальные и радостно сообщили, что планы поменялись.
Наш хитрый план заключавшийся в том, что Миша приедет на машине на маяк, возьмёт с собой второго водителя, они сгоняют быстренько на мыс за второй машиной, и мы все поедем домой, с треском провалился. Как это обычно и бывает с блестящими планами.

Оказалось, что на маяк такая пробка, стоять часа два. Так что Миша не поехал за нами.
Вика с Арсением уехали на какой-то посторонней нам машине.

Ну а мы пошли обратно пешком к доброй надежде. Прям как Летучий Голландец, скитающийся по морям без отдыха.

Видимо хотелось этой надежде нас отпускать просто так.
Зато теперь с чувством выполненного долга мы точно могли сказать, что исходили мыс Доброй Надежды вдоль и поперёк.

Ну а что ещё надо настоящим бродягам?


Экскурсия на край земли! Это ли не мечта!

Долгое время считалось, что мыс Доброй Надежды – южная точка Африки. Он был открыт в 1488 году португальским мореплавателем Бартоломеу Диаш ди Новаиш. В поисках морского пути в Индию Бартоломеу со своей командой огибали Африку. Попав в сильнейший шторм, корабли несколько дней блуждали в океане, а затем наткнулись на мыс. В память о шторме мореплаватель назвал его мысом Бурь.

Вскоре, благодаря королю Португалии Жуану II, мыс получил иное название – мыс Доброй Надежды.

Мыс Доброй Надежды – крайняя точка юго-западной части Африки. Его точные координаты указаны на табличке, установленной перед мысом. Возле нее постоянно собираются туристы.

Чуть поодаль от него находится мыс Кейп-Пойнт – излюбленное место приезжающих за счет мощного, высотой 240 м над уровнемморя, маяка. Маяк с именем «Мыс Доброй Надежды» построен на Кейп-Пойнт еще в 1857 году. В настоящее время он не действующий, но туристы на фуникулере или пешком могут подняться на смотровую площадку, расположенную на высоте 200 м, откуда открывается прекрасный панорамный вид.

Если приглядеться, с высоты видно, как у мыса соединяются воды Индийского и Атлантического океанов. Разных оттенков вода сливается воедино. На побережье обустроены песчаные пляжи, где можно отдохнуть большой компанией или уединиться.

Недалеко от Мыса Доброй Надежды находится знаменитый среди любителей активного отдыха пляж Диас-Бич. Серфингистов привлекают высокие волны, дайверов – многочисленные затонувшие корабли, а искатели приключений надеются хоть мельком увидеть легендарный «Летучий голландец».

По дороге на Мыс Доброй Надежды из Кейптауна на территории более 7 тысяч га раскинулся одноименный с мысом заповедник. Здесь встречается более 1 000 видов растений, в том числе и эндемики. В непроходимых зарослях заповедника произрастает артишоковая протея, цветок которой является символом ЮАР.

Здесь обитают более 250 видов птиц и множество животных: антилопы канна, зебры, медвежьи павианы, гепарды, рыси, мангусты, похожие на крокодилов ящерицы. А по соседству с ними живут пингвины и морские котики. В зимнее время и весной недалеко от Мыса Доброй Надежды проплывают южные киты.

Как попасть на Мыс Доброй Надежды:

  • из Москвы до Кейптауна с пересадкой в Мюнхене, Лондоне или Дубае, откуда за 4 часа добраться до мыса на авто. Дорога на машине пролегает по местности, наполненной чудесными пейзажами, поэтому время пролетает незаметно.

Для вашего удобства компания Экселенс организовывает индивидуальные туры к Мысу Доброй Надежды с вылетом из Москвы.

H G Я O

Он не является самой южной точкой Африки , так как самая южная точка континента - мыс Игольный , который располагается в 155 км от мыса Доброй Надежды. Но береговая линия Африканского континента здесь впервые поворачивает на восток, открывая проход из Атлантического океана в сторону Индийского . Мыс Доброй Надежды является самой крайней юго-западной точкой Африки, что подтверждает и надпись с точными координатами, установленная на площадке перед мысом. Капский полуостров, достигнув в этом месте своей южнейшей точки, далее загибается чуть к северу и обрывается в океан высоким и крутым скалистым мысом - Кейп-Пойнт , координаты которого дают его положение на 45 метров (1,5") севернее мыса Доброй Надежды, хотя именно на Кейп-Пойнте установлен маяк под названием «Мыс Доброй Надежды». Отсюда возникает известное недоразумение, легко объяснимое при обзоре на местности, где видно, что суда «огибают» именно Кейп-Пойнт, за которым открывается бухта Фалсбай (англ. ) , куда заходит тёплое течение из Индийского океана. По этой причине температура воды на восточном берегу Капского полуострова всегда на несколько градусов выше, чем на его западном побережье, омываемом водами холодного Бенгельского течения из Антарктики .

История

Путешествия Евдокса

Впервые попытался совершить кругосветное путешествие в рамках африканского континента мореплаватель Евдокс Кизикский (130 г. до н. э.-?). А всё началось с того, что когда Евдокс возвращался со своей второй экспедиции из Индии , ветер забросил его судно к восточному берегу Африки , где он обнаружил обломки корабля. Из рассказов местного населения он сделал выводы, что корабль приплыл из Гадеса (сейчас этот город называется Кадис , Испания), а именно, что плыл он против часовой стрелки вокруг Африки, мимо мыса и вошёл в Индийский океан . Это побудило его повторить путешествие и совершить кругосветное плавание на континенте. Организовав экспедицию за свой счёт, он отплыл из Гадеса и начал плыть по восточному побережью Африки. Однако трудности были слишком велики, и ему пришлось вернуться в Европу.

После этой неудачи, Евдокс вновь отправился в кругосветное путешествие по Африке. Его дальнейшая судьба неизвестна, но некоторые, такие как Плиний , утверждали, что Евдокс действительно достиг своей цели. Однако наиболее вероятный вывод состоит в том, что он погиб в своём путешествии.

Фра Мауро и его карта

Карта Фра Мауро (перевёрнутая)

«Около 1420 года корабль из Индии пересек Индийское море в сторону острова мужчин и женщин, у мыса Диаб, между зелеными островами и тенями. Он плыл в течение 40 дней в юго-западном направлении, не находя ничего, кроме ветра и воды. По словам членов экипажа, корабль проплыл около 2000 миль вперед и удача покинула их. Когда шторм утих, они вернулись к мысу Диаб в течение семидесяти дней.»

«Корабли, называемые „джонки“, перемещаются по этим морям, несут четыре мачты или более, некоторые из которых могут быть подняты или опущены, и у них есть 40-60 кают для торговцев и только один румпель. Они могут перемещаться без компаса, потому что у них есть астролог, который с астролябом в руке даёт приказы штурману.» (Текст из карты Фра Мауро)

Экспедиция Васко да Гамы

Геологически, породы песчаника, из которых состоят мыс Доброй Надежды, мыс Кейп-Пойнт и Столовая гора - являются одинаковыми.

Бартоломео Диаш, португальский мореплаватель, первым обогнул мыс в 1488 году. Когда он возвращался, то остановился у юго-за-падной оконечности Африки и назвал ее мыс Бурь. Но король Португалии Иоанн II переименовал его, назвав мысом Доброй Надежды. Этот мыс обогнул в 1497 году корабль Васко да Гамы на пути в Индию. Смелые путешествия португальских мореплавателей позволили проложить морской маршрут вокруг мыса, затем начались регулярные плавания, однако из-за обманчивой береговой линии и опасных туманов эти места повидали немало кораблекрушений.

Для того чтобы снизить риск возможных катастроф, было решено соорудить на мысе маяк. Первый маяк был построен в 1857 году высотой 238 м над уровнем моря, но оказалось, что он так высок, что туманы и облака закрывают его более чем на 900 часов в год. После того как в 1911 году потерпел крушение португальский лайнер «Лузитания», маяк был перенесен на другое место и построен высотой всего 87 м над уровнем моря. Работы по строительству начались в 1913 году и продолжались в течение почти шести лет из-за сложности доставки сюда строительных материалов и неблагоприятных погодных условий. Маяк является самым мощным на побережье Южной Африки. Видимый на расстоянии 63 км, он испускает каждые 30 секунд три вспышки света мощностью 10 миллионов свечей.

Район вокруг маяка

На берегу вокруг маяка и сегодня можно видеть останки 26 кораблей, которым не удалось обогнуть мыс. Одним из самых известных кораблекрушений стало крушение корабля «Томас Т. Такер», одного из сотен судов, построенных Соединенными Штатами Америки для того, чтобы союзники могли перевозить припасы в годы Второй мировой войны. В первое же плавание корабль сбился с курса из-за тумана и налетел на скалы.

Живописный район вокруг маяка состоит из зеленых холмов, через которые проложены тропы, спускающиеся на уединенные пляжи, где водятся антилопы-эланы, бабуины, страусы и бонтебоки - антилопы яркой окраски. С этой стороны мыса трудно даже представить себе, как много трагедий случились совсем рядом.

Сразу скажем, что Мыс Доброй Надежды это не самая южная точка Африки. Но определенно он самый известный на всем её южном побережье.
В эпоху Великих географических открытий (с конца 15 века) корабли, огибая континент, впервые меняли курс, поворачивая на восток в сторону Индийского Океана, именно здесь. Поэтому люди считали этот мыс самым южным. С тех пор наука шагнула вперед и уточнила, что на самом деле Мыс Игольный, расположенный в 150 км к юго-востоку, следует считать южной точкой материка. А Мыс Доброй Надежды носит почетный титул самой юго-западной точки африканского континента.

Мыс Доброй Надежды на карте

  • Географические координаты -34.357890, 18.475453
  • Расстояние от столицы ЮАР Претории примерно 1340 км
  • Расстояние до ближайшего международного аэропорта Кейптауна около 45км

Интересный факт – в ЮАР целых 3 столицы. Претория — официальная столица государства. Но вот парламент в Кейптауне, а верховный суд в Блумфонтейне. И эти города тоже называют столицами. Это объясняется так: в начале своего становления, ЮАР была конфедерацией, в состав которой вошли 3 территории – Южноафриканская Республика (Претория), владения Британии (Кейптаун), и страна с весьма экзотическим названием Оранжевое Свободное Государство (Блумфонтейн). При образовании ЮАР, было решено распределить органы власти по этим городам равномерно.

Вернемся все же к Мысу Доброй Надежды. Изначально его называли Мысом Бурь. И неспроста.
История возникновения названия такова:
Европейцы искали морской путь в Индию. С этой целью в середине прошлого тысячелетия из Португалии отправилась экспедиция. И в 1488 году капитан Бартоломео Диаш впервые обогнул этот мыс. Но добраться в Индию этим ребятам не удалось, так как команда устала и подняла бунт. Диаш был вынужден повернуть назад. На обратном пути в районе мыса бушевал шторм. Корабль и его команду изрядно потрепало. Моряк не стал выдумывать оригинальное имя, назвав скалистый выступ просто Мыс Бурь. Чуть позднее король Португалии Жуан II решил переименовать его в Мыс Доброй Надежды, справедливо полагая, что такое название не только не отпугнет других моряков, но и даст им надежду на скорое завершение пути.

Инициатива короля оправдались. Уже в 1497 году Васко-Да-Гама проложил путь из Старого Света в Индию. Экспедиция прошла успешно, и с тех пор за этим скалистым выступом прочно закрепилось название Мыс Доброй Надежды. Этим маршрутом стали пользоваться многие мореходы.

Да, конечно души моряков переполняла надежда при подходе к этому мысу, ведь бОльшая половина пути позади. Радость растекалась по лицам команды. Но каким бы удивительным и завораживающим видом не привлекал к себе внимание Мыс Доброй Надежды, для мореплавателей он довольно опасен. Бури и штормы вполне нормальное явление для здешних мест. До сих пор в окрестных водах можно увидеть около трех десятков затонувших кораблей.

Для облегчения навигации в 1857 году построили маяк высотой 238 метров над уровнем моря. Но он оказался слишком высоким, а иногда облака и туман и вовсе закрывали его полностью.


Старый маяк мыса Доброй Надежды

После очередного кораблекрушения 1911 года было принято решение о переносе маяка. С 1913 по 1919 годы маяк построили в другом месте и не такой высокий. Новый маяк возвышается над уровнем моря всего на 87 метров. Но его видно с расстояния более 60 км. Это самый мощный маяк на всем южном побережье Африки. С этих пор морской путь в районе мыса стал значительно безопасней.


Новый маяк мыса Доброй Надежды

Есть интересное недоразумение. По факту корабли, проходя из Атлантики в Индийский Океан, огибают мыс Кейп-Пойнт, расположенный немного дальше. Но именно Мыс Доброй Надежды пользуется всемирной славой.

За мысом Кейп-Пойнт расположилась уютная бухта Фалсбай, похожая на гавайскую Ханаума-Бэй . Здесь есть прекрасный пляж, омываемый теплым течение Индийского Океана.

Отличные пляжи на границе двух океанов, завораживающие виды на окрестности, разнообразие флоры и фауны в районе Мыса Доброй Надежды привлекают сюда огромное количество туристов.

Мыс Доброй Надежды в фотографиях