Что делают на дворцовой площади. Как луг превратился в архитектурный ансамбль. История Дворцовой площади. Идея центра, центрирования

Дворцовая площадь — место, особенно любимое жителями города и гостями Северной столицы. Это один из самых восхитительных архитектурных ансамблей мира.

На площади и рядом с ней расположены известные достопримечательности города: Зимний дворец , Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с его знаменитой Триумфальной аркой, Александровская колонна.

Дворцовая площадь считается одним из самых притягательных мест Санкт-Петербурга и является уникальным историческим памятником. Она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гостиницы у Дворцовой площади

Вблизи Дворцовой площади сосредоточены одни из самых востребованных у туристов вариантов проживания в Санкт-Петербурге: бюджетные хостелы, апартаменты и квартиры со всем необходимым, мини-гостиницы, отели разной звездности. Пешком недалеко до многих центральных музеев и основных достопримечательностей обзорного маршрута.

История и архитектура

Свое название площадь получила по названию старейшего здания — Зимнего дворца по проекту Ф. Б. Растрелли. Возведение огромного елизаветинского дворца началось в 1754 году и завершилось в 1762 году. По окончанию работ Зимний дворец стал высотной доминантой среди зданий в центре Петербурга. В нем находилось около 1500 комнат.

Несмотря на простую прямоугольную форму дворца, его богато украшенный барочный фасад в бледно-зеленых и белых тонах придает этому архитектурному памятнику торжественность, делает его узнаваемым.

В настоящее время в Зимнем дворце работает крупнейший петербургский музей — Эрмитаж . Рядом с дворцом расположен Эрмитажный театр, в который входит и часть здания петровского Зимнего дворца — в помещениях размещается тематическая экспозиция.

Единый архитектурный ансамбль Дворцовой площади разработал к 1819 году выдающийся архитектор К. И. Росси, ему же удалось органично объединить новые постройки с имеющимися к тому времени.

С 1819 по 1828 год велось строительство дугообразного здания Главного штаба, состоящего из двух корпусов, соединенных аркой. Общая протяженность здания составила 580 метров. Высота арки — 28 метров, ширина — 17 метров. В штабе расположилось командование Западного военного округа. Отдельного упоминания заслуживает скульптурное оформление здания — в первую очередь это Колесница Славы. Высота скульптурной группы, с шестеркой вздыбленных лошадей в колеснице крылатой богини Победы — Ники, составляет 10 метров (скульпторы Н.Пименов и В. Демут-Малиновский). Гениальному архитектору Росси удалось сочетать в единой композиции Зимний дворец и строгое здание Главного штаба.

Связующим звеном для архитектурного ансамбля площади стало завершенное в 1843 году здание Штаба гвардейского корпуса по проекту А. П. Брюллова. Его фасад украшен портиком из 20 ионических колонн.

Александровская колонна на Дворцовой площади

Высота монумента вместе с пьедесталом и скульптурой — 47,5 метра. Вес — 600 тонн.

Александровская колонна установлена на Дворцовой площади в честь императора Александра I и победы в Отечественной войне 1812 года. Выдающийся монумент воздвигнут по проекту архитектора Огюста Монферрана.

Памятник создавался в период с 1829 года по 1834 год. Для колонны использовался монолитный кусок розового гранита, добытый в Пютерлахти — местечке в Финляндии близ Выборга.

Колонна (она же Александрийский столп в стихотворении «Памятник» Пушкина) завершается скульптурой, созданной Б. И. Орловским. Это фигура ангела, который крестом попирает змею. Символика скульптуры — «Сим победиши!», восходит к истории животворящего креста.

Барельефы скульпторов И. Липце, П. Свинцова на постаменте колонны прославляют победы русского оружия.

Панорама — вид с высоты Александровской колонны

Мероприятия в Санкт-Петербурге на Дворцовой площади

Как и 300 лет назад, на Дворцовой площади Северной столицы проходят различные мероприятия: здесь организуют концерты, флешмобы, марафоны и другие культурные и спортивные события. 9 Мая по Дворцовой площади проходит Парад Победы.

В дни праздников увидеть Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге можно онлайн. К тому же рядом установлено несколько веб-камер , обеспечивающих трансляции и в обычные дни (но видео может быть доступно не всегда).

В субботу и воскресенье на площади слышна музыка, бодрые крики ведущих и аплодисменты. Аниматоры в исторических костюмах работают на площади ежедневно, гостям города предлагают сфотографироваться или прокатиться в карете.

Если вы приехали в Санкт-Петербург на летний уикенд, будьте уверены — сегодня на Дворцовой площади обязательно есть какое-либо мероприятие.

Как добраться

Транспорт до Дворцовой площади — метро, автобусы и троллейбусы. Пешком близко от Исаакиевского собора , Михайловского сада, Марсова поля , Биржи и других достопримечательностей. Чтобы добраться на такси, удобно использовать приложения Gett, Uber, Яндекс.Такси и другими.

Метро до Дворцовой площади в Санкт-Петербурге

Если ваш пункт назначения — Дворцовая площадь, то удобнее всего добираться на метро, ближайшая станция метро — «Адмиралтейская» (фиолетовая линия), расположена на расстоянии примерно 200 метров от площади. Кстати, это самая глубокая станция не только в Санкт-Петербурге, но и в мире. Она уходит под землю на 120 метров, и чтобы подняться наверх, необходимо преодолеть целых два эскалатора.

Пройдите от станции по улице Малая Морская к Невскому проспекту и поверните налево в направлении Адмиралтейства. Дворцовая площадь будет справа от вас. Таким образом, путь пешком от метро займет не более 3-5 минут.

Также к площади можно пройти от станций метро «Невский Проспект» и «Гостиный Двор» (синяя и зеленая линии) вдоль Невского проспекта (расстояние примерно 800 метров) и от станции метро «Василеостровская» через Дворцовый мост (расстояние примерно 2,5 километра).

Автобусы и троллейбусы

Можно доехать наземным транспортом — автобусом № 7, троллейбусами № 1, 10, 7, идущими в направлении Адмиралтейства до остановки «Дворцовая площадь».

Как только не выглядела главная площадь Петербурга до 1819 года. Во времена правления Петра вместо Арки и Главного Штаба петербуржцы наблюдали обыкновенный зелёный луг, который в дождливую погоду развозило от грязи.

При Анне Иоанновне здесь разводили зайцев, а в эпоху Елизаветы Петровны на лугу паслись тучные коровы, меланхолично жующие травку. Во второй половине XVIII столетия Адмиралтейский луг выполнял функции строительной площадки для Зимнего дворца. Также здесь проводили военные учения и пасли скот, поставлявший молочную продукцию для царского двора.

Так как при Павле I центром светской жизни стал Михайловский замок, а не Зимний дворец, благоустройством Дворцовой площади никто не занимался. Ситуация изменилась после того, как на престол взошёл Александр, который после войны с Наполеоном задумал не только улучшить вид пощади, но и получить здание, где будут находиться важные государственные учреждения: министерство иностранных дел и Генеральный штаб.

И.Барт. Вид от Дворцовой площади на Адмиралтейство. Гуашь. 1810-е гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Нужно сказать, что при Екатерине южная граница площади была застроена домами по проекту Фельтена, и один из них, равно как и участки в восточной части Дворцовой площади, пришлось выкупать, для того, чтобы они впоследствии стали частью грандиозного архитектурного ансамбля.

Разработка проекта здания для Главного штаба и двух министерств были поручены зодчему Карлу Росси, который решил, что основным посылом нового архитектурного детища должно быть прославление победы русского народа в войне с Наполеоном. Никто тогда ещё и не догадывался, что Росси удастся построить самое протяженное на тот момент здание в Европе, которое словно пронзит сплошную ленту собственного фасада монументальной Триумфальной аркой, увенчанной колесницей Победы и фигурами воинов.

Российский архитектор итальянского происхождения, Карл Росси является автором многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге. Фото: Commons.wikimedia.org

Начало строительства

16 марта 1819 года Александр выпустил указ и созвал специальный комитет «По устроению против Зимнего дворца правильной площади и каменным, кирпичным, гончарным и известковым заводам». Сложно представить тот массив работы, который ждал великого зодчего. Для гармоничного сосуществования прежних зданий с новой постройкой, архитектор повторил линию их фасадов, а для того, чтобы устранить диспропорцию, оформил их портиками, из-за чего неравные крылья дома по своей длине стали выглядеть одинаковыми даже для самого внимательного взгляда.

Часть дома №1 по Большой Морской улице пришлось снести, изменив направление улицы таким образом, чтобы она выходила только на центр Зимнего дворца. Когда в 1823 году строительство западного корпуса было завершено, рабочие приступили к созданию восточного корпуса, первым делом соорудив выходящий на Дворцовую площадь фасад. Угол здания у Мойки сделали угловым, за что в народе его даже прозвали утюгом.

На первых порах строительства денег на новую городскую достопримечательность не жалели и цоколь корпуса министерства иностранных дел, смотрящего на площадь, сделали из дорогого гранита. Однако при следующем правителе Николае I, когда страна жила в режиме жесточайшей экономии, со стороны Певческого моста цоколь уложили из сравнительного дешёвого материала — пудожского камня. Тогда же фасад Главного штаба был перекрашен в жёлтый цвет, тогда как при Александре он был жемчужно-серый.

Картина "Вид Зимнего дворца со стороны Адмиралтейства. Развод караула" работы Василия Садовникова. Акварель. 1830-ые годы. Фото: Commons.wikimedia.org

Наводнение 1824 года

Несмотря на то, что работы шли завидными темпами, не всё в процессе строительства было гладко. Так, например, осуществлению проекта Росси помешало знаменитое наводнение 1824 года. Историк и знаток Петербурга Башуцкий вспоминал: «по воздуху, высоко и быстро крутясь, носились широкие листы железа, сорванного с нового строения Главного штаба; буря играла ими, как пухом; два длинных деревянных тротуара поперёк между заборов недооконченного здания сделали плотину, на которой волны упирали с рёвом и, достигнув высоты её, полились в Малую Миллионную; через узкий переулок, выходящий на Неву, вдвинуло водой огромную барку, перегородившую улицу. Люди, застигнутые волной, лезли в окна, на фонари, цеплялись за карнизы и балконы домов, прятались на вершинах деревьев, высаженных кругом бульвара».

«А что, братец, выдержит ли арка собственный вес?»

Как бы то ни было, работы по обустройству площади продолжались и их венцом стала Триумфальная Арка, у подножия которой на выступающих из стены пьедесталах покоятся грандиозные композиции из воинских доспехов-арматуры, над которыми высятся фигуры воинов, а ещё выше парит колесница Победы с шестеркой коней, чётко вырисовывающейся на фоне неба.

Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Lelik

Над созданием скульптур, украшающих арку, трудились скульпторы Пименов и Демут-Малиновский. На работу им дали всего два месяца. К слову, при Александре Арку должна была венчать не колесница, а две женские фигуры, держащие российский герб, однако Николаю не пришлась по вкусу эта задумка. Вскоре на чертежах появилось изображение конной группы.

Существует любопытная историческая байка, связанная с кажущейся хрупкостью Арки. Якобы, иностранные коллеги Росси, а позже и сам император, усомнились в прочности нового шедевра. По воспоминаниям очевидцев, Николай I спросил архитектора: «А что, братец, вот иностранцы сомневаются: выдержит ли арка собственный вес?». На это Росси ответил: «Ваше величество, я поднимусь на неё во время снятия кружал, и, если она упадёт, я упаду вместе с аркой».

Когда строительные работы были на последнем этапе, Росси вместе с рабочими поднялся на Арку и, помахав оттуда императору, доказал её прочность.

Первоначальный проект, 1820 год, вид с Невского. Литография К. Беггрова. Фото: Commons.wikimedia.org

Законченный архитектурный шедевр

Последний штрих, закончивший работы по обновлению Дворцовой площади, был сделан в 1834 году, когда Огюст Монферран по указу Николая I построил по её центру Александровскую колонну в память о победе Александра I в войне с Наполеоном. Любопытно, но идею сооружения монумента подал никто иной, как сам Карл Росси, а вот продумать и воплотить её предстояло уже французу Монферрану.

Так, в период с 1819 по 1834 года площадь постепенно приобретала свой современный облик, на фоне которого происходили важные государственные события. Мало кто знает, но в год, когда грянула революция и площадь стала одним из самых главных свидетелей происходящих бесчинств, все здания на ней были к тому времени выкрашены в краснокирпичный цвет, а в послевоенные годы их вновь перекрасили в изумрудные тона.

Сейчас композиция Главного Штаба и Арки выполнена в жёлтом цвете, что смотрится гармонично на фоне зелёного здания Эрмитажа.

Сейчас композиция Главного Штаба и Арки выполнена в жёлтом цвете. Фото: Creative commons/ Walter Smith

Зимний дворец на Дворцовой площади - бывшая царская резиденция, символ архитектурного стиля елизаветинское барокко, самый большой дворец в Петербурге. С первых советских лет здесь работает самый известный в России музей - Государственный Эрмитаж.

Адмиралтейский луг

Дворцовая площадь возникла как часть гласиса, открытого пространства перед Адмиралтейством , основанном в 1704 году. С той поры здесь существовал луг, где не редко пасли скот. Называли его Адмиралтейским.

Рядом с верфью тут же стали селиться высшие морские чины. В 1705 году на расстоянии 200 сажен от Адмиралтейства по проекту Доменико Трезини был построен дом генерал-адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Через два года рядом поселился адмиралтейств-советник А. Кикин. В 1712 году дом Апраксина был перестроен в камне, в 1716 году здание было вновь переделано, на это раз по проекту архитектора Леблона .

Западную часть луга, близ трассы будущего Невского проспекта , с 1705 года занимал Морской рынок. Он возник по желанию местных мастеровых, которые пожаловались губернатору А. Д. Меншикову на отсутствие в Морской слободе заведения по продаже съестных припасов и питья. На рынке торговали не только продуктами, но и дровами, сеном.

Рядом с рынком, на участке дома №55 по набережной Мойки , был построен по типовому проекту для именитых дом адмирала, президента Адмиралтейств-коллегии Корнелия Крюйса. В разных источниках по разному говорится о судьбе этого дома. Он или сгорел в 1710 году, или был разобран ради строительства трактира "Петровское кружало".

После казни Кикина в 1718 году его особняк заняла Морская академия.

Весной 1721 года на Большой Першпективной дороге (Невском проспекте) была высажена аллея. Она разделила Адмиралтейский луг на две части. Западная впоследствии стала Адмиралтейской площадью, а восточная постепенно превратилась в Дворцовую.

В 1728 году по завещанию дом Апраксина перешёл Петру II. Молодой император здесь так и не поселился, он переехал с правительством в Москву. Дом Апраксина всё это время пустовал, с 1731 года стал перестраиваться под резиденцию императрицы Анны Иоанновны. Её проектированием занимался Б. К. Растрелли с сыном. Для размещения новых помещений был выкуплен соседний участок, принадлежащий Морской академии. К 1735 году здесь был построен новый Зимний дом Анны Иоанновны, главным фасадом выходящий к Адмиралтейству.

Площадь рядом с Зимним дворцом предполагалось окружить колоннадой, в центре которой должна была быть установлена бронзовая статуя Анны Иоанновны работы Б. К. Растрелли. Для этого площадь очистили от появившихся здесь случайных деревянных построек вплоть до самой аллеи. Рядом с южным торцом Зимнего дворца на краю Адмиралтейского луга оставили лишь несколько служебных построек. Среди прочего отсюда был перенесён построенный в 1732 году по проекту Ф. Б. Растрелли деревянный манеж. К 10 ноября 1738 года он был открыт "на показанном от берейтера Шидерера месте подле конюшенных мазаночных домов" на берегу "новозачатого" Екатерининского канала (участок дома №28 по Невскому проспекту) .

Адмиралтейский луг использовался как площадка для парадов и народных гуляний. Например, 27 января 1740 года здесь состоялся смотр императорской гвардии. Войска проследовали по Невскому проспекту к Зимнему дворцу с музыкой и развевающимися знамёнами. Тогда же во дворце для знати был устроен маскарад, а для простого народа на луг выставили угощения - жареных быков, фонтаны красного и белого вина.

Пространство рядом с императорской резиденцией требовало соответствующего ухода. В 1750 году началось мощение Адмиралтейского луга дёрном и булыжником. С этого времени "луг" в строгом понимании этого слова исчез.

Последним штрихом в создании парадного облика Дворцовой площади стала переоблицовка домов "депо карт" и Вольного экономического общества под единый фасад со зданием Главного штаба. Это было сделано в 1842-1845 годах архитектором Иваном Черником , который таким образом завершил замысел Карла Росси.

Дворцовая площадь была частью маршрута утренних прогулок императора Александра II. Он один, без охраны, проходил по Миллионной улице , Зимней канавке и набережной Мойки, по площади шёл к Зимнему дворцу. Так было и 2 апреля 1879 года. Когда царь повернул с Мойки на площадь у Певческого моста, к нему быстрым шагом направился высокий человек в шинели. Поравнявшись с Александром II, он выстрелил в него из пистолета. Выстрел оказался неудачным. Царь ловко петляя, уворачиваясь от последующих выстрелов побежал в сторону Министерства иностранных дел. Террорист успел выстрелить пять раз, после чего был сбит с ног подоспевшим жандармом. Человеком, покушавшимся на жизнь императора Александра II, был Александр Константинович Соловьёв, член радикальной организации "Земля и воля".

У западного фасада Зимнего дворца разбит сад. В 1900 году вокруг него была установлена высокохудожественная кованая железная ограда, которая получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Автором ограды был архитектор Роберт Мельцер.

9 января 1905 года в Петербурге, в том числе на Дворцовой площади, произошли события, вошедшие в историю России как Кровавое Воскресенье.

Булыжное мощение Дворцовой площади конечно же доставляло неудобство и для прохожих, и для проезжающих по ней экипажей. В 1911 году петербургский градоначальник предложил старшему городскому садовнику рассмотреть вопрос устройства на ней цветника. В следующем году журнал "Зодчий" опубликовал такую статью:

"Более 10 лет как в Управе возник проект переустройства Дворцовой площади, составил его архитектор Мельцер. Предполагалось площадь эту заасфальтировать, линию у тротуара засадить липами, разбить цветники, поставить фонтаны и, между прочим, снести бульвар от штаба к Дворцовому мосту, срезая закругление Александровского сада, и в этом месте устроить проезд. Проект получил Высочайшее одобрение, но до сих пор к осуществлению его не приступали. В настоящее время проект вновь обсуждается в Управе, причём городской садовник составил смету на полное переустройство площади в сумме 418 тысяч рублей" [Цит. по 1, с. 269].

Несмотря на все эти планы, при царской власти Дворцовая площадь так и осталась с булыжной мостовой.

Перед Первой мировой войной все здания на Дворцовой площади были окрашены в красно-кирпичные цвета. События 1917 года происходили именно на таком фоне. В 1940-х годах здания снова перекрасили в присущие им светлые тона.

Дворцовая площадь после 1917 года

Сразу после Февральской революции 1917 года Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов утвердил решение о "погребении погибших в дни переворота" на Дворцовой площади. Архитекторам дали задание решить в каком именно месте площади будет произведено захоронение и как будет выглядеть монумент над ним. Похороны были назначены на 10 марта. За три дня до этого в Совете выступил Алексей Максимович Горький, который предложил оставить Дворцовую площадь в покое и устроить захоронение на Марсовом поле. Этот вариант вызвал в Совете споры, в которых даже возникла идея устроить на месте Александровского сада новую "Площадь Свободы", там и похоронить погибших. Но от этой затеи отказались сразу, под давлением архитекторов было принято предложение Горького. Дополнительным аргументом стало то, что вокруг Александровской колонны вбито много свай и копать могилы там было бы крайне сложно.

Дважды на Дворцовой площади выступал Владимир Ильич Ленин. Первый раз это произошло 1 мая (18 апреля) 1917 года, когда он от имени ЦК партии большевиков говорил о значении пролетарского праздника Первое мая и задачах русской революции. Второй раз Ленин выступал с трибуны 19 июля 1920 года, когда на Дворцовой площади проходил митинг по случаю закладки памятника Карлу Либкнехту и Розу Люксембург. Этот монумент собирались установить в садике Зимнего дворца, рядом с уже находящимся там временным памятником Радищеву.

После 1917 года Гвардейская площадь вошла с состав Дворцовой.

30 августа 1918 года в подъезде восточного корпуса здания Главного штаба был убит председатель Петроградской чрезвычайной комиссии Моисей Соломонович Урицкий. Убийцей стал эсер Леонид Канегиссер, который мстил за расстрел чекистами его товарища. Уже в октябре того же года Дворцовую площадь назвали площадью Урицкого.

В 1918 году с постамента были снята ограда сада Зимнего дворца. Во время первомайского субботника 1920 года 7 000 рабочих, студентов и курсантов очистили западную часть площади Урицкого от каменных глыб и щебня, оставшихся от разрушенного год назад постамента. В помощь рабочим сюда была даже проложена узкоколейная железная дорога, на которой перемещались 100 вагенеток. Ограда позже была установлена вокруг парка имени 9 января .

Трудовой мотив с тех пор станет главным для всей демонстраций на главной площади Ленинграда. В советское время здесь проводились демонстрации в дни 1 мая и 7 ноября. Для выступлений на таких мероприятиях руководителей разных величин, у ворот Зимнего дворца сооружалась трибуна. Кроме уже упомянутого Ленина, с неё выступали Никита Сергеевич Хрущёв и другие советские лидеры (Зиновьев, Киров, Попков, Кузнецов, Толстиков, Козлов, Романов).

Летом 1924 года на Дворцовой площади состоялась уникальная шахматная партия. Роль белых фигур исполняли моряки, чёрных - красноармейцы. Кони были настоящие. Ходы выполнялись по командам И. Рабиновича и П. Романовского, отдававших их по телефону.

Весной 1932 года Дворцовую площадь заасфальтировали. При этом под ней проложили новые подземные коммуникации.

13 января 1944 года, в первый день операции по снятию Ленинградской блокады, Дворцовой площади возвращено историческое название.

К 60-летию Октябрьской революции (в 1977 году) было решено преобразить мощение Дворцовой площади. Архитекторами Б. Н. Булдаковым, Г. А. Бойковой, Ф. К. Романовским и художником В. А. Петровым был составлен проект, по которому площадь замостили прямоугольниками из брусчатки, которые разделили гранитными плитами. Розовый гранит добыли в карьере "Возрождение", а серий - из Каменногорского карьера . На 17 000 квадратных метрах образовалась "сетка" из 460 ячеек.

В 1994 году принималось решение об определении места нахождения вестибюля станции метро "Адмиралтейская". Для его размещения на углу Большой Морской улицы и Кирпичного переулка требовалось расселить находящийся там дом. Заслуженным архитектором России Сергеем Шмаковым был предложен альтернативный вариант. Он составил проект, в котором выход из метро был бы организован в Александровском саду и в первом этаже здания Главного штаба, рядом с Невским проспектом, из существующих там гранитных порталов. Перестроить первый этаж этого дома было бы гораздо дешевле. Но проект Шмакова принят не был, выход из метро в конце 2011 года появился там, где и планировался изначально.

С советского времени каждые Новый Год, 9 мая и в День города (27 мая) на Дворцовой площади проводятся массовые праздничные мероприятия. С большим размахом с 2000-х годов для школьных выпускников здесь стали проводить праздник "Алые Паруса".

1 декабря 2007 года на Дворцовой площади начал работать коммерческий ледовый каток. Его появление здесь вызвало бурные споры в общественности. Основными аргументами противников работы катка стали: нарушение архитектурного ансамбля Дворцовой площади и невозможность подойти близко к Александровской колонне. Каток просуществовал здесь весь зимний сезон, но в последующие годы уже не появлялся.

Один из символов Санкт-Петербурга и одно из самых посещаемых туристических мест этого города - Дворцовая площадь. Этот архитектурный ансамбль начал складываться во второй половине XVIII столетия, его формирование завершилось в первой половине XIX века.

Площадь образована несколькими историческими и архитектурными памятниками - Зимним дворцом (эта достопримечательность и дала название площади), Зданием штаба Гвардейского корпуса, полукруглым Зданием Главного штаба и, конечно, знаменитой Александровской колонной. Размеры площади - примерно пять с половиной гектаров. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что ее размеры - восемь гектаров, но это не соответствует действительности.

Площадь находится под охраной ЮНЕСКО: ее внесли в список Всемирного наследия.

С чего все начиналось...

В первые годы XVIII столетия в городе была заложена крепость-верфь, окруженная валами. Также вокруг крепости был вырыт ров, перед которым находилось свободное от какой-либо застройки пространство. Размеры его были огромны. Это пространство было необходимо в целях обороны: в случае нападения неприятеля на крепость со стороны суши оно помогло бы артиллеристам отразить атаку.

Но спустя короткое время после того, как крепость была достроена, она лишилась своего военного значения. А вместе с ней его лишилось и открытое пространство, расположенное за рвом. На этой пустующей территории стали складировать пиломатериалы, необходимые для различных строительных работ. Также там хранились якоря больших размеров и другие припасы, связанные с кораблестроением. Часть территории занимал рынок. К тому времени пространство, когда-то имевшее оборонное значение, заросло травой и стало настоящим лугом. Прошло еще несколько лет и территория снова изменилась: через нее тремя лучами прошли новые улицы. Они разделили территорию на несколько частей.

Затем наступил новый период истории будущей знаменитой площади. В это время она использовалась как место для народных гуляний. Над ней сверкали фейерверки, на ней били фонтаны, в которых вместо воды было вино.

В 40-е годы XVIII века вышло царское повеление, согласно ему на будущей площади (которая в то время еще была лугом) следовало посеять овес. Позже на лугу пасся придворный скот. Иногда здесь проходили строевые учения солдат. В тот период времени достраивался и перестраивался Зимний дворец, а открытое пространство перед ним нередко использовалось для строительных целей.

В середине 60-х годов XVIII века на этом пространстве состоялся своеобразный рыцарский турнир. Это был грандиозный праздник, специально для которого соорудили из дерева временный круглый театр без крыши. Одеяния участников праздника поражали роскошью.

От луга к плацу

В конце 70-х годов XVIII века по велению императрицы начат процесс преобразования площади. Был проведен конкурс проектов, после объявления победителя начались строительные работы. В конце столетия площадь выглядела так: огромное пространство было окружено домами с трех сторон и, согласно свидетельствам современников, напоминало амфитеатр.

В начале XIX века архитектор Антон Модюи предложил план перепланировки площади. Именно на этом плане площадь впервые приобретает те очертания, которые сейчас так хорошо нам знакомы. В первой половине XIX века облик площади постепенно меняется, трансформируется. В 30-е годы в ее центре была возведена знаменитая колонна. В начале XX века (также, как и XIX веке) на площади часто проходили военные парады и смотры.

Одной из самых мрачных страниц в истории площади стало событие, названное в последствии «Кровавым воскресеньем». На площади состоялся разгон шествия рабочих, которые несли царю петицию с экономическими и политическими требованиями. Во время разгона этой демонстрации погибли сотни людей: против безоружных демонстрантов было применено огнестрельное оружие.

В первые годы XX века все здания на площади были окрашены в кирпично-красный цвет, который как бы стал предвестником событий 1917 года. В 40-е годы XX века зданиям был возвращен первоначальный облик: их стены перекрасили в светлые тона. Вскоре после революционных событий на площади был установлен памятник литератору и философу Александру Радищеву. Бюст был изготовлен из гипса. Простояв примерно полгода, он был опрокинут порывом сильного ветра и с тех пор не восстанавливался.

В советское время на площади проходили парады и праздничные демонстрации. В первые послереволюционные годы на этой территории устраивались масштабные театрализованные представления на революционную тематику. В начале 30-х годов площадь была реконструирована: удалена брусчатка, пространство заасфальтировано; гранитные столбики, окружавшие знаменитую колонну, также удалены. В 40-е годы рассматривалась идея переноса колонны и устройства на площади аэродрома. Но этот план не был воплощен в жизнь. В 70-е годы на площади вновь были проведены реконструктивные работы. Асфальт заменили брусчаткой. На углах площади были установлены фонари.

Площадь в XXI веке

В начале XXI столетия на площади проходили реставрационные работы, в ходе которых была сделана археологическая находка - остатки флигеля, принадлежавшего Анне Иоанновне. Если говорить точнее, был найден фундамент этого здания - когда-то роскошного, состоявшего из трех этажей. Археологическая находка была тщательно изучена, было сделано множество ее фотоснимков, после чего ее вновь закрыли землей. Спустя несколько лет была отреставрирована Александровская колонна.

На территории площади часто проходят мероприятия общественного и спортивного характера, устраиваются концерты знаменитых исполнителей. В зимнее время была сделана попытка превратить площадь в каток с платным входом, но это вызвало возмущение множества общественных организаций и каток прекратил свое существование. Сравнительно недавно на площади был установлен павильон с зеркальными стенами, в которых отражался весь архитектурный ансамбль. Этот павильон простоял недолго: он был разрушен порывом ветра, после чего демонтирован.

Архитектурный ансамбль площади

Расскажем подробнее о тех исторических и архитектурных достопримечательностях, которые составляют ансамбль главной площади Санкт-Петербурга:

Александровская колонна была воздвигнута в память о победе русских войск над армией Наполеона. Автор этого величественного сооружения в стиле ампир - архитектор Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. Разработанный им проект колонны был утвержден императором в конце 20-х годов XIX века, а в середине 30-х годов состоялось торжественное открытие монумента. Колонна изготовлена из розового гранита в одной из каменоломен, находившихся недалеко от Санкт-Петербурга. Транспортировка колонны в город стала сложной задачей. Для этой цели даже была построена специальная баржа. Сегодня колонна является одной из главных достопримечательностей города. Иногда, вспоминая знаменитое стихотворение классика русской поэзии, ее называют «Александрийским столпом», но это ошибочное название.

Зимний дворец - еще одна важная часть ансамбля площади. Он был построен в середине XVIII столетия. Автор проекта - Бартоломео Франческо Растрелли. Дворец выстроен в соответствии с канонами елизаветинского барокко (фасады и помещения отличаются пышной отделкой). Первоначально здание являлось резиденцией российских правителей, где они проводили зимние месяцы. Во второй половине 30-х годов XIX века во дворце случился страшный пожар, который не могли потушить в течение нескольких дней. Имущество, спасенное из дворца, было сложено вокруг знаменитой колонны. В конце 30-х годов XIX века дворец был восстановлен. В советское время в здании размещены экспозиции Государственного Эрмитажа.

В восточной части площади находится здание бывшего Штаба гвардейских войск. Автор проекта - художник и архитектор Александр Брюллов. Здание выстроено в соответствии с канонами позднеклассического стиля. Благодаря изяществу и строгости оно идеально вписалось в архитектурный ансамбль, что было очень непросто: с одной стороны от Штаба находится дворец в стиле барокко, с другой - здание в стиле ампир. Штаб был построен примерно за шесть лет: строительные работы были начаты во второй половине 30-х годов XIX века и завершены в начале 40-х годов. За несколько лет до разработки проекта и строительства здания существовала идея постройки на этом месте театра. Эта идея так и не была воплощена в жизнь.

С южной стороны площади высится здание Главного штаба. Оно было возведено в начале XIX столетия. Автор проекта - архитектор Карл Росси. Три корпуса здания образуют дугу, длина которой - пятьсот восемьдесят метров. Корпуса соединяет триумфальная арка. Она увенчана скульптурной группой, изображающей колесницу Славы. Архитекторами этой группы являются Василий Демут-Малиновский и Степан Пименов. В дореволюционное время в корпусах здания располагался не только Главный штаб, но также три министерства. В первые послереволюционные годы в здании разместился Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР. Позже здесь находилось обычное отделение милиции. В настоящее время здесь размещен Штаб Западного военного округа, занимающий часть здания. Крыло, расположенное с восточной стороны, передано в начале 90-х годов XX века Государственному Эрмитажу.

Среди которых неизменно главенствует Дворцовая площадь, — одна из красивейших жемчужин в ряду европейских градостроительных шедевров. Он сформировался и приобрел современный облик в результате преемственной творческой деятельности нескольких поколений российских зодчих. Но самой значительной стала работа Росси над перепланировкой Дворцовой площади, выполнявшаяся в течение целого десятилетия. Развивая градостроительные принципы русского классицизма, он создал выдающуюся по силе художественного воздействия архитектурную композицию, которая по сей день считается одной из самых гениальных в мировой истории градостроительного искусства. Историко-художественная ценность Дворцовой площади, ее роль и место в пространственной композиции центра города остаются исключительно важными.

Дворцовая площадь была предназначена для военных парадов, сопряженных с передвижением больших войсковых масс, поэтому ее пространство (до разбивки Адмиралтейского сада) переходило в Адмиралтейскую площадь и соединялось затем с Сенатской, тем самым создавался единый градостроительный ансамбль

Начало формирования Дворцовой площади относится к 1710-м годам, когда появились первые здания, определившие ее северную границу. Обширный «луг против палат Апраксина», наиболее значительного сооружения на месте будущего Зимнего дворца, не был застроен. После возведения в 1732-1735 годах на этом участке Зимнего дворца Анны Иоанновны луг приобрел характер парадной площади. В 1753-м, за год до закладки последнего Зимнего дворца, сыгравшего основную роль в возникновении ансамбля, Ф. Б. Растрелли выполнил проект архитектурного оформления Дворцовой площади. Согласно ему площадь была трактована в виде круга, оформленного коллонадой с широким разрывом напротив главного входа во дворец. В ее геометрическом центре предполагался памятник Петру I, исполненный отцом архитектора, — скульптором Б. К. Растрелли. Проект отвечал главной для того времени задаче — устроить перед дворцом парадный подъездной двор. Незаконченную при жизни итальянского мастера Дворцовую площадь впоследствии проектировали несколько раз, в том числе и из-за менявшихся градостроительных задач. Идею создания ансамбля из трех площадей в центре города — Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской — выдвинула в 1762 году Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга, основную роль в проектной деятельности которой сыграл выдающийся градостроитель А. Квасов. В 1760-х годах архитектор распланировал новые кварталы вблизи Адмиралтейства, ликвидировав его земляные валы. Этим планом было предопределено плавное криволинейное очертание западной части Дворцовой площади.

Росси так говорил о создании ансамбля центральных площадей Петербурга: «Этот памятник должен стать вечным...»

В 1779 году, исходя из генерального плана Комиссии, Академия художеств объявила открытый конкурс на планировку площади, в котором одержало победу простое и оригинальное предложение Ю. Фельтена. В 1780-х годах он возвел три здания, равных по высоте Зимнему дворцу, с однотипными «образцовыми» фасадами на месте части будущего Главного штаба. С ними соседствовали маловыразительные старые постройки, тянувшиеся до набережной Мойки. С возведением зодчим домов, одного для Я. Брюса и двух для фаворита Екатерины II А. Ланского, наметилась будущая дугообразная форма площади, которая получила более правильное очертание границ.

В доказательство точности своих конструктивных расчетов Росси стоял на арке, когда разбирали поддерживающие конструкции, ручаясь жизнью за ее прочность

Фельтеновское оформление Дворцовой площади просуществовало до постройки в 1819-1829 годах архитектором Росси грандиозных зданий Главного штаба и министерств иностранных дел и финансов, которые связаны в единое целое великолепной двойной триумфальной аркой, переброшенной над Большой Морской улицей и делающей у самой площади перелом. Улица эта, второстепенная сама по себе и специально перенесенная зодчим на центр дуги для закрепления оси площади, образовала парадную связь ансамбля с Невским проспектом. Из-за ее поворота неожиданно открывался, поражая зрителя почти театральным эффектом, величественный простор главной площади Санкт-Петербурга. Возведением этих строений, формирующих ее южную часть как гигантскую нишу, была окончательно оформлена Дворцовая площадь. Ее создание стало одной из главнейших работ Карла Ивановича, в которой он проявил себя архитектором-новатором.

Дворцовая площадь является одной из крупнейших в мире. Ее размеры составляют от арки Главного штаба до Зимнего дворца — 230 метров, от здания Штаба Гвардейских корпусов до Адмиралтейского сада — 340 метров

Главный штаб соответствовал размерам Зимнего дворца шириной дуги и высотой, а также линией средней оси. По стилю они являются полными противоположностями. Замысел зодчего состоял в противопоставлении изящно-пышного Зимнего дворца и величаво-грандиозного Главного штаба и в то же время в архитектурном уравновешивании двух находящихся друг против друга монументальных фасадов. Однако Росси удалось добиться их нерасторжимого единства и взаимного дополнения. Таким образом, центр тяжести всей композиции переносился на саму площадь. Она становилась целостной градостроительной и архитектурной композицией, представлявшей подлинно классический образец высокого идейного воплощения ансамблевых методов формирования города. К тому же из-за интенсивного развития государственного аппарата менялась ее роль в политическом отношении: теперь рядом с дворцом не могли соседствовать дома представителей знатных фамилий, а правительственные учреждения должны были сосредоточиться вокруг императорской резиденции. Тем не менее важнейшее значение Зимнего дворца сохранялось.

Как отмечал доктор архитектуры Г. Г. Гримм, Росси подходил к решению градостроительных и архитектурных задач принципиально отлично от современников: «...Росси будет искать решение, исходя из особенностей самого участка»

Реконструкция главной площади города в условиях застроенной территории требовала от зодчего величайшего профессионального такта и строгого учета экономических факторов. Росси рационально использовал строения Фельтена, сохранив часть их стен и даже интерьеров, отличавшихся парадностью при всей монотонности снаружи. Он оставил в первоначальных формах фасады, обращенные во внутренний круглый двор. Одновременно мастер создал новую композицию небывалого градостроительного масштаба, отличающуюся простотой: фасад со стороны площади при огромной протяженности был основан всего лишь на трех осях: главной по центру арки и двух боковых, подчеркнутых портиками коринфского ордера. С гениальной смелостью Росси охватил южную сторону «правильной площади» единой лентой фасада, разорванного посередине огромной аркой. Его линия длиной 580 метров скользит по параболе, затем переходит в прямолинейные отрезки, переламывается очень острым углом у набережной Мойки, где к основному зданию примыкает несколько иной по композиции корпус Министерства финансов. Превосходя по протяженности Адмиралтейство, композиция главного фасада которого построена на семи осях, фасад Главного штаба отличается еще большей сдержанностью оформления. Его облик задуман зодчим подчеркнуто строгим и лаконичным, с монотонностью ритмики «бесконечно» протяженного здания, благодаря чему острее был акцентирован контраст с центральной аркой. Лента фасада не прерывается выступами. Даже входы в здание сделаны почти незаметными. Ряды полуколонн коринфского ордера слиты со стеной в подчинении торжественности арки и распространяют архитектурное оформление ее боковых устоев на всю огромную протяженность южной стороны площади. Пластически насыщенная композиция арки, увенчанной колесницей Победы, посвящена военному могуществу России, победившей в войне с Наполеоном. По контрасту с остальными частями сооружения она богато оформлена скульптурой: 20-метровым барельефом в аттике, фигурами воинов между колоннами, военной арматурой, фигурами летящих гениев Славы. Скульптурное убранство выполнили В. Демут-Малиновский и С. Пименов. Триумфальной композицией арки, одной из вершин петербургского ампира, представляющей собой замечательный образец синтеза искусств архитектуры и скульптуры, Росси создал узловое звено ансамбля. Композиция и пропорции арки с ее подчеркнуто широким пролетом, горизонтальной лентой фриза, низким ступенчатым аттиком, несущим скульптуру, неразрывно связаны с общей горизонталью протяженного фасада.

Помещения Министерства иностранных дел по традиции того времени размещались на парадном (здесь — третьем) этаже и отличались великолепием отделки. Особенно выделялись приемные залы и жилые покои в квартире министра иностранных дел графа К. Нессельроде, сохранившиеся до нашего времени в первоначальном виде, как немногие из интерьеров Росси. Впечатляет Танцевальный зал в угловой части здания, который был отделан искусственным мрамором: стены белым, а пилястры, гермы и фриз — голубым. Роспись гризайлью с аллегорическими и историческими сюжетами естественно завершала композицию. Много скромнее по причине сугубо служебного их назначения отделывались помещения Главного штаба. Конструктивные новаторства были отражены в применении для перекрытия галерей архива и купола библиотеки штаба металлических конструкций, изготовленных инженером М. Е. Кларком.

Ансамбль Дворцовой площади стал одним из наиболее целостных и совершенных в мире, несмотря на то что создавался не сразу и при участии нескольких поколений архитекторов. По широте замысла и высокому мастерству его осуществления центральная площадь Санкт-Петербурга является венцом в развитии ансамблевых градостроительных приемов классической архитектуры. Завершенный архитектурный центр Петербурга поражает размахом и величием ансамблей Дворцовой и Сенатской площадей, далеко превзошедших произведения западноевропейского классицизма.