Где находится Кронверкский мост

Этот мост, имеющий шестидесятиметровую длину и девятиметровую ширину, объединяет берега Петроградского и Заячьего островов в нижней части Кронверкского пролива (Кронверк – один из дополнительных бастионов, которыми изобилует Петропавловская крепость). Впервые мостовую переправу здесь обустроили в 1876 г. – тогда мост был назван Вторым Крепостным.

Созданный вместо него в 1939 г. по проекту (автор П. П. Степнов) нынешний Кронверкский мост ничуть не нарушает изначальной гармонии фортификационных укреплений Петропавловки, идеально вписываясь в панораму окружающего ландшафта – по своему внешнему виду он неотличим от старинных деревянных питерских мостов восемнадцатого-девятнадцатого веков.

Адрес: г. Санкт-Петербург, Кронверкский мост.
Ближайшая станция метрополитена - «Горьковская».

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Кронверкский мост

Мост расположен в низовье протока. Он соединяет Заячий и Петроградский острова. Название мост получил по Кронверку - вспомогательному укреплению Петропавловской крепости. Мост деревянный с металлическими балками. Сооружен в 1938 г. по проекту инженера П. П. Степанова. Длина моста 58 м, ширина - 9 м.

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Кронверкский проспект 1798. Современный Кронверкский проспект сформировался в середине XVIII века из двух проездов, из которых только один имел официальное название – Конный. Другой, дугой огибавший Петропавловскую крепость, формального названия не имел, а в просторечии

Из книги Улицы Петроградской стороны. Дома и люди автора Привалов Валентин Дмитриевич

Кронверкский проспект Он проходит от улицы Куйбышева до Мытнинской набережной, огибая Александровский парк. Длина - 1748 метров. Кронверкской улицей его предполагали назвать еще в 1738 г. На плане 1753 г. обозначен как Кронверхская улица. В 1762 г. также - Кронверкская улица. Но

автора Антонов Борис Иванович

Варшавский мост Мост находится в створе Измайловского проспекта. Длина моста 38,2 м, ширина - 30,6 м. Название моста происходит от расположенного рядом Варшавского вокзала.В 1870 г. здесь взамен временного деревянного моста Обществом Российских железных дорог был построен

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Балтийский мост Мост расположен напротив Балтийского вокзала. Длина моста 33 м, ширина - 4,5 м. Название моста происходит от Балтийского вокзала.Мост сооружен в 1957 г. по проекту инженера А. А. Куликова и архитектора П. А. Арешева.Являясь одновременно пешеходным, он имеет

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Таракановский мост Пешеходный мост расположен в створе улицы Циолковского.Название мост получил по речке Таракановке, соединявшей реки Фонтанку и Екатерингофку. В 1907–1908 гг. ее частично засыпали, и между набережными Фонтанки и Обводного канала образовалась улица,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Борисов мост Объединяет промышленные зоны левого и правого берегов Обводного канала. Металлический мост построен в 1989 г. по проекту инженера А. И. Фельдмана и архитектора В. М. Иванова. Длина моста 33,1 м, ширина -

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Матвеев мост Мост расположен на левом берегу Мойки. Длина моста 27,1 м, ширина - 9,78 м. Он назван в память о комиссаре С. М. Матвееве, убитом в 1918 г. на Восточном фронте.Мост построен в 1782–1787 гг. при сооружении гранитных набережных Крюкова канала. Он был деревянным,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Мост Декабристов Мост расположен в створе улицы Декабристов. Длина моста - 29 м, ширина - 23,3 м. Название мост получил в память о восстании декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. Впервые в 1784–1786 гг. здесь был построен трехпролетный мост с опорами из бутовой

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Торговый мост Торговый мостМост соединяет Театральную площадь с улицей Союза Печатников (бывшая Торговая улица). Длина моста 26,7 м, ширина - 10,5 м. Название моста происходит от Торгового (Литовского) рынка, находившегося неподалеку с 1789 до середины 1920-х гг.Впервые мост

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Кашин мост Мост находится в створе проспекта Римского-Корсакова. Длина моста 23,85 м, ширина - 16 м.Первый постоянный мост с деревянным пролетным строением построен здесь в 1805–1810 гг. В 1839–1840 гг. Кашин мост вновь перестроили, и он стал трехпролетным, на каменных,

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Смежный мост Мост расположен на набережной реки Фонтанки. Длина моста 25,9 м, ширина - 15 м. Название моста связано с его местоположением.В 1800–1810 гг. деревянный мост заменили постоянным, трехпролетным, на каменных, облицованных гранитом опорах с деревянным балочным

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Матисов мост Мост соединяет левый берег реки Мойки с Матисовым островом. Длина моста 39,7 м, ширина - 10,5 м. Назван по имени мельника Матиса, имевшего на острове свою слободку, построенную на участке, подаренном ему Петром I за произведенную разведку действий шведских войск

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Банный мост Мост расположен против улицы Декабристов. Длина моста 35 м, ширина - 15 м. Название мост получил по располагавшемуся на Матисовом острове зданию бань.С 1821 г. здесь находился деревянный мост.Современный мост - однопролетный, консольный, из предварительно

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Бердов мост Мост соединяет Матисов остров и Мясную улицу. Название мосту дано по фамилии основателя Чугунолитейного завода на Матисовом острове в 1780-х гг. Чарлза Берда. Мост пешеходный.Он соединял Мясную улицу с проходной завода и назывался сначала Чугунным, затем

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Уральский мост Уральский мостСоединяет Васильевский остров и остров Декабристов в створе Уральской улицы. Длина моста 24,6 м; ширина - 31 м. Название ведет от Уральской улицы, которая с 1836 по 1859 год называлась Винный переулок.В 1829 г. здесь был построен деревянный мост,

«Горбатый» Кронверкский мост служит связующим звеном между Заячьим островом и Мытинской набережной, вблизи с Кронверкским проспектом, и пересекает собой Кронверкский пролив, от которого и ведет свое название.

Построена эта переправа была в 1938 году, на месте стоявшего здесь с 1875 года моста, известного под названием 2-й Крепостной. Сооружение нового моста было обусловлено возникшей необходимостью в переправе при расширении «Госнардомовского» сада. Строительство нового Кронверкского моста осуществлялось по проекту, разработанному инженером путей сообщения П. П. Степновым. Возведенный мост стал пятипролетным деревянным мостовым сооружением, пролеты которого перекрывают металлические балки. Достаточно большая высота среднего пролета этой переправы, необходимая для возможности прохода землечерпалок, обуславливалась крутизной изгиба его поверхности, отчего в народе Кронверкский мост получил неофициальное название – Горбатый. Ширина Горбатого - Кронверкского моста составила между перилами 8,9 метров, а длина по настилу равнялась 58 метров.

Капитальный ремонт данного мостового строения был произведен в 1947 году, после чего, этот мост стал способен пропускать автогужевой транспорт. Так, прослужив более 30-ти лет, эта переправа вновь подверглась ремонту и реконструкции, в процессе которых длина Кронверкского моста задней стенке его устоев стала равна 57,5 метров, а ширина между перилами составила 8,8 метров.

Нужно отметить, что Кронверкский мост, имеющий деревянный настил и перила, похож на старинные деревянные петербургские мосты 18-19-х столетий, и от того очень гармонично вписывается в архитектурный ансамбль Петропавловской крепости.

Кронверкский пролив – естественная «первая линия обороны» . Криволинейный речной проток омывает Заячий остров, на котором расположена крепость, с северо-западной его части, отделяя от Петроградского острова. Напротив Алексеевского равелина над водной преградой возвышается горбатый Кронверкский мост.

Это современный мост, которому всего 80 лет, — все его девять пролетов перекрыты металлическими балками и способны выдержать движение автотранспорта с массой до 7 тонн на ось. Вместе с тем, сооружение длиной 57,5 метра и шириной 8,8 метров (по данным СПб ГБУ «Мостотрест») — своей формой, рисунком ограждения, выполненного из деревянного бруса, и дощатым настилом — очень похоже на постройку XVIII века и прекрасно сочетается с окружающим ансамблем.

Кронверкский мост, как нетрудно догадаться, получил название от Кронверкского пролива, также как Кронверкская набережная и Кронверкский проспект, описывающий дугообразную траекторию вокруг бывшего гласиса Петропавловской крепости. Практически до середины XIX века эта территория на Петроградской стороне представляла собой глухой заросший пустырь, хотя проект создания парковой зоны в этом месте давно уже был разработан архитектором А. А. Менеласом по заданию Александра I.

Благодаря инициативе министра финансов Е. Ф. Канкрина, часто посещавшего Монетный двор в Петропавловской крепости, и его деятельному участию, здесь в 1840-х годах появился один из первых в городе публичных парков, названный Александровским. Для удобства сообщения через протоку в 1875 году перекинули два моста – 1-й Крепостной и 2-й Крепостной мост. В отличие от , построенного через пролив еще в XVIII веке и поныне существующего, обе переправы были утрачены в 1914 году.

В 1924 году Петропавловская крепость превратилась в музей. А в 1930-е годы принялись активно благоустраивать бывший Александровский парк, переименованный в сад Госнардома (бывшего Народного дома), где кроме привычных парковых развлечений установили знаменитый аттракцион «Американские горки».

В рамках этих преобразований в 1938 году чуть ниже по течению от места, где когда-то был 2-й Крепостной мост, построили новую переправу по проекту инженера П. П. Степнова. Поскольку единственный существующий в то время Иоанновский мост через пролив был и остается пешеходным, автомобильный мост здесь был просто необходим.

И в наше время Кронверкский мост несет большую нагрузку, обеспечивая продвижение ежедневных потоков экскурсионных автобусов, транспортировку грузов для проведения мероприятий, проезд легковых автомобилей, направляющихся в Монетный двор. Каждые пять лет опоры моста подвергают ремонту, раз в три года обновляют настил и ограждение.

Где находится Кронверкский мост

Объект исторического и культурного наследия Кронверкский мост, переброшенный через одноименный пролив, соединяет Заячий остров с Петроградской стороной (выходит на Мытнинскую набережную). По нему проходит оживленный туристический маршрут, ведь мост ведет в Петропавловскую крепость.

С противоположной стороны находится Александровский парк с его знаменитыми достопримечательностями: Ленинградским зоопарком, Мюзик-Холлом. От причала рядом с мостом стартуют прогулочные катера на экскурсию по водным магистралям Санкт-Петербурга.

Кронверкский мост назван в честь одноименного пролива, который он пересекает. Переправа соединяет Заячий остров, на котором располагается Петропавловская крепость, с основной частью Санкт-Петербурга. Неофициально мост называют «горбатым» из-за крутого изгиба в средней части.

История строительства

В 1875 г. на месте Кронверкского стоял Второй Крепостной мост. Строительство новой переправы началось в 1938 г., когда потребовалось расширить бывший «госнардомовский» сад (нынешний Александровский).

Проект нового моста рассчитал инженер Петр Степнов. Конструкция состояла из пяти деревянных пролетов. Центральный пролет был поднят над каналом на значительную высоту, чтобы под ним могли проходить землечерпалки и небольшие суда. Ширина моста составляла 8,9 м, длина – 58 м. Архитектурно переправа напоминала мосты 18-19 вв. и удачно вписалась в историческую часть города, дополняя облик Петропавловской крепости.

В 1947 г. мост отремонтировали, укрепив конструкцию металлическими балками, и разрешили движение по проезжей части автомобильного и гужевого транспорта. В 1977 г. вновь были проведены ремонтные работы: заменены деревянные устои, настил и перила, отделены тротуары.

Следующий срочный ремонт был проведен в 2015 г., когда мост признали аварийным в результате загнивания деревянных элементов на 79%. Комитет по охране памятников культуры выдвинул требование о сохранении исторического облика переправы, поэтому материал, геометрические параметры и архитектурные формы в ходе ремонта были сохранены. В 2016 г. мост был вновь открыт для движения.

Кронверкский мост сегодня

Балочный мост состоит из пяти пролетов, установленных на деревянные опоры на свайных основаниях. Проезжая часть и тротуары покрыты настилом из деревянных балок, перила также выполнены из дерева. Длина моста остается неизменной – 58 м, ширина – 8 м. Переправа открыта для пешеходов, а также для транспорта с ограничением по массе – менее 7 тонн на одну ось.

В туристический сезон по мосту ежедневно курсируют 250 экскурсионных автобусов, подвозящие гостей города к Петропавловской крепости. На праздники и массовые мероприятия грузовые машины доставляют на Заячий остров песок и оборудование, а к Монетному двору регулярно ходят легковые авто. Из-за больших нагрузок деревянные опоры Кронверкской переправы требуют замены раз в 5 лет, а настил и перила – каждые 3 года. После капитального ремонта 2015-16 гг. городские власти внимательно следят за состоянием переправы.