Кронверкская набережная иоанновский мост. Первый независимый агрегатор походов. Иоанновский мост и история его создания

Иоанновский пешеходный мост соединяет Иоанновские ворота Петропавловской крепости с Петроградской стороной. Это старейший мост, ровесник Санкт-Петербурга.

Мост перекинут через Кронверкский пролив в створе Иоанновских ворот Петропавловской крепости, неподалеку от Троицкой площади. Это семипролетное деревянное сооружение с металлическим пролетным строением длиной 74,66 метра и шириной 10,54 метров на деревянных русловых опорах с каменными аркадами.

История моста

В 1703 году наплавной деревянный мост соединил крепость на Заячьем острове со строениями на Березовом (ныне Петроградском) острове. В 1706 году наплавной мост был заменен постоянным деревянным на свайных опорах с подъемной частью посередине. Мост получил название Петровского.

В 1738 году его перестроили в 16-пролетный, с сохранением подъемного пролета.

В 1801-1802 годах деревянная часть моста была заменена восьмипролетным сооружением шпренгельной системы с однокрылой подъемной частью. Разводка моста осуществлялась вручную. На каменных аркадах был установлен гранитный парапет.

В 1827 году арочные пролеты правого крыла моста засыпаны в связи с благоустройством въездов на Суворовский наплавной мост через Неву (это название первоначально собирались дать нынешнему Троицкому мосту, построенному на месте наплавного). Вследствие наносов грунта постепенно ликвидировались и арочные пролеты левого крыла моста.

В 1887 году Петровский мост был переименован в Иоанновский. Дело в том, что между крепостью и Иоанновским равелином существовал тогда ров, через который в 1752 году был построен деревянный Иоанновский мост, названный в честь брата Петра I. После ликвидации этого моста его название перешло к Петровскому.

К 1934 году на правом крыле моста сохранился только один каменный арочный пролет, а на левом - три, вместе с дамбой, примыкающей к Иоанновским воротам крепости. В дальнейшем все арочные каменные пролеты были засыпаны и заложены бутовой плитой.

В 1950-1951 годах при очередном ремонте моста по проекту инженера В.В. Блажевича семь пролетов были перекрыты металлическими балками. Были отремонтированы и обшиты досками опоры. Проезжая часть и тротуары покрыты дощатым настилом. Перильные ограждения оставались деревянными.

В 1953 году по проекту архитектора А.Л. Ротача деревянные ограждения на мосту были заменены чугунными решетками художественного литья, установлены торшеры с фонарями, которые были при въездах на Суворовский наплавной мост. Тип решеток заимствован с перил на въездах Тучкова моста.

В 2016-2017 гг. был произведен последний по времени ремонт переправы, включающий восстановление бутовой кладки и облицовки аркад, замену поврежденных деревянных элементов русловых опор и окраску металлического пролетного строения, реставрацию чугунного декора (перила и торшеры). Также заменены деревоконструкции моста и булыжное мощение мостовой над аркадами.

Дополнительная информация

На свайном кусте рядом с Иоанновским мостом установлена фигурка зайца, получившая неофициальное название «Зайчик, спасшийся от наводнения». Памятник был открыт 8 мая 2003 года в честь завершения ремонта переправы и 300-летия Петербурга. Авторы проекта — петербургский скульптор Владимир Петровичев и архитектор Сергей Петченко. Скульптура высотой 58 см выполнена из сплава силумина, алюминия и дюраля и покрыта нитридом титана.

В этом месте появление моста диктовалось самой идеей появления и развития Санкт-Петербурга, как крупного города. Но ни в 17, ни в 18 веке технологии не позволяли построить в самом широком месте Невы настоящую стационарную конструкцию.

Даже наличие рядом Петропавловской крепости, и сильного желания царей разбивалось о технические проблемы.

Первый мост, соединяющий Петровскую и Дворцовые набережные появился в 1803 году.

Он стоял чуть выше по течению, соединяя Кронверкский проспект, выходивший к Неве (сейчас он упирается в улицу Куйбышева и сквер Троицкой площади), и начало Летнего сада у Верхнее-Лебяжьего моста.

Это был перенесённый Воскресенский плашкоутный мост.

Назывался он тогда Петербургским, но эксплуатировался недолго и прослужил всего 20 лет, после чего пришёл в абсолютную негодность.

В 1818 году архитектор Росси организовал пространство Суворовской площади. Уже в этом проекте было заложено композиционное решение будущего полноценного моста.

Новую, но все равно деревянную переправу, начали делать в 1824 году.

Через три года работы были закончены, и он стал самым длинным в Петербурге плашкоутным мостом (более 500 метров). Но за это время что-то изменилось в царственных настроениях, и назвали его - Троицким, в честь соседнего Троицкого собора. К сожалению, до наших дней храм не дожил, став жертвой революционных разрушений.

Переправа стала шире и приятнее глазу, но все равно не соответствовала уникальному месту в самом сердце Петербурга.

Даже в середине 19 века, когда из-за бурного развития Петроградской стороны необходимость каменного (или железного) моста стала очень острой, к планам его создания не приступали.

Лишь в 1890 году было принято нужное решение, а двумя годами позже объявили конкурс на проект, соответствующий столице Российской империи.

В конкурсе приняли участие самые знаменитые архитекторы мира, потому как центральную часть города непременно должно было украшать что-то выдающееся-необыкновенное. Ну и денег казана сулила не мало...

Участвовала и фирма Эйфеля, только за год до конкурса ставшая знаменитой своей башней. Проект француза, естественно, победил, получив солидную премию в размере 6000 царских рублей. Правда, строительство было поручено другой, но тоже французской фирме.

Возможно, её специалисты лучше разбирались в особенностях ведения бизнеса в России, а может быть, причины были иными.

Так или иначе, строительство велось французской фирмой «Батиньоль».

Первый камень был заложен в 1898 году, а спустя пять лет Троицкий мост был торжественно открыт в присутствии российского императора Николая Второго и французского президента Фора.

Присутствие первого лица Франции было не случайным.

За год до начала строительства Троицкого моста в Петербурге, в Париже было начато строительство «русского» моста, который стали называть мостом Александра III.

Парижский мост был завершен в 1900 году, и его торжественно открыл русский царь Николай II.

Это показывает, насколько политически сблизились Франция и Россия в конце 19 века, и откуда берет корни фатальное для дома Романовых решение вступить в Первую Мировую Войну.

Финансировали проект щедро, и строительсво завершилось быстро.

От первого камня до открытия прошло всего 5 лет. Весной 1903 года, к празднованию двухсотлетия Санкт-Петербурга, он был сдан.

Смета составила 5 миллионов 200 тысяч рублей. Для сравнения: строившиеся в те же годы тяжелые броненосцы «Пересвет» и «Ослабляя», длиной больше 120 метров стоили всего в 2 раза дороже.

Мир к тому времени уже вступил в эпоху электричества, поэтому разводка осуществлялась с помощью электрических моторов, приводимых в движение одной кнопкой.

Благодаря этой простоте, первый подъем совершен самим императором Николаем.

Сопровождалось торжество, как положено, оружейным салютом и крестным ходом.

Большевикам свойственно было давать всему «идеологические» имена. После революции он был переименован в мост Равенства.

В 1934 году его переименовали в Кировский. Такое название существовало до развала СССР, после чего ему вернули изначальное название.

Троицкий мост отличается наличием только одного несимметричного поднимающегося пролета.

Из-за однопролетности поднимающаяся часть намного длиннее, чем у других разводных мостов Невы.

Ночью, при подъеме можно подойти совсем близко.

Далеко-далеко наверху, почти растворяющейся точкой, Вы увидите поднятые в небо фонари.

Только тогда можно понять и оценить всю мощь и силу инженерной мысли.

Все экскурсии в Петропавловскую крепость начинаются именно с прохода по Иоанновскому мосту, дорога к которому проходит или через Александровский парк (от метро), или, через Каменноостровский проспект от Троицкой площади, где обычно останавливаются туристические экскурсионные автобусы.

Если провести воображаемую линию, продолжив Иоанновский мост в обратном направлении, то он упрется в Мечеть.

У одного у устоев моста сидит знаменитый Питерский заяц , куда любой проходящий турист обязательно пытается забросить монетку.

Если, перейдя мост, повернуть налево, то выходишь сперва на лужайку, а затем по узкой вымощенной вдоль внешних стен крепости отмостке к пляжу Петропавловской крепости.

Если повернуть направо, дорога через другое поле приведет к вертолетной площадке, откуда совершаются воздушные экскурсии над Санкт-Петербургом.

Если пойти прямо… Но, это совсем другая история.

Иоанновский известен тем, что он стал самым первым постоянным мостом в городе.

Построен он был в год основания Санкт-Петербурга, в 1703 году, вместе с началом возведения Петропавловской крепости.

Тогда через Кронверкскую протоку перекинули наплавной деревянный мост. В его обязанности входило соединять собой строящуюся крепость и Городовой остров, носящий теперь наименование Петроградский.

Название тогда он имел иное – Петровский, и он долгое время был единственной постоянной переправой Санкт-Петербурга.

Петровский мост был деревянным, разводным, поверхность его была разделена на две части – пешеходную и проезжую.

В середине 18 века почти всю его площадь, за исключением его разводной части, выложили булыжником.

В конце 19 века обветшавший к тому времени, Петровский мост, перестроили. Одновременно, он получил и новое имя.

Теперь, по названию предкрепостного сооружения Петропавловской крепости, мост стал называться Иоанновским.

Новой реконструкции Иоанновский мост подвергли в середине 20 века. Тогда обновили элементы декора – обновили решетку, установили новые фонари.

Две части Иоанновского моста имеют разные декоративные решетки. На одной его части установлены ограждения, повторяющие своим рисунком решетки набережной Кронверкского канала. Вторая же часть украшена ограждением с затейливым растительным узором.

Стойки украшены изображениями боевых топоров.

Последний раз конструкцию реставрировали к 300-летию города. Тогда было заменено мостовое полотно и гидроизоляция, а также, заново облицованы устои моста.

С помощью новых технологий, укрепили своды и защитили от разрушения, с помощью химического состава, камни, из которых они сделаны.

Теперь мост гарантировано защищен от разрушения на ближайшие 30 лет.

Кроме укрепления конструкции, были выполнены и работы по восстановлению утерянных элементов декора. На въездах вновь появились отреставрированные фонари, а на них - восстановленные по сохранившимся рисункам позолоченные фигурки орлов.

Отремонтировали и декоративную решетку.

Длина Иоанновского моста теперь составляет 152 метра, а ширина – 10 метров.

Одной из самых посещаемых достопримечательностей города на Неве является Петропавловская крепость. Она, как известно, расположена на острове. И попасть к ней можно лишь одним путем - через Иоанновский мост. Чем интересен этот памятник городской архитектуры? И когда он был построен?

Как добраться до Иоанновского моста?

Петропавловская крепость (ценнейший памятник оборонительной архитектуры XVIII века) находится на С «большой землей» (Петроградским островом) его соединяют лишь два моста. Это Кронверкский (в западной части) и Иоанновский мост (в восточной части).

Добраться до него несложно. Это можно сделать на метро, выйдя на станции «Горьковская» и пройдя пешком около 5 минут, на трамвае (№ 6 или № 40) или же на городском автобусе (№ 46 или № 134). На трамваях №№ 2, 53 и 63 можно также доехать до Троицкой площади. А оттуда до Иоанновского моста - рукой подать.

Мост - не только важная архитектурная достопримечательность города. В любое время года здесь очень много диких уток, чаек и голубей, которых с радостью кормят туристы. Да и виды, открывающиеся с моста - просто великолепны!

Иоанновский мост в Санкт-Петербурге: фото и описание

Рождение города напрямую связано с основанием Петропавловской крепости в 1703 году. Именно тогда и появился этот мост. Правда, изначально он назывался Петровским.

Иоанновский мост в Санкт-Петербурге соединяет одноименные ворота крепости с Петроградским островом. При этом он пересекает Кронверкский пролив - одну из городских проток Невы. Мост является объектом культурного наследия России и охраняется государством.

Сегодня мост полностью пешеходный. Его ширина составляет 10 метров, а протяженность - 152 метра. С обеих сторон он украшен красивыми фонарями (с фигурами двуглавых орлов и колоритными шапочками) и узорчатыми железными решетками.

Иоанновский мост и история его создания

Герою нашей статьи было суждено стать самым первым мостом «северной столицы». Он был открыт в далеком 1703 году. Тогда мост опирался на деревянные балки и состоял из двух разводных частей, которые тоже были сделаны из дерева. Эта конструкционная особенность не была случайностью. Мост проектировался с таким расчетом, чтобы его в любой момент можно было сжечь (в случае наступления противника).

В конце XIX века Иоанновский мост был существенно перестроен. Сквозные арки под ним заложили камнем. Именно тогда мост и получил свое современное название.

Следующая серьезная реконструкция моста состоялась уже в 1952 году. Тогда же его украсили металлические фонари и решетчатая декоративная ограда. В начале 2000-х годов мост пережил капитальный ремонт. В частности, был укреплен свод, облицованы аркады и заменено пешеходное полотно моста. Также были осуществлены сооружения. После всех этих работ реставраторы с уверенностью заявили, что мост защищен от разрушения на ближайшие тридцать лет.

Трогательный памятник у моста…

Проходя по Иоанновскому мосту, любой турист непременно заметит необычный памятник, расположенный возле него. На одной из деревянных свай сидит небольшой заяц. Высота фигурки - всего 58 сантиметров.

У скульптуры есть свое название. Это «Памятник зайчику, спасшемуся от наводнения». Согласно легенде, испуганное животное запрыгнуло прямо на царский сапог Петра Первого, чтобы не погибнуть от разъяренной водной стихии.

Фигура зайца была установлена в водах канала в 2003 году. Особой архитектурной или исторической ценности памятник не имеет, однако его очень любят туристы и гости города. Каждый из них обязательно попытается забросить монетку на крохотную площадку у ног зайца. Невероятная удача ожидает тех, кому удастся это сделать!

Я сделал выборку из 2500 походов от 20 туристических клубов. Выяснилось, что...

На лето приходится 66% походов за весь год . Нет ничего удивительного, что лето – лучшая пора для отдыха с рюкзаком. Во-первых, тепло и сухо; во-вторых, есть возможность взять отпуск под путешествие.

Осенью походов мало, потому что начинаются школа, учеба, работа, да и погода портится.

Зимой преобладают лыжные туры или проживания на базах отдыха, совмещенные с радиальными вылазками без тяжелых рюкзаков и снаряжения. На зиму приходится 6% всех походов.

Весной сидеть дома невтерпеж, поэтому достается снаряжение и планируются поездки. Погода в Крыму, на Кипре и Кавказе уже выше нуля, что позволяет совершать несложные переходы без боязни замерзнуть ночью в спальнике. Март – это 5% от общей статистики.

В апреле – внезапная пауза (3%), так как туристы копят время и деньги на майские праздники. Конец апреля – резкий старт сезона походов по Крыму, Кавказу, Саянам, Алтаю с захватом первомайских праздников. Кто хочет тепла, идут по турецеой Ликийской тропе или делают переход по кипрским горам Троодоса. Также в конце апреля много предложений, куда можно пойти с детьми. Конца апреля ждут все – и взрослые, и ребятня. Жизнь набирает обороты.

Май отличается ростом числа трекингов, походов в четыре раза – 13% от общей статистики. Открываются кемпинги, а туристические базы готовы к размещению туристов. К майским походам приплюсовываются походы, начинающиеся в последних числах опреля, чтобы захватить праздничные дни.

Пятерка самых посещаемых регионов выглядит так:

Первое место . Кавказ – 29%. Эльбрус и Казбек манят походников своей красотой.

Второе место . Крым – 15%. Приближенность моря и мягкий климат делают этот полуостров уникальным и словно созданным для недельных вылазок.

Третье место . Северо-Запад – 11%. Жителям Ленинградской области и Карелии повезло с природой: тут больше рек и озер, чем в Центральном округе. В Подмосковье особо и ходить некуда.

Четвертое и пятое места . Алтай, Байкал и Сибирь – по 7%. Туда дорого добираться из Москвы и Питера, но оно того стоит. Красивая природа, а туристов не так много, как в других местах.