Как ездит первый раз самолетом. Первый полет на самолете — инструкции и что нужно знать. Посадочный талон и таможенный контроль

Все когда-либо случается впервые, в том числе и перелет на самолете. До момента восхождения на борт самолета, например, в аэропорту Домодедово , придется пройти ряд формальностей, которые могут поставить в тупик неподготовленного человека. Здесь на помощь придет пошаговая инструкция, чтобы не растеряться и вовремя успеть разобраться с формальностями до посадки на рейс.

Тернистый путь к самолету

Итак, билеты на руках, что делать в аэропорту дальше? На этом этапе люди, впервые решившиеся на перелет в самолете, теряются. Знающие и опытные путешественники тоже через это прошли, поэтому нет ничего страшного, что, впервые попав в аэропорт, многие испытывают стресс, не зная, куда идти. Для начала следует определиться со всеми отрезками пути от аэропорта до самолета. Их всего несколько:

  • регистрация на рейс;
  • регистрация багажа;
  • прохождение таможенного контроля;
  • прохождение паспортного контроля;
  • контроль службы безопасности.

Это звучит пугающе только для тех, кто первый раз в аэропорту. При должной сноровке все эти этапы проходятся легко и быстро.

Если человек первый раз в аэропорту, что нужно делать шаг за шагом, научит подробная инструкция.

Регистрация на рейс при наличии билетов происходит двумя способами – онлайн и в аэропорту. Впервые решившись лететь в авиалайнере, рекомендуется пройти регистрацию на стойке в аэропорту. При прохождении регистрации пассажир сможет задать все интересующие вопросы непосредственно сотруднику и, в случае затруднений, попросить консультации о дальнейших действиях. Как правило, сотрудники авиакомпаний охотно идут на помощь и всегда подскажут, куда следует идти дальше. Регистрация и взвешивание багажа также происходит на стойке.

Затем пассажир получает посадочный талон и следует дальше, для прохождения таможенного контроля (если рейс международный).

После пассажир подвергается досмотру сотрудников службы безопасности.

Еще один важный этап для международных рейсов – это паспортный контроль, на котором пассажир должен предъявить загранпаспорт. Этот этап проходится либо между таможенным досмотром и проверкой безопасности, либо после прохождения контроля безопасности, в зависимости от того, как это организовано в аэропорту.

После прохождения всех формальностей нужно пройти в зал ожидания и дождаться объявления рейса.

Важно! Многие беспокоятся: «Первый раз лечу на самолете и что делать в аэропорту?» Если пассажир растерялся, информацию можно получить на стойке регистрации.

Особенности регистрации на рейс

Добравшись до аэропорта, следует внимательно осмотреться и найти информационное табло, на котором расписаны ближайшие рейсы и время вылета. Оно представляет собой большой экран, на котором в таблице представлены данные о ближайших рейсах: номер, название авиакомпании, пункт назначения и статус.

Важно! Искать рейс следует по его номеру. Время вылета и пункт назначения являются ненадежными ориентирами, так как время рейса может быть изменено, а пункт назначения разных самолетов может совпадать.

Если регистрация на рейс уже началась, напротив его номера в строке на табло будет надпись «check-in».

Если возле нужного самолета виднеется надпись «on-time», это значит, что рейс вылетает по расписанию и изменений нет. Обычно рядом пишется время начала регистрации. Надпись «delayed» напротив рейса указывает на его задержку.

Таким образом, проходить на стойку регистрации следует тогда, когда напротив номер рейса видна надпись «check-in». Во всех остальных случаях регистрация недоступна. Начало регистрации на рейс всегда отмечается соответствующей надписью.

Номер стойки регистрации, необходимой пассажиру, также указывается на информационном табло в строке, соответствующей номеру рейса. Следующим этапом необходимо пройти к нужной стойке регистрации.

Регистрация открывается в среднем за три часа до вылета и прекращается за 30-45 минут до рейса.

На стойке регистрации необходимо предоставить собственный паспорт и билет. Если билет приобретался в электронном виде, необходимо предъявить только паспорт. Сотрудник авиакомпании самостоятельно найдет билет по фамилии пассажира.

Рядом со стойкой располагаются весы, на которые помещается багаж для последующего взвешивания. После определения веса к багажу прикрепляют специальную бирку со штрих-кодом, благодаря которой багаж не потеряется в пути. Ручная кладь также взвешивается. Некоторые авиакомпании прикрепляют бирки и на ручную кладь.

Регистрация завершена, когда сотрудник авиакомпании выдал посадочный талон и багажные бирки, на основании которых можно будет получить багаж по прилету в пункт назначения. Чтобы бирки не потерялись, их принято клеить на обложку паспорта либо на посадочный талон.

На стойке регистрации можно выбрать место в салоне. Чем раньше пассажир прибыл на регистрацию, тем выше шанс получить желаемое место. Чтобы первый полет для пассажира на самолете запомнился, рекомендуется занять место у окна, но только при отсутствии боязни высоты. Если испытываете стресс на большой высоте – садитесь в проходе. У аварийного выхода больше пространства для ног, поэтому эти места удобны для пассажиров высокого роста.

Что такое «таможенный контроль»

При совершении международных перелетов после регистрации следует пройти таможенный контроль. Как проходит таможенный контроль, зависит от багажа пассажира.

Существует ряд предметов, которые облагаются пошлиной. Подробный перечень декларируемых предметов следует узнавать на сайте авиакомпании. Как правило, пошлиной облагаются крупные суммы денег наличными, дорогие предметы антиквариата или оружие.

Если никаких подобных предметов у нас нет, идем в зеленый коридор. Это направление обозначается крупной зеленой вывеской и соответствующей надписью «nothing to declare», поэтому перепутать его невозможно.

Если пассажир провозит предметы, облагаемые пошлиной, надо пройти в красный коридор и заполнить таможенную декларацию. Ознакомиться с примером бланка для заполнения следует заранее, так как там много нюансов.

Прохождение контроля безопасности

Перед прохождением контроля безопасности осуществляется паспортный контроль. Пассажир должен предъявить документ, удостоверяющий личность, – паспорт гражданина страны для внутренних рейсов и загранпаспорт для международных рейсов. В некоторых аэропортах этот этап осуществляется после прохождения контроля безопасности.

Прежде чем летящих допустят на рейс, их проверят сотрудники безопасности. Это правило обязательно для всех и соблюдается в любом аэропорту мира. Процедура направлена на предотвращение попадания на борт самолета предметов, которые могут использоваться для террористического захвата авиалайнера.

Именно на этом этапе обнаруживается холодное и огнестрельное оружие, взрывоопасные и легко воспламеняемые жидкости.

Для прохождения досмотра пассажир должен отключить любые электронные предметы. В специальный контейнер следует сложить все предметы, которые есть при себе, включая ручную кладь, телефон и часы. Один сотрудник службы просвечивает эти предметы рентгеном. В это же время пассажир должен снять обувь (вместо нее выдают бахилы), головной убор и верхнюю одежду. Эти вещи также просвечивают рентгеном.

Пока длится проверка личных вещей, пассажир должен пройти через металлоискатель, под контролем второго сотрудника службы безопасности. Если все в порядке, пассажиру возвращают вещи и пропускают дальше. Не стоит волноваться, все, что нужно сделать, подскажут сотрудники.

Если по религиозным или каким-либо другим убеждением пассажир не хочет снимать верхнюю одежду и обувь, эти предметы могут быть проверены прямо на нем с помощью рентгена. На этапе контроля безопасности у пассажиров изымаются все жидкости, которые упакованы неправильно. Существует ряд ограничений о том, как можно взять с собой жидкость в самолет. Их следует изучить очень внимательно, в противном случае придется оставить свое имущество при прохождении контроля.

Важно! Не все знают, как вести себя в аэропорту. Шутки про наличие запрещенных предметов неуместны и могут послужить поводом для задержания пассажира, поэтому при прохождении контроля нужно быть серьезным.

Посадка на самолет

После успешного прохождения всех формальностей пассажир попадает в зону ожидания, с которой осуществляется посадка на самолет. Юридически граница уже пересечена, так как зона ожидания посадки на рейс является нейтральной территорией. Эта зона беспошлинной торговли – Duty Free . Прогулки по магазинам в Домодедово или другом аэропорту помогут скрасить время до объявления посадки на рейс.

Ожидая посадку, следует внимательно прослушивать все объявления, чтобы случайно не пропустить рейс.

Услышав о начале посадки на авиалайнер, необходимо проследовать к одному из выходов («gate»). Номер специального выхода указан в посадочном талоне. На выходе сотрудник авиакомпании проверит посадочный талон и оторвет основную часть, оставив пассажиру корешок с указанием номера места.

Попасть на борт самолета можно двумя способами: по телескопическому трапу либо автобусом. Способ доставки пассажиров на борт, как правило, зависит от размеров аэропорта. В крупных аэропортах необходимо пройти по телескопическому трапу, который ведет к самолету. В небольших аэропортах транспортировка осуществляется автобусом.

Важно! Найти свое место в салоне очень просто. На корешке написан номер ряда и буква, обозначающая место. Места маркируются сверху над креслами. Если пассажир первый раз летит на самолете, бортпроводники всегда помогут и подскажут, если что-то непонятно.

Если пассажир не может сесть на свое место либо на него сел уже другой человек, следует обратиться к бортпроводнику.

Все, что нужно знать про багаж

Каждая авиакомпания устанавливает свои правила провоза багажа. Обычно пассажир может бесплатно провести одну единицу ручной клади (вес 5-10 кг, в зависимости от перевозчика), и до 20-30 кг в багажном отсеке. Точные нормативы провоза бесплатного багажа, а также ограничения по габаритам следует узнавать заранее при бронировании авиабилетов. Все, что нужно знать о нормах провоза, представлено на сайте авиакомпании.

Лоукостеры (бюджетные авиакомпании) допускают к бесплатному провозу только ручную кладь, за крупный чемодан, летящий в багажном отделении, придется дополнительно заплатить.

На сайте любой авиакомпании представлен список предметов, запрещенный к провозу на самолете. Узнайте его заранее, чтобы избежать ряда недоразумений.

Чаще всего возникают непонимания при провозе жидкостей в ручной клади. Провоз жидких веществ контролируется очень строго. Так, с собой на борт можно взять жидкость в прозрачной таре объемом до 100 мл.

Важно! Ограничение на провоз жидкостей в салоне распространяется на декоративную косметику и лекарства. В салон следует брать все, что может понадобиться во время перелета.

Нередко случаются накладки, и багаж теряется по пути либо прилетает не в тот аэропорт. Если чемодан потерян, повысить вероятность «воссоединения» с собственным багажом помогут следующие правила:

  1. Перед регистрацией багажа рекомендуется сфотографировать содержимое чемодана и составить подробный список всех вещей. Если багаж будет утерян, наличие фото поможет получить компенсацию от авиакомпании;
  2. Внутрь чемодана рекомендуется поместить свои координаты, включая электронную почту. Также можно приобрести специальную именную бирку и прикрепить ее внутри чемодана;
  3. Ремни и колеса с чемодана лучше снять. Эти предметы нередко становятся причиной задержки багажа на транспортировочной ленте;
  4. Чемодан должен быть ярким и запоминающимся, но не вызывающе дорогим. По статистике, дорогие чемоданы теряются чаще дешевых;
  5. Ценные вещи (ювелирные изделия, документы, дорогую технику) сдавать в багаж не рекомендуется.

Получив багаж в пункте назначения, следует сразу проверить его содержимое. Если что-то пропало или было повреждено во время полета, рекомендуется сразу же обратиться к представителям авиакомпании и написать жалобу. Чем раньше будет написана жалоба, тем скорее перевозчик на нее отреагирует.

Важно! В чемодане и на именной бирке ни в коем случае нельзя писать свой домашний адрес, чтобы не стать жертвой мошенников. Для связи с владельцем чемодана лучше указать номер телефона и электронную почту.

Видео

Разобраться со всеми волнениями, произошедшими с пассажиром в аэропорту, несложно. Страх первого пребывания в аэропорту, знакомый каждому, победить легко. Во второй раз регистрация пройдет быстро, а все остальные формальности потребуют немного времени для решения, когда вы уже знаете все нюансы.

1) Перед полетом

Для навигации до вашего места в самолете в самом общем случае вам потребуется 5 вещей:

    название аэропорта (в некоторых городах их несколько)

    терминал (это может быть буква, цифра или название, терминалы могут быть далеко друг от друга, особенно важно если добираетесь на такси)

    номер стойки регистрации на рейс (можно узнать, найдя свой рейс в табло вылетов, которое есть в каждом терминале, в крупных аэропортах у авиакомпаний обычно целая серия стоек регистрации для всех ее рейсов)

    номер гейта (выход на посадку) - он будет указан в билете, но может быть изменен (актуальную информацию можно увидеть на табло в зонах вылета)

    номер места в самолете (также указан на билете)

Регистрация на рейс заканчивается за 40 минут до вылета, но лучше всего пройти онлайн регистрацию на сайте авиакомпании – это чаще всего позволяет заранее выбрать место в самолете, а также может сэкономить время в аэропорту. При выборе места я предпочитаю сидеть у окна (там вам непридется вставать, чтобы выпустить пассажиров - можно спокойно поспать).

Если у вас нет багажа, то вы можете распечатать электронный билет (заранее дома, либо если найдете устройство для печати в аэропорту) и сразу идти в зону вылета (тогда вам не нужна стойка регистрации, а сразу номер гейта). Если есть такая возможность, то вещи лучше в багаж не сдавать - это сэкономит время по прилету и гарантирует, что багаж не потеряют (это случается крайне редко, так что бояться тоже не нужно).

В ручную кладь с собой нельзя брать колюще-режущее и жидкости в емкостях более 100мл.

Если багаж есть, но вы уже прошли регистрацию - обычно есть отдельные стойки baggage drop-off (там же вам распечатают билет, если вы этого не сделали).

При регистрации на стойке попросите, чтобы вас посадили у окна (или в проходе).

У меня был случай, когда я проспал вылет уже сидя у гейта, но вообще после того как вы прошли регистрацию без вас правда постараются не улетать (особенно если вы сдали багаж, т.к. его необходимо будет выгрузить, если вас не дождутся на посадке). В российских аэропортах опаздывающих пассажиров принято называть по фамилиям (не нужно к этому привыкать - так бывает не везде).

Совершенно не обязательно стоять в очереди на посадку - можно спокойно дождаться, пока она пройдет. Исключение - у вас много ручной клади / покупок из дюти фри, для которых возможно придется долго искать место в самолете, если вы зайдете в него последним. Если посадка происходит через "рукав" помимо очереди перед входом на посадку, обычно образуется очередь в рукаве на входе в сам самолет, так что лучше либо зайти в начале, либо уже подождать подольше, чтобы не ждать в двух очередях.

Если к самолету вас везут на автобусе, лучше оставайтесь у двери с правой стороны автобуса - обычно он этой стороной к самолету подъезжает и вы сможете одним из первых выйти из автобуса и сесть в самолет.

2) В самолете

Про закладывание ушей на взлете и посадке уже писали, по мне самый эффективный способ это зажать пальцами нос и выдуть воздух через уши.

На взлете и посадке запрещают пользоваться электронными приборами. Если слушаете музыку, то когда мимо будут проходить бортпроводники - вынимайте наушники из ушей.

3) После полета

Когда самолет закончит движение не торопитесь вставать с места, если не хотите ждать стоя в узком проходе. Вы выйдете из самолета не сильно позже, если встанете с места после начала высадки. Если выход не через "рукав", а на автобусе, то все равно в одном автобусе скорее всего окажетесь (какое место занимать в автобусе вы уже знаете).

В России лучше не пользуйтесь услугами таксистов, которые встречают по прилету в аэропорту - у них всегда сильно завышенные цены. Если хотите доехать на машине, то лучше всего заказать через мобильное приложение (в Москве и Питере я использую Gett - если будете регистрироваться можете использовать мой промо-код GTARASL1, а так еще есть Убер и Яндекс).

17.09.2018 , 16:50 32872

Самолет, регистрация, металлоискатели, большие очереди - так все сложно. Куда идти? Что делать? Давайте разберемся и по-простому разложим по полочкам, что и когда нужно делать отправляясь в полет первый раз.

Для начала четко для себя определим обязательные процедуры в аэропорту:

  • Регистрация;
  • Таможенный контроль;
  • Паспортный контроль;
  • Контроль службы безопасности;
  • Посадка на самолет.

Регистрация

Информационное табло

Первое что нужно сделать в аэропорту - это найти информационное табло. Как правило, его видно при входе в здание аэровокзала. На этом табло найдите свой номер рейса. Пункт назначения нескольких рейсов может совпадать, время вылета может быть изменено, поэтому ищем строго по номеру рейса. Подробнее о том, как ориентироваться и какую информацию можно найти на онлайн-табло в аэропорту, читайте здесь .

На регистрацию нужно проходить только после того, как напротив номера вашего рейса появится надпись check-in . Если есть надпись on-time, значит рейс вылетает по расписанию и никаких изменений нет. Также рядом пишется время начала регистрации. Если рейс задерживается, появляется надпись delayed и пока не загорится надпись check-in на регистрацию проходить нельзя.

Регистрация начинается за 3 часа до вылета и заканчивается за 30-45 минут, поэтому если вы собираетесь лететь впервые, и не знаете что и как, приезжайте заранее! После того как появилась надпись check-in будет назначен номер стойки регистрации.

Стойка регистрации

Сверяем еще раз номер рейса, какой номер стойки регистрации и идем туда, где меньше очередь. На стойке регистрации предоставляем билет и собственный паспорт. Если билет приобретали в электронном виде, нужно показать только паспорт. А еще зарегистрироваться можно онлайн. Подробнее о процедуре регистрации на самолет, .

На стойке регистрации можно выбрать место в салоне. Если не боитесь высоты, выбирайте место у окна, если страшно смотреть сквозь облака - в проходе. Если вы высокого роста, выбирайте место у аварийного выхода, там больше места для ног.

Около стойки на весах взвешиваем багаж и ручную кладь. После взвешивания, на багаж прикрепляют бирку со штрих-кодом. По этим биркам по прилету вы получите свой багаж. После того, как вам выдали посадочный талон и бирки от вашего багажа - регистрация закончена.

Таможенный контроль

Если у вас международный перелет, вам нужно пройти либо по зеленому коридору, либо по красному. Дело в том, что есть вещи, которые облагаются пошлиной. Список предметов попадающих в эту категорию, можно найти заранее.

Зеленый коридор, обозначается зеленой вывеской с надписью nothing to declare . Идем туда, если у вас нет предметов, облагаемых пошлиной.
Красный коридор для тех, у кого есть предметы, облагаемые пошлиной. Проходим и заполняем таможенную декларацию. Там много нюансов, поэтому лучше подготовиться к заполнению заранее.

Паспортный контроль

Этот этап занимает пару минут, нужно предоставить паспорт, если рейс по стране, и загранпаспорт, если рейс международный.

Контроль безопасности

Это крайняя проверка, на которой выявляют наличие запрещенных предметов с помощью металлоискателей, сканеров и визуального осмотра. Для прохождения этого этапа проверки, нужно выложить все свои металлические предметы и электронные устройства. Также проверяется верхняя одежда, головные уборы и обувь. Вместо обуви дают бахилы. Далее пассажир проходит через металлоискатель, и если нарушений не выявлено, ему возвращаются все вещи.

Посадка на самолет

Вот и все, проверки пройдены, и мы оказываемся в зоне ожидания посадки. После объявления о посадке на самолет, следует пройти к выходу gate . Этот номер указан в посадочном талоне. После проверки посадочного талона, вам останется корешок с указанием места. На корешке написан номер ряда и буква. Маркировку мест можно найти сверху над креслами. Если вдруг возникнут вопросы, можно всегда обратиться к бортпроводникам.

Вот вы знаете, что делать и куда идти в аэропорту. Как и в любом другом незнакомом месте, всегда помогут коммуникации. Если в чем-то сомневаетесь, спросите соседа справа или слева. Как говорится: «Язык до Киева доведет!» Также для своих путешественников Билетик Аэро подготовил памятку: как ориентироваться в аэропорту, если вы не владеете языком . Возможна она станет вашим помощником.

Приятных вам путешествий и попутного ветра!


Услугами авиакомпаний сегодня пользуются все больше и больше наших соотечественников - чтобы полететь в отпуск, в командировку, или к родственникам на другой край страны. Но далеко не все из них знают, как нужно правильно вести себя в самолете, дабы полет не превратился в ад ни для вас, ни для соседей по салону и бортпроводников. Основные правила поведения в самолете мы решили изложить далее - старайтесь по максимуму их придерживаться!

Не мешаем никому вокруг

Зачастую мы совершаем какие-то мелкие действия для своего собственного комфорта и забываем, что они могут значительно помешать кому-то из окружающих. Для этого и существуют правила поведения - они, не требуя от вас ничего сверхъестественного, позволяют комфортно себя чувствовать и вам, и другим людям. Все это касается и этикета в аэропорту и в самолете.

Например, забирая вещи с ленты транспортера, не перегораживайте дорогу следующим за вами людям. Сумку с важными вещами, документами и деньгами носите с собой, чтобы ничего не терять и не создавать проблем в аэропорту самому себе. Чемоданы не нагромождайте перед собой, а ставьте рядом, зафиксировав их в вертикальном положении.

Убираем металлические предметы

Правила поведения нужно соблюдать не только в самолете, но и в аэропорту. Чтобы не задерживать очередь, и не оказаться подвергнутым долгому досмотру и придиркам со стороны секьюрити, заранее упростите для себя процедуру прохождения через металлодетектор. Для этого стоит достать из карманов все предметы с металлическими деталями и поместить их либо в сумку, либо в верхнюю одежду - и то, и другое все равно будет проходить через рентгеновский сканер.

Не грубим стюардессам

Если бортпроводник говорит вам, что нужно пристегнуть ремни, выключить мобильный телефон или другое электронное устройство, поднять спинку кресла и т.п. - значит, будет правильно именно так и поступить. Даже если вам такие ограничения не нравятся - вы пошли на них добровольно, преступив порог салона самолета. К тому же, правила поведения в самолете придумали не бортпроводники - они лишь следят за тем, чтобы пассажиры им следовали, поэтому не заслуживают грубости и оскорблений. Также помните, что стюардессы - обслуживающий персонал, но не ваши личные горничные, которыми можно помыкать как вздумается, и фамильярно к ним обращаться.

Не блокируем проход

Такое нередко происходит, когда человек засыпает в такой позе, которая потом не дает встать с места и выйти пассажирам, сидящим ближе к окну. Позаботьтесь о том, чтобы соседи смогли осторожно вас обойти в случае необходимости, либо готовьтесь к тому, что вас подвинут без вашего согласия - и не обижайтесь.

Еще один совет - приобрести подушку для перелетов, чтобы ваша голова не скатывалась на плечо к попутчику.

Осторожно откидываем кресло

Обязательно предупреждайте сидящих сзади пассажиров о том, что вы собираетесь откинуть спинку кресла назад. Кроме того, что вы можете напугать человека резким движением, так еще и способны испортить его имущество - вдруг в этот момент у него на коленях стоит открытый ноутбук, или напиток, который упадет и зальет ему одежду и технику.

Не перебарщиваем с алкоголем

Многие авиаперевозчики допускают возможность распития спиртных напитков на борту самолета, однако пассажиры должны контролировать его количество. Известно, что пассажиров в состоянии сильного алкогольного опьянения могут принудительно высадить из самолета, ведь такие люди могут угрожать безопасности других пассажиров, персонала самолета и общей безопасности на борту. А даже если вам кажется, что вы выпили в меру, то помните, что сидеть рядом с тихим соседом, от которого несет алкоголем, никому не будет приятно.

Соблюдаем гигиену

Этикет в самолете включает в себя и соблюдение правил гигиены. Все мы знаем, как неприятно бывает даже пятнадцать минут ехать в переполненном автобусе рядом с потным пассажиром - а представьте, каково терпеть это в течение целого полета? Не поленитесь и примите душ дома, прежде чем отправитесь в аэропорт, и о дезодоранте не забудьте.

Учтите, что и сильный запах парфюма, кажущийся вам приятным, может стать причиной того, что вашему соседу станет дурно. Также ограничьте употребление пищи, которая обладает стойким запахом - это, например, чеснок или острые маринованные овощи.

Следим за детьми

Это можно внести в правила поведения не только в самолете, но и в любом другом транспорте и общественном месте. Не позволяйте своим детям вести себя как дома, бегать между кресел, кричать, громко смеяться и другими способами шуметь и мешать пассажирам. Полет сам по себе является для многих довольно стрессовым делом, изматывающим как морально, так и физически, а если к этому добавится постоянный шум в виде детских криков, то голова может разболеться даже у самого терпеливого пассажира.

Поэтому помните, что какими бы маленькими и милыми не были детки, вы несете за них ответственность. Постарайтесь заранее им рассказать, что делать в самолете можно, а что нельзя, и в случае необходимости будьте готовы их успокоить.

Если же вы выступаете не в роли родителя, а в роли раздраженного пассажира, тоже не забывайте о правилах этикета в самолете. Не кричите на детей и не пытайтесь их успокоить самостоятельно, а сначала обратитесь к родителям и пообщайтесь с ними в спокойном тоне.

Не утруждаем соседей болтовней

Даже если вам скучно и очень хочется с кем-то поболтать, не навязывайтесь к своим попутчикам с беседами. Кто-то ведь любит в самолете поспать, кому-то хочется послушать музыку либо посмотреть фильм, один хочет молча полюбоваться видом из окошка, а другой просто-напросто не любит общаться с незнакомцами. Возможно, сосед даже будет с вами говорить из вежливости, но его нежелание непременно будет бросаться в глаза - постарайтесь вовремя это заметить и прекратить докучать попутчику. Уважайте личное пространство каждого человека и помните о том, как вести себя в самолете правильно.

Что делать, если это не вы, а ваш попутчик оказался назойливым болтуном? Однозначно - не грубите. Мягко скажите, что хотели бы насладиться полетом за прослушиванием музыки или чтением, либо просто молча наденьте наушники или выньте из сумки книгу или журнал.

Если же и вы, и ваш сосед не прочь поболтать, не забывайте о комфорте остальных пассажиров. Ваши громкие и оживленные разговоры могут им мешать. В этом случае рекомендуется пройти в конец салона, чтобы пообщаться там, никому не докучая.

Планируем походы в туалет

Старайтесь успеть посетить туалет до того, когда бортпроводница начнет развозить еду и напитки, иначе и вам проход перекроет тележка, и вы помешаете стюардессе обслужить пассажиров. Конечно, у вас может случиться экстренная ситуация, требующая отлучиться по нужде именно в этот момент, но в остальном постарайтесь планировать посещение уборной заранее.

Кстати, еще один важный пункт правил поведения в самолете при походе в туалет - не занимайте комнату надолго! Как только вы закончили свои дела, сразу же выходите, ведь в салоне обычно немало желающих пробраться в уборную после вас. И, конечно же, соблюдайте чистоту и не оставляйте после себя мусора, а по необходимости пользуйтесь ершиком - это ведь совсем не трудно.

Вежливо покидаем салон

И, наконец, после приземления не летите впереди планеты всей, чтобы поскорее покинуть салон. Если вы сидите в середине или в конце самолета, дайте возможность выйти впереди сидящим - ничего страшного не случиться, если вы подождете, самолет ведь уже приземлился, а вы тем временем сможете внимательно собраться, прихорошиться и не забыть никакие вещи под креслом.

Многие новички, которые летят в самолете впервые, не знают, что нужно делать по приезду в аэропорт. Об основных этапах — прохождении регистрации, досмотра, паспортного контроля и посадке — рассказывает автор этого ролика:

Некоторые люди не летают на самолетах только потому, что они ни разу этого не делали. Это не страх опасности, не боязнь высоты, а просто паника перед чем-то неизвестным. И многие не понимают, какого удовольствия они себя лишают, ведь летать очень приятно и интересно, а главное - быстро. И во многих случаях это единственный способ добраться в нужное место. Не стоит пренебрегать техническим прогрессом, ведь уже далеко в прошлом лошади и кареты, недели и месяцы пути.

Лично меня поначалу пугали не самолеты, а аэропорт. Как в него попасть, куда бежать, как ничего не перепутать и вообще... Давайте представим, что вы оказались в аэропорту впервые. Порядок действий будет примерно одинаков, разве что досмотр и паспортный контроль в некоторых случаях меняются местами.

Первый раз в аэропорту

Во сколько нужно приехать? Регистрация на рейс начинается за два часа до вылета. Почему так рано? Нужно успеть пройти большое количество процедур, требующих времени. Можно приехать еще раньше на всякий случай. Но лучше не позже, особенно, если вы летите в первый раз.

Вход

В нашей стране, в отличие от многих других, усилена антитеррористическая безопасность. Поэтому старайтесь закладывать время, которое вы потратите на то… чтобы зайти внутрь аэропорта. Часто там возникают очереди. Вас уже там осмотрят и просканируют ваши вещи, даже если вы просто пришли в качестве провожатого. Выйти обратно можно, но попасть обратно в аэропорт получится только снова через досмотр.

Табло и зона регистрации

Табло вылета и прилета - это, пожалуй, самый романтичный объект в аэропорту, причем даже не раз воспетый. На табло указываются номер, пункт назначения, время вылета рейса. Обязательно сверяйте номер рейса. Однажды мы чуть не запутались с рейсами - , которые отправлялись с разницей в 15 минут.

Иногда в одно и то же время могут отправляться несколько рейсов, тоже следите. Еще путаницу вносит то, что часто авиакомпании отправляют совместные рейсы. Не ориентируйтесь на название авиакомпании, и даже иногда время не показатель. Направление и номер - вот то, что вам нужно увидеть. Также на табло обозначается, на какую стойку регистрации нужно идти и в каком состоянии регистрация: открыта ли она или, не дай бог, закончилась. Регистрация на рейс, как я уже говорила, начинается за 2 часа до вылета и заканчивается за 40 минут до него.

Подготовка багажа

Ни на одном «добром» портале я не нашла полезной инфы о подготовке багажа.

Обычно про запрещенные предметы и вес багажа «умные» лайфхакеры пишут где-то в абзацах про досмотр, не учитывая то, что с багажом мы расстаемся значительно раньше, и это подразумевает совсем другую последовательность действий.

Багаж летит отдельно от вас

Вы можете лететь и без багажа, а положить все вещи в ручную кладь, если это позволяет авиакомпания. Так обычно делаю я, это значительно ускоряет расставание с аэропортом по прилете. В таком случае ваш чемоданчик или рюкзак должен подходить по определенным габаритам и не превышать норму по весу.

Габаритный и негабаритный багаж

Габаритный - подходящий по стандартным размерам. Выражаясь русским языком, стандартный чемодан или сумка. Негабаритный подходит по весу, но не по размеру, и оформляется отдельно. Кстати, теряется чаще всего именно негабаритный багаж.

Если вас волнует эта тема, то смело заходите на сайт авиакомпании и проверяйте, что у них можно, а что нельзя. Иначе никак. Ибо разные авиакомпании по-разному относятся к багажу. Понятное дело, что такие предметы, как гитара, огромная коробка или плазменный телевизор сложно назвать габаритным багажом. За оформление негабаритного багажа отдельных денег не попросят.

Дополнительное место

Вы можете докупить дополнительное место для багажа, это стоит отдельных денег. Но читерство никто не отменял, к примеру, золотая карта «Аэрофлота» позволяет провозить бесплатно два багажа одновременно, ну и в принципе такая карта - это труЪ и зависть.

Упаковка

Чемоданы обычно забрасывают в самолет достаточно варварским образом, поэтому если вам хочется продлить жизнь своему походному другу, вы можете его упаковать за отдельную плату. Багаж обмотают специальной пленкой специально обученные люди в специальных местах. Найти их несложно.


Если вы везете что-то ценное, желательно обмотать багаж. В аэропорту обычно бывает несколько паковален с разной ценой. Естественно, самые дорогие расположены ближе всего к центральному входу. Вас обмотают примерно за 700 рублей, или 10–15 EUR. Помимо официальных упаковщиков есть еще «человеки-пауки», которые предложат такую же услугу в 2–3 раза дешевле. Немного побродите по аэропорту, многозначительно взирая на паковальни, и эти предприимчивые хитрецы найдут вас сами.

Перевес

Если у вас (о ужас!) перевес, то готовьте денежку. Ну и времени на оформление дополнительного багажа и перевеса понадобится от 20 до 40 минут точно.

Ваш багаж должен проходить по габаритам и весу, как я уже говорила, допустимым в определенной авиакомпании, а также в него желательно положить все, что нельзя брать на борт, то есть жидкости, аэрозоли, и острые предметы.

Ощупайте себя. Деньги, паспорт, прочие документы и посадочный талон необходимо буквально приклеить к себе. Ни в коем случае не оставляйте деньги в багаже (есть и такие случаи), а без паспорта вы в принципе далеко не улетите. Лучше всего хранить такие необходимые предметы в маленькой сумке или кармане, в общем, при себе.

Регистрация

Можно зарегистрироваться на рейс из дома заранее. Это дает определенные преимущества. Например, можно выбрать лучшие места в самолете.


Регистрация - это элементарно, Ватсон. При регистрации на регулярный рейс обычно не просят ничего, кроме паспорта: у сотрудников уже есть все данные, ибо Большой Брат давно следит за тобой... Один единственный раз испанцы попросили распечатку моего электронного билета, потому что в их базе мое имя написали не с той буквы. Но это скорее исключение, чем правило. На регистрации вы временно прощаетесь с вашим багажом. Багаж ставится на ленту и взвешивается. После всего этого вам выдается посадочный талон с указанием вашего гейта (выхода), вашего места в самолете и бирка для получения багажа. Ни в коем случае не теряйте посадочный. Теперь он ваш царь и бог.

Возможно, вас спросят, что вы берете в самолет. Вносимые вами на борт пожитки именуются ручной кладью. Вот чего не должно быть в ручной клади:

  • Жидкостей . Некоторые думают, что на борт в принципе нельзя пронести ничего жидкого, но это не так. До 100 миллилитров любого жидкого вещества спокойно можно провозить с собой.
  • Острых, колющих и режущих предметов . Если в вашей ручной клади оказались ножнички, штопоры и ножи, то скорее всего вас попросят расстаться с ними на досмотре. Про диабетиков узнавали. Шприцы можно. Но при наличии (цитата) «справки от врача в свободной форме».
  • Аэрозолей . Все лаки, пшикалки и брызгалки должны лететь в багажном отделении.

Ручная кладь может весить до 10 килограммов. Требования к габаритам у всех авиакомпаний примерно одинаковые. Есть даже специальные чемоданы, подходящие под размеры ручной клади. На самом деле, если вы летите регулярным рейсом, на борт можно пронести почти все. Однажды мы везли огромную корзинку, гигантские пяльца, размером с хулахуп и… соломенные снопы. Они были легкие, но объемные, за ними нас почти не было видно. Однако сотрудники «Аэрофлота» отнеслись к снопам лояльно, даже пожелали нам хорошо провести мероприятие.


Помимо специального чемодана на борт можно взять достаточно большую сумку или рюкзак. Так как в командировки мы везем на себе кучу реквизита, то все личные вещи обычно помещаются в небольшую сумочку.

Досмотр

На досмотре можно потерять достаточно много времени, так как там будут люди, спешащие не только на ваш рейс. Вы берете специальный лоток и укладываете на него все: ручную кладь, вещи, гаджеты, ноутбук (в Европе его просят доставать из сумки и называют его лэптоп, на минуточку!), все металлические предметы и обувь, если она на толстой подошве или каблуке. Здесь легко расстаться с жидкостями или аэрозолями, если их объем превышает норму. Например, вы пытаетесь протащить литр шампуня - скорее всего его изымут. Крема, гели, токсичные вещества, острые предметы - скажите им «адьос», если не переложили в чемодан. Так мы расстались с «Энтеросгелем» в аэропорту Хитроу, там было очень строго.


Вся эта история связана, опять же, с антитеррористической безопасностью, подобные правила были введены в 2007 году. На борт (еще раз) - не больше 100 миллилитров жидкости в совокупности, то есть можно взять с собой маленький крем, спрей от насморка, пробник духов и жидкость для линз, в общем, кучу жидкостей, но главное, чтобы в сумме их было не больше сотни мл. Да, и желательно забыть про шутки о наркотиках и оружии. В аэропорту шуток не понимают.

Если вы не хотите терять кучу времени и делать себе нервы, а также смущать тетенек с грустными лицами и сканерами в руках, то в принципе не стоит навешивать на себя все железные украшения, оставшиеся от бабушки-цыганки, ремни с массивными пряжками и надевать обувь на толстой подошве или каблуке: разденут и разуют как нечего делать. А это, согласитесь, не самая приятная процедура. Вот, кстати, ссылка на дико смешное видео , где товарищ не понял, что от него хотят, и просканировался вместе со своим багажом.

Паспортный контроль

Паспорт и посадочный талон держите при себе, лучше в руке. На паспортном контроле также лучше избежать глупых шуток. Фотографировать зону паспортного контроля запрещено. Поэтому, если что-то вдруг показалось вам забавным (например, ваше собственное лицо, и вы запилили себяшку), вас попросят удалить фотографии.

Официальное лицо в будке может задавать вопросы. Например, о цели путешествия. Будет листать ваш паспорт в поисках виз и штампов. Мне несколько раз делали замечания, что, дескать, я все время не смотрю на пограничника, а ковыряюсь в телефоне (лучше ни на что постороннее не отвлекаться от этого важного процесса), и про то, что паспорт подмочен (да, я однажды уронила его в Куру в , и несколько печатей расплылись). Да и просто вы можете не понравиться. Кстати, если у вас биометрический паспорт или виза, возможно, вас попросят приложить палец к инфракрасному считывателю.

Зона ожидания

При повторном прочтении собственного текста я живо заменила слово «желательно» на «обязательно». Вам строго обязательно нужно сразу же найти ваш гейт (выход). Иногда это бывает непросто. Иногда между гейтами ездят специальные поезда, как в мадридском Барахасе или лондонском Хитроу. Иногда пишут страшные цифры: сколько к выходам идти. Иногда это бывает цифра 15, то есть минут. Но выдыхайте: в российских аэропортах такого не встречалось. На вашем билете будет указан номер выхода и бординг тайм, то есть время начала посадки. Лучше не уходить от греха подальше от нужного выхода далеко, иначе можно пропустить важную информацию. Выход может поменяться, рейс может задержаться, да мало ли что еще. Контролируйте ситуацию.


Обычно в зоне ожидания что-то есть. Например, «Дьюти-фри». Что такое «Дьюти-фри» не нужно объяснять русскому туристу, который как правило начинает готовиться к отпуску, распивая спиртные напитки из этого блестящего, вкусно пахнущего и сияющего маркета. Поверье, что в «Дьюти-фри» дешевле, является лишь поверьем. Например, алкоголь и вкусняшки зачастую дороже, чем в супермаркетах, сигареты продают только блоками, косметика соответствует рыночной стоимости. Однако в чем не стоит сомневаться, так это в качестве продукции. Покупать хороший парфюм, профессиональную косметику, подарочные упаковки конфет лучше в «Дьюти-фри». Кстати, при покупке вас попросят предъявить ваш посадочный, поэтому не убирайте его далеко.


Ну и, конечно же, в зоне ожидания есть всякие кафешки. Если только вы не в берлинском Тегеле, например, который больше похож на место, где в «Икее» пакуют покупки. Недешевое удовольствие кушать там, но обычно я беру воду в автомате. В самолете сухой воздух и хочется пить. Купленное в этой зоне что-либо годно для проноса на борт.

Посадка в самолет

В зависимости от аэропорта ваш путь от гейта на борт может быть таким:

  • телескопический трап,
  • автобус,
  • пешком.

Если аэропорт маленький, то вы можете пойти пешком, обычно небольшое расстояние. Автобус иногда приходится ждать, в них жарко и тесно. Идеально, если вы идете по телескопическому трапу - это такой воздушный мост из аэропорта в самолет.


Если у вас много ручной клади, лучше вставайте в очередь на гейт пораньше, чтобы успеть занять багажные полки. Иногда рядом с вами может не быть свободных мест, поэтому придется искать пустую полку вдали от своего кресла. В умных аэропортах существует разделение по группам, чтобы не создавались очереди на гейт. В таком случае номер вашей группы также указан на посадочном талоне. Но лично я любитель ждать до последнего: вскакиваю на гейт, когда основная масса людей уже зашла в самолет.

Первый раз в самолете

И вот вы такой счастливый сидите в самолете и, возможно, трясетесь от страха, что вот-вот эта махина взмоет в воздух. Мгновенно это не произойдет. Какое-то время вы будете упаковываться. Какое-то время экипаж будет готовиться. Потом красивые стюардессы начнут показывать, как и что нужно делать в экстренной ситуации. В это время самолет начнет двигаться к взлетной полосе. Раньше я всегда любила момент взлета, когда железная птица разгоняется так, что вас вжимает в кресло, и потом отрывается от земли, а теперь я часто засыпаю еще до взлета. Главное, если страшно, примите удобную позу. Удача, если у вас есть с собой подушка под голову, потому что внешний комфорт и внутренний неотделимы.

Места

Что касается мест внутри самолета, то здесь действует простой закон: чем ближе вы к голове, тем меньше вас будет трясти в турбулентности. Турбулентность, или болтанка - это колебания самолета, вызванные вихревыми потоками ветра, нисходящим и исходящим. Это нестрашно. Обычная болтанка, возникающая при пролете через некоторые виды облаков, ничем не опасна. Самолет спроектирован так, чтобы выдерживать возникающие при этом перегрузки. В общем, когда трясет самолет - это не техническая поломка, и не пилот сошел с ума, это просто временное явление, которое нужно принять и простить. И не стоит настраивать себя на ужас: много раз летала так, что не трясло вовсе. Поскольку в начале самолета тряска ощущается меньше, бизнес-класс расположен именно там.

Что касается «у окна или не у окна», то здесь момент спорный. Если вы ни разу не летали, то вам, возможно, кажется, что увлекательная картинка в иллюминаторе творится на протяжении всего перелета. Однако это не так. Самое интересное - это взлет и посадка, когда вы видите город, превратившийся в игрушечный. А далее самолет набирает высоту и поднимается выше облаков. За окошечком будут однообразные слепящие белые облака, если летите днем, или бесконечная темь, если ночью. Если вы не являетесь большим любителем воткнуться лбом в стену и захрапеть, то окно незачем. Нет ничего плохого в том, чтобы выбрать место у прохода, - удобно ходить в туалет, не перешагивая через спящих соседей.

Отлично, если вы летите в полупустом самолете. После взлета, когда разрешено бродить по салону, загляните в хвостовую часть: там могут оказаться три свободных кресла. Я называю это «плацкарт». На них можно растянуться, накрыться пледом и поспать. Никто вам слова дурного не скажет - проверено.


Особый шик при регистрации - получить места у аварийного выхода. Просите, и дадут, если они еще свободные. В большинстве самолетов расстояние до следующего кресла очень дальнее, а столик выдвигается из подлокотника. Конечно, на вас будет большая ответственность - спасать пассажиров в случае экстренной эвакуации, поскольку вы там будете самый первый к выходу. Но зато вы можете вытянуть ноги и балдеть.

Еда

Все зависит, конечно же, от авиакомпании и особенности рейса. Если у вас есть возможность зарегистрироваться заранее, то, возможно, вам было также предложено выбрать меню. Крупные международные авикомпании предлагают специальное меню: кошерное или вегетарианское. Не пробовала заказывать меню заранее, но знаю, что так можно.

Однажды брала вегетарианский обед на борту British Airways. Салат с киноа, авокадо и тофу были гораздо вкуснее, чем обычный обед, в который входила черствая булочка с майонезом. Впрочем, в любом случае не ждите от эконом-класса кулинарных изысков. К сожалению, бизнес-классом лететь не довелось, но посвященные знают, что там вкусно, особенно если это «Аэрофлот». К счастью, у последних вкусно даже в экономе, иногда перепадала и красная рыбка.


Самая смешная самолетная еда в моей жизни была организована «дочкой» немцев Lufthansa, компанией Air Berlin. К сожалению, они перестали летать из Москвы. Я на всю жизнь запомнила прекрасный сухой паек, состоящий из очень острых чипсов и стакана сока. А самый ужасный обед был у Air Moldova: какой-то невнятный сэндвич.

Если вы летите днем или вечером, шансов поесть получше гораздо больше: ночью и ранним утром можно максимум рассчитывать на булочку. Конечно, и от времени перелета многое зависит. Обыкновенная пропорция - это чем дольше лететь, тем больше еды дадут. В любом случае, самолетная еда не претендует на что-то невероятное, поэтому, если у вас есть возможность что-то захватить в самолет, захватите. К шоколаду и печенькам обычно нет претензий.


И, конечно, стоит сказать, что на высоте нам естся и пьется совсем не так, как на земле, еда кажется вкуснее. Кстати, есть целый стереотип о том, что чаще всего в самолете пьют томатный сок. Мол, он кажется нам вкуснее, чем на земле, и лучше утоляет жажду. В самолете хочется пить постоянно, так как, повторюсь, воздух в салоне очень сухой. К тому же, сытный томатный сок имеет более насыщенный вкус, который нам нравится. Лучше всегда запастись бутылочкой воды, главное, не перед зоной досмотра, а после: купленную в зоне ожидания воду можно пронести на борт. А что касается алкоголя, почти на всех международных рейсах есть и вино, и шампанское, и пиво. Бортпроводники могут просто вам не предложить сие. Но если есть острое желание подвыпить, спросите, и вам организуют баночку неплохого пива - проверено на себе у British Airways.

Взлет и посадка

Если ваш самолет поднялся в воздух, и все прошло успешно, можете расслабиться до момента посадки. По статистике, 90 % неисправностей самолета происходят именно при взлете и посадке. Именно поэтому певица Елка страстно желает, чтобы пилот «хорошо взлетел и крайне удачно сел». При взлете и посадке просят пристегнуть ремни, привести кресло в вертикальное положение, убрать столики и открыть шторки. Все это делается для того, чтобы при экстренной ситуации было меньше препятствий для осуществления программы по спасению.


Когда со мной первый раз летел знакомый, ему очень сильно не нравились маневры самолета, когда борт поворачивает и оказывается одним крылом ниже, а другим выше. Если вы это увидели и испугались, знайте, что ничего страшного в этот момент не происходит, просто самолетик поворачивает.

Если вы летите на курорт, то скорее всего вы начнете снижаться прямо над синью вод. Опять же, паника в таком случае излишня, аэропорты курортов действительно находятся прямо на берегу. Суша появится, не переживайте!


Некоторые считают, что мягкость посадки зависит от авиакомпании или типа самолета. Ничегошеньки подобного, всем рулит пилот, вернее пилоты, так как обычно управление делится между ними поровну. Лучше всего меня посадила в черногорский недолюбленная, разоренная и всячески печально известная авиакомпания «Когалымавиа», когда у них был контракт с оператором TUI.

Важная деталька: рассчитывайте время правильно. Как только самолет приземлится, какое-то время он будет ехать по взлетной, кружить по аэропорту, пока не остановится. Еще какое-то время пройдет, прежде чем вас выпустят из самолета. Еще примерно полчаса (или больше) займет паспортный контроль на международном рейсе и получение багажа на любом. Поэтому не стоит заказывать такси ко времени прилета.


Не стоит тут же вскакивать и бежать из самолета. Даже можно не вставать. Какое-то время вы будете ждать, когда откроются «двери в новую страну».

В аэропорту страны прибытия

Далее вас ждет почти все то же самое, что и при вылете: трап или автобус, паспортный контроль и получение багажа. Вставайте в очередь, где написано All Passports, и вам поставят печать (наконец-то!) с названием аэропорта. Далее идем по стрелочкам к багажу, который уже наверняка соскучился по вам так же, как и вы по нему. Над багажной лентой обычно пишут номер рейса и откуда прилетел самолет, так что ошибиться сложно. К тому же, очень редко бывает, что два и больше самолета прилетают минута в минуту, поэтому наверняка вам туда, где стоит больше всего людей. Если аэропорт уж очень большой, то есть и табло, на котором указано, где искать багаж.


Если лента прокрутилась уже стопятьсот раз, а ваш чемодан так и не появился, да еще и все пассажиры ушли, то здесь что-то не так. Тогда вы идете к представителям своей авиакомпании с корешком посадочного (именно на нем бирка с номером вашего багажа) и скорее всего все решается благополучно. Ну и далее вы, заштампованные, обагаженные и счастливые можете направляться к выходу (по стрелочкам) и начинать покорять новые земли!

Надеюсь, вы смогли узнать об авиаперелетах что-то новое и теперь с наслаждением предвкушаете тот момент, когда бортпроводник объявит, что ваш самолет готов к взлету.