Пассажирским перевозкам посвятили отдельный закон

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на днях подписан президентом.

Закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автотранспортом, городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юрлиц и ИП к осуществлению регулярных перевозок, использованием объектов транспортной инфраструктуры, а также контроль за осуществлением регулярных перевозок.

В новом законе прописаны правила по организации регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам, муниципальным, а также межмуниципальным и межрегиональным маршрутам. При принятии решения об установлении или изменении маршрута, уполномоченный для принятия такого решения орган исполнительной власти должен разместить информацию об этом в интернете в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения.

Прописаны правила установления регулируемых тарифов для регулярных перевозок. Кроме того, уполномоченные органы исполнительной власти в регионах могут также устанавливать межрегиональные и межмуниципальные маршруты регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту и картами этого маршрута. При этом карта муниципального маршрута выдается на каждое транспортное средство, которое используется на данном маршруте. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута.

Свидетельство об осуществлении перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту. В законе также прописываются случае, когда свидетельство может быть выдано вне конкурса, в частности, по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации. Свидетельство выдается на срок не менее чем пять лет. Далее его можно продлить, и количество таких продлений не ограничивается. Без проведения открытого конкурса свидетельств может быть выдано не более чем на 80 дней.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие свидетельство по результатам открытого конкурса, обязаны приступить к осуществлению регулярных перевозок не позднее чем через 60 дней со дня проведения конкурса. В законе подробно расписано, какие требования предъявляются к участникам конкурса, какие документы необходимо представить, как оцениваются заявки на участие.

Кроме того, отдельная глава закона №220-ФЗ посвящена реестрам маршрутов регулярных перевозок. В ней прописано, кто уполномочен вести реестр, какие сведения в него заносятся, кто имеет доступ к этим сведениям и т.п. Среди сведений, которые включаются в реестр, номер маршрута, его наименование, наименования промежуточных остановочных пунктов, названия улиц и дорог, по которым проложен маршрут, виды используемого транспорта, включая его экологические характеристики, данные о юрлице или ИП, осуществляющих перевозки, расписание и т.д.

Также законом прописаны требования к объектам транспортной инфраструктуры и порядок контроля за осуществлением пассажирских перевозок.

В течение 30 дней со дня официального опубликования закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам в соответствии с заключенными договорами, разрешениями, паспортами маршрутов направляют в уполномоченный орган исполнительной власти сведения о данных маршрута для реестра.

По истечении 30 дней и до окончания 180 дней после официального опубликования закона, власти обязаны организовать проверку указанных сведений для принятия решения о включении (либо об отказе в этом) сведений в реестр, а также размещают в интернете сведения о маршрутах.

Карты маршрутов должны быть выданы перевозчикам до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона на срок, который указан в договоре или разрешении. У кого этот срок не указан, карта может быть выдана на срок до года после официального опубликования закона.

До окончания действия карт должен быть проведен открытый конкурса на организацию регулярных перевозок.

Законом также внесены изменения в КоАП РФ, устанавливающие административные санкции за нарушение закона в сфере пассажирских регулярных перевозок. В частности, использование автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, если наличие карты является обязательным, влечет наложение штрафа на водителя в размере пяти тыс. руб.; на должностных лиц – 30 тыс. руб.; на юридических лиц – 300 тыс. руб. К слову, в законе отдельно прописано, что индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как юридические лица. То есть штраф в данном случае для них также составит 300 тыс. руб.

Большая часть статей закона вступит в силу 11 января 2016 года, ряд статей – через год со дня официального опубликования, еще ряд – с момента официального опубликования.

Александра НОВИЧКОВА

Как ни стараются российские городские власти решить проблемы, связанные с критическим состоянием пассажирских перевозок, ситуация на рынке этих услуг только ухудшается. И в большей степени это относится не к крупным городам, а к удалённым от Центральной России областям и регионам. И это вполне естественно, ведь в больших городах конкуренция так или иначе присутствует. Альтернативой наземному пассажирскому транспорту в нескольких российских городах (Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре и Казани) служит метрополитен. В российской столице более 60 % общегородских пассажирских перевозок осуществляет именно этот вид транспорта. А как быть тем городам, у которых помимо автобусного другого вида транспорта не существует?

Между тем городские власти продолжают проводить конкурсы на право осуществления пассажирских перевозок на том или ином маршруте. И несмотря на то, что эта система была введена около двух лет назад, споры вокруг неё не утихают.

Кстати, во многих европейских городах такая процедура тоже проводится. Да и других проблем, связанных с городскими пассажирскими перевозками, хватает как в России, так и в Европе.

В транспортном лабиринте

Мечта любого российского пассажира - быть доставленным до места назначения как можно быстрее, дешевле, безопаснее и желательно с комфортом. И такие услуги по всей России предоставляли частные операторы. В то время, когда муниципальный городской транспорт, мягко говоря, не справлялся с объёмом пассажирских перевозок, его выручили именно индивидуальные предприниматели. Они своевременно заполнили практически все пустующие ниши на рынке пассажирских перевозок, тем самым обеспечив российским пассажирам своевременные и более или менее комфортные условия доставки из пункта «А» в пункт «Б».

Прошло несколько лет, и городские власти поняли, что упускают большую выгоду, отдавая большой «кусок пирога» частным перевозчикам. Однако своё время они уже потеряли - найти свободную нишу для муниципальных и государственных перевозок стало практически невозможно. Из такой нелёгкой ситуации они увидели только один выход - постепенно вытеснить индивидуальных предпринимателей с рынка пассажирских перевозок.

С 2006 г. в России стали проводиться конкурсы, по результатам которых «эксклюзивным» правом на конкретный маршрут стали обладать выигравшие в так называемом соревновании перевозчики. И вроде цель проведения конкурса благая - обеспечить пассажиров качественным, обновлённым подвижным составом, повысить безопасность перевозок, структурировать городскую маршрутную сеть, сформировать систему пассажирских перевозок, исходя из потребностей населения. Только вот эти самые потребности стали определяться не на основе реального спроса пассажиров, а исходя из решения городских администраций.

По сути, условия допуска к участию в конкурсе не оставили мелким перевозчикам никаких шансов. Ведь без большого количества преимущественно крупных транспортных средств малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям никакой маршрут, пусть даже самый невыгодный, «не светит».

Между тем, согласно исследованиям Федеральной антимонопольной службы РФ, большинство российских городов спланировано по радиально-кольцевому принципу. Поэтому, как правило, в городах нет параллельных, дублирующих друг друга маршрутов, т. е. пассажир может добраться до нужного места только по одной линии. А согласно конкурсной системе каждый маршрут закреплён только за одним перевозчиком. Тем самым конкуренция на рынке городских пассажирских перевозок рубится «на корню». А если кого-то из пассажиров это не устраивает, у него есть отличная альтернатива - стать пешеходом.

Столь явно предвзятое проведение конкурсов вызвало недовольство частных перевозчиков, приведшее их к многочисленным акциям протеста. По всей России прокатилась волна забастовок перевозчиков. Многие из них обращались в Арбитражные суды и, между прочим, большинство дел они выигрывали. Так, например, в Ростовской области Арбитражный суд в ответ на обращение частных перевозчиков вынес решение о незаконности проведения конкурса на осуществление пассажирских перевозок маршрутными такси на линиях г. Новошахтинск. Там городская администрация создала все условия для того, чтобы убрать с рынка пассажирских перевозок частные компании. Зато двум отдельным участникам конкурса были сделаны такие поблажки, благодаря которым стать победителем конкурса было проще простого. Выигравшим конкурс компаниям разрешили заявить на конкурс маршрутки, не имеющие лицензионных карточек на осуществление пассажирских перевозок, один из участников даже не имел необходимого количества машин для обслуживания маршрутов согласно конкурсному лоту. И это ещё далеко не все нарушения, допущенные городской администрацией.

Что это за две компании - ответ на этот вопрос знают только городские власти и сами компании. Однако не стоит обладать экстрасенсорной проницательностью, чтобы предположить, что это либо «свой» (родственник, к примеру), либо «чужой», но очень «благодарный» перевозчик.

Таких случаев по всей стране - несть числа. Забастовки перевозчиков прошли практически по всем городам (в Тюмени, Улан-Удэ, Омске, Костроме, Воронеже, Оренбурге, Красноярске, Хабаровске и других). Частники готовы принять любые условия городских властей лишь бы им предоставили нормальные, приносящие прибыль маршруты. Однако администрации российских городов продолжают вытеснять индивидуальных предпринимателей с рынка пассажирских перевозок. Работы лишаются тысячи индивидуальных предпринимателей. А между тем частники не только благополучно решали проблемы собственного трудоустройства, но и создавали рабочие места для других граждан Российской Федерации.

Есть и ещё одна проблема, которая напрямую связана с введением конкурсной системы. И в первую очередь с ней столкнулись сами городские администрации. Речь идёт о так называемом теневом бизнесе, порождённом переделом и монополизацией городскими администрациями рынка городских пассажирских перевозок. Малые и средние предприятия, безжалостно вытесненные с рынка пассажирских перевозок муниципальными и городскими предприятиями, вынуждены идти «под крыло» к официальным владельцам маршрутов.

Хозяин маршрута может заключить договор с владельцем автобуса о совместной деятельности и продать ему право работы на своём маршруте. Есть и другой вариант - оформление договора аренды автобуса у владельца этих ТС, а его самого оформить как наёмного водителя. В этом случае под прикрытием арендных отношений водитель из своей ежедневной выручки платит мзду владельцу маршрута. Всё это, конечно, повлечёт за собой повышение тарифов на пассажирские перевозки.

Москва слезам не верит…

Если в большинстве российских городов главной проблемой стало отсутствие конкуренции на рынке пассажирских перевозок, а вместе с этим и увеличение времени ожидания машин на автобусных остановках и стоимости проезда, то в российской столице основной проблемой уже давно являются заторы на дорогах, из-за которых ежедневно тысячи пассажиров опаздывают на работу, на поезд, на самолёт…

По официальной статистике, каждый день в мобильности в Москве нуждаются около 13 млн человек. Хотя практика показывает, что в мегаполисе находится гораздо большее количество реальных и потенциальных пассажиров общественного транспорта. И население города продолжает расти в геометрической прогрессии. Даже подумать страшно, как жители российской столицы будут добираться на работу, к примеру, лет через десять…

Раньше планирование автобусных маршрутов для негосударственных операторов происходило в стенах Департамента транспорта и связи Москвы. Там заседала специальная комиссия, в состав которой входили представители УГИБДД по Москве, Центрального управления Госавтодорнадзора, префектур административных округов Москвы, Управления Министерства по налогам и сборам по Москве, Московского транспортного союза и ГУП «Мосгортранс». Но в 90-х годах сеть московских городских маршрутов, которую обслуживали частники, стала быстро развиваться. А совершенствование не только московской, но и федеральной законодательной и нормативно-правовой базы пассажирских перевозок, как водится, не успевало за столь стремительными темпами появления новых городских маршрутов. Да и за увеличением населения города Правительство Москвы явно не уследило.

В 2005 г. работники департамента очнулись и начали совместно с Правительством Москвы разрабатывать постановление, направленное якобы на повышение уровня безопасности при эксплуатации городских автобусных маршрутов. И 20 июня 2006 г. оно вступило в силу. Это постановление Правительства Москвы № 421-ГШ «О порядке организации в городе Москва регулярных городских автобусных маршрутов». Согласно этому документу, для того чтобы работать на той или иной линии, перевозчик должен заключить договор на реализацию проекта организации регулярных городских автобусных маршрутов с Департаментом транспорта и связи Москвы. Проекты их организации разрабатывает выигравший конкурс институт «Центр исследования транспортной инфраструктуры», который стал специализированной проектной организацией в Москве.

В состав проекта организации регулярного городского автобусного маршрута входят:

Паспорт маршрута, трасса следования с указанием опасных участков, а также начальных и конечных пунктов;

Расписание работы маршрута;

Схема организации движения маршрута на конечных площадках, включая обустройство остановочных указателей установленного образца, размещение мест посадки - высадки, размещение подвижного состава в местах отстоя, трассу движения от места отстоя до места посадки;

Перечень остановок на трассе следования и их обустройство в соответствии с действующими нормативами.

Сегодня в российской столице утверждено 696 действующих регулярных городских автобусных маршрутов. Причём когда принималось постановление, Правительство Москвы решило не проводить конкурсы с теми перевозчиками, которые работали на действующих маршрутах, а оставить за ними право и дальше возить людей на этих линиях. Если же перевозчик по тем или иным причинам отказался заниматься перевозкой пассажиров на закреплённом за ним маршруте, то эта линия становилась «трофеем», за который перевозчики боролись на конкурсной основе. На новые же маршруты стали проводиться конкурсы.

Подавляющее большинство (более 80 %) городских пассажирских перевозок, впрочем, как и в других российских городах, в российской столице осуществляет именно государственное предприятие. В случае с Москвой это ГУП «Мосгортранс». Ежегодно оно перевозит около 2 млрд человек и функционирует на 683 автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутах, на которых определённая категория граждан имеет право льготного проезда. За это предприятие получает субсидии от Правительства Москвы и Департамента транспорта и связи. Кроме того, в Москве городскими пассажирскими перевозками занимается 68 негосударственных компаний.

Вот уже более десяти лет каждый год Департамент транспорта и связи Правительства Москвы заключает с «Мосгортрансом» государственные контракты, не подвергая предприятие конкурсной процедуре.

Для частников же - совсем другая «песня». По сути, любое физическое или юридическое лицо может подать заявку на открытие маршрута в Департамент транспорта и связи. Однако дальше это предложение будет долго рассматриваться на предмет его целесообразности на экспертном совете при Департаменте (опять же, при принятии решения мнение московского пассажира никем не учитывается). В его состав входят представители УГИБДД ГУВД Москвы, Центрального управления Госавтодорнадзора, префектур административных округов Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы, Московского транспортного союза, ГУП «Московский метрополитен» и ГУ Центр организации дорожного движения - всего 17 городских организаций. Совет проводит экспертную оценку, после чего решает, необходим ли этот маршрут для города. Если принимается решение в пользу новой линии, то институт «Центр исследования транспортной инфраструктуры» получает задание на его разработку, после чего этот проект выставляется на конкурс.

Естественно, процедура занимает колоссальное количество времени, которое перевозчик мог бы потратить на работу. Заместитель руководителя Департамента транспорта и связи Правительства Москвы Александр Воробьёв объясняет это тем, что условия мегаполиса слишком сложны для того, чтобы определить необходимость пассажиров в том или ином маршруте.

На сегодня в Москве заключено 36 договоров с частными перевозчиками на право перевозить пассажиров на определённом маршруте. Но даже если перевозчик выиграл конкурс, это ещё не говорит о том, что именно он будет работать на данном маршруте. Ему ещё предстоит пройти «семь кругов ада» прежде чем закрепиться на линии. Качество и безопасность его работы непременно должны устраивать группу оперативного контроля за ходом выполнения договоров на право реализации проектов регулярных городских автобусных маршрутов по Москве (она создана Департаментом транспорта и связи). В противном случае договор с этим перевозчиком может быть расторгнут. Есть и другое условие, не выполнив которое перевозчик не будет допущен к пассажирским перевозкам. Это требование о соответствии автобусов нормам экологического стандарта Евро-2.

Ещё сложней дела обстоят с межрегиональными пассажирскими перевозками. Это может показаться смешным (если бы не было так грустно), но в таком большом городе, как российская столица, с её сумасшедшим ритмом жизни и огромной плотностью населения, нет ни одного автовокзала. И это, конечно, проблема номер один для организации межрегиональных пассажирских перевозок в Москве. Щёлковский автовокзал, который жители мегаполиса привыкли считать московским, на самом деле принадлежит Московской области. А российской столице приходится довольствоваться только временными пунктами отправления и прибытия автобусов. Сегодня Правительство Москвы разрабатывает программу строительства пяти автовокзалов. Как долго продлится этот процесс - неизвестно. Действительно, к чему торопиться с заботой о дорогом пассажире? Пока же в мегаполисе функционируют девять таких пунктов, только один из которых хоть как-то соответствует требованиям, предъявляемым к автовокзалам - это Городской аэровокзал. Почему его название до сих пор не изменилось - остаётся только гадать.

Богатые тоже плачут

Россия, вступившая на путь государственного регулирования городских пассажирских автоперевозок, в своём выборе не одинока. Аналогичной концепции придерживаются, к примеру, Дания, Германия, Швеция, Чехия, Польша и многие другие страны. Вся разница - в степени корректности регулирования, а ещё в том, что государственные органы преследуют именно государственные, а не какие-либо другие интересы. В этих странах частные пассажирские перевозчики также подвергаются конкурсной системе. При осуществлении пассажирских перевозок они не несут ответственности, поскольку она полностью возложена на государство.

В Германии пассажирскими автоперевозками занимаются 5,5 тыс. компаний, которые ежегодно перевозят 5,3 млн пассажиров, пользующихся общественным транспортом. Из них только 1 млн, или 20 % перевозятся частниками. Но это не мешает им покрывать две трети километража транспортных услуг.

Основой для организации городского и междугородного пассажирского транспорта в Германии является закон «О пассажирском транспорте». Доступ к рынку пассажирских перевозок здесь возможен только после получения концессий, которые призваны защищать транспортных операторов от интермодальной конкуренции. Тарифы на пассажирские перевозки устанавливаются только с разрешения государства.

Специфическая национальная проблема немецких пассажирских автоперевозчиков заключается в том, что в большинстве своём в стране преобладает железнодорожный транспорт, который субсидируется в значительно большей степени, чем автомобильный.

В Дании львиная доля объёма городских пассажирских автоперевозок принадлежит государственной компании «Kombas». В Швеции пассажирскими городскими перевозками занимаются только пять крупных компаний, которые контролируют весь рынок регулярных сообщений. И лишь некоторые кооперативы ещё выживают на ограниченных региональных рынках.

В этих странах так же, как и в России, ведение среднего и малого бизнеса в области пассажирских перевозок становится невозможным. Конкуренция практически отсутствует, ведь количество автобусных компаний быстро уменьшается - одни приобретаются более крупными предприятиями, другие просто вынуждены уйти с рынка.

Самые высокие в Европе цены на билеты на проезд в общественном транспорте зафиксированы в Дании и Швеции. Дело в том, что изначальное снижение цен на государственных маршрутах очень краткосрочно. Сначала государство экономит на операциях, но очень быстро расходы на администрирование системы превышают сэкономленные, казалось бы, средства. И после приспособления рынка к этой системе цены на билеты повышаются. Таким образом расходы просто переместились от частных операторов в государственный сектор. Сегодня транспортные компании Швеции и Дании переживают финансовый кризис. Так, прибыль приносит деятельность только одного из пяти шведских пассажирских перевозчиков. Транспортные власти столицы Дании Копенгагена нуждаются в дополнительном правительственном финансировании и поэтому вынуждены уменьшать дальность предлагаемых перевозок.

В странах с управляемой конкурсной системой количество пассажиров частных перевозчиков с каждым годом сокращается. Это связано с тем, что перевозчики обязаны выполнять требования, выдвигаемые государством для того, чтобы иметь хотя бы шанс осуществлять свою деятельность на том или ином маршруте. Так, транспортные средства должны быть оборудованы любыми устройствами по требованию конкурсных властей, что в любом случае приведёт к дополнительным затратам. Стимула для борьбы за дополнительного пассажира у частников нет - их обслуживание опять же приведёт к ещё большим расходам. «Рассматривая этот вопрос внимательнее, более экономичным для нас является, насколько это возможно, меньшее количество пассажиров. Таким путём мы будем экономить на расходах и уборке», - заявил управляющий директор датской транспортной компании «Arriva» Джонни Хансен.

Совсем иная картина наблюдается в странах, где рынком пассажирских перевозок правит конкуренция, например в Великобритании и Финляндии. В них ответственность разделена между государством и частными операторами. В Англии планирование, деятельность и продажа перевозок общественным транспортом осуществляется под руководством транспортных операторов. Однако при этом на них же лежат все риски. Роль государства здесь ограничивается лишь правовыми рисками, особенно правилами доступа на рынок и обеспечения необходимой инфраструктуры.

Большинство английских автобусных компаний предоставляют своим потребителям гораздо более качественное обслуживание, чем государство. Например, в компании «Trent Barton» навыки в обслуживании персоналом пассажиров ценятся намного больше, чем их навыки вождения.

В противоположность государствам с конкурсным режимом количество пассажирских перевозчиков в Великобритании не только не уменьшается, но и возрастает. Только в графстве Оксфордшир работают более сорока частников. В Финляндии общественный транспорт в основном находится в руках более трёхсот семейных транспортных предприятий.

В Англии и Финляндии частников связывают с государством партнёрские отношения: перевозчики предоставляют новые автобусы и квалифицированных водителей - государство совершенствует инфраструктуру (выделяет отдельные полосы для движения общественного транспорта, обеспечивает информацией в режиме реального времени, строит более комфортные остановки и т. д.). Благодаря этому количество пассажиров, не в пример Дании и Швеции, здесь растёт. Так, в Брайтоне, Оксфорде, Эдинбурге и Ноттингеме количество пассажиров ежегодно увеличится на 5 и более процентных пунктов.

Перевозка «по-фински»

Во всей Финляндии проживает около 5 млн жителей, что составляет примерно 1/3 населения одной только российской столицы. В наиболее крупных городах Финляндии (Хельсинки, Тампере) проживает около полумиллиона человек.

В 1923 г. в стране была образована Ассоциация автобусного транспорта. Сегодня её членами являются 350 частных автобусных компаний. В автопарке каждой из них насчитывается в среднем около пятнадцати автобусов. Местные операторы, не входящие в ассоциацию, принадлежат городским муниципалитетам. Ежегодно общенациональная сеть маршрутов Финляндии перевозит 350 млн пассажиров.

Финская система организации движения общественного транспорта основана на инициативе самих операторов в пределах района Хельсинки и лицензиях на регулярное обслуживание за его пределами. Автобусные компании Финляндии сами разрабатывают маршруты и расписания на основе потребностей пассажиров. Затем они подают заявки на лицензии госорганам и получают лицензии в том случае, если маршруты и расписания соответствуют потребностям пассажиров. Лицензии выдаются пятью региональными госорганами и 28 муниципалитетами. Срок действия лицензии пока составляет десять лет. Но после вступления в силу новых правил Евросоюза относительно общественного транспорта лицензии будут действовать гораздо меньше времени (от пяти лет и меньше). Автобусные компании сами несут ответственность за предоставляемые ими транспортные услуги (они могут по собственному желанию включать дополнительные услуги), а также за финансирование обслуживания пассажиров. Если маршрут становится нерентабельным, существует вероятность прекращения действия лицензии.

За пределами района Хельсинки 85 % услуг общественного транспорта оказывается автобусами. В свою очередь более 80 % услуг автобусного транспорта предоставляется на доходы от продажи билетов без государственного финансирования.

Если оказание транспортных услуг может нанести финансовый ущерб автобусным компаниям, то они покупаются за счёт государственных и муниципальных ресурсов. В прошлом году государство уплатило 25 млн евро за региональные и местные услуги автобусного транспорта. Покупаемые услуги становятся предметом конкуренции по так называемому сетевому принципу: автобусная компания получает доход от продажи билетов, а государство компенсирует ей разницу между доходом и критическим уровнем рентабельности.

Что касается цен на билеты, то финское правительство никоим образом не вмешивается в установление тарифов на проезд - это делают автобусные компании. Кроме того, Министерство транспорта и коммуникаций Финляндии устанавливает цены на билеты, продаваемые для школьников.

На региональном уровне решение о стоимости билетов на проезд в общественном транспорте может принимать муниципалитет (применительно к своему району).

Значительное отличие системы пассажирского городского транспорта в Финляндии состоит в том, что стоимость билета иногда составляет только половину от его реальной цены. Дело в том, что субсидии в Финляндии выплачиваются не автобусным компаниям, а пассажирам. Такая система существует в стране уже около 15 лет. Она связана с налогообложением: если государство и муниципалитеты оплачивают субсидии пассажирам, то ни получают больше поступлений в виде налогов. Благодаря этой системе количество пассажиров общественного транспорта в Финляндии после её внедрения увеличилось на 20 - 30 %. И это несмотря на то, что в такой небольшой стране насчитывается около 2,5 млн частных автомобилей. Ежегодно государство финансирует эту систему в размере 11 - 12 млн евро.

Представитель Ассоциации автобусного транспорта Финляндии Еса Маннисенмаки рассказал об уникальной системе автобусных терминалов, которой больше нет ни в одной стране. Её разработала компания «Matkahuolto», являющаяся собственностью операторов автобусного транспорта Финляндии. Она управляет станциями на терминалах без каких-либо субсидий или финансирования со стороны государства. В ведении фирмы - 65 автобусных терминалов, 400 агентств, более 2 тыс. сотрудников. Эта сеть покрывает всю страну. Услуги автобусных терминалов включают продажу билетов, информацию о расписании, а также аренду автобусов. Основную долю прибыли (50 - 60 %) «Matkahuolto» получает за счёт фрахта, остальную - от продажи билетов и информации о расписании. Компания создала уникальную систему продажи билетов. Покупая билет на автобусном терминале или пользуясь смарт-картой (Финляндия, кстати, была пионером в использовании кредитных карточек на автобусном транспорте), пассажир может пользоваться им на автобусе любой компании по всей стране.

Кроме того, в Финляндии есть добровольная рыночная ассоциация экспресс-автобусов - компания «Express Bus», которая является финским альянсом по обслуживанию пассажиров автобусами-экспрессами. Она осуществляет городские и междугородные перевозки на туристических автобусах унифицированного внешнего вида. К подготовке работающего на них персонала предъявляются единые требования. Количество пассажиров, пользующихся этой услугой, растёт из года в год. И это несмотря на то, что система автобусов-экспрессов действует без какого-либо финансового вмешательства правительства.

Однако и в финской организации городских пассажирских автоперевозок есть проблемы. Недавно в стране были проведены две налоговые реформы, согласно которым налог на частные автомобили был снижен. В результате использование личного транспорта увеличилось на 5 - 10 %, а регулярное автобусное обслуживание, соответственно, сократилось на тот же процент. Усугубляет проблему и то, что инвестиции правительства Финляндии в общественный транспорт сокращаются, а расходы общественного транспорта быстро растут.

В очень многих российских городах конкурсная система сыграла злую шутку со своими создателями: она не стимулировала конкуренцию на автобусных маршрутах, а наоборот - в умелых руках чиновников стала топором палача для частных перевозчиков.

И теперь эти самые чиновники говорят: вот видите, что показал конкурс? Частники просто не в состоянии конкурировать со «взрослыми» транспортными компаниями…

Увы, этот путь мы уже проходили - кто захочет, тот вспомнит, к чему он нас привёл. Как не хочется опять возвращаться в каменный век транспортного развитого социализма, но выбора не остаётся. Очень хочется, чтобы люди, от которых зависит организация транспортной работы в российских городах, поближе и глубже ознакомились с успешным опытом зарубежных коллег.

Именно для этого журнал «Автоперевозчик» совместно с дирекцией Международного Автотранспортного Форума (МАФ) проводят серию практических семинаров в странах Европы. Один из них в апреле текущего года прошёл в Германии. В международном семинаре «Городской пассажирский транспорт Германии» приняли участие руководители органов местного самоуправления, предприятий автобусного и городского электрического транспорта, заводов-производителей транспортных средств и других заинтересованных организаций, связанных с городскими и междугородними и пригородными пассажирскими перевозками. Они побывали на заводе «Daimler AG» по производству автобусов в Мангейме, на муниципальном транспортном предприятии «RVV» в Регенсбурге, посетили испытательный полигон в Хокенхайме (где стали зрителями и даже участниками экстремального вождения на автобусах Mercedes-Benz и Setra), завод по производству автоматических КПП в Гархинге, транспортное предприятие «Sippel GmbH» во Франкфурге-на-Майне, транспортную компанию по производству автобусов и трамваев «SBB» в Штутгарте, транспортная компанию «ESWE» в Визбадене и многое другое.

Согласовано:

Зам. Главы города Суздаля

КОНКУРСНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

по выбору перевозчика по недотируемым перевозкам

по муниципальным автобусным маршрутам

города Суздаля:

ЛОТ №1 - МАРШРУТ № 3

ЛОТ №2 – МАРШРУТ № 6

1. Общие положения

1.1. Предметом проведения конкурса является право на заключение договора на осуществление недотируемых перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских маршрутах на территории муниципального образования город Суздаль.

Конкурс может проводиться по каждому конкурсному маршруту или комплексу маршрутов, имеющих общее направление и сгруппированных по отдельным лотам.

1.2. Конкурс проводится посредством квалификационного отбора владельцев пассажирского автомобильного транспорта общего пользования (далее - перевозчики), который обеспечивает своевременное и полное удовлетворение потребностей населения в регулярных пассажирских перевозках за счет привлечения перевозчиков независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и создания им равных конкурентных возможностей в обслуживании пассажиров на регулярных (постоянных) городских автобусных маршрутах.

1.3. Привлечение перевозчиков для осуществления перевозок пассажиров осуществляется на бездотационной основе, по городским маршрутам, сформированным исходя из состояния, пропускной способности маршрутной сети, сложившихся пассажиропотоков, а также поступивших предложений по развитию городской маршрутной сети.

1.4. Организатором проведения конкурса является администрация муниципального образования город Суздаль.

1.5. Организатор конкурса:

Определяет дату проведения конкурса;

Определяет сроки подачи и рассмотрения заявок на участие в конкурсе;

Знакомит претендентов с документацией о порядке проведения конкурса;

Публикует информацию об итогах конкурса;

Заключает договор с победителем конкурса.

2. Требования к участникам конкурса

2.1. Участниками конкурса могут быть физические и юридические лица, отвечающие требованиям, предъявляемым к перевозчикам пассажиров в соответствии с настоящим Положением.

2.2. Участник конкурса должен быть платежеспособным, не должен находиться в процессе ликвидации, банкротства, не может являться лицом, на имущество которого наложен арест и (или) деятельность которого приостановлена.

2.3. Ни одному из участников конкурса не могут быть созданы преимущественные условия участия в конкурсе.

Ограничение или прекращение доступа любых лиц к участию в конкурсе, а также исключение из состава его участников лиц, имеющих право участвовать в конкурсе, возможно только вследствие нарушения ими настоящего Положения и действующего законодательства.

3. Конкурсная комиссия

3.1. Для проведения конкурса формируется конкурсная комиссия в составе, утвержденном постановлением администрации муниципального образования города Суздаля.

Осуществляет прием заявок и обеспечивает их сохранность;

Принимает решение о допуске (или обоснованном отказе в допуске) претендентов к участию в конкурсе;

Принимает решения о победителе конкурса.

3.3. Руководство работой комиссии осуществляет председатель конкурсной комиссии.

Секретарь осуществляет прием документов и оформляет протоколы заседаний комиссии.

3.4. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии, принимающих участие в заседании. При голосовании каждый член комиссии имеет один голос. Комиссия правомочна решать вопросы, отнесенные к ее компетенции, если на заседании присутствует не менее половины ее членов.

3.5. Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами комиссии, принимавшими участие в заседании, в сроки, указанные в пунктах 5.9 и 5.16 настоящего Положения.

4. Информационное обеспечение и порядок представления

документов на конкурс

4.1. Организатор конкурса размещает информационное сообщение об условиях и сроках проведения конкурса в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации города Суздаля не менее чем за 30 дней до даты проведения конкурса. Информационное сообщение должно содержать следующие сведения:

Наименование организатора конкурса;

Адрес местонахождения, почтовый адрес и список контактных телефонов организатора конкурса;

Форму конкурса;

Предмет конкурса;

Порядок проведения конкурса;

Порядок и сроки ознакомления с конкурсной документацией (условиями конкурса);

Место подачи заявок;

Дату и время начала подачи заявок на участие в конкурсе;

Дату и время окончания подачи заявок на участие в конкурсе;

Место, дату и время вскрытия конвертов, рассмотрения заявок и принятия решения о допуске или отказе в допуске претендентов к участию во втором этапе конкурса;

Срок оценки и сопоставления заявок, определение победителя;

Порядок ознакомления с результатами конкурса;

Срок и порядок заключения договора;

Описание маршрута или комплекса маршрутов, выставляемых на конкурс (в том числе необходимые условия перевозок).

4.2. Одновременно с размещением информационного сообщения о проведении конкурса на официальном сайте администрации города Суздаля размещается конкурсная документация по проведению открытого конкурса на право заключения договора на осуществление недотируемых перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских автобусных маршрутах на территории муниципального образования город Суздаль.

4.3. Для участия в конкурсе претенденты в запечатанном конверте представляют в комиссию: заявку на участие в конкурсе по форме, утвержденной конкурсной документацией, с приложением следующих документов:

Нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации (для юридических лиц), копию свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (для индивидуальных предпринимателей);

5.4. Конкурс проводится в два этапа.

5.5. На первом этапе проводится:

Вскрытие конвертов;

Проверка наличия представленных претендентами документов и сведений, указанных в пункте 4.3 настоящего Положения;

Проверка соответствия претендентов требованиям, установленным Федеральным законом от 01.01.2001 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность по организации пассажирских перевозок;

Принятие решения о допуске или отказе в допуске претендентов к участию во втором этапе конкурса.

Перед вскрытием конвертов конкурсная комиссия удостоверяется в их сохранности.

Претенденты вправе присутствовать на заседании комиссии, где производится вскрытие конвертов.

5.6. Претендент не допускается ко второму этапу конкурсного отбора и дальнейшая оценка его установленным критериям конкурса комиссией не производится в следующих случаях:

1) неполноты предоставленных документов и сведений, указанных в пункте 4.3 настоящего Положения;

2) несоответствия требованиям, установленным Федеральным законом от 01.01.2001 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и другими нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность по организации пассажирских перевозок, а именно:

Отсутствие (в собственности, аренде, безвозмездном пользовании или др.) технической базы по обслуживанию транспортных средств, позволяющей выполнять техническое обслуживание и (или) ремонт, или отсутствие договора по обслуживанию транспортных средств на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта;

Отсутствие возможности проведения предрейсового и послерейсового технического осмотра транспортных средств и договора на проведение предрейсового и послерейсового технического осмотра транспортных средств;

Отсутствие возможности проведения претендентом предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра водителей:

1) отсутствие договора со специализированной организацией на оказание услуг по проведению предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра водителей с приложением копии соответствующей лицензии;

2) отсутствие трудового договора с медицинским работником, который вправе осуществлять предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр водителей с приложением копии сертификата, подтверждающего прохождение специального обучения и копии соответствующей лицензии;

5.7. С момента вскрытия конвертов конкурсная комиссия имеет право проверять сведения, приведенные претендентом в представленных документах, требовать их разъяснения и подтверждения.

5.8. В случае, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всех претендентов, подавших заявки на участие в конкурсе, или о допуске к участию в конкурсе и признании участником конкурса только одного претендента, подавшего заявку на участие в конкурсе, конкурс признается несостоявшимся.

5.9. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске или отказе в допуске претендентов к участию во втором этапе конкурса и подписывается протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе в день рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

5.10. Организатор конкурса в течение трех дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе уведомляет претендентов о принятом решении о допуске или отказе в допуске к участию во втором этапе конкурса.

5.11. На втором этапе конкурса производится анализ сравнительных характеристик участников конкурса по группе показателей, позволяющих выявить участника конкурса, обеспечивающего лучшие условия исполнения договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских автобусных маршрутах на территории муниципального образования город Суздаль. Комиссия вправе привлекать для изучения и оценки документов специалистов-консультантов, а также потребовать от участника конкурса разъяснения поданных им документов.

5.12. Комиссия проводит оценку представленных документов участника конкурса по балльной системе по следующим показателям:

КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Квалификационный показатель

Количество баллов

Относительные показатели аварийности

Дорожно-транспортные происшествия с пострадавшими по вине водителей конкурсанта

При отсутствии

При наличии

Количество баллов определяется путем деления количества ДТП с пострадавшими по вине водителей конкурсанта за оценочный период (*) на списочное количество заявленных водителей конкурсанта с последующим умножением на коэффициент «-10»

Дорожно-транспортные происшествия с материальным ущербом

При отсутствии

При наличии

Количество баллов определяется путем деления количества ДТП с материальным ущербом по вине водителей конкурсанта за оценочный период (*) на списочное количество заявленных водителей конкурсанта с последующим умножением на коэффициент «-5»

Нарушение правил дорожного движения водителями конкурсанта

При отсутствии

При наличии

Количество баллов определяется путем деления количества нарушений правил дорожного движения, совершенного водителями конкурсанта за оценочный период (*) на списочное количество заявленных водителей конкурсанта с последующим умножением на коэффициент «-5»

Наличие выявленных нарушений лицензионных требований и условий, допущенных конкурсантом в течение 12 месяцев, предшествующих дате окончания приема заявок (по данным УГАДН по Владимирской области).

Снижение за каждое нарушение (-2)

Оценка работы на городских маршрутах регулярных перевозок

Работа на маршруте регулярных перевозок (любом из конкурсных маршрутов), в течение года, предшествующего дате окончания приема заявок на участие в конкурсе, без замечаний (**)

Работа на маршруте регулярных перевозок (любом из конкурсных маршрутов), в течение года, предшествующего дате окончания приема заявок на участие в конкурсе, с замечаниями (**)

В случае расторжения заказчиком перевозок в одностороннем порядке договора на осуществление перевозок на городских маршрутах регулярных перевозок

При нарушении п.9 ст.9 закона Владимирской области -ОЗ «об административных правонарушениях во владимирской области», снижение баллов за каждое допущенное нарушение (-3)

Оценка пассажирских транспортных средств

Средний срок эксплуатации автобусов, планируемых для выполнения перевозок пассажиров на конкурсном маршруте

До одного года;

От 1 года до 3 лет

От 3 до 5 лет

От 5 до 8 лет

Свыше 8 лет

Показатели, отражающие социальную доступность транспорта

(по данным конкурсных предложений)

Соотношение величины тарифа, заявляемого перевозчиком и действующего предельного тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на городских пассажирских перевозках, устанавливаемого Губернатором области

Понижение свыше 25%

Понижение от 15 до 20%

Понижение от 10% до 15%

Понижение до 10%

На уровне предельного тарифа

(*) информация представляется за двенадцать месяцев до месяца, предшествующего дате опубликования информационного сообщения о проведении конкурса (оценочный период)

(**) Замечаниями считаются обоснованные жалобы органов местного самоуправления и пассажиров по работе транспортных средств на маршруте, а также нарушение договора на осуществление перевозок пассажиров

5.13. Победителем конкурса признается участник, получивший наибольшее количество баллов.

5.14. В случае, если в результате оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, два или более участников получили одинаковое количество баллов, победителем признается тот участник, чья заявка была подана раньше других заявок.

5.15. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется конкурсной комиссией в течение десяти дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.

5.16. Итоговый протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе оформляется в течение рабочего дня, следующего за днем проведения оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

5.17. Организатор конкурса размещает итоговый протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации города Суздаля не позднее пяти рабочих дней после дня подписания указанного протокола.

5.18. Организатор конкурса в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе направляет данный протокол и проект договора победителю конкурса.

5.19. В случае, если конкурс признан несостоявшимся и только один претендент, подавший заявку на участие в конкурсе, признан участником конкурса, конкурсная комиссия принимает решение о предоставлении права на заключение договора такому участнику. Заказчик в течение трех рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе передает участнику конкурса проект договора. При этом договор заключается на условиях, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе и конкурсной документацией на срок 3 года.

5.20. Победитель конкурса должен подписать и заверить печатью указанный проект договора и вернуть его заказчику в 10-дневный срок со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

5.21. В случае, если победитель конкурса в 10-дневный срок со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе не подписал и (или) не вернул заказчику договор, то договор может быть заключен с участником конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен следующий по результатам оценки номер.

5.22. Заключение договора на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских автобусных маршрутах на территории муниципального образования город Суздаль без проведения конкурса возможно на срок 3 года в следующих случаях:

Если конкурс признан несостоявшимся в связи с представлением только одной заявки на участие в конкурсе и заявка признана соответствующей конкурсной документации;

Если потребность в организации регулярных перевозок пассажиров возникла вследствие возникновения форс-мажорных обстоятельств.

6.Порядок обжалования действий.

6.1. Действия заказчика и организатора конкурса могут быть обжалованы в порядке предусмотренном законом Российской Федерации от 01.01.2001 года «О защите конкуренции» и (или) в порядке определенном ГПК РФ и АПК РФ.

На бланке участника конкурса

Дата, исх № ___

ЗАЯВКА

на участие в конкурсе

на право заключения договора на осуществление недотируемых перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских автобусных маршрутах на территории муниципального образования город Суздаль

Изучив конкурсную документацию на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров на регулярных городских автобусных маршрутах на территории МО г. Суздаль, а также применимые к данному конкурсу законодательные и нормативно-правовые акты, _____________________________________________________________

(указать полное наименование участника размещения заказа)

в лице _______________________________________________________,

(указать должность, ФИО)

сообщает о согласии участвовать в конкурсе на условиях, установленных настоящей конкурсной документацией и направляет настоящую заявку.

Участник конкурса согласен выполнить предусмотренные конкурсом работу (услуги) в соответствии с требованиями конкурсной документации и на условиях, представленных в конкурсном предложении, являющихся неотъемлемой частью конкурсной заявки.

Настоящей заявкой гарантируем достоверность представленной нами информации и подтверждаем право заказчика, не противоречащее требованию формирования равных для всех участников конкурса условий, запрашивать информацию, уточняющую представленные нами сведения.

Настоящим подтверждаем, что ознакомлены с содержанием конкурсной документации, проектом договора на осуществление пассажирских перевозок и принимаем их полностью.

В случае, если наши предложения будут признаны лучшими, мы берем на себя обязательства в 10-дневный срок с момента подписания протокола итогов конкурса заключить договор с заказчиком.

Сообщаем, что для оперативного взаимодействия по вопросам организационного характера нами уполномочен __________________________________________

(Ф. И.О., телефон контактного лица)

Все сведения о проведении конкурса просим сообщать уполномоченному лицу.

Наши юридический и фактический адреса:

телефон ___________, факс ________,

реквизиты, в т. ч. банковские ____________________________________________________

Корреспонденцию в наш адрес просим направлять по адресу: _________________________

К настоящей заявке прилагаются документы согласно описи на _____ стр.

Руководитель организации ___________________________ _________________________

М. П. подпись Фамилия И. О