Виды авиационных предприятий. Авиационные заводы и производители авиационной техники. Основные положения устава

1. В целях настоящего Кодекса под авиационным предприятием понимается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.

2. Создание на территории Российской Федерации авиационного предприятия с участием иностранного капитала допускается при условиях, если доля участия иностранного капитала не превышает сорок девять процентов уставного капитала авиационного предприятия, его руководитель является гражданином Российской Федерации и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не превышает одну треть состава руководящего органа.

3. Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

4. Использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 114-ФЗ)

Российские авиационные предприятия и российские индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации при наличии лицензий, полученных в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

1. Иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

2. При осуществлении в пределах территории Российской Федерации международных воздушных перевозок и (или) выполнении авиационных работ иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели должны получить соответствующие лицензии.

Выдача таких лицензий осуществляется в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса.

3. В отношении иностранного авиационного предприятия признается действительным сертификат (свидетельство) эксплуатанта или эквивалентный сертификату (свидетельству) документ, выданные уполномоченным органом иностранного государства и соответствующие международным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, а также международным договорам Российской Федерации.

4. Иностранные авиационные предприятия могут открывать свои представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) международными договорами Российской Федерации.

5. Иностранные авиационные предприятия, международные эксплуатационные агентства и иностранные индивидуальные предприниматели не имеют права:

принимать на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок на территорию иностранного государства или перевозить их на территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или выдаваемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разовыми разрешениями уполномоченного органа в области гражданской авиации;

принимать на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багаж, грузы и почту для воздушных перевозок в пределах территории Российской Федерации без разрешений уполномоченного органа в области гражданской авиации, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 05.04.2011 N 51-ФЗ)

1. Оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

3. Тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и ставки сборов за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

4. Ставки сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

Порядок государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

6. Плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), устанавливается на договорной основе.

1. Контроль за деятельностью авиационных предприятий и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных авиационных предприятий, международных эксплуатационных агентств и иностранных индивидуальных предпринимателей, осуществляет уполномоченный орган в области гражданской авиации. Контроль осуществляется за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, а также требований соответствующих сертификатов и лицензий.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. При несоблюдении авиационным предприятием или индивидуальным предпринимателем указанных в пункте 1 настоящей статьи требований, за исключением случаев нарушения требований соответствующей лицензии или осуществления деятельности без соответствующей лицензии, если ее получение является обязательным, к такому предприятию или такому индивидуальному предпринимателю могут быть применены следующие меры воздействия:

1) лишение соответствующих разрешения, сертификата либо приостановление или ограничение действия этих документов;

2) иные установленные законодательством Российской Федерации меры воздействия.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 258-ФЗ)

3. В случае нарушения авиационным предприятием или индивидуальным предпринимателем требований соответствующей лицензии или осуществления деятельности без соответствующей лицензии, если ее получение является обязательным, к такому предприятию или такому индивидуальному предпринимателю могут быть применены установленные законодательством Российской Федерации меры воздействия.

(п. 3 введен Федеральным законом от 08.11.2007 N 258-ФЗ)

Воздушный кодекс РФ устанавливает правовой базис использования воздушного пространства нашего государства и деятельности в области авиации. Регламентирует задачи по обеспечению потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках (максимально безупречное качество услуг), в авиаработах, в обороне и безопасности государства, в охране его интересов, безопасности полётов воздушного транспорта, в авиационной и экологической безопасности. Регулирует порядок расследования авиационных происшествий и инцидентов (определение причин ЧП, принятие мер по его предотвращению в будущем). Занимается такими вопросами, как авиационный персонал, международные полёты воздушных судов, ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя и др.

Настоящий Кодекс устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации. Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Об щая характеристика предприятия

1.1 Организаци онно-правовая форма предприятия

Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова одно из крупных предприятий авиационной промышленности, основано оно 14 мая 1927 года.

Организационная форма КАПО им. С.П. Горбунова - государственное предприятие. Учредительными документами является устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом (Госкомитетом РТ по управлению гос. имуществом).

Отраслевая принадлежность ГП КАПО им. С.П. Горбунова - предприятие оборонной промышленности. За 70 лет своего существования было освоено и выпущено 34 типа модификаций боевых и гражданских самолетов, таких как АНТ-3, АНТ-4, АНТ-5, АНТ-6, АНТ-40, Ли-2, Пе-2, Пе-8, Ту-4, Ту-6, Ту-22, Ту-104, Ил-62, Ил-62 м, Ту-22 м, Ту-160 общим числом более 18000 единиц. Среди них первые в мире самолёты «Максим Горький», АНТ-9 и Ту-104.

В целях повышения эффективности производства и обеспечения растущих требований по надёжности и экономичности авиационной техники осуществлена реконструкция существующих и строительство новых производственных участков, провидено совершенствование технологических процессов с использованием нового оборудования и средств механизации.

Построен и введён в эксплуатацию современный производственный корпус, в котором разместилась с соответствующими службами и механизированными складами: агрегатно-сборочные, механические цехи, цехи электронно-лучевой сварки, электро-жгутовой.

В настоящее время предприятие располагает комплексом оборудования для всех видов производств: заготовительно-штамповочного, механического, агрегатно-сборочного, гальванического, композиционного, производство резин и пластмасс, а так же испытательным и лабораторным оборудованием.

1.2 Основные положения устава

1.1. Открытое акционерное общество «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова» (далее - Общество) учреждено в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. №178-Ф3 путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова» в открытое акционерное общество, на основании постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2006 г. №224 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 20.02.2006 г. №140 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная авиастроительная корпорация» и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.1995 г. №208-Ф3 «Об акционерных обществах», иным действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом.

Общество создано без ограничения срока деятельности. Общество является коммерческой организацией.

1.2. Наименование Общества:

1.2.1. Полное фирменное наименование Общества

§ на русском языке: Открытое акционерное общество «Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова»;

§ на английском языке: JOINT STOCK COMPANY «KAZAN AVIATION PRODUCTION ASSOCIATION named after S.P. GORBUNOV».

1.2.2. Сокращенное фирменное наименование на русском языке: ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова».

1.3. Место нахождения Общества: Российская Федерация, Республика Татарстан, 420036, г. Казань, ул. Дементьева, д. 1.

Цели и виды деятельности

2.1. Основной целью Общества является извлечение прибыли и наиболее эффективное её использование для экономического и социального развития Общества.

2.2. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами Российской Федерации.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами Российской Федерации, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

2.3. Основными видами деятельности Общества являются:

· производство вертолетов, самолетов и прочих летательных аппаратов;

· предоставление услуг по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и восстановлению летательных аппаратов и двигателей летательных аппаратов;

· производство прочих частей и принадлежностей летательных аппаратов;

· деятельность воздушного транспорта, не подчиняющегося расписанию;

· прочая вспомогательная деятельность воздушного транспорта;

· деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами;

· управление воздушным движением;

· эксплуатация взлетно-посадочных полос, ангаров и т.п.;

· деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов;

· обработка металлических изделий с использованием основных технологических процессов машиностроения;

· защита сведений, составляющих государственную тайну;

· хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки;

· организация перевозок грузов;

· прочая вспомогательная транспортная деятельность;

· транспортная обработка контейнеров;

· хранение и складирование прочих грузов;

· деятельность столовых при предприятиях и учреждениях;

· строительство спортивных и туристических (прогулочных) судов;

· производство прочей мебели;

· производство прочих изделий, не включенных в другие группировки;

· сдача внаем собственного недвижимого имущества.

2.4. Общество вправе осуществлять любые иные, не запрещенные законом виды деятельности.

Производственная структура предприятия.

Комплекс производственных подразделений организации по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, величина взаимосвязи и соотношением между ними по размеру занятых площадей, численности работников и пропускной способности представляют собой общую структуру предприятия. Производственные подразделения предприятия - цехи, участки, обслуживающие хозяйства и службы (прямо или косвенно участвующие в производственном процессе), связи между ними, взятые в совокупности, составляют его производственную структуру. Оно предопределяет уровень производительности труда, издержек производства, эффективность эксплуатации природных богатств и техники при данных технико-экономических и экономико-географических условиях материального производства.

В производственных подразделениях изготавливается, проходит контрольные проверки основная продукция, комплектующие изделия, материалы и полуфабрикаты, запасные части для обслуживания изделий в процессе эксплуатации, вырабатываются различные виды энергии для технологических целей.

К подразделениям, обслуживающим работников относятся жилищно-коммунальный отдел, его службы, столовая, здравпункт, база отдыха

С 1996 года производство ТНП объединено в самостоятельное структурное подразделение, что позволило увеличить ассортимент выпускаемых изделий.

К основным цехам относятся:

механические цеха - 2,3,16,33,34,62,67,72,73

сварочный цех - 45

агрегатные цеха - 4,9,48,59,85

цеха защитного покрытия - 29,79

заготовительные цеха - 17,18,37,78

термический цех - 11

цеха, обрабатывающие детали не из металла - 23,26,28,32

кузнечно-литейные цеха - 20,35

Вспомогательные цеха - 10,12,13,15,19,21,22,24,25,31,43,52,54,55, 56,61,68,69,70.95.

Определенное место в структуре занимают складское хозяйство, санитарно-технические устройства и коммуникации.

Особую роль в производственной структуре играют конструкторские и технологические подразделения. В них разработаны чертежи, технологические процессы, проводят экспериментальные опытно-конструкторские работы.

В состав цехов входят основные и вспомогательные участки. Например, в механическом цехе организованы следующие основные участки: токарный, фрезерный, револьверный, шлифовальный, слесарный. Вспомогательным участком является инструментально-раздаточная кладовая.

На предприятие смешанный тип производственной структуры, которая характеризуется наличием основных цехов, организованных как по предметному принципу, так и по технологичному принципу. Например, цеха 1,4,5 и 6 организованы по технологичному принципу, а цеха 2 и 3 по предметному. На производственную структуру влияет ряд факторов:

отраслевая принадлежность предприятия - номенклатура выпускаемой продукции, её конструктивные особенности, используемые материалы, способы получения и обработки заготовок;

простота конструкции и технологичность изделия;

уровень требований предъявляемых к качеству продукции;

тип производства, уровень его специализации и кооперирования;

состав оборудования и технологической оснастки;

универсальное, специальное, нестандартное оборудование, конвейерные или автоматические линии;

централизованная или децентрализованная организация обслуживания оборудования, его текущего ремонта и технологической оснастки;

способность производства оперативно и без больших потерь перестраиваться на выпуск новой продукции в изменённой номенклатуре изделий;

характер производственного процесса в основных и вспомогательных цехах.

Основные пути совершенствования производственной структуры:

поиск и реализация более совершенного принципа построения цехов;

соблюдение рационального соотношения между основными, вспомогательными цехами и обслуживающими участками;

постоянная работа по рационализации планировки предприятия;

обеспечение пропорциональности между всеми частями предприятия:

бюро анализа финансово-экономической деятельности;

бюро себестоимости и нормативов;

бюро цен основной продукции (бюро цен 1);

бюро цен прочей продукции (бюро цен 2);

бюро статистического учета и отчетности.

Обязанности между работниками отдела распределяются и регламентируются начальником отдела в соответствии с настоящим положением.

2. Основные направления деятельности

§ производство самолётов гражданского и военного назначения,

§ ремонт и послепродажное обслуживание самолётов гражданского и военного назначения,

§ поставка запчастей для самолётов гражданского и военного назначения,

§ техническое обслуживание и ремонт воздушных судов и другой авиационной техники,

§ производство и реализация продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления,

§ транспортные услуги,

§ выполнение работ и оказание платных услуг населению и организациям,

§ строительные услуги,

§ другие виды деятельности, предусмотренные уставом объединения.

3. Краткая характеристика итогов деяте льности предприятия в 2010 году

предприятие авиационный устав

В 2010 году объединением передан в эксплуатацию УДП РФ самолет ТУ-214 №64517, 1-ый этап Ту - 214 №64519 ОАО «Концерн радиостроения «Вега», кроме этого сданы в эксплуатацию по ГОЗ для МО РФ самолеты Ту - 160 №704 и Ил - 62М, выполнен этап работ по капитальному ремонту самолета Ту - 160 №504, проведена дефектация и выполнены демонтажные работы на самолете Ту - 160 №703.

В эксплуатирующих организациях проводились необходимые доработки по бюллетеням, поставлялись запасные части.

Всего с начала производства в эксплуатации находится 16 самолётов Ту-214, в том числе:

- пять в ГТК «Россия»

- один в «Красноярские авиалинии»

- пять в «Дальавиа»

- три в «Трансаэро»

- один в УДП РФ

- один в ОАО «Концерн радиостроения «Вега»

Таблица 1

В 2010 г. изготовлено необходимое количество оснастки, продолжается дальнейшее оснащение производства для увеличения выпуска самолётов.

На конец отчётного периода незавершенное производство самолёта Ту-214 характеризуется следующим:

- на летно-испытательном полигоне - 2 самолета (64511, 64520)

- в цехе окончательной сборки - 5 самолётов, (64514, 64519, 64521, 64522, 64524)

- в агрегатном производстве - 3 самолета (64523, 64525, 64526)

- создан задел деталей, узлов и агрегатов для сборки последующих самолётов.

Вместе с тем, сдерживающими факторами наращивания производства самолётов Ту-214 специального назначения по-прежнему остаются:

§ несвоевременное получение объединением технической документации на самолеты Ту - 214 специального назначения;

§ большие объемы доработок в процессе производства самолетов специального назначения;

§ рост затрат на содержание инфраструктуры из-за увеличения цен на энергоносители;

§ высокий рост цен на материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, двигатели, рост стоимости 1 самолетокомплекта за отчетный период составляет 6% при фактически неизменных ценах на самолет;

§ содержание мобилизационных мощностей: фактические затраты составляют 92,0 млн. руб., возмещение затрат всего 5,99 млн. рублей;

§ дефицит высококвалифицированных специалистов.

Товаров народного потребления отгружено на общую сумму 26 231 тысяч рублей, в том числе: 238 лодок «Казанка-5М4, 5М7», 23 лодки «Казанка 6М». Темп роста объема отгрузки к 2009 году составил 69,5%.

Причины: В 2010 году было приостановлено изготовление лодки «Казанка 5М4» и начато освоение производства и изготовление модернизированной лодки «Казанка 5М7». Получен временный сертификат на производство 200 лодок. В 2011 году планируется завершить сертификацию.

Численность всего персонала за год уменьшилась на 484 человека, в том числе на 449 человек по промышленному персоналу. Среднесписочная численность за год составила 5 982 чел., в том числе ППП 5874 чел. Среднемесячная заработная плата на одного работающего увеличилась на 3% и составила 15 938 рублей, по промышленному персоналу - 15517 рублей. Задолженности по выплате заработной платы нет.

Объем производства самолётов Ту-214 за период с 2003 года по 2010 год приведен в таблице 1, из которой следует, что в 2010 году произошло уменьшение производства самолётов Ту-214 в условных машинах на 0,35.

В 2010 году сдано два самолета Ту - 214, в то время как, планировалось сдать три. Данный самолет Ту - 214 спец. назначения (второй в серии ПУ) будет передан Управлению делами Президента РФ в феврале 2011 года.

Основная причина переноса сроков сдачи - проведение сертификационных и приемо-сдаточных испытаний первого самолета Ту - 214 ПУ, устранение замечаний по итогам этих испытаний. В связи с чем были внесены изменения в техническую документацию, что повлияло на сроки сдачи 2-го самолета Ту -214 ПУ.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткая история и характеристика предприятия ОАО "Богословское рудоуправление", его основные цели и миссия. Схема организационной структуры управления. Анализ управленческой, финансово-хозяйственной и организационно-правовой деятельности предприятия.

    отчет по практике , добавлен 02.11.2010

    Краткая характеристика предприятия ОАО "РОСГОССТРАХ". Организационно-правовая форма, анализ финансовых результатов деятельности. Миссия организации, стратегические задачи, внутренняя и внешняя среда. Коммуникационный процесс. Мотивация персонала.

    отчет по практике , добавлен 10.03.2012

    Краткая характеристика и основные направления деятельности ООО "Вояж-сервис". Организационное построение предприятия и структура аппарата управления. Кадровое обеспечение и заработная плата. Оценка имущественного и финансового состояния предприятия.

    отчет по практике , добавлен 09.06.2013

    Характеристика предприятия. Характеристика деятельности предприятия. Организационные факторы деятельности предприятия. Оценка деятельности предприятия. Анализ кадровой политики предприятия. Принципы отбора кадров оценка и характеристика предприятия.

    отчет по практике , добавлен 24.02.2009

    Характеристика предприятия, организационно-правовая форма предприятия. Характеристика ассортимента услуг. Структура предприятия. Анализ ценовой политики. Анализ финансового состояния предприятия. Анализ отрасли и конкуренции. SWOT-анализ организацции.

    отчет по практике , добавлен 30.09.2008

    Общая характеристика предприятия, его организационно-правовая форма и административная структура. Ознакомление с системой сбыта товаров, проведения рекламных мероприятий. Изучение деятельности отдела кадров, документов по учету и обязанностей работников.

    отчет по практике , добавлен 15.02.2014

    Общая хозяйственная характеристика предприятия. Процесс создания общей стратегии развития, улучшения существующей системы организации работы предприятия. Роль коммуникаций в деятельности предприятия. Основные пути улучшения деятельности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2010

    Общая характеристика и направления хозяйственной деятельности предприятия, организационно-правовая форма и структура управления. Основные цели и задачи организации, планы и перспективы развития. Функции и полномочия сотрудников различных подразделений.

    отчет по практике , добавлен 29.11.2013

    Организационно-правовая форма ООО "Колос". Направления коммерческой деятельности предприятия, нормативно-законодательное регулирование. Структура управления и персонал предприятия, корпоративная культура. Условия труда и охраны здоровья работников.

    отчет по практике , добавлен 07.11.2014

    Понятие и основные компоненты корпоративной культуры предприятия. Характеристика ее видов и методов оценки уровня культуры. Организационно-правовая форма и особенности управления ГУП МО "Мособлгаз". Анализ экономических показателей его деятельности.

Авиационные заводы – предприятия, осуществляющие опытное строительство и серийное производство самолетов, бортовых систем и оборудования, авиационных двигателей.

Авиастроение является самостоятельной отраслью машиностроения, специализирующейся на выпуске сложнейших изделий, требующих высокоточной обработки. Авиационные заводы тесно связаны производственным кооперированием как между собой, так и с предприятиями других отраслей промышленности, получая от них разнообразные полуфабрикаты и конструкционные материалы (стандартизированные детали, подшипники, колеса, радиаторы, полуоси, шасси, винты, бензо- и водопроводы и др.), необходимые для производства конечной продукции. Крупнейшие российские авиационные заводы интегрированы в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), основанную в 2006 г.

Для производства самолетов применяются не только металлы (алюминий, медь, латунь, бронза и т.д.) и легкие сплавы, но и большое количество разнообразных неметаллических материалов, представленных различными породами дерева, тканями, кожей и ее заменителями, стеклом, пластмассами, лаками, клеями, резиной и изделиями из нее и т.д.

Основные производственные процессы в самолетостроении представлены:

  • заготовкой деталей;
  • их обработкой;
  • сборкой отдельных узлов и агрегатов;
  • сборкой целого изделия.

На авиационных заводах применяют следующие системы организации цехов:

  • агрегатную, или предметную, при которой каждый цех занят производством какого-либо крупного агрегата самолета, начиная с заготовок для него и заканчивая его сборкой и отделкой (такая система предусматривает организацию фюзеляжного, центропланного, шасси-рамного и т.п. цехов);
  • технологическую, или функциональную, при которой заводские цехи сгруппированы с учетом сходства технологий, в каждом цехе выполняются определенные технологические операции, необходимые для производства всех авиационных агрегатов: например, в заготовительно-штамповочном цехе производят обработку листового металла, в механическом – механическую обработку деталей, в слесарно-сварочном – обработку и сварку узлов, в цехах детальной и агрегатной сборки – сборку деталей и агрегатов и т.п.
  • смешанную, признанную наиболее рациональной, при котором по технологическому признаку организованы заготовительные цехи, а сборочное производство работает агрегатному признаку.

Первые авиационные предприятия в России появились в 1909-1911 гг.: производство самолетов осуществлялось заводом «Дукс» в Москве, Первым Российским товариществом воздухоплавания «С.С. Щетинин и компания» и Русско-Балтийским вагонным заводом в Санкт-Петербурге. До 1917 г. в России действовало 15 авиационных заводов с общим количеством работающих около 10 тыс. В 2009 г. на 106 авиапромышленных предприятиях работало 400 тыс. человек, из них в ОАК – около 100 тыс. В 2011 г. на авиационных заводах России было произведено 29 гражданских самолетов.

В современном обществе существует несколько вполне самостоятельных видов транспорта. Их подразделение обусловлено различием транспортных средств, которые используются для перемещения груза и пассажиров, а также разной естественной средой их эксплуатации. Транспортная система России - большой и сложный экономический комплекс, размещенный на всей территории страны. В него входят: сухопутный транспорт (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный и трубопроводный.

Понятие "воздушный транспорт" существует как альтернатива наземным и водным видам транспорта, использующим иную среду для перевозок. Перед другими видами транспорта воздушный имеет определенные преимущества: высокую скорость движения пассажиров и грузов; сокращение пути, что оказывает существенное влияние на экономию времени по доставке пассажиров и грузов; быстроту организации воздушного сообщения; высокую маневренность и приспособляемость авиатранспорта к различным объектам перевозок, к их сезонным колебаниям. Особую роль воздушного транспорта определяют также регулярность и универсальность перевозок независимо от времени года и климатических условий, высокие провозные возможности воздушных судов.

"Термин "воздушный транспорт" широко используют на практике, обозначая им транспортную деятельность, осуществляемую в воздушном пространстве с использованием в качестве подвижного состава воздушных судов" . Для обозначения деятельности в воздушном пространстве традиционно применяется термин "авиация".

Деятельность в области авиации имеет различные цели, задачи и средства ее осуществления. Одной из наиболее значимых целей авиационной деятельности является деятельность, направленная на удовлетворение интересов и нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках, защите их прав на безопасные, качественные и экономичные воздушные перевозки. Данная цель реализуется посредством использования гражданской авиации, которая в свою очередь подразделяется на авиацию общего назначения, используемую на безвозмездной основе, и коммерческую гражданскую авиацию. Основным предназначением коммерческой гражданской авиации является осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов.

Под воздушной перевозкой понимается "транспортное перемещение в воздушном пространстве груза или человека, осуществляемое посредством движения воздушного судна по установленной воздушной линии (трассе)".

Традиционно различают два основных вида воздушных перевозок - внутренние и международные. Под внутренней воздушной перевозкой понимается воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации. Международной признается воздушная перевозка, при которой место определения и место назначения вне зависимости от того, имеются или нет перерыв в перевозке или перегрузка, расположены соответственно либо на территориях двух государств либо на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Внутренние воздушные перевозки, в свою очередь, могут быть регулярными и нерегулярными; межрегиональными и внутрирегиональными, а также деловыми и корпоративными.

Регулярные воздушные перевозки - перевозки, осуществляемые на регулярных рейсах, то есть на рейсах воздушных судов, выполняемых в соответствии с расписанием, опубликованным в установленном порядке, включая перевозки на дополнительных рейсах, то есть на рейсах, выполняемых дополнительно к расписанию по датам и тому же маршруту, по которому выполняется регулярный рейс. Нерегулярные воздушные перевозки - перевозки, выполняемые на нерегулярных (чартерных) рейсах, то есть на рейсах воздушных судов, выполняемых вне опубликованного расписания в соответствии с договором на авиаперевозку, заключенным между заказчиком и авиапредприятием или прочим эксплуатантом.

Межрегиональные воздушные перевозки - внутренние воздушные перевозки (регулярные - по расписанию и чартерные) по установленным воздушным линиям между пунктами, расположенными в регионах, закрепленных за различными региональными управлениями Федеральной авиационной службы (ФАС) России (в настоящее время - Федерального агентства воздушного транспорта РФ). Внутрирегиональные воздушные перевозки - внутренние воздушные перевозки (регулярные - по расписанию и чартерные) по установленным воздушным линиям между пунктами, расположенными в регионе, закрепленном за одним региональным управлением ФАС России.

Деловые перевозки - чартерные воздушные перевозки по заказам юридических и физических лиц, выполняемые на специально оборудованных гражданских воздушных судах с числом пассажиров до 15 человек. Корпоративные перевозки - воздушные перевозки, выполняемые владельцем воздушного судна (эксплуатантом) на некоммерческой основе (для удовлетворения собственных нужд и потребностей без получения коммерческой выгоды).

Международные договоры и национальное законодательство государств делят международные воздушные перевозки на две категории: регулярные и нерегулярные.

Регулярные воздушные перевозки осуществляются посредством регулярных полетов специально назначенными государством авиапредприятиями по линиям, обусловленным в соответствующем международном договоре. При этом, после того, как государство назначило авиапредприятие для полетов по договорным линиям, оно должно сообщить об этом в письменной форме другому участнику соглашения. Последний, в свою очередь, нередко обязан предоставить такому авиапредприятию эксплуатационное разрешение на полеты при условии, если согласованы вопросы расписания и тарифов.

Совет Международной организации гражданской авиации "в 1952 г. определил регулярные международные воздушные перевозки как серию полетов, которые осуществляются через воздушное пространство над территорией более, чем одного государства воздушными судами с целью перевозки пассажиров, груза и почты за вознаграждение, причем каждый полет доступен для любого лица; при их осуществлении выполняются перевозки между одними и теми же двумя или более пунктами, либо в соответствии с опубликованным расписанием, либо рейсами настолько регулярными или частыми, что они представляют собой явные систематические серии" .

Нерегулярные международные воздушные перевозки - "воздушные перевозки, осуществляемые посредством нерегулярных (эпизодических, разовых) полетов, то есть иных, чем регулярные, выполняемые по расписанию с определенной частотой между определенными пунктами. Наиболее распространенный вид нерегулярных воздушных перевозок - чартер воздушный". "Нерегулярные полеты выполняются на основе специального разрешения, но в последние годы некоторые государства стали заключать двусторонние соглашения о нерегулярных воздушных сообщениях".

Международные воздушные перевозки между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ - перевозки, выполненные на международных рейсах в эти страны и между этими странами, т.е. на рейсах состоящих из одною иди нескольких международных этапов полета. При этом, при наличии на международном рейсе внутреннего этапа полета, этот этап считается как международный. Под этапом полета понимается полет воздушного судна с момента взлета до момента следующей посадки на данном рейсе.

Международные перевозки между Россией и странами СНГ - перевозки, выполненные на рейсах в эти страны, а также между этими странами. При наличии на международном рейсе в страны СНГ внутреннего этапа полета данный этап считается как международный со странами СНГ. В случае выполнения рейса с посадками как на территории стран СНГ, так и на территории других зарубежных стран за пределами СНГ, данные перевозки считаются как международные между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ.

Воздушные перевозки осуществляются субъектами авиаперевозочной деятельности, имеющими различный правовой статус. Воздушный кодекс установил понятия авиационного предприятия, эксплуатанта и перевозчика.

Авиационное предприятие - юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ. Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие это воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Перевозчик - эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки.

Как следует из вышеприведенных определений субъектов авиаперевозочной деятельности, авиационное предприятие выступает в качестве родового, обобщающего понятия, поскольку при наличии соответствующих лицензий и сертификатов может осуществлять свою деятельность и в качестве эксплуатанта и в качестве перевозчика. При этом к числу авиационных предприятий могут быть отнесены только коммерческие эксплуатанты гражданской авиации, осуществляющие деятельность на возмездной основе.

Основным отличительным признаком эксплуатанта от перевозчика является различный характер их деятельности. Эксплуатант, не имеющий соответствующей лицензии, наделен правом осуществлять только некоммерческие (корпоративные) перевозки либо иную некоммерческую деятельность в области авиации, предусматривающую эксплуатацию воздушных судов. Согласно ч.5 ст.9 ВК РФ наличие лицензии в данном случае необязательно.

В соответствии с приложением № 2 к приказу Федеральной авиационной службы от 18 марта 1998 г. № 74 "О введении в действие дополнительных лицензионных требований" субъекты авиаперевозочной деятельности классифицируются по следующим основаниям:

  • а) авиаперевозчики - авиакомпании федерального значения с правом выполнения международных полетов;
  • б) авиаперевозчики - авиакомпании регионального значения с правом выполнения международных полетов; в) авиаперевозчики местного значения; г) авиаперевозчики деловой авиации;
  • д) эксплуатанты корпоративной авиации.

Авиаперевозчики - авиакомпании федерального значения с правом выполнения международных полетов (федеральные авиакомпании) - авиаперевозчики, выполняющие весь объем регулярных перевозок на международных воздушных линиях в страны дальнего зарубежья, большую (свыше 70%) часть регулярных перевозок в страны СНГ и межрегиональных перевозок, а также международных.

Авиаперевозчики - авиакомпании регионального значения с правом выполнения международных полетов (региональные авиакомпании) - авиаперевозчики, выполняющие только межрегиональные регулярные перевозки и чаек, регулярных перевозок в страны СНГ, а также международные и внутренние чартерные рейсы.

Авиаперевозчики местного значения (местные авиаперевозчики) - авиаперевозчики, выполняющие только внутрирегиональные перевозки и часть межрегиональных перевозок на воздушных судах 3-4 класса.

Авиаперевозчики деловой авиации - авиаперевозчики, выполняющие деловые перевозки. Эксплуатанты корпоративной авиации - эксплуатанты, выполняющие корпоративные перевозки.

ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА

Целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли. Её величина складывается под влиянием соотношения между доходами и расходами организации.

Доходы предприятия – это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала предприятия, за исключением уставных вкладов участников (собственников имущества).

В соответствии с действующим законодательством все доходы предприятий подразделяются на две группы: доходы от обычных видов деятельности и прочие поступления доходов (табл 2.).

Таблица 2

Доходы от обычных видов деятельности Прочие доходы
Доходы от перевозки пассажиров, платного багажа и грузов Доходы от сдачи воздушных судов и других объектов основных средств в аренду
Доходы от перевозки почты Поступления, связанные с участием в уставном капитале других организаций, включая проценты и иные доходы по ценным бумагам
Доходы по авиационно-химическим работам Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств, кроме валюты, товаров
Доходы от выполнения лесоавиационных работ (тушение пожаров, патрулирование лесов и др) Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств (депозит), а также процент за использование банком денежных средств на расчетном счете
Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора
Активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения
Поступления в возмещение причиненных предприятию убытков

Особенности формирования некоторых видов доходов заключаются в следующем.

Доходы от перевозки пассажиров, платного багажа и грузов определяются на основе официальных тарифов с учетом предоставляемых скидок; тарифов, согласованных на двусторонней основе; льготных тарифов.

Доходы от перевозки почты определяются на основе установленных тарифов в рублях (расчеты в инвалюте осуществляются между почтовыми ведомствами стран) и количества перевезенной или планируемой к перевозке почты.

Доходы от сдачи воздушного судна в аренду другим пользователям определяются размером арендной платы, исходя из ставки арендной платы за 1 час, налета часов воздушным судном в месяц и срока аренды.

Доходы пассажирских и грузовых чартерных рейсов определяются исходя из стоимости летного часа и налета часов по типам воздушных судов по контракту или договору. Отдельно учитываются доходы от возможной дозагрузки чартерных рейсов. Группировка доходов от перевозок может производиться по авиалиниям, странам, группам стран, типам воздушного судна; для чартерных рейсов – по турфирмам.



Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и/или возникнования обязательств, приводящее к уменьшению капитала предприятия, за исключением уменьшения уставных вкладов по решению участников (собственников имущества).

Разность между совокупным доходом и совокупными затратами определяет финансовый результат деятельности предприятия. Если доходы превышают расходы предприятия, то оно получает прибыль, иначе – убыток.

Механизм формирования финансовых результатов (рис. 1) содержится в «Отчете о прибылях и убытках». На предприятии формируется четыре показателя прибыли, отличающихся по величине и функциональному назначению: балансовая, валовая, налогооблагаемая, чистая.

Рис. 1. Формирование финансовых результатов предприятия

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется по следующим направлениям, представленным на рисунке 2.



Для предприятий, функционирующих в форме акционерных обществ, создание резервного фонда является обязательным. В фондах социальной сферы (фонд социального развития, фонд материального поощрения) резервируются средства, направляемые на социальное и материальное поощрение трудового коллектива.

Во-первых, характеризует экономический эффект , полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией . Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

Оценка эффективности авиалиний

При оценке эффективности авиалиний рекомендуется использование показателя прибыли (убытка) от эксплуатации ВС на рассматриваемой авиалинии в рублях и иностранной валюте, определяемой разностью между доходами от всех видов перевозок и эксплуатационными расходами на авиалинии в рублях (иностранной валюте).

В условиях, сопоставимых с результатами работы предприятия (на основе порядка пересчета иностранной валюты в рубли для целей бухгалтерского учета или другого установленного порядка) при оценке эффективности авиалинии используются показатели и имеют следующее выражение:

v абсолютного экономического эффекта – прибыль (убытки) - всего, в т.ч. в рублях и иностранной валюте (с пересчетом различных иностранных валют в рубли, сгруппированных как свободно конвертируемая, замкнутая, расчеты по клирингу);

v относительной эффективности – рентабельность авиалинии, получаемая в процентах делением общей суммы прибыли (в единой валюте - рублях) на эксплуатационные расходы (общую сумму в единой валюте – рублях) по авиалинии.

В международной деловой практике широко применяется показатель нормы прибыли, представляющий собой отношение прибыли к вложенному в капиталу – итогу бухгалтерского баланса. На практике могут быть также использованы относительные показатели эффективности деятельности:

– коэффициента доходности (рентабельности), определяемого отношением величины прибыли от обычных видов деятельности к объему выполненных работ (услуг) – выручке, за минусом НДС;

– коэффициента доходности (рентабельности) используемого капитала, определяемого отношением прибыли к стоимости вложенного капитала (или чистой стоимости активов);

– коэффициента оборачиваемости активов, определяемого отношением объема реализации к стоимости капитала (величины активов).

Планирование доходов от перевозок пассажиров, грузов, почты производится на основе прогнозирования перевозок по отдельным направлениям с учетом их структуры по видам, применяемым тарифам, группам валют и др.