Пилот не должен был летать. Закончено расследование авиакатастрофы в Казани. Смертельный круг "Нормально всё. Летаем"

В аэропорту Казани , завершено. Уголовное дело передано в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения. Из пяти предполагаемых обвиняемых на скамью подсудимых могут попасть только трое, пилот и второй пилот погибли. Уголовное преследование их завершено в связи со смертью. По закону, согласие на прекращение уголовного дела в случае гибели подозреваемых могут дать родственники, признанные потерпевшими. Похоже, что родственники пилота Рустема Салихова и второго пилота Виктора Гуцула с предварительными выводами следствия согласились.

Напомним, авиакатастрофа произошла 17 ноября 2013 года в 19.23. "Боинг-737-500" заходил на посадку, на его борту было 44 пассажира и 6 членов экипажа. Самолет вылетел из аэропорта "Домодедово " в 18.25, и в 19.30 он должен был приземлиться в Казани. Но, первая попытка посадить воздушное судно оказалась неудачной. Лайнер ушел на второй круг , а дальше, как утверждает МАК , из-за ошибок пилота самолет вошел в вертикальное пикирование и врезался в землю на территории аэропорта. Погибли все, кто находился на борту.

Во время расследования уголовного дела по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц" выяснились некоторые подробности. Прежде всего, установлено, что к самой гибели людей и самолета привели ошибочные действия командира воздушного судна Рустема Салихова и второго пилота Виктора Гуцула. Как полагает, Салихов не имел достаточных навыков пилотирования, а документы, на основании которых он был допущен к пассажирским перевозкам, были фальсифицированы.

Валерий Портнов , занимавший должность заместителя генерального директора ОАО «Авиакомпания «Татарстан» , направил в 2009 году документы в отношении Салихова, содержащие недостоверные сведения, в Татарское межрегиональное управление Росавиации, - заявляют в СУ России . - В свою очередь Шавкат Умаров , являясь руководителем Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации, по халатности не организовал в сентябре 2009 года проверку подлинности и достоверности представленного авиакомпанией свидетельства пилота коммерческой авиации Салихова. Это позволило бы выявить факт невыдачи ему данного свидетельства, но такой проверки не провели, и, в результате Салихов, не имея базовых знаний, навыков и опыта пилота, начал работать на пассажирских авиаперевозках в качестве пилота воздушного судна.

Нарушения со стороны Валерия Портнова и шеф-пилота авиакомпании Виктора Фомина выявили в процессе работы. Они, как полагает следствие, не обеспечили должную подготовку Салихова, а вместо этого направили неподготовленного пилота на повышение - на получение статуса командира воздушного судна. Уже с марта 2012 года Салихов осуществлял пассажирские авиаперевозки в качестве командира воздушного судна.

17 ноября 2013 года Салихов, выполняя рейс маршрутом Москва -Казань, при посадке ввел воздушное судно в сложное пространственное положение, при этом Гуцул управление на себя не принял, - подытожили следователи. - В результате Салихов при наступлении нештатной ситуации, нарушая правила пилотирования, своими действиями допустил крушение воздушного судна .

В ходе расследования и закрепления доказательственной базы потребовались длительные и многочисленные экспертные исследования. В ходе предварительного следствия проведены масштабные и сложные судебно-медицинские, молекулярно-генетические, химические и технико -криминалистические, а также другие судебные экспертизы, допрошено свыше 200 свидетелей и потерпевших, специалистов, проведен значительный объем иных следственных действий, которые в совокупности подтвердили версию следствия.

Напомним, что в отношении Салихова и Гуцула уголовное преследование прекращено в связи с их смертью.

На основании собранных доказательств Портнову и Фомину предъявлено обвинение в совершении преступления по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц", Умарову – "Халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц", - сообщили в СУ России.

Среди погибших были: сын президента Татарстана Ирек Минниханов, руководитель ФСБ Татарстана Александр Антонов , ученый-востоковед Диана Гаджиева , супруга и падчерица спортивного комментатора Романа Скворцова, шахматистка Гульнара Рашитова.

Cледственный комитет России сообщил о завершении расследования уголовного дела об авиакатастрофе воздушного судна «Боинг 737-500» в международном аэропорту города Казани в ноябре 2013 года.

Крушение в аэропорту

17 ноября 2013 года авиалайнер Boeing 737-500 (53A) авиакомпании «Татарстан», выполнявший рейс U9-363 по маршруту Москва—Казань, упал при заходе на посадку в аэропорту Казани.

В результате крушения погибли все, кто находился на борту лайнера, — 44 пассажира и 6 членов экипажа. В числе жертв катастрофы оказались сын главы Республики Татарстан Рустама Минниханова Ирек Минниханов , глава Управления ФСБ по Республике Татарстан Александр Антонов , известный учёный-востоковед Диана Гаджиева , Эллина Скворцова (жена спортивного телекомментатора Романа Скворцова ), двукратная чемпионка Республики Татарстан по шахматам Гульнара Рашитова .

В тот же день следственными органами Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц).

Практически сразу среди главных версий катастрофы стало фигурировать предположение об ошибочных действиях экипажа в сложных метеоусловиях. Переговоры пилотов с диспетчером свидетельствовали о том, что первая попытка захода на посадку экипажу не удалась. Оценив положение самолёта относительно взлетно-посадочной полосы как «непосадочное», летчики начали уход на второй круг. Через 25 секунд после этого «Боинг» начал падать.

В декабре 2013 года официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил: «Командир самолёта Рустем Салихо в имел специальность штурмана воздушного судна, а затем он якобы получил свидетельство пилота коммерческой авиации в одном из авиационных учебных центров, лицензированных Росавиацией. У следствия возникли сомнения в законности деятельности указанных центров, которые в настоящее время ликвидированы».

Выводы МАК: командир «Боинга» не имел первоначальной летной подготовки

23 декабря 2015 года Межгосударственный авиационный комитет опубликовал окончательный отчет по результатам своего расследования катастрофы в Казани.

«Причиной катастрофы самолёта Boeing 737-500 VQ-BBN явились системные недостатки в выявлении факторов опасности и контроле уровня риска, а также неработоспособность системы управления безопасностью полётов в авиакомпании и отсутствие контроля за уровнем подготовки членов экипажа со стороны авиационных властей всех уровней (Татарское МТУ ВТ, Росавиация), что привело к допуску к полётам неподготовленного экипажа, — говорилось в документе. — При уходе на второй круг экипаж не распознал факт отключения автопилота и допустил попадание самолёта в сложное пространственное положение на кабрирование («NOSE UP UPSET»). Отсутствие у КВС (пилотирующего пилота) навыков вывода самолёта из сложного пространственного положения («UPSET RECOVERY») привело к созданию им значительной отрицательной перегрузки, потере пространственной ориентировки и переводу самолёта в крутое пикирование (угол тангажа на пикирование до 75°) вплоть до столкновения с землёй» .

По мнению МАК, авиационное происшествие стало следствием сочетания ряда факторов, среди которых:

— отсутствие у КВС (командира воздушного судна — прим. АиФ.ru ) первоначальной лётной подготовки;

— допуск к переучиванию на Boeing 737 членов лётного экипажа, не в полной мере удовлетворяющих квалификационным требованиям для направления на переучивание, в том числе по английскому языку;

— методическое несовершенство процесса переучивания, формальный контроль за результатами и качеством переучивания;

— низкий уровень организации лётной работы в авиакомпании, что привело к неустранению выявляемых в течение длительного времени недостатков в работе с навигационным оборудованием, технике пилотирования и взаимодействии членов экипажа, в том числе при уходе на второй круг;

— систематическое нарушение режима труда и отдыха членов экипажа и большая задолженность по отпускам, что могло привести к накоплению усталости и негативно повлиять на работоспособность членов экипажа;

— повышенное психоэмоциональное напряжение членов экипажа перед уходом на второй круг из-за длительной неспособности определить местоположение самолёта с необходимой для производства посадки точностью.

На основании фальсифицированных документов

Следственным органам потребовалось еще четыре года, чтобы прийти к окончательным выводам с точки зрения закона.

«В ходе следствия установлено, что к авиакатастрофе привели ошибочные действия командира воздушного судна Рустема Салихова и второго пилота Виктора Гуцула . По данным следствия, Салихов не имел достаточных навыков пилотирования и был допущен к осуществлению пассажирских перевозок на основании фальсифицированных документов, — говорится в сообщении СК РФ. — Так, Валерий Портнов , занимавший должность заместителя генерального директора ОАО "Авиакомпания Татарстан", направил в 2009 году документы в отношении Салихова, содержащие недостоверные сведения, в Татарское межрегиональное управление Росавиации. В свою очередь Шавкат Умаров , являясь руководителем Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации, по халатности не организовал в сентябре 2009 года проверку подлинности и достоверности представленного авиакомпанией свидетельства пилота коммерческой авиации Салихова, что позволило бы выявить факт невыдачи ему данного свидетельства. В результате Салихов, не имея базовых знаний, навыков и опыта пилота, стал осуществлять пассажирские авиаперевозки в качестве пилота воздушного судна».

Также следствие полагает, что Валерий Портнов и шеф-пилот авиакомпании Виктор Фомин не обеспечили должную подготовку Салихова, а вместо этого направили неподготовленного пилота на получение статуса командира воздушного судна. С марта 2012 года Салихов осуществлял пассажирские авиаперевозки в качестве командира воздушного судна.

В отношении погибших летчиков дело прекращено. Их боссам предъявлено обвинение

«17 ноября 2013 года Салихов, выполняя рейс маршрутом Москва—Казань, при посадке ввел воздушное судно в сложное пространственное положение, при этом Гуцул управление на себя не принял. В результате Салихов при наступлении нештатной ситуации, нарушая правила пилотирования, своими действиями допустил крушение воздушного судна, — говорится в сообщении. — Для получения и закрепления доказательственной базы потребовались длительные и многочисленные экспертные исследования. В ходе предварительного следствия проведены масштабные и сложные судебно-медицинские, молекулярно-генетические, химические и технико-криминалистические, а также другие судебные экспертизы, допрошено свыше 200 свидетелей и потерпевших, специалистов, проведен значительный объем иных следственных действий, которые в совокупности подтвердили версию следствия».

Уголовное преследование в отношении командира воздушного судна Рустема Салихова и второго пилота Виктора Гуцула прекращено в связи с их смертью.

Портнову и Фомину предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц), Шавкту Умарову — по ч. 3 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух или более лиц).

Уголовное дело направлено прокурору для утверждения обвинительного заключения.


© Фото пресс-службы МЧС России


© Фото пресс-службы МЧС России


© Фото пресс-службы МЧС России


© Фото пресс-службы МЧС России


© Фото пресс-службы МЧС России


© Фото пресс-службы МЧС России


В 19:25 самолет Boeing 737 500 (авиакомпания "Татарстан"), выполнявший рейс №363 из Москвы в Казань, взорвался при посадке. По предварительным данным, при выполнении захода на посадку лайнер задел крылом землю. Как выяснилось позже, экипаж к посадке готов не был и запрашивал разрешения уйти на второй круг, сообщил РИА Новости источник в силовых структурах республики.

Авиадиспетчер Кирилл Корнишин (в эфире телеканала "Россия 24") : "Он (пилот) мне доложил, что он уходит на второй круг, и я ему дал набор — все как по документам — и все. А он сказал, что у него непосадочная конфигурация. Я ему дал набор, как это должно быть стандартно. Он подтвердил. И не ушел. Это буквально через несколько секунд произошло".

На борту находились 44 пассажира и шесть членов экипажа.

Информация о погибших

Погибли все находящиеся на борту 50 человек.

Среди погибших — сын президента Татарстана Ирек Минниханов, глава УФСБ по Татарстану Александр Антонов, жена известного спортивного комментатора Романа Скворцова.

В списке погибших значится Булл Донна Каролина, гражданка Великобритании (дата рождения — 14 февраля 1960 года).

Открыты горячие линии: 8 843 227 46 50, 8 800 775 17 17, 8 843 273 91 45.

Что известно о самолете

Разбившийся самолет эксплуатировался 23 года, свой первый полет он совершил в 1990 году. Его бортовой номер — VQ-BBN. Самолет с этим номером в прошлом году уже совершал аварийную посадку в Казани. Тогда сработали датчики разгерметизации салона.

Согласно информации на сайте aviation-safety.net , предыдущими эксплуатантами самолета были такие авиакомпании, как Bulgaria Air (с мая 2008 года) и румынская Blue Air (с 1 сентября 2005 года). С 17 декабря 2001 года с данным самолетом, который тогда находился в эксплуатации у авиакомпании Rio Sul, произошел авиаинцидент в Бразилии. Всего указанный самолет эксплуатировало семь авиакомпаний, включая "Татарстан".

Григорий Бусарев (в эфире "Россия 24" ): "Я летел рейсом дневным из Казани (в Москву)… Самолет заходил на посадку в аэропорт "Домодедово"… Его мотало из стороны в сторону… Похоже на турбулентность, как попадаешь в воздушную яму. Крылья мотало из стороны в сторону, и нос вниз запрокидывал постоянно".

Руслан Калимуллин (на своей странице во "ВКонтакте " ): " Летел сегодня этим самолетом из Казани в Москву в 15.20, садились в Домодедово так, как будто у самолета система стабилизации горизонта была неисправна, пилот с трудом выравнивал судно перед посадкой, при контакте с землей, нас немного занесло, но пилот справился и я перекрестился. То, что по телевизору говорила одна из пассажирок, типа при посадке в Москве у самолета шла сильная вибрация по кузову, так это у всех старых машин такое наблюдается и при взлете, вибрация идет не по кузову, а по внутренней обшивке, такое часто встречается на самолетах, которые давно не реставрировали. Зарекался же не летать на дешевых рейсах, чего меня в этот раз жаба задушила купить билет не за 5 на нормальный аэрофлотовский рейс, а на этот за 3. Я перед покупкой билета не поленился позвонить, уточнить, что за машина выполняет этот рейс. Ну, думаю, раз Боинг 500, все должно быть хорошо. А когда садились, я сразу обратил внимание на то, что машина реально уже "уставшая" и немного стало стремно…"

Страховка

Ответственность авиакомпании "Татарстан" застрахована в "Ак Барс Страхование", сообщил "Прайму" источник на страховом рынке. В соответствии с Воздушным кодексом, в случае гибели пассажира страховая выплата составляет 2 миллиона рублей плюс 25 тысяч на погребение. СОГАЗ выплатит по 2 миллиона рублей родственниками погибших пассажиров.

Расследование

По предварительным данным, причиной катастрофы могла стать ошибка экипажа, сообщил РИА Новости источник в правоохранительных органах. В числе версий также погодный фактор и техническая неисправность. В Росгидромете сообщили, что погодные условия были нормальными для такого типа самолетов.

По факту крушения возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц). Ведутся поиски "черных ящиков". Взяты на проверку образцы топлива, которым заправила лайнер.

Позднее источник в "Домодедово" сообщил, что все самолеты в аэропорту "Домодедово" заправляются в одной емкости.

На 22:45 мск поисково-спасательные работы на месте крушения завершены.

Росавиация два года молчала о том, что причиной трагедии в ноябре 2013 года считает конструктивный дефект американского самолета

Заявление МАК о приостановке в России действия сертификатов самолетов Boeing-737 наделало накануне переполох в отрасли. Но еще сенсационнее причина: оказывается, Росавиация сначала подписала отчет о расследовании причин авиакатастрофы в Казани, а затем вдруг отозвала подпись, настаивая на версии о неисправности руля высоты. При этом такой же дефект могут иметь и другие Boeing-737. Эксперты «БИЗНЕС Online» видят за обнародованием этих фактов месть за «Трансаэро», но сути вопроса это не меняет.

КАК МАК СХЛЕСТНУЛСЯ С РОСАВИАЦИЕЙ

Федеральный скандал начался после того, как 4 ноября межгосударственный авиационный комитет (МАК) сообщил на своем сайте, что приостанавливает действие сертификатов всех самолетов семейства Boeing-737 в РФ, о чем направлены письма сразу в два адреса — Росавиации и федеральной авиационной администрации США. Делается это до получения совместного уведомления Росавиации и FAA США о том, что данные воздушные суда находятся в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию.

Официальное письмо МАК, подписанное председателем Авиационного регистра Владимиром Беспаловым , произвело сенсационный эффект. Шутка ли, согласно официальной статистике, всего российские авиакомпании задействуют около 300 Boeing, из них почти 200 — семейства 737 (для сравнения: только 100 самолетов Ту и 21 Ил). При этом Boeing-737 входит в авиапарки таких компаний, как UTair (50 экземпляров), Orenair (16 экземпляров), S7 («Глобус», 13 экземпляров) и «Аэрофлот» (12 экземпляров). До последнего времени крупнейшим экспуатантом данной модели считалась компания «Трансаэро», но она, как известно, обанкротилась. Что ждет остальные компании после введения официального запрета на Boeing-737, нетрудно себе представить. В одночасье небо над Россией может опустеть, а гражданские авиаперевозки — сократиться практически наполовину.

Реакция Росавиации была мгновенной. Пресс-служба ведомства распространила заявление, из которого следовало, что МАК своим решением об отзыве сертификата на Boeing-737 не может остановить эксплуатацию этого самолета в российских авиакомпаниях. Запрет на полеты того или иного типа воздушного судна может ввести только специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти, который такого решения не принимал. Накануне должно было пройти совещание с участием авиакомпаний-эксплуатантов Boeing-737, руководства МАК и Росавиации.

Кремль, в чью сторону невольно обратились взоры всех отечественных авиаперевозчиков, также поспешил прокомментировать ситуацию устами президентского пресс-секретаря Дмитрия Пескова . «Безусловно, потребуется весьма оперативный и глубокий анализ ситуации в отечественной авиации, — высказался Песков. — И в данном случае наверняка профильное ведомство — министерство транспорта, правительство — необходимый анализ сделает, здесь никаких сомнений быть не может». Пресс-секретарь Владимира Путина заверил, что в Кремле внимательно наблюдают за ходом событий по сообщениям СМИ, но пока не вмешиваются.

Вчера вечером Росавиация сообщила о совещании с участием представителей минтранса РФ, Ространснадзора, а также самой компании Boeing и руководителей авиакомпаний, эксплуатирующих ее самолеты. Особо отмечается, что руководство МАК приглашение на совещание проигнорировало. В итоге собравшиеся пришли к единодушному выводу, что оснований останавливать эксплуатацию Boeing-737 нет.

«ОЧЕНЬ СТРАННЫЙ СЛУЧАЙ» В КАЗАНСКОМ АЭРОПОРТУ

Однако не менее скандальным, чем решение МАК, была его официальная причина: необходимость срочных доработок системы управления рулем высоты самолетов Boeing-737. Накануне, уже после поднявшейся шумихи, МАК опубликовал второе заявление, которое прямо увязывает решение об отзыве сертификатов Boeing-737 с авиакатастрофой 2013 года в Казани.

Напомним, пассажирский Boeing-737 авиакомпании «Татарстан» разбился в аэропорту Казани 17 ноября 2013 года, совершая обычный рейс из Москвы в столицу РТ. На борту самолета было 50 человек: 44 пассажира и 6 членов экипажа. Среди них — сын президента Татарстана Ирек Минниханов , глава управления ФСБ РТ Александр Антонов , а также жена и дочь известного спортивного комментатора Романа Скворцова .

Уже через два дня МАК сообщал предварительные выводы, основанные на расшифровке черных ящиков. Нештатная ситуация, судя по сообщениям экипажа, возникла при заходе на посадку. Командир Рустем Салихов передал об этом на землю и решил идти на второй круг, отключив при этом автопилот. Экипаж даже убрал шасси, что свидетельствовало о том, что он не собирался резко снижаться. Но дальше произошло необъяснимое: после того как лайнер перешел в набор высоты с большим углом атаки, самолет на высоте 700 м вдруг перешел почти в вертикальное пикирование и на большой скорости врезался в землю. О чем при этом говорили между собой пилоты, неизвестно: записи речевых самописцев МАК засекретил.

Заклинивший хвостовой руль высоты с первых дней называли в качестве основной версии причин трагедии многие авиаэксперты. Как сообщал «Коммерсантъ», в 90-х годах в США с участием Boeing-737 уже было несколько похожих катастроф. Причина долго оставалась неизвестной, однако потом выяснилось, что, когда на охлажденную в полете рулевую систему попадала горячая гидравлическая жидкость, сервоклапан, контролирующий руль, заедал. В конце 90-х этот недостаток на большинстве самолетов устранили. Однако вопрос, было ли это сделано на разбившемся в Казани самолете 1990 года выпуска, так и остался покрыт мраком.

Многие обратили внимание, что в декабре 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев во время телеинтервью заявил, что авиакатастрофа в Казани — «случай очень странный», и потребовал, чтобы результаты расследования «были предъявлены».

МАК, однако, с первых дней все предположения о неисправностях решительно отметал: уже 22 ноября 2013 года вышло заявление, что, «по данным бортовых средств объективного контроля, отказов систем, агрегатов и органов управления самолетом, включая канал руля высоты, не зафиксировано».

В конце августа 2014 года к выяснению причин аварии подключились разработчики — специалисты американской корпорации Boeing, а также эксперты из Франции, где были произведены двигатели борта. В сентябре 2014 года инженерно-техническая комиссия опубликовала краткие выводы, которые практически целиком были посвящены проблеме руля высоты. Сообщалось, что изучены вся история эксплуатации данного типа гидроприводов и материалы расследования событий, связанных с нештатной работой системы управления рулем высоты, имевших место в эксплуатации на самолетах типа Boeing-737 ранее. Анализ показал, что обстоятельства имевших место событий, связанных с нештатной работой гидроприводов руля высоты, отличаются от обстоятельств аварийного полета.

При этом в сообщении перечислялось многообразие исследований, с помощью которых эксперты пришли к таким выводам: тут и трехмерная томография, и полная разборка гидроприводов, и препарирование ряда их элементов, и математическое моделирование работы системы, и инженерный анализ всех возможных вариантов заклинивания. В итоге комиссия сделала однозначный вывод: признаки отказа авиационной техники в аварийном полете отсутствуют.

«ВЫЗЫВАЕТ ТРЕВОГУ, ЧТО БОЛЕЕ 20 МИЛЛИОНОВ ПАССАЖИРОВ ПОДВЕРГАЛИСЬ СУЩЕСТВЕННЫМ РИСКАМ»

Однако вчерашнее заявление МАК переворачивает всю картину с ног на голову. Ведомство официально заявило, что фактически с первого дня работы комиссии по расследованию причин авиакатастрофы в Казани сами представители Росавиации постоянно настаивали на версии о том, что причина происшествия — именно отказ системы управления рулем высоты.

В связи с этим и были проведены описанные выше исследования, которые якобы не подтвердили версию о неисправностях. После этого, в апреле 2015 года, был подготовлен проект окончательного отчета по результатам расследования, который был подписан всеми членами комиссии без замечаний. В том числе представителями Росавиации. Отчет был также полностью согласован со всеми государствами, принимавшими участие в расследовании (США, Великобритания, Бермуды, Франция), подчеркивает МАК. Хотя доклад так и не был опубликован (что сделало расследование практически беспрецедентным по длительности), вывод напрашивался однозначный: раз самолет был в полном порядке, значит, во всем виноват неопытный экипаж.

Однако из вчерашнего заявления МАК вдруг выяснилось, что история на этом не заканчивается: оказывается, в июне 2015 года представитель Росавиации неожиданно отозвал свою подпись под документом! Причины неизвестны — то ли появились новые обстоятельства, то ли совесть замучала... Так или иначе, руководство Росавиации вернулось к прежней позиции: причиной происшествия стал «отказ рулевого привода системы управления рулем высоты из-за конструктивных недостатков самолетов типа Boeing-737».

В связи с этим МАК отправил запрос в федеральную авиационную администрацию США (орган первоначальной сертификации самолета типа Boeing-737) о подтверждении соответствия самолета требованиям к безопасной эксплуатации. Однако, говорится в сообщении МАК, «в полученном ответе не содержится вывод о том, что самолеты типа Boeing-737 находятся в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию». Это и послужило поводом отозвать сертификат.

Теперь МАК прямо обвиняет Росавиацию в непоследовательности и нерешительности: «Длительное время, заявляя о серьезных недостатках самолетов типа Boeing-737, непосредственно влияющих на безопасность полетов, Росавиация не информировала об этом авиакомпании и надзорные органы России. Если данное мнение Росавиации компетентно, то вызывает тревогу, что более 20 миллионов пассажиров самолетов семейства Boeing-737 длительное время подвергались существенным рискам», — говорится в заявлении комитета.


Татьяна Анодина

АНОДИНА И ПЛЕШАКОВ ОТОМСТИЛИ ЗА «ТРАНСАЭРО»?

Спрашивается: почему же молчали два года? Почему переписка на эту тему неспешно велась между заинтересованными ведомствами, не выходя на поверхность? Почему так настаивали на вине экипажа, избегая говорить о «конструктивных недостатках»? Или только катастрофа лайнера Airbus A321, случившаяся 31 октября в Синайской пустыне и уже названная крупнейшей в истории отечественной авиации, заставила многих задуматься о безопасности пассажирских авиаперевозок?

Впрочем, в ответ на решение МАК об отзыве сертификатов у самолетов Boeing-737 была сразу же вброшена версия о том, что это месть со стороны акционеров обанкротившейся авиакомпании «Трансаэро». Об этом, в частности, пишет газета «Ведомости», ссылаясь на свои источники. Дело в том, что председателем МАК является Татьяна Анодина — мать крупнейшего акционера «Трансаэро» Александра Плешакова . «Неделю назад был отозван сертификат «Трансаэро» — крупнейшего эксплуатанта Boeing-737 в России. И вот, по сути, акционер компании решает остановить эти самолеты — вывод делайте сами», — приводит газета мнение своего источника в федеральных структурах.

Такой же версии придерживается и издание «Коммерсант», отмечающее, что решение МАК было неожиданным для участников рынка и для профильных чиновников и спровоцировало «большой переполох в отрасли». Тревогу по поводу заявления МАК выразили и за рубежом. Американская корпорация Boeing выразила намерение «встретиться с российскими официальными лицами, чтобы понять, чем они обеспокоены». В российском представительстве корпорации («Боинг Россия СНГ») уже прокомментировали, что информация об отзыве сертификатов на полеты самолетов Boeing-737 «звучит абсурдно».

Сам МАК настаивает на своей объективности и удивляется тем СМИ, которые видят в его заявлении некую «месть за «Трансаэро». Впрочем, даже если предположить, что некие корыстные мотивы двигали чиновниками ведомства, это не отменяет вышеописанных фактов. Просто некрасивая история с «Трансаэро» могла помочь им выйти наружу...

ТОЛЬКО 6 BOEING-737 ОБЛАДАЮТ «РОССИЙСКОЙ ПРОПИСКОЙ»

На фоне скандала и переполоха, вызванного письмом МАК, распространилась еще одна важная новость — о возможном запрете российским авиаперевозчикам регистрировать самолеты за границей. Ожидается, что этот вопрос, также напрямую связанный с безопасностью авиаперевозок, будет решен в Госдуме РФ до 2016 года. Авторами инициативы являются думские депутаты Оксана Дмитриева , Иван Грачев и Наталья Петухова . В настоящее время, как говорится в пояснительной записке, в России эксплуатируется 1 337 воздушных судов. Из них 837 единиц — иностранного производства (578 единиц зарегистрированы в реестре Бермудских островов, 142 единицы — в реестре РФ, 116 единиц — в реестре Ирландии, 1 единица — в реестре Швейцарии); также 500 единиц — отечественного производства (из них 499 единиц зарегистрированы в реестре РФ, 1 единица — в реестре Беларуси). Дмитриева и Грачев, в свою очередь, предлагают обязать авиакомпании регистрировать самолеты в госреестре гражданских воздушных судов РФ.

Кстати, именно отсутствие российской прописки у большинства воздушных судов Boeing-737 делает их неуязвимыми для МАК. Как заявил глава ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун , приостановка сертификатов затронет только шесть самолетов двух российских авиакомпаний: «дочки» «Аэрофлота» под названием «Аврора» и компании «Газпромавиа».

«Порядка 200 самолетов Boeing-737 находятся в иностранных реестрах, на них решение МАК по отзыву сертификата никак не повлияет, — объяснил Тасун. — Но есть еще шесть воздушных судов этого типа, которые находятся в российском реестре. Речь идет о четырех самолетах дальневосточной авиакомпании «Аврора» и двух самолетах авиакомпании «Газпромавиа». Именно по этим самолетам будет приниматься решение на совещании в Росавиации с участием авиакомпаний-эксплуатантов, представителей МАК и Boeing. И тут уже трудно сказать, какое решение примет Росавиация. Потому что именно на основании сертификата, который выдает МАК, Росавиация выдает сертификат летной годности», — заключил глава АЭВТ.

«ЭТО ОБЫКНОВЕННЫЕ РАСПРИ, ПРОТИВОСТОЯНИЕ ДВУХ ВЕДОМСТВ»

Валерий Постников — исполнительный директор общества независимых расследователей авиационных происшествий:

— Конечно, это скандал! Противостояние двух ведомств — Росавиации и МАК. Вы что можете предложить вместо 195 бортов Boeing-737? Любому здравомыслящему человеку кажется, что альтернативы другой пока нет. Тысячи бортов этой модификации летают по всему миру. И только сейчас «запоздалая реакция»? Неправда. Это обыкновенные распри, чтобы разобраться, кто есть кто.

Boeing-737 занимают значительную долю в российском авиапарке. У нас некоторые авиакомпании полностью на этих бортах летают. Даже недавно организованные. Возьмите ту же «Победу», 9 бортов. Сам недавно летел из Тюмени — замечательные машины.


Алексей Синицкий главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение»:

— В начале года в России эксплуатировалось около 190 Boeing-737, сейчас — на уровне 150. В общественном сознании перепутали два вопроса — сертификат и эксплуатация. Решение МАК никак не влияет на эксплуатацию самолета, оно должно приниматься Росавиацией. Вот и все. А поскольку у большинства самолетов бермудская или ирландская регистрация, то с точки зрения авиационных регистров этих стран никаких претензий к данным самолетам нет. Эти страны никаких сертификатов не отзывают. Поэтому самолеты, имеющие бермудскую или нидерладскую регистрацию, могут летать нормально. Это дискуссия о подковерных играх, только и всего. Не надо паниковать. Они так же будут эксплуатироваться.

Пока никак мы не можем заниматься импортозамещением в авиационной отрасли. Остается ждать появления самолета МС-21, он находится примерно в этой рыночной нише. Но нужно время для эксплуатационных испытаний, развертывания производства, поэтому это дело не ближайших нескольких лет. Года через три должно появиться производство данного самолета, естественно, поначалу мощности будут небольшими, десятки самолетов в год, а нужны сотни, это обсуждать даже нет смысла.

По поводу «запоздалой реакции» МАК на казанскую трагедию давайте я неофициально скажу. По результатам МАК — там никакого технического фактора нет. Но в Росавиации есть особое мнение, которое заключается в том, что технический фактор есть для «классики», и они считают, что с этим вопросом надо разбираться. В этом должен участвовать и производитель. Но при этом они не ставят вопросов о приостановке всего типа.

Петр Трубаев генеральный директор АО «ЮВТ Аэро»:

— Нашу компанию решение МАК не коснулось, поскольку мы эксплуатируем другие самолеты. Я не считаю, что это запоздалая реакция МАК на казанскую трагедию, хотя вопрос, конечно, интересный... Потенциал у Российской Федерации по поводу строительства гражданского флота есть, но нужно время, чтобы это произошло. И это будет не очень быстро. По первым ощущениям, от пяти и больше лет.

Владимир Гайнутдинов заведующий кафедрой конструкции и проектирования летательных аппаратов, доктор технических наук, профессор КНИТУ-КАИ:

— Техника и человеческое управление могут иногда конфликтовать друг с другом. А конфликтуют они тогда, когда персонал не подготовлен. В трагедии в Казани это и произошло. За штурвалом оказались два человека, не готовые к неординарной ситуации. Ее даже критической назвать нельзя. Вы посмотрите по статистике, сколько летает Boeing-737! Были у них проблемы с управлением — они их решили. Мы же на данный момент не знаем всех подробностей, что сейчас происходит.

По большому счету российский парк самолетов состоит из импортных судов. Чем его замещать? Superjet, что ли? Их выпустили 100 единиц, из них летают около 50, два потерпели катастрофу, но там причина трагедий — человеческий фактор. Вы не задумывались, почему из 100 только 50 в эксплуатации находятся?

Самолёт Boeing 737-500 авиакомпании «Татарстан» разбился накануне при заходе на посадку в 19:25 мск в аэропорту Казани. Самолёт выполнял рейс из Москвы. Погибли 44 пассажира и шесть членов экипажа. Среди погибших – сын президента Татарстана Ирек Минниханов, глава управления ФСБ по Татарстану Александр Антонов, супруга спортивного комментатора телеканала «Россия-2» Романа Скворцова Элина. Также в числе жертв - британская подданная Донна Каролина Булл.

Как погиб Boeing Самолёт Boeing 737-500 потерпел крушение в аэропорту Казани . Об этом «Интерфаксу» заявил официальный представитель Росавиации Сергей Извольский. Позже информагентства сообщили, что экипаж самолёта при заходе на посадку, возможно, . Появились данные о том, что экипаж доложил диспетчерам, когда самолёт ещё находился за 500 метров до торца полосы, о непосадочном положении. Скорее всего, это может говорить о том, что была неисправна та или иная техника. Какая именно, экипаж не уточнил.

Версии В настоящее время следствие рассматривает несколько . Среди них - климатические условия, ошибка пилотов, технические неполадки, проблемы с топливом, а также . Уже дано поручение об , которым заправлялся самолёт в Москве.

Однако пассажиры предыдущего рейса, который совершал этот борт – из Казани в Москву, говорят, что самолёт якобы был неисправен еще при полёте в Москву. По их словам, борт сильно трясло весь полёт, а при посадке в Москве едва не случилась катастрофа. Однако официального подтверждения этой информации нет.

Опрошенные RT эксперты полагают, что причиной ухода экипажа на второй круг могла быть как ошибка лётчиков, так и отказ техники.

Аэропорт Аэропорт Казани из-за произошедшей авиакатастрофы , 18 ноября. Накануне спасательные работы были практически завершены. Однако уже поздно ночью в Казани приземлился Ил-76 МЧС России с дополнительной группой спасателей на борту.

Самолёт , свой первый полёт совершил в 1990 году. После этого он эксплуатировался разными авиакомпаниями, включая Air France, «Авиалинии Уганды», бразильской Rio Sul, румынским лоукостером Blue Air, болгарской Bulgaria Air.

При этом в декабре 2001 года с ним произошёл серьёзный инцидент: при посадке самолёт сломал левую стойку шасси. Это произошло в аэропорту бразильского города Белу-Оризонти в неблагоприятных метеоусловиях в сильный дождь. Самолёт со 102 пассажирами и шестью членами экипажа коснулся земли до начала взлётно-посадочной полосы. После этого Boeing подпрыгнул и с силой ударился о полосу, в результате чего у него подломилась левая стойка шасси. Самолёт остановился через 1,7 км, двигаясь по полосе с опорой на левый двигатель.

В результате спасательной операции удалось эвакуировать всех пассажиров и членов экипажа. Тяжёлая авария тогда обошлась без человеческих жертв, однако самолёт получил значительные повреждения, и для возвращения его в строй потребовался серьёзный ремонт.

Инциденты с этим самолётом случались и во время его эксплуатации компанией «Татарстан».

Впрочем, в самой авиакомпании заявляют, что , которые уже не эксплуатируются «Татарстаном». К у авиакомпании никаких претензий не было.

Траур В Татарстане 18 ноября . Вице-премьер республики Юрий Камалтынов сказал, что семьи погибших получат единовременную помощь в размере 1 млн рублей за счёт резервного фонда. Он также напомнил, что все пассажиры были застрахованы, поэтому их родственники получат выплаты.

Соболезнования родственникам и близким погибших уже выразили председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, патриарх Московский и всея Руси Кирилл, вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин, мэр Москвы Сергей Собянин.

Президент России , чей сын погиб в авиакатастрофе в Казани. «Владимир Путин в телефонном разговоре с президентом Татарстана ещё раз выразил глубокие соболезнования родным и близким всех погибших в трагической авиакатастрофе. Президент в личном плане выразил соболезнования Рустаму Минниханову, чей сын был среди пассажиров потерпевшего крушение самолёта», - сообщил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Родственников погибших пассажиров самолёта просят прибыть в бюро судмедэкспертизы Минздрава Татарстана. Бюро располагается по адресу: Казань, Сибирский тракт, дом 31 а. При себе необходимо иметь документы, фотографии, по возможности стоматологические формулы - всё, что может помочь опознанию погибших родственников.