Путеводитель по черногории на машине. Скадарское озеро из будвы самостоятельно на машине. Аренда авто в Черногории

Находиться весь отпуск на одном месте, пусть даже на море, даже в хорошую погоду, даже в таком оживленном курортном городе, как Будва — согласитесь, скучно. А уж если солнце скрылось за облаками и идти на пляж нет смысла — тут уж обязательно надо куда-то съездить, что-нибудь посмотреть. И тут встает вопрос — пойти купить экскурсию или направится в сторону прокатной конторы. Первый вариант дает возможность полностью расслабиться, и прихлебывая из заранее заполненной фляжки местный Вранац, спокойно слушать рассказы гида, но это, конечно, не так интересно, как самостоятельное путешествие на авто. Разве поехал бы экскурсионный автобус в Жабляк короткой дорогой, через перевал? А мы поехали, совершенно не представляя, что нас там ждет...

Да же в начале сентября, когда пик сезона уже позади найти не дорогую "живую" машину в прокатной конторе Будвы довольно сложно, лучше заказывать заранее. Но нам повезло — удалось взять бензиновую Тойоту Ярис, причем, прокатчики даже не попросили оставить залог. Странно, но дизельные машины в Черногории почему-то не жалуют, хотя рельеф местности очень к этому располагает. Итак, фляжки заполнены, пршут закуплен, пора в путь!

Будва осталась позади

Пока закупали провиант и наполняли фляжки, погода существенно улучшилась, и мы тут же свернули на ближайший пляж, чтобы продолжить овощной отдых солнце припекает, но решение принято, и мы уезжаем дальше от солнечного побережья в суровые (как потом выяснилось) черногорские дали. С плаката скупившей половину Черногории российской компании улыбаются нам вслед.

Планирование маршрута осуществлялось практически на ходу, с использованием навигационной программы. Дорога пока хорошая, машин не много, по сторонам — красота!

Даже пассажиры иногда отвлекаются от фляжки, чтоб куснуть пршута полюбоваться видами

Перед тоннелем остановились, чтобы перевести дух и набраться храбрости сфотографировать величественные горы, и дорогу по которой только что проехали.

На развилке после Шавника свернули налево, и тут же поняли, что допустили роковую ошибку почему Черногорию называют Черногорией

Тем временем дорога становилась все уже, а температура за бортом все ниже

Забираемся на перевал, дорога настолько сузилась, что дальше можно ехать только на ишаке разъезд со встречной машиной может вызвать проблемы. Перед крутыми поворотами, коих великое множество, сигналим в клаксон, чтобы встречный камаз случайно не раздавил нашу консервную банку предупредить о своем приближении. Но, машины по этой дороге практически не ездят, т.к. все умные люди едут по другой, хорошей дороге через Мойковац

Встречных и попутных машин нет, зато есть коровы

И, наконец-то, люди! Правда, непонятно, что они там делают, очень похоже на какой-то ритуал. Не стали выяснять подробности, чтобы нас случайно не принесли в жертву

Тем временем за бортом становится совсем не жарко, наверно, надо было взять с собой теплую одежду. Но кто ж знал, что разница температур с Будвой составит целых 20 градусов!

Быстро осматриваем попадающие на пути достопримечательности — и скорее обратно, в машину, там тепло, там печка

По всему видно, что места тут не туристические.

Брошенные дома, мрачно, безлюдно

Но все-таки и среди этого уныния, как оказалось, есть жизнь

Заборы выполняют чисто символическую функцию

Назначение таких мостиков перед некоторыми домами осталось загадкой

Жутковатое с виду жилище, а бампер у машины из натурального дерева!

Добрались до Жабляка, посмотрели на Черное озеро, и поехали искать ночлег. Ужин в гостинице в окрестностях города обошелся в смешную сумму, в разы дешевле, чем в Будве, причем доесть все предложенное мясо было очень трудно, но мы справились!

Т.к. смотреть в Жабляке было больше нечего (а может быть и было, но мы не знали, чего еще там смотреть), на следующее утро отправились в обратный путь. Термометр в машине показал +3, в футболке было совсем холодно, пришлось дрогнуть пока салон не прогрелся. По горам полз туман

Обратно поехали уже по другой дороге — через Мойковац, по пути есть очень красивый мост

Но его, наверно, уже все 100 раз видели на туристических проспектах и в путеводителях

По мере приближения к побережью теплело, солнце появлялось все чаще и чаще

Дома уже не такие страшные, печку в машине выключили

Когда проезжали Скадарское озеро, стало уже жарко, включили кондиционер

Если Вам понравились представленные в топике деревенские домики и Вы, возможно, находитесь в поисках «новой родины», можете ознакомится с ценами на недвижимость в Черногории. На сайте также много предложений таунхаусов и квартир в городах Черногории.

По инерции доехали до Стефана, можно снова расслабиться!

Для знакомства с главными достопримечательностями страны лучше всего арендовать автомобиль. Протяженность маршрута по Черногории 425 км.

Черногория небольшая страна, и даже короткую поездку можно дополнить рафтингом.

Маршрут по Черногории начните с Херцег-Нови, после чего держите путь в Котор и хотя бы на час задержитесь в Перасте. В этих трех древних городах много мощенных мрамором площадей и старинных храмов. Следующим утром поезжайте в бывшую черногорскую столицу Цетине через Национальный парк Ловчен; по пути сделайте остановку, чтобы посетить мавзолей Негоша. Продолжайте путь на север к речному каньону Шчепан-Поле, главной отправной точке сплава по реке.

Следующим утром покорите реку Тара, спустившись на рафте, а потом поднимитесь к монастырю Острог. Достигнув Подгорицы, отпразднуйте это событие в одном из местных баров. На четвертый день держите путь к Вирпазару чтобы совершить круиз по Скадарскому озеру. Спуститесь к Свети Стефану и полюбуйтесь островом, купаясь в море. Проведите последний день в Будве, исследуя Старый город и бездельничая на пляже.

Маршрут по всей Черногории

770-километровый маршрут охватывает большинство достопримечательностей Черногории. Тур не предусматривает жесткого графика - вы сами можете выбирать места, где вам хотелось бы задержаться подольше.

Начните с Херцег-Нови, возьмите лодку или каяк, чтобы посетить остров Мамуда, Синий Грот и пляжи полуострова Луштица. По пути в Пераст остановитесь в Морине и Рисане и не упустите возможность совершить поездку к острову Богоматери на Скале. Остановитесь в Которе, окруженном крепостной стеной. Отсюда можно посетить Доброту, Прчань и Стопив. На следующий день поезжайте через Национальный парк Ловчен к Цетине, остановитесь в монастыре Острог и не упустите возможность рафтинга в Шчеран-Поле. После спуска по реке, вместо того чтобы направиться в Подгорицу, в Плужине поверните на восток в Национальный парк Дурмитор к Жабляку. Погуляйте по национальному парку, как минимум, вокруг Черного Озера.

Следуйте дорогой вдоль реки Тара в уединенный монастырь Добрилопина через Национальный парк Биоградска Гора. На ночлег вы можете остановиться в хижине в Национальном парке или можно доехать до Колашина, где есть хорошие отели.

Осмотрите монастырь Морача перед тем, как окажетесь в Подгорице, где можно приятно провести остаток дня. Утром отправляйтесь в Вирпазар, чтобы совершить круиз по Скадарскому озеру, затем держите курс на Муричи.

Обогните горный массив Румия, пока дорога, идущая вдоль албанской границы, не упрется в прибрежный городок Улцинь. Обязательно посетите Большой пляж прежде, чем продолжить путь вдоль побережья. Сделайте остановку, чтобы осмотреть живописные руины Старого Бара, а потом позвольте себе отдохнуть на пляже города Петровац. Продолжайте держать путь вдоль побережья к пляжам Свети Стефана и Пржно. Закончите путешествие в Будве осмотром Старого города и купанием в море.

Если вы выберете для передвижения автобус, то вам придется немного скорректировать маршрут. От Котора легко добраться до Истине и Острога, можно также выделить один день для рафтинга. Добраться до Жабляка можно на рейсовом автобусе Никшич-Жабляк. Чтобы добраться из Жабляка в Колашин, надо ехать на автобусах через Подгорицу или Плевлю. В Вирпазаре сядьте на поезд, идущий в Бар, а потом на автобусе доберитесь до Улциня.

Путешествие по побережью

Проведите день в Херцег-Нови и рассмотрите возможность совершить поездку на каяке или лодке на пляжи полуострова Луштица. На следующий день не спеша отправляйтесь в сторону Котора, по дороге осматривая римские мозаики в Рисане и барочную красоту Пераста. На следующий день остановитесь в Которе, прогуляйтесь по его крепостной стене, отправьтесь в пеший тур по горному хребту Врмак, исследуйте соседние прибрежные деревушки или просто прогуляйтесь по очаровательному Старому городу.

Если вы путешествуете на автомобиле, то по горному серпантину поднимитесь в Национальный парк Ловчен и посетите Мавзолей Негоша; остальную часть дня потратьте на изучение музеев и галерей Цетине, прежде чем отправиться на ночевку в Будву. Если вы путешествуете на автобусе, поезжайте прямиком в Будву и посетите Цетине на следующий день.

На следующие два дня забазируйтесь где-нибудь на 20-километровом побережье между Буд-вой и Петровацем. Преимущество Будвы в ее Старом городе и бурной ночной жизни. К тому же это самое удобное место для того, чтобы совершить однодневные поездки в монастырь Острог и на Скадарское озеро, а также для рафтинга на реке Тара. Петровац с его большими пляжами хорошо подходит для семейного отдыха. В соседних Пржно и Свети Стефан много ресторанов и есть возможность размещения в отелях любой ценовой категории.

Независимо от того, где вы остановитесь, обязательно совершите прогулку через лес от Свети Стефана к Пржно. Автомобиль или велосипед помогут вам открыть красоту заливов Дробни Пиесак и Риека Режевичи. Поблизости есть несколько монастырей: Подмайне и Подострог около Будвы, Режевичи и Градиште около Петроваца.

Продолжая маршрут по Черногории на юго-восток вдоль побережья, осмотрите руины Старого Бара по Дороге к Улциню. Атмосфера этого в значительной степени албанского города отличается от остальной Черногории. Здесь также есть интересный Старый город, и череда скалистых бухт к востоку от многолюдного городского пляжа, где можно заняться дайвингом. Поблизости находится 12-километровый песчаный Большой пляж и 3-километровый пляж на нудистском острове Ада Бояна.

Север страны

Этот горный 650-километровый маршрут охватывает красивейшие места Европы и уединенные монастыри, а также позволяет заняться пешим горным туризмом. Часть этого маршрута (дорога Плужин-Жабляк) зимой может быть закрыта. Рафтинг с октября тоже невозможен.

Проведите утро, изучая столицу и самый большой город страны Подгорицу, а затем через Даниловград отправляйтесь в живописный монастырь Острог. Держите путь через Никшич; шоссе идет через сельскохозяйственные угодья, прежде чем достичь Пинского монастыря и начала каньона Пива. Далее дорога проходит через многочисленные туннели, пока не достигнет боснийской границы в Шчепан-Поле, главной отправной точки рафтинга. Остановитесь на ночь в одном из здешних лагерей.

Начните день с рафтинга по реке Тара, а затем сядьте в автомобиль и, обогнув каньон, направляйтесь в Плужин. Отсюда сверните на живописную горную дорогу, идущую через Национальный парк Дурмитор к Жабляку. Потратьте оставшуюся часть дня и следующее утро на пешие прогулки по парку.

На четвертый день поезжайте на восток к мосту через Тару и далее на север к Плевле, чтобы посетить самую красивую мечеть Черногории и живописный православный монастырь. Вернитесь к мосту через Тару и продолжите путь на юго-восток вдоль реки. Рассмотрите возможность отдыха в эко-оазисе Суза-Европа. Отсюда вы можете добраться к уединенному монастырю Добриловина и к тихой речной заводи, где можно искупаться.

Продолжите путь в сторону Мойковаца, а затем, свернув на север, обогните горный массив Беласиха и вернитесь через Беране в Плав. Остановитесь на ночлег где-нибудь поблизости, чтобы на следующий день совершить пеший тур по Национальному парку Проклетье; постарайтесь выкроить немного времени для посещения старого турецкого города Гусине. На следующий день поезжайте через Андриевицу по головокружительной проселочной дороге в горный курорт Колашин, а затем отправьтесь в пешую прогулку по Национальному парку Биоградска Гора.

Обратная дорога в Подгорицу идет через каньон Морача. Она очень живописна, впрочем, как и любая в этой поездке. В начале каньона не пропустите тихий монастырь Морача и восхититесь его древними фресками и иконами. Возможно, вам придет в голову вознести молитву о благополучном завершении вашего путешествия.

Черногория - великолепная страна со множеством природных и культурных достопримечательностей, в 2018 году вошла в список самых популярных направлений, где чаще всего отдыхали россияне, а общее количество туристов в стране увеличилось на 45% по сравнению с прошлым годом.

Популярность Черногории возникла не на пустом месте. Страна небольшая, но в ней есть море и горы, красивые старинные города и одни из самых живописных в мире дорог для автопутешествий. Кроме того, это одна из самых недорогих европейских стран. Как по ней лучше путешествовать?

В Черногории развитое автобусное сообщение, а кое-где даже ходят поезда, но путешествие на своем или арендованном автомобиле - пожалуй, единственный доступный способ посмотреть больше красивых мест и получить больше впечатлений. Путешествуя на авто, вы не привязаны к расписаниям общественного транспорта или туристических бюро и полностью распоряжаетесь своим временем.

В этой статье - еще 7 причин путешествовать по Черногории на автомобиле.

1. В Черногории можно пользоваться национальными водительскими правами

Да, это не опечатка. Для путешествий по Черногории на авто водительское удостоверение международного образца - не обязательно. Можно путешествовать и с национальным - в том числе, российским. Все что нужно - это действующий загранпаспорт.

2. В Черногории много прокатных компаний и относительно недорогая аренда, а также недорогой бензин

Компании есть международные (Europcar, AVIS, Hertz, Alamo…) и местные. Цены у первых обычно выше, чем у вторых. Международные компании также берут высокие депозиты - сумма сразу блокируется на кредитной карте. Некоторые крупные местные компании, например, «Сел и Поехал » не только предлагают машины по выгодным ценам (от 9 евро/сутки), но и не берут депозит, избавляя вас от лишних расходов.

Что можно арендовать за 9 евро? Например, Nissan Micra 2012 года на сайте той же прокатной компании. Это небольшая машина эконом-класса на 5 мест с автоматической коробкой передач, 1,2-литровым двигателем и кондиционером. Популярная среди автопутешественников Toyota Yaris стоит немногим больше - от 13 евро в сутки. Машины представительского класса - от 30 евро. Внедорожники и кабриолеты - от 40 евро.

Машину в Черногории можно заправить тремя видами топлива: 95-м, 98-м бензином или дизелем. Стоимость топлива везде одинаковая - в среднем, 1,2–1,4 евро за литр. Цена зависит от цен на нефть и может колебаться в течение года.

Автомобиль лучше бронировать заранее, как минимум за месяц до поездки - особенно, в летний сезон. С каждым годом Черногория становится все более популярной и, несмотря на то, что прокатных компаний много, машины быстро разбирают, и найти что-то на месте не всегда получается - можно остаться без транспортного средства. Кроме того, заблаговременная аренда позволяет сэкономить, так как перед началом туристического сезона цены ниже.

3. Машину можно взять напрокат уже в аэропорту, а сдать - в любом городе на ваш выбор

В Черногории два аэропорта: в Тивате, который работает во время туристического сезона и обслуживает, в основном, чартерные рейсы; и в столице Подгорице - там аэропорт работает круглогодично. В обоих аэропортах есть офисы международных прокатных компаний, но местные фирмы без труда доставят автомобиль к моменту вашего прилета, встретят по-дружески с табличкой в руках, на которой будет ваше имя, оформят на месте все документы и дадут ценные советы насчет путешествия.

Сдать автомобиль можно там же, в аэропорту, либо в другом городе - такая услуга может быть платной, но, как правило, она есть у большинства местных прокатных компаний.

4. Черногория - очень компактная страна и ее можно проехать на машине за неделю

Пожалуй, главная причина для путешествия по Черногории на автомобиле - ее компактность. Площадь Черногории всего 13 812 кв. километра. Это 155-я из 200 стран по территории. Ее можно объехать всего за неделю.

На юге страны Адриатическое море, на севере - горы высотой до 2500 метров. Самые крупные горные массивы: Проклетие на границе с Сербией и Албанией, Дурмитор, Визитор и Комови, образующие Динарское нагорье. Искупавшись утром в море после шумной ночной вечеринки, можно за три-четыре часа на машине добраться до горных вершин, чтобы насладиться тишиной, прийти в себя и снова вернуться отдыхать на побережье!

Однако, вам вряд ли захочется уезжать из «Черных гор» (так переводится название страны с итальянского - Монтенегро) - там совершенно другой мир: хвойные леса, горные реки и ледниковые озера, каньоны. Зимой открыты и пользуются огромной популярностью горнолыжные курорты.

5. В Черногории множество маршрутов для автопутешествий

Черногория - это не только красивая природа и города, но и красивые дороги между ними. Вот пять самых красивых и интересных:

Тиват - Херцег-Нови, 63,4 км
Дорога вдоль побережья Боко-Которского залива стоит того, чтобы проехать по ней хотя бы раз в жизни. Здесь горы встречаются с морем в буквальном смысле слова - две природные стихии, благодаря которым знаменита Черногория, в свое время были дополнены венецианской архитектурой городов Котор, Пераст и других менее известных (но не менее красивых).

Плужине - Жабляк, 49,9 км
Дорога через национальный парк Дурмитор (всего в Черногории пять национальных парков!), который является также объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Парк знаменит своими 48 горными пиками и ледниковыми озерами. Небольшое расстояние, скорее, плюс чем минус - можно не торопиться и делать больше остановок в самых красивых местах и проводить в них больше времени, фотографируя пейзажи и просто отдыхая.

Котор - Ловчен, 78,3 км
Дорога на самую знаменитую гору Черногории Ловчен и вокруг нее знаменита 26-ю поворотами, за каждым из которых открывается все более впечатляющий вид на Боко-Которский залив. Серпантины не раз мелькали в телевизионной программе Top Gear и рекламных роликах различных автомобилей. Дорога также пролегает через село Негуши, где родился Петр II Петрович - правитель Черногории и драматург, который сделал ее современным государством и написал множество стихов.

Опасаница - Мойковац, 46,6 км
Дорога через мост Тара - самый длинный мост в Черногории (365 метров) через одноименную горную реку в самом глубоком в Европе каньоне (170 метров). По мосту стоит не только проехать, но и обязательно выйти и пройти мост пешком в оба направления, чтобы полюбоваться видами.

Даниловград - монастырь Острог, 22,3 км
Дорога к знаменитому православному монастырю, названному по имени святого Василия Острожского, построенная в скале на высоте 900 метров над уровнем моря. На самом деле, дороги две и с обеих открываются великолепные виды.

Важно помнить: путешествуя на машине по Черногории, вы можете практически везде устроить кемпинг и насладиться дикой природой, переночевав в палатке. В горах полно родников со свежей водой. По ним же можно уйти в пеший поход на несколько дней, оставив машину на парковке при въезде в национальный парк. В Черногории проложены одни из лучших в Европе туристических пеших маршрутов. Они размечены, есть карты - потеряться сложно.

6. Из Черногории можно съездить в соседние балканские страны, а еще - в Италию на пароме (!)

Черногория - одна из 12 балканских стран. Это еще одна причина путешествовать по ней на своем или арендованном автомобиле - можно заехать к соседям. По российским правам можно ездить в Боснии и Герцеговине, Хорватии, Македонии, Греции и Сербии. По международным: в Албании.

В любом случаях у вас должен быть действующий загранпаспорт и действующая виза той страны, куда вы направляетесь, если она нужна. Виза точно пригодится для путешествия в Италию, куда из Черногории можно добраться на пароме.

Италия целиком хоть и не входит в число балканских стран (только ее часть - северный регион Триест на границе со Словенией), но часто с ними ассоциируется. Ближайшая соседка Балкан может предложить путешественнику еще больше возможностей для бюджетного и интересного отдыха.

Паром ходит с мая по декабрь из черногорского города Бар в итальянский город Бари. Машину, конечно, можно взять с собой! Двухместная каюта с окном, плюс легковой автомобиль или джип в сезон будет стоит от 300 евро туда-обратно.

Зачем ехать в Бари на машине? Это красивый город-порт на юге Италии, столица региона Апулия и административный центр одноименной провинции. Один из самых древних и известных городов региона. Сам город небольшой - его можно осмотреть и пешком. Машина пригодится для поездок и по другим интересным местам Апулии. Меньше чем в 100 км от Бари в Альберобелло находятся знаменитые домики Трулли, карстовый пещерный комплекс Гротте-ди-Кастеллана, древнейший скальный город Матеру.

7. Черногория медленно, но верно движется в эпоху электромобилей, а это интересно

Осенью самый известный путеводитель в мире Lonely Planet опубликовал ежегодный список тревел-трендов на будущий год. В нем пять пунктов, один из которых - путешествия на электромобилях. Эксперты издания считают, что скоро мы будем путешествовать на них так же легко и просто, как на обычных, и даже брать их напрокат. На самом деле, это уже происходит, в том числе, в Черногории, которая медленно, но верно движется в эпоху электромобилей. Вот три реальных примера:

В октябре этого года компания Parking Service Tivat (PST) объявила о том, что планирует установить в городе Тиват зарядные станции для электромобилей. Программа осуществляется в рамках городского проекта под названием Smart-e-Mobility. Скоро в Тивате можно будет зарядить даже «Теслу», а на них заряжают гольф-кары.

Чуть раньше в Черногории запустили первый электроавтобус! Сейчас он используется для перевозки туристов в национальном парке Дурмитор в течение лета, а также зимой во время лыжного сезона.

В начале осени в Черногории открылся офис компании Eco Tuk Tuk Tours. Она предлагает поездки на электрических тук-туках - маленьких трехколесных машинах, распространенных в Юго-Восточной Азии. Они популярны у туристов, которые арендуют их для поездок по Боко-Которскому заливу.

И, кстати, это еще один маршрут для путешествия по Черногории на автомобиле.

Каждый турист-новичок задает мне один и тот же вопрос - Что первым делом стоит увидеть в Черногории?
Я всегда отвечаю - Бока Которский залив . Причины:

1 - Невероятно красивое сочетание гор и синего залива.

2 - Свежие морепродукты

3. Архитектура из Венецианской эпохи

4. Возможность коротких походов в горы, прогулок на катере, яхте.

Где арендовать авто в Будве, Которе, Тивате или Херцег-Нови? Советую воспользоваться сервисом MyRentaCar или же обратитесь к ребятам из котора - balkanets.com

Я попытась коротко дать рекомендации по маршруту с ссылками на старые посты:
Тиват - Котор - Прчань - Столив - паром Лепетане Каменари - Херцег-Нови - Рисан - Пераст
Маршрут на карте . Посмотреть все за 1 день может и не удасться. Тогда разобьете на 2 дня.


ТИВАТ
Утро я советую начать с яхт-марины Порто Монтенегро . Неспешная прогулка вдоль роскошных лодок даст правильный заряд на весь день. Если захочется познать историю Тиватского залива - отправляйтесь в Музей Морского наследия и в подводную лодку "Герой" ()

Проходя мимо 5-звездочного отеля Regent , можно сделать шикарные фото для Инстаграма.

Мой обязательный ритуал - латте в ресторане Al Posto Giusto . Прекрасная европейская кухня, есть легкие супы, салаты, пицца и горячий яблочный штрудель с двумя шариками ванильного мороженого! Также рядом нравится ливанский ресторан , в нем лучше останавливаться на обед, либо закажите кофе по-ливански в джезве и с кардамоном, принесут с восточными сладостями.

Набережная Порто Монтенегро плавно перетекает в набережную Тивата - Pine . Тут круглый год дядька торгует вареной кукурузой и сладкой ватой, иногда я включаю в себе ребенка и покупаю! А еще на днях вернулся в Тиват старый парусник "Ядран", на нем ходил сам Тито!

КОТОР

Если вы попали в старый Котор одновременно с парочкой лайнеров, то вам захочется спрятаться как страус подальше от многотысячной толпы.

И тут есть чудесная тропа вдоль города, можно подняться в трех местах у бастионов. Самая легкая и понятная лестница - у отеля Cattaro и дискотеки Maximus (на карте). Второй вход - у Летнего театрау Речных ворот - . Третья лестница находится у Южных ворот Гурдича - . Тропа бесплатная, народа - единицы, виды - шикарные!

Будете заглядывать в окна домов обычных жителей, а не в рестораны... фоткать рыжие крыши.
Есть у меня пару исторических очерков о Которе - и .

ПРЧАНЬ

Мы припарковали арендованную Шкоду у маяка, чтобы прогуляться у любимого храма Богородицы .

Ах, какой домик и глициния! Все читатели моего блога знают, что Прчань для меня - № 1 в бухте.

О храме Богородицы и городке читайте

Еще 500 м вперед, и мы тормозим у рыбного ресторана "Бокешки гушти"
Удивительно - будний апрельский день, а два ряда столов заняты

Позади виднеется брошенный санаторий. За это я и люблю Прчань - старинная архитектура + тишина

Заказываем жаренные кальмары, пиво и зеленый салат

Если будет много времени, просто погуляйте по набережной, либо заберитесь к

За Прчанью следует городок Столив . Вроде ничего примечательного, но летом тут работает отличное пляжное кафе и гальку новую завозят, советую! Из легких походов в гору рекомендую забраться в заброшенную деревню , виды от церкви Святого Ильи шикарные, подъем вверх займет минут 20

Люди в Столиве в середине апреля уже принимали солнечные ванны! В бухте пляжи с инвентарем все бесплатные, лежаки обычно стоят напротив мини-отелей или у кафе.

ПРОЛИВ ВЕРИГЕ - самая узкая часть Которской бухты. Отсюда видны два острова - Богородицы на рифе и Святого Георгия

Вид оттуда на соседний г. Игало. Там можете посетить виллу Тито, экскурсии есть на русском, 3 евро, вся

В центре старого города по сей день развивается российский флаг!

Самый зеленый и цветочный город у моря - это однозначно Херцег-Нови

Что посмотреть в старом городе и окрестностях .

Мы же припарковали авто чуть выше набережной, спустились к Морской крепости и пошли гулять вдоль моря

На фото - туннель, где в 20 веке ходил поезд в сторону Дубровника. А в море находятся остатки Венецианской Цитадели, они там со времен землетрясения 1979 г

Херцег-Нови - это смесь югославской архитектуры, старинных крепостей и ярких домиков, в отличие от серого и грозного Котора. Если вы видели центр города в прошлые поездки, то поднимитесь на авто на границе двух стран или в деревню .

МОРИНЬ

Этот городок известен рестораном "Чатовича Млини". Но я туда редко наведываюсь, уж очень пафосно и дорого, хоть и живописно. Советую летом делать паузу в кафе Tramontana , там еще пляж отличный с бесплатными лежаками. Мы же в Морине притормозили на 5 минут, чтобы посидеть на лавочке с видом на залив

РИСАН
Этот город обычно туристы пропускают, а вы только взгляните на улочку, вымощенную из речной гальки! Она самая старая в Рисане, поговаривают о 12 веке постройки. Уходит ввысь от рынка. Когда-то на ней торговали солью, отчего называли Габела (с итал. - акцизный сбор на соль). По бокам улицы расположилось три десятка дворцов, почти все заброшены. В отличие от Котора, Будвы и Пераста, этот город попал на два столетия под Османскую власть.

Пройдя 50 м по Габеле, справа увидите арку, пройдите до заброшенного дворца Ивеличей - фамилии, известной в Российской империи, многие были генералами, капитанами. Самый известный - Марко Ивелич пришел на службу к графу Орлову, стал сенатором России.

Дворец заброшенный, вроде как хотели забрать польские археологи и восстановить, но пока не судьба... Рядом обратила внимание на двери в соседний дом, якорь говорит о присутствии моряка

Что еще посмотреть в Рисане? В центре стоит православная церковь Св. Петра и Павла. Ее строили почти 2 столетия, последний архитектор итальянец погиб в храме, на него обрушилась часть свода. Иконостас заказывали в России, в городе Козлове, а оклады для икон делали венецианские мастера.

Прогулявшись еще пару минут, вы попадете к Римским мозаикам 2 века н.э. Вход - 3 евро, дают брошурку на русском о достопримечательности. Римские мозаики и развалины были открыты в 1930 году, это бывшая вилла знатного горожанина. Сейчас выставлено 5 мозаик, на реставрации еще 2. Прочла в новостях, что скоро будет позволено делать венчания на римских мозаиках. Получить дополнительную информацию можно тут - [email protected]

В Рисане есть пляж, правда, вторую половину лета он цветет...

У церкви Св. Николая в центре города (1 евро), чтоб увидеть крыши города
- Посетить музей города и найти картину, как капитан Марко Мартинович обучал морским наукам русских бояр, присланных Петром I. История говорит, что из 17 человек никто в море работать не стал, но это явно побудило батюшку-царя на создание собственной Морской школы, на подобии венецианских или голландских.
- Погулять по лестницам поперек города, можно забраться к православной церкви, там красивые виды

В музее Пераста несколько этажей и комнат - одежда моряков, оружие, медали и грамоты, предметы интерьера дворцов.
Вход - 2,5 евро. Мне экспозиция понравилась. Но для начала советую прочесть книгу "Второй арап Петра великого" Дмитрия Чегодаева , чтобы познакомиться с историческими персонажами и событиями
здесь .

Если вы присмотритесь к рукописям - они сделаны на итальянском языке, 5 веков при Венецианском и Австрийском правлении в Которской бухте официальным языком был итальянский. Как они сохранили сегодня сербский - вопрос... То ли "спасибо" родителям, то ли из-за миграции людей. Мне сказали в музее, что все 12 знатных семей Пераста не оставили в 21 веке потомков, их дворцы то ли брошены, то ли проданы другим людям. В последствии с гор к морю спустились черногорцы и герцеговинцы, привнеся сербский язык

Вот этот макет дворца епископа можете увидеть в натуральную величину, даже пробраться через забор сможете:)

Маршрут по Которской бухте можно смело разбить на 2 дня, а в пик летнего сезона лучше выезжать после обеда, чтобы не было пробок у Котора и ушли круизные лайнеры с десятком тысяч людей

Закончу пост красочной фотографией из Пераста. Мне кажется, что весь Бока-Которский залив создан для Инстаграма и творческих людей. Желаю вам прияных путешествий по бухте, это будет любовь с первого взгляда!

В это путешествие планы были проехать «немного дальше» в Евразию от практически самой восточной точки до самой западной. Идея этого маршрута была задумана после путешествия в 2011 году, когда мы проехали от Японского моря до Северного моря в Нидерландах и Бельгии. В этом же году продвинулись до Атлантического океана на мыс Рока в Португалии. Итак, все по порядку.

24.01.2018 40056 242


Но просто Турции мне было мало. А если ехать вокруг Черного, то под удар попадают и Болгария, Румыния, Молдавия. Блин, ну а потом Украину надо обходить, а это и Венгрия, Чехия, Польша. А если идти вокруг, так может взять западнее и ударить по Греции, Черногории, ну а там и Италия рядом. А над ней Швейцария. И понеслось. И понеслось. Да так, что стран вышло 17.


После холодной сибирской зимы 2017 года, наступила чуть менее холодная весна. Всем сразу захотелось погреться на море. Прошедшие, с нашей последней поездки по трем Закавказским странам, десять месяцев, намекали на то, что давно бы пора съездить в отпуск. К сожалению, горячую путевку, ни в какой Таиланд, в этот раз словить не удалось. А отдавать за тур 130000 рублей на 10 дней, в формате ВВ, как-то сильно не хотелось. Поэтому наши взоры были обращены в сторону западных морских курортов. Случайно на глаза попадается достаточно выгодное предложение от авиакомпании S7 по Черногории. Немного поразмыслив, мы решаем провести пару отпускных недель в этой европейской стране. Авиаперелет из Кемерово в Тиват и обратно обходится на двоих взрослых и двоих детей (6 и 9 лет) всего в 69 тысяч рублей. Тариф «Эконом базовый» без багажа, но с ручной кладью по 10 кг на каждого пассажира, чего вполне хватает для необходимых на отдыхе вещей. Для сибиряков, учитывая два перелета в сумме по 8 часов каждый, это очень выгодный вариант.


Оформили болгарские визы, срок около недели, (70 евро - взрослая; 35 евро - детская; включая медицинское страхование), грин-карта (около 30 евро). Прошерстив интернет и взяв во внимание рассказы друзей, зарезервировали на сайте booking.com апартаменты в г. Жабляк (на 2 суток по 35 евро/сутки), в г. Котор (на 3 суток по 30 евро/сутки).


Расскажу про 3-дневную экскурсию по Черногории на прокатной Mazda2 в сентябре 2016 года. Машину я бронировал заранее в известной прокатной фирме в Будве и получил почти то, что ожидал: Mazda2 1.5 МТ 2015 года без дефектов, без неисправностей и БЕЗ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА. Отсутствие запаски для нашего маршрута было неприятным сюрпризом, Я попросил менеджера дать другую машину, неважно дороже или дешевле, но с запаской, чего сделать он в этот день не смог, типа все расписано. Ну что - смотрю с унынием на маленький баллончик с химией, который заботливо положили в нишу для докатки и в путь. Все время поездки, а особенно ночью, на горной дороге в голове эта мысль: «Быть аккуратнее, объезжать камни, мы без запаски». Сама Mazda2 управляется блестяще, а после рестайлинга получила новый интересный дизайн и хороший для компактной машины уровень комфорта. Для удобства страта в горку встроена «противооткатная» система. С чем же связано, что у нас Mazda2 не прижилась?


Краткие выводы: Балканы - регион, как будто специально созданный для путешествий. Очень красивая и разнообразная природа, сосредоточенная на относительно небольшой территории; тёплый климат и море; адская смесь культур и вер; богатая история; вкусная и недорогая (по сравнению с западной Европой) кухня; дружественное отношение к россиянам и близкий для понимания язык (кроме Албании) делают отдых на Балканах насыщенным и незабываемым. Мы с огромным удовольствием снова приедем туда и, может быть, не один раз.


Отпуск на июнь намечался относительно большой для нас - 3 недели, в связи с чем было решено ликвидировать эту топографическую несправедливость и прокатиться по бывшим федеративным республикам Югославии. Я понимал, что даже 3 недель не хватит, чтобы более-менее обстоятельно увидеть все 6 молодых государств, образовавшихся после распада СФРЮ. Однозначно хотелось познакомиться с братской Сербией, отдохнуть 3-4 дня на море в Черногории, обязательно посетить загадочную Боснию и Герцеговину, ну а дальше как получится. При этом такие транзитные шенгенские страны как Польша, Словакия и Венгрия тоже не хотелось бы пролететь не глядя, без остановок.