Регулярные перевозки пассажиров под видом заказных. Что спасёт пассажиров от нелегальных маршруток. Перевозка пассажиров заказным автобусом

Правительство РФ предлагает исключить возможность осуществления перевозки пассажиров и багажа автотранспортом и городским наземным электрическим транспортом в уведомительном порядке без получения лицензии. С этой целью планируется 1 установить запрет на перевозку без лицензии пассажиров и багажа транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек и внести изменения в ст. 1, ст. 12, ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – закон о лицензировании).

Дело в том, что деятельность по регулярным перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, подлежит лицензированию (п. 24 ч. 1 ст. 12 закона о лицензировании), а осуществление предпринимательской деятельности по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом по заказу носит в настоящее время уведомительный характер (п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Каким образом в целях налогообложения прибыли организаций и НДФЛ учитываются выплаты сотруднику за использование им личного автомобиля в служебных целях при отсутствии договора аренды? Ответ на этот и другие вопросы можно найти в «Базе правового консалтинга» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Поэтому перевозчики для избежания исполнения лицензионных требований подают заявления об аннулировании действия лицензии и переходят к осуществлению, по сути, регулярных перевозок под видом заказных.

Также предлагается их наказывать за непредставление сведений, необходимых для ведения единой автоматизированной информационной системы техосмотра.

В настоящий момент за неуплату штрафа может быть назначен в том числе административный арест на срок до 15 суток.

На эти средства было отремонтировано свыше 1 тыс. км дорог.

С начала текущего года в России зарегистрированы более 1 тыс. нелегальных перевозок пассажиров без разрешения.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2017. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Перевозка пассажиров различными видами транспортных средств должна осуществляться на основании разрешительной лицензии.

Чтобы получить лицензию компания – перевозчик должна иметь определенный набор транспортных средств, достаточное количество квалифицированных водителей и дополнительного персонала, а так же предоставить в контролирующую организацию набор документов, подтверждающих все основные факторы.

Существует ли ответственность за отсутствие лицензии, и какое наказание предусмотрено законами, читайте далее.

Что относится

Чтобы перевозка не считалась незаконной, требуется одновременное выполнение следующих условий:

  • организация – перевозчик обязана иметь лицензию за занятие предпринимательской деятельностью, связанной с пассажирскими перевозками. Выдачей разрешений занимается Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, а точнее региональные подразделения этой организации, которые имеются в каждом областном центре РФ;

Чтобы получить лицензию компания или индивидуальный предприниматель (физическое лицо не может получить разрешение ни при каких условиях) должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым законодательными актами РФ к организациям, осуществляющим перевозки людей.

  • перевозка, осуществляемая по предварительному заказу, должна производиться на основании письменного договора фрахтования, заключенного между организатором перевозки и пассажиром. Исключение составляют легковые такси, при заказе которых договор фрахтования может заключаться в устном виде;

Приложением к договору аренды транспортного средства являются: путевой лист с указанием маршрута движения, список пассажиров, документы об оплате и так далее.

  • если перевозка является регулярной, то в дополнение к основным документам должно быть приложено согласование маршрута, выписанное Департаментом транспорта.

При согласовании маршрута с региональными властями каждому транспортному средству предоставляется номер, а водителю маршрутная карта, которая четко определяет время отправления из начальной точки маршрута, время прибытия в промежуточные пункты, указанные как остановки, время прибытия в пункт назначения.

Водителю так же предоставляется информация об опасных местах в пути следования, о размещении пунктов питания и отдыха пассажиров, о наличии заправочных станций и лечебных учреждений.

Для пассажира

Для пассажира, пользующегося услугами незаконных перевозчиков, последствия могут наступить в виде:

  • неполучения комплексной услуги, предусмотренной договором фрахтования. Как правило, при выявлении правонарушения транспортное средство задерживается, что приводит к невозможности дальнейшего передвижения людей и доставки их в оговоренный пункт назначения;
  • задержек в доставке. Данный аспект особенно важен при использовании регулярных перевозок, совершаемых по заданному маршруту;

При заключении фиктивного договора аренды транспорта компания не несет ответственности за своевременную доставку людей в пункт назначения и доказать обратное обстоятельство в суде, с целью взыскания компенсации, будет невозможно.

  • морального и материального ущерба. Нарушение правил перевозки людей может повлечь не только наличие материального ущерба, но и причинение вреда здоровью.

Читайте также: Заявление о признании иска ответчиком образец

Официальные перевозчики обязаны производить страхование пассажиров, что влечет выплату определенной денежной суммы при наступлении страхового случая.

Нелегальные перевозчики договоров страхования не заключают, следовательно, взыскать сумму ущерба за причинение вреда здоровью или при порче имущества пассажира невозможно.

Легализация деятельности перевозчиков одинаково выгодна и компаниям, и пассажирам. Организации могут свободно заниматься своей деятельностью, не боясь наступления негативных последствий, а пассажиры получают максимум комфорта и безопасности.

Про пассажирские междугородние перевозки на микроавтобусе смотрите на странице.

Образец заполнения заказ-наряда на перевозку пассажиров есть по ссылке.

Штраф за незаконную перевозку пассажиров

Законом установлены определенные требования к такси, среди которых обязанность осуществлять перевозку пассажиров только при наличии соответствующей лицензии. Такой разрешительный документ выдается компании только после ее проверки Федеральной службой по надзору в сфере транспорта на предмет ее соответствия всем требованиям законодательства.

Чтобы избежать необходимости подготовки всех документов, многие компании работают без лицензии. Это касается и частных перевозчиков, которые не торопятся оформляться в качестве индивидуальных предпринимателей, предпочитая таксовать и не платить за это никаких налогов.

Почему нелегальное такси пользуется популярностью?

Такси – это неисчерпаемый вариант заработка, который позволяет водителю буквально за пару часов заработать немного денег для своей жизни. С первого появления, эта услуга пользуется большой популярностью у населения, ведь такой вариант передвижения по городу очень удобен. В отличие от обычного общественного транспорта, передвигающегося по строго составленному для него маршруту, автомобиль может довести клиента прямо до подъезда, обеспечив высокий комфорт пассажира на протяжении всей поездки.

Такая популярность такси у населения обусловила его притягательность для водителей. В особенности для тех, кто предпочитает неофициальный заработок, так как такой вид дохода приносит гораздо больше прибыли, чем обычный официальный труд.

Водители, таксующие без лицензии, не пользуются счетчиками, а договариваются с пассажирами о стоимости своих услуг.

Основная опасность использования нелегального такси – несоответствие автомобиля требованиям законодательства. Закон о такси предусматривает штрафы за нелегальную перевозку пассажиров, так как это может негативным образом сказаться на безопасности пассажира.

Что делать, если незаконная перевозка пассажиров была обнаружена?

Сотрудники дорожной инспекции постоянно проводят проверки для выявления незаконных пассажирских перевозок без лицензии. По требованиям законодательства, этот документ необходим для осуществления нескольких видов пассажирских перевозок:

  1. Передвижение водными видами транспорта.
  2. Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом.
  3. Передвижение на автомобиле, если он вмещается более восьми человек.
  4. Перевозка пассажиров на легковом такси.

Перевозка пассажиров без лицензии наказывается штрафом, который накладывается на нескольких лиц:

  1. На водителя, который нелегально перевозил пассажиров.
  2. На лицо, которое допустило такую перевозку пассажиров.
  3. На организацию, не имеющую лицензии на осуществление такого вида деятельности.

Если в ходе повторной проверки снова будет выявлено такое же нарушение законодательства, помимо штрафа допускается конфискация транспортного средства.

Какой штраф за нелегальное такси для частных перевозчиков?

На данный момент, за нелегальное такси без соответствующей лицензии действует штраф в размере 5 тысяч рублей. В зависимости от региона сумма штрафа может меняться и достигать до 10 тысяч рублей (максимальная сумма штрафа действует в Москве).

Если автомобиль, который осуществлял незаконную перевозку пассажиров, не имеет никаких опознавательных сигналов (наклеек шахматной расцветки), водитель привлекается к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 тысяч рублей.

Если водитель, осуществляющий перевозку пассажиров, после приема денежных средств, не выдал кассовый документ, подтверждающий оплату своих услуг, он также может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в 1 тысячу рублей.

Если лицо, управляющее легковым транспортным средством, незаконно использует атрибутику такси, он привлекается к ответственности в виде штрафа в 5 тысяч рублей.

Наказание за перевозку пассажиров без лицензии для организаций

Организации, которые осуществляют перевозку пассажиров, не имея на это соответствующего разрешения, привлекаются к штрафам в других размерам.

За отсутствие информации в салоне авто о правилах работы такси, должностное лицо должно уплатить штраф в размере 10 тысяч рублей. Организация привлекается к ответственности в виде штрафа в 30 тысяч. Аналогичные штрафы установлены и для случаев, когда пассажиру не выдается чек или любой другой документ, подтверждающий оплату услуг такси.

Если автомобиль, используемый для перевозок, не оборудован опознавательными сигналами (фонарями или цветографическими схемами), организация обязана уплатить штраф в размере 50 тысяч рублей. Должностному лицу за такое же наказание придется оплатить 10 тысяч рублей.

Как избежать ответственности за перевозку пассажиров без лицензии

Сейчас избежать ответственности за нелегальную перевозку пассажиров можно только следуя требованиям законодательства. Чтобы таксовать, водителю потребуется:

  1. Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
  2. Купить соответствующую лицензию.
  3. Установить на свой автомобиль все необходимые аксессуары.

Если перевозка пассажиров - это основной вид предпринимательской деятельности, лучше выбрать упрощенную систему налогообложения.

Вся процедура по легализации предпринимательской деятельности занимает минимум времени и потребует расходов в размере до 30 тысяч рублей.

Архив новостей

Архив прессы

Госдума обязала лицензировать автобусные перевозки

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, запрещающий автобусные перевозки без лицензии . В течение 120 дней с момента вступления закона в силу все юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозками пассажиров, обязаны получить лицензию.

Также документ предусматривает оснащение всех транспортных средств тахографами , показания которых смогут проверить органы госконтроля.

Нововведения касаются транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т и числом сидячих мест более восьми. Закон не коснется транспортных средств пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, ФСБ, ФСО, Вооруженных сил, Росгвардии, Следственного комитета, а также перевозок без использования автомобильных дорог общего пользования.

Требования к междугородним автобусным перевозкам было решено ужесточить в 2017 году после ряда крупных аварий. Самыми распространенными причинами ДТП тогда назвали как переработки водителей, так и нарушения ответственных за безопасность на транспортных предприятиях. Лицензирование поможет отслеживать такие случаи. Кроме того, эта процедура позволит приостановить деятельность перевозчиков-нарушителей, а не просто выписать им штраф.

Прежде всего, перевозки снова станут лицензируемыми - законодатель отказывается от уведомительного характера деятельности. Таким образом, при обязательном лицензировании заказных перевозок водители обязаны проходить каждый день медицинское обследование, соблюдать график движения и предоставлять все необходимые документы на транспортное средство.

Также все транспортные средства должны быть оснащены тахографами.

Как сообщает пресс-служба депутата ГД Сергея Тена, этим законопроектом вносятся изменения в целый ряд действующих законов: «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О безопасности дорожного движения», «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

– Основная цель закона – качественно повысить безопасность дорожного движения, учитывая, что пассажирские перевозки, к сожалению, являются одной из чувствительных в этом отношении сфер. За последние годы мы видим существенное снижение показателей количества ДТП и смертности в них. К примеру, за 2017 год показатель смертности на дорогах снизился на 6% по отношению к 2016 году, а по отношению к 2012-му – более чем на 30%. Вместе с тем работы в этом направлении предстоит еще сделать много, трагические случаи с большим количеством жертв пока что, к сожалению, случаются регулярно. Лицензирование в этом отношении выступает действенным инструментом государства по контролю и наведению порядка в данной сфере, – отметил Сергей Тен.

Действующее законодательство разделяет перевозки пассажиров автобусами на регулярные перевозки и перевозки по заказу. Оно уже предусматривает лицензирование деятельности по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя. Принятый законопроект вносит изменения в эту норму и обязывает перевозчиков получать лицензию даже для перевозок по заказу или для собственных нужд, что позволит уменьшить количество злоупотреблений и снизить риски для жизни и здоровья людей.

– Норма не должна повлиять на стоимость проезда в общественном транспорте, поскольку регулярные перевозки, как я уже сказал, и так подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем это позволит вывести из тени незаконный рынок пассажирских перевозок, который, пренебрегая безопасностью наших граждан, работает на собственную выгоду. После принятия законопроекта недобросовестные перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки под видом заказных перевозок или перевозок для собственных нужд, больше не смогут прикрываться трудной для практического контроля Ространснадзора нормой, – отметил депутат.

Таким образом, заявил Сергей Тен, принятие этого законопроекта – это еще один шаг на пути к достижению целей «Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы», утвержденной в январе этого года. Задача Государственной думы, правительства России, гражданского общества – снизить аварийность и травматизм на автомобильном транспорте настолько, насколько это возможно.

Обстоятельства столкновения маршрутки с автобусом 5 октября в Тверской области показали, насколько важно усилить контроль за перевозками всех статусов. Авария, в которой, по предварительным данным, погибло 13 человек, ещё раз напомнила - закон о возвращении лицензий для частных перевозчиков жизненно необходим.

Виновник оказался нелегалом

Рано утром 5 октября на дороге вблизи села Некрасово Тверской области крупная авария. Микроавтобус Ford Transit выехал на встречную полосу и на полном ходу влетел в рейсовый автобус ЛиАЗ. В ДТП погибло 13 человек, включая шофёра маршрутки. При этом повезло, что автобус шёл практически пустой и основной удар пришёлся на место водителя, но мужчина выжил.

Фото: УГИБДД России по Тверской области

Вскоре выяснилось, что маршрутное такси работало нелегально. «Это частная компания, которая осуществляет незаконные пассажирские перевозки под видом заказных», - сообщил журналистам губернатор Тверской области Игорь Руденя .

Лицензии для частников вернутся

Такие ДТП уже давно перестали вызывать удивление. После того как в 2012 году были упразднены лицензии для заказных и частных перевозок, количество аварий с участием автобусов постоянно растёт, сообщал Минтранс. Статистика Госавтоинспекции это подтверждает: в 2015 году по вине водителей автобусов произошло 4996 аварий, в 2016-м - 5294, в 2017-м - 5608. А с начала 2018 года в России произошло уже 3632 аварии. Правда, в данных ГАИ не указаны характеристики виновников аварий: были ли это нелегальные перевозчики или водители рейсовых автобусов, неизвестно.


Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Но факт, что на российский дорогах курсируют пиратские рейсы, неоспорим. Лицензия обязывает перевозчиков соблюдать массу правил: содержать помещения для ремонта и техобслуживания транспорта, проводить медосмотр водителей перед рейсами и следить, чтобы они не нарушали Правила дорожного движения, устанавливать на автобусы тахометры и системы ГЛОНАСС и прочее. Чтобы избежать всего этого, недобросовестные компании стали попросту отказываться от лицензий и совершать регулярные перевозки под видом заказных.

В прошлом году законодатели пришли к выводу, что нужно лицензии для абсолютно всех перевозок восьми и более пассажиров. ИП и юрлица будут обязаны получать лицензии, если возят людей по заказу или для нужд компании. Соответствующий законопроект, разработанный Минтрансом, вошёл в число приоритетных на осеннюю сессию. В планах Госдумы рассмотрение документа было намечено на октябрь этого года. Как сообщил «Парламентской газете» глава думского Комитета по транспорту и строительству , второе чтение законопроекта должно состояться уже на следующей неделе.

Как выявить нелегала

Надо признать: полулегальные рейсы на микроавтобусах пользуются спросом среди россиян. Потому что они лучше удовлетворяют постоянно меняющийся спрос, пояснил председатель Союза пассажиров Кирилл Янков . И дело даже не в более низких ценах, а ведь такие перевозчики экономят на содержании транспорта и водителей, так что могут позволить себе демпинговать. Микроавтобусы более мобильны, они могут ездить чаще и останавливаться по требованию.

«Поэтому и нужно, чтобы контроль усиливался за любыми перевозчиками независимо от их статуса. А в этом пока проблема», - сказал Кирилл Янков «Парламентской газете».

В то же время возвращение лицензий не представляется эксперту панацеей: «Не факт, что наличие лицензии будет гарантировать контроль технического состояния транспортного средства и состояния водителя. Кроме того, на дороге всегда есть вероятность ДТП, даже если водитель соблюдает все правила движения, как это делал шофёр ЛиАЗа».


Кирилл Янков. Фото: ПГ / Михаил Нилов

Пассажирам, которым небезразлична собственная безопасность, можно дать один совет: предпочитать легальные рейсы. Как же определить добросовестного перевозчика? «Если автобус ходит по расписанию и отправляется с автовокзала, то есть большая вероятность, что компания контролирует соблюдение всех требований в отношении транспорта и водителя. Если же автобус отправляется не с автовокзала, его нет в расписании, он собирает пассажиров по городу - уверенность в качестве обслуживания намного ниже», - посоветовал Кирилл Янков.

К сожалению, количество аварий по вине водителей пассажирского транспорта по-прежнему растёт. Об этом свидетельствует статистика Госавтоинспекции за 7 месяцев этого года: по вине водителей автобусов произошло 3 141 ДТП. Это на 3,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В них погибли 116 человек, что на 20,5% меньше. Получили ранения 4 667 человек.

В наш просвещённый век подобных аварий не должно быть. В связи с этим Госдума на пленарном заседании приняла законопроект, который возвращает ранее отменённое лицензирование автобусных перевозок. Его главная цель – противодействие незаконным регулярным перевозкам пассажиров, которые выполняются под видом заказных. Под действие закона подпадают автобусы, микроавтобусы, городской наземный электрический транспорт, который перевозит более 8 человек.

Сергей Бидонько, заместитель председателя Комитета по транспорту и строительству, федеральный координатор партпроекта «Единой России» «Безопасные дороги» комментирует данный документ.

– В своё время, в целях снижения нагрузки на бизнес, заказные перевозки автомобильным транспортом были отменены для лицензирования. Перевозчики моментально стали уходить с регулярных маршрутов и осуществлять перевозки под видом заказных со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, из-под лицензионного контроля выпало огромное количество перевозок.

Однако привлекать к ответственности таких нарушителей крайне сложно. В наш Комитет поступило большое количество предложений из регионов на эту тему. Особенно остро эта проблема стоит в крупных городах, где развита маятниковая миграция. Кроме того, не секрет, что водители, работающие на таких перевозках, практически живут в автомобиле, отдыхом многие пренебрегают и часто засыпают за рулём.

Обращая внимание на возникшую проблему, Президент России Владимир Путин 17 декабря 2016 года поручил Правительству срочно обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих обязательное лицензирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по всем видам перевозок пассажиров автомобильным транспортом, включая случаи, когда такая деятельность осуществляется по заказу. Комитет по транспорту и строительству одобрил правительственный законопроект, разработанный в рамках этого поручения. Таким образом, в законодательное поле возвращается федеральный закон о лицензировании, отменённый в 2011 году.

Теперь получение лицензии предполагает соблюдение перевозчиком определённых требований – наличие в авто системы ГЛОНАСС, проведение регулярного медицинского осмотра водителей, своевременное проведение техосмотра. Документ обяжет водителей транспортных средств, с массой более 3,5 тонны и в которых установлено более восьми пассажирских мест, оснастить свой транспорт тахографом. Несоответствие какому-либо пункту может стать причиной отказа в выдаче лицензии.

Уверен, что лицензирование позволит повысить безопасность на дорогах, а требования, предъявляемые к перевозчикам, приведут к сокращению количества ДТП. Считаю, что на стоимости проезда в общественном транспорте принятие этого закона никак не скажется.