Путешествие в монголию. Путешествие в Монголию, только позитивные впечатления! Впечатления о верхней монголии

(Фильм Сальвадора Дали "Впечатления из Верхней Монголии" 17 апреля в книжном магазине "Додо" на Солянке)

Фильм красивый, для 1970-х годов необычайно современный и подтверждает мою недавнюю догадку: Дали, который почему-то в России считается эталонным сюрреалистом, никакой на самом деле не сюрреалист (с этим движением он порвал ещё до войны), а один из первых настоящих постмодернистов. Оценивать его по критериям модернизма - заведомо бить мимо цели.
Но даже зрителя двадцать первого века Дали удаётся поддеть на крючок. Зритель нашего поколения готов после 20 минут просмотра с радостью ("вау!") опознать хорошо знакомый ему жанр мокюментари - но в финале Дали (100% натуральный) с обезоруживающей откровенностью сообщает: я вас надул, все эти галлюцинаторные образы - лишь мох на стенах старинного замка и трещины красочного слоя на картинах Вермеера. И оказывается, что никакое это не мокюментари, а просто эссе об искусстве и о границах познания. А впрочем, уже в тот момент, когда где-то в середине фильма Дали заявляет, что его творчество целиком вдохновлено наркотическими грибами из Верхней Монголии, это настолько явный трэш, что зритель должен бы догадаться, что к чему. Дали весело упреждает суждения обывателей (мол, "что этот Дали курил, чтобы такое понарисовать?") - это проделка того же рода, что "психоаналитический" комментарий в финале "Чёрного принца" Айрис Мёрдок, пародия, призванная сбить спесь с глубокомысленного читателя/ зрителя, воображающего, что уж он-то всё понял.
Культурологическая плотность фильма - на грани нейтронной звезды. Мифическая Верхняя Монголия - злая пародия на Шамбалу Рериха (и насколько же скучен и бледен на этом фоне Рерих!), но и на средневековые европейские мечты о Царстве Пресвитера Иоанна (коррозия на авторучке, на которую якобы пописал Дали - отсылка к упомянутому в "Письме Пресвитера Иоанна" крокодилу, который сжигает деревья своей мочой), и на актуальное для 70-х увлечение психоделикой. Кадр, где Дали пишет портрет себя, пишущего портрет Гала, которая в свою очередь отражается в зеркале - разумеется, не просто комментарий к собственной картине, но ещё и цитата из "Менин" Веласкеса, одного из любимейших художников Дали. И ещё много чего.
Однако эта плотность наводит на невесёлые мысли о судьбе эрудита в XX в. XX в. - век по своим настроениям антикультурный. Одни желали сбросить бремя культуры ради ускорения темпов прогресса, другие - ради возврата к природности и естественности, третьи - "потому что нельзя писать стихи после Освенцима". А что делать тому, кто не хочет сбрасывать этот багаж с плеч? Да и захочет, не сможет, потому что для него это не бремя, а акваланг с кислородом? Вот и оказывается, что единственный выход для него - стать постмодернистом.
В этом отношении Дали сродни Толкиену и Умберто Эко. Все трое - люди колоссальной, чуждой их эпохе элитарной учёности, которая оказалась в XX веке ненужна и подозрительна для интеллигенции, и все трое нашли живейший отклик в массовой культуре. Но Толкиен сыграл этот сценарий как трагедию, Эко играет его как экзистенциалистскую драму абсурда, а Дали сыграл его как комедию. И, по-видимому, получал удовольствие.

Добрый день. Живу в Хакасии, до границы с Монголией 600 км, до ближайшего города 720. Поэтому мы на майские праздники рванули буквально на недельку. Добрались без проблем. Пропускной пункт Хандагайты - мегареспект, все культурно и вежливо. Ехать собрались до города Улангом - 28 тыс. населения.
Гостиница 1500 сутки - номер на троих! Еда недорогая, есть много незнакомых блюд. Очень много облепихового сока, тоже новинка, у нас нет. Мясо все жесткое, но дешевое, лучше покупать Буузы в цайных, кстати к Цаю быстро привыкаешь, особенно в кафешках где его делают нормальным. Были на озере Хяргыс Нуур, и на Убр-нуур, огромные озера, на берегах сафари - куча непуганной дичи, много яков, гусей, цапель и т.д. Имелся рускоговорящий гид, ну а так лучше знать основы английского языка и иметь русско монгольский разговорник. Гуляли по городу ночами, очень безопасно, все здороваются, приглашают в гости, куча улыбок. В общем очень позитивно скатались, если будут вопросы отвечу с удовольствием.

Когда-то в Улангоме стояла небольшая воинская часть советской группы войск. Часть была небольшая, так как направление было не "танкоопасное". Скажу так, что в том районе служба у офицеров была как на курорте: охота, рыбалка. Управление армии далеко - пока долетят можно несколько раз порядок навести. А отдыхать там действительно одно удовольствие. Конечно, за 20-ть с лишним лет, когда советские специалисты ушли из МНР, язык многие подзабыли. Но в своё время даже в таких небольших поселениях на русском разговаривало до 50% населения. Даже если не найдётся гида, всегда можно найти местного жителя, который с удовольствием расскажет и покажет заповедные места. Ну и в Улангоме открыли представительство Республики Тыва. Поэтому, даже если возникнут проблемы, то через них можно это всё решить. Для любителей отдыха на природе - замечательное место. :hlopaet:

В 2007 году мы также из Хакассии ездили в Монголию. Хоть и взаимоотношения (на государственном уровне) были никакие, но монголы прекрасно помнят доброту и помощь СССР для становления ихнего государства. Проезжали мы и Улангом, также были на озёрах. Ели гусей, цапель, мясо яков и конину. Кстати, большинство жителей (среднего возраста) сносно говорят по русски, а понимают вообще, 100-процентно. Запомнилось их отношение к СССР, и к нам (бывшим совьетико) - тёплое, радушное, почти родное. Они тогда про Россию вообще не говорили, а называли нашу страну по-старому - Советский Союз.
Никакой бедности, или тем более нищеты, мы не видели. Это нормальный образ жизни монгольского народа. Если семья оседлая, то они живут в доме, квартире как обычные сельские люди в любой стране. Если же семья кочует, имеет свой скот, пастбищные наделы, то и образ жизни соответственно кочевой. Отсюда, национальное жильё, одежда, пища... Поэтому не стоит боятся ехать в Монголию на сафари. Просто нужно определиться, с какой целью, и куда можно направиться в Монголии, в степь, или в город-село?

— Мысль о поездке в Монголию возникла после того, как побывали там наши весьма привередливые приятели. Обычно они останавливаются в гостиницах не ниже 4 звезд, а тут вдруг Монголия! Жили в юртах, были на Хубсугуле уже три раза раза и о путешествиях рассказывают всегда с восторгом. При этом тогда еще была виза — три тысячи рублей. Мне безумно жалко было платить 12 000 на мою семью, а в этом году визы отменили, и мы решили отметить мой день рождения в Монголии, потому что отдых в любимом многими Таиланде стал очень дорог.

Как оказалось, информации о поездках в Монголию очень и очень мало. Где останавливаться? Что посмотреть? Какие нюансы при пересечении границы? Информацию буквально по каплям собирала. Самым важным посчитала размещение. Им в первую очередь и занялась. Выбор весьма и весьма небогат. Из наиболее известных — база «Край земли» и «Серебряный берег». Обе находятся рядом. «Край земли» привлек наличием благоустроенных номеров, которыми мы все-таки не воспользовались. Но отдельно стоящими благоустроенными туалетами, умывальниками и душевыми кабинами пользовались на полную катушку. Не бронировали базу через известные сайты лишь потому, что на них просто нет никаких предложений по Хубсугулу. К слову сказать, погоду в данном месте тоже не так легко узнать в интернете. Приложение в телефоне не может найти ни озеро, ни поселок Ханха, но утверждает, что Ханха — это город в провинции Чай-Нат Таиланда.

Итак, нас собирается большая компания — 9 взрослых и 6 детей, самому младшему нет и года. Планируем ехать на 4 машинах. Семейной паре из двух человек я бронирую 3-местную юрту (800 рублей с человека за ночь). Двум семьям из 2 взрослых и 2 детей по 4-местной юрте (700 рублей с человека). При этом оплата только за взрослых. Детям до 7 лет бесплатно. Четвертая юрта моя — на компанию из 3 взрослых и 2 детей.

Итак, в начале мая все забронировано. К концу месяца оплачено 20% от заявленной суммы. Остальное на базе. Выезжаем 2 июля, возвращаемся 6-го. Что брать? Что покупать? Какие продукты-вещи? Читаю таможенные правила: запрещено к ввозу сырое мясо, а на месте можно купить только баранину и мясо яка. А мы же как-то больше привыкшие к свинине в шашлыках. Далее — можно провезти 1 литр крепкого и до 5 литров некрепких напитков. Рекомендую взять овощи и фрукты, этого там вообще нет. Забегая вперед скажу, что еще очень пригодились кухня-палатка, туристические стулья и столы, в общем, снаряжаться нужно как на Байкал — не ошибетесь!

Отправились в путешествие мы в 7 утра. Первая машина ушла далеко вперед из-за появления у нас непредвиденных обстоятельств. Переписываемся посредством смс-сообщений и приложений, узнаем, что на посту в районе поселка Шалуты, где собирают деньги за проезд в Аршан, у друзей спрашивали загранпаспорта. Дабы удостовериться, что они действительно в Монголию, а не в Аршан. У нас тоже спросили паспорта, но смотреть не стали.

Теперь немного цифр. Расстояние от Иркутска до озера Хубсугул — около 330 километров. Ехать нужно до поселка Монды, дорога асфальтированная. От поселка до границы примерно 10 километров. Необходимо сделать полную заправку машины в Култуке и дозаправиться в Кырене. В Мондах заправка негарантированная. Так пишут. Но мы заправились там, в Мондах. На Хубсугуле заправиться можно только в поселке Ханх, но только дизтопливом и бензином А-80. От границы до Ханха 22 километров гравийной дороги.

В Мондах на КПП забирают паспорта минут на 10. Там, на границе, мы познакомились с огромным полчищем паутов, поэтому спреи нужно брать обязательно. Колонны машин пропускают по очереди. Сначала с одной стороны границы, потом с другой. Время прохождения у нас получилось 2—2,5 часа. Водители заполняют декларации, если везут что-то тяжелое, более 50 килограммов. Мой муж заплатил пошлину в размере 70 рублей — ее оплачивают все водители. Пассажиры заполняют декларацию, если везут что-то подлежащее декларированию, на границе скажут об этом.

На монгольской границе заполняли регистрационный лист. Водитель дополнительно заполняет листок, в котором ставят отметки таможня и пограничники. Вам все расскажут и покажут. КПП на границе работает с 9 до 17 часов без выходных.

Вот мы и в Монголии, отъезжаем от границы, и тут же какое-то КПП со шлагбаумом. Люди в форме собирают по 100 рублей со взрослого за посещение нацпарка. Если на обратном пути не предъявите квитанцию, то снова придется платить. Еще один немаловажный момент — регистрация. При въезде или выезде нужно зарегистрироваться в администрации поселка за 170 рублей с человека.

При обмене мнениями с другими путешественниками на Хубсугул выясняется, что кто-то платил и за детей тоже. Кто-то платил не 170, а 300 рублей. В общем, ясности по этому вопросу никакой.

От границы идет гравийная дорога, ближе к поселку видим указатели с названием нашей базы и вот мы уже перед воротами. Какое-то время ищем администратора и идем знакомиться с местом размещения. И тут выясняется, что с тремя юртами все в порядке, а четвертая юрта — какая-то юрта Хана. Идем смотреть. Это самая крайняя юрта, уединенная, со своей территорией. В ней огромная 2-спальная кровать, раскладывающийся диван, стол со стульями, шкаф с вешалками, две тумбочки, два комода, печка, обогреватель. В юрте 4 розетки. В обычных юртах тоже печь и обогреватель. Про эту юрту нас никто не предупредил, а стоит она 4000 рублей в сутки — мы как-то не рассчитывали на такие деньги. Но в процессе оплаты нам говорят, что это с двоих взрослых 4000 рублей, а еще за третьего 1500 в сутки доплатите, в итоге сошлись на 4000 за юрту.

На второй день нашего пребывания отправились осматривать окрестности, в роли проводников — родственники, которые в Монголии уже не впервые. Итак, выезжаем с базы на трех машинах. Едем по какой-то невероятной дороге, вся в камнях. Хуже дорога только до Хобоя на Ольхоне.

Подъезжаем к побережью Хубсугула. Одинокая палатка. Если хочется одиночества, отдохнуть от всех, то тебе однозначно на Хубсугул. Ни-ко-го вокруг! Ни единой души. Звенящая тишина просто! А едем-то мы за хариусом, которого можно ловить руками стоя в реке! По крайней мере, родственники наши так и ловили в прошлом году! Едем в предвкушении, приезжаем, а река-то наполовину пересохла, и хариусами там даже не пахнет. Поехали на другое озеро, но рыбы и там нет. Мы не отчаялись и устроили пикник.

На обратном пути заезжаем в Ханх. Он как раз по дороге к нам на базу. В одном кафе нам говорят, что в наличии только хушуры. С удивлением узнаю, что в Монголии хушуры — чебуреки. Едем дальше. В другом кафе выбор побогаче. Останавливаемся. Заказываем позы за 30 рублей и пробуем впервые национальное блюдо — цуйван (150 рублей). Это лапша, картофель и мясо. Заказали среднюю порцию, но она для одного человека оказалась велика.

Знакомство с местной кухней продолжилось и на следующий день. В свой праздник хотелось чем-то удивить гостей, и администратор базы предложил хорхог. Для его приготовления используется баранина. Мясо на косточке режется на кусочки. От десяти до двадцати гладких камней размером с кулак кладутся в огонь. Мясо и горячие камни помещаются в металлический сосуд, в качестве которого часто используется молочный бидон, добавляются соль, специи. Часто готовится с овощами (морковь, капуста, картофель). Далее добавляется необходимое количество воды, сосуд закрывается крышкой и ставится на огонь. Тушение происходит теплом от огня и от горячих камней. Блюдо готовится полчаса. Содержимое сосуда раскладывается по порциям, а гостям дают в руки горячие камни. Они в процессе приготовления впитывают жир и становятся чёрными и скользкими. Едят хорхог обычно руками.

Еще попробовали местный деликатес — жареную баранью печень, завернутую в сало. На мой вкус, очень жирно! Что касается хорхога, то мне достался жесткий кусок мяса, а друзьям — мягкие. В общем, блюдо это мне совсем не понравилось. Кстати, в процессе приготовления наш хорхог унесли со словами «на плите будет быстрее». Неаутентично как-то. По правилам все должно дойти на костре и с камнями. От данного блюда у меня сплошное разочарование. Приготовление целого барана стоит 8000 рублей, половины — 4000, а четверти — 2000. Мы заказали последнюю, на всех хватило с лихвой.

Конечно, попробовали и монгольский чай. А готовят его вот как: воду кипятят в чугунном котле, бросают в него плиточный зеленый чай, добавляют молоко, вновь кипятят до полной готовности, затем добавляют в него соль, масло, поджаренную муку, слегка обжаренное сало бараньего курдюка, костный мозг барана. Чай с такими компонентами часто в течение многих дней служит скотоводам-кочевникам единственной пищей. На поверхности такого чая плавает тонкий слой жира. Пьют его без сахара. Как говорится, лучше один раз попробовать, хотя для людей со слабыми желудками такое «чаепитие» может быть чревато не слишком приятными последствиями. Честно признаюсь, этот чай больше похож на суп.

Четвертый день в Монголии был посвящен поездкам по окрестностям. Так мы увидели, что сушат навоз — им топят печи в юрте, однако в наших использовались дрова. Едем без проводника, наобум, и вот останавливаемся в очень интересном месте, кстати, похожем на Ольхон. Обо — священное монгольское место. Шаманское святилище Арван-Гурван-обо, дословно переводимое на русский язык «13 обо», находится на выступающем скалистом Хангинском мысе. Это место освятили в 2005 году, тогда же сложили 13 новых обо из крупных белых валунов, которые привезли на нескольких грузовиках, и вся деревня таскала камни и складывала святилище. Шаманские обряды практикуются на этом месте и в настоящее время, свежие кострища и черепа жертвенных животных можно увидеть рядом с центральным обо.

Позже погуляли по скалам над берегом — вид как на Мальдивах. Еще я просто уверена, что когда вы бываете за границей, то не задумываетесь, как ваш телефон называет место вашего пребывания. А это забавно. Вот, например, мы на Хубсугуле, но телефон считает иначе. Похожая ситуация была на острове Phi-Phi в Таиланде.

На этом завершаю свой рассказ про Монголию. Она по-настоящему и далекая, и близкая. Страна находится в чуть больше чем 300 километрах от Иркутска. Но она настолько далека от нас! По развитию, по обычаям, по жизненному уровню. Хотя говорят, что в Улан-Баторе все совсем по-другому. Наверное, когда-то мне захочется это проверить. Хочется ли мне вернуться назад? Скорее нет, чем да. По крайней мере,не в ближайшее время точно. Советую ли я съездить в Монголию? Однозначно да! Чтобы составить собственное мнение об этой стране.

На этой страничке постараюсь затронуть проблемы, с которыми может столкнуться человек, собирающийся в Монголию(http://tomgem-planeta.ru/?page_id=155).

TOMGEM PLUS VIDEO. Западная Монголия. Перевал Хашаки-Даба 2561м

ВИЗА. Визу мы получали в консульстве Монголии в Екатеринбурге. И занятие это не простое, получить визу в Германию проще. Теоретически этот процесс занимает два-три дня, но реально человека, который этим занимается, неделями нет на месте. Для получения визы нужно приглашение с монгольской стороны. Мы приглашение получали здесь www.legendtour.ru/rus . Обошлось оно в 800 рублей с человека.

TOMGEM PLUS VIDEO. Западная Монголия. Гора Цаст-Ула 4208 м

ТАМОЖНЯ. Таможню мы проходили на Алтае, в Ташанте. МОНГОЛЬСКАЯ таможня работает с девяти утра до пяти часов дня всегда, кроме субботы, воскресенья, праздничных (монгольских праздничных) дней, а также нескольких непраздничных дней. Обед с часу до двух, что, согласно монгольской арифметике составляет полтора — два часа.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Пески вблизи пос. Богд.

Для въезда на своей машине необходимы МЕЖДУНАРОДНЫЕ водительские права. Нам они не пригодились. В целом время прохождения зависит от случая. При въезде в Монголию Россияне нас оформили за десять минут, а Монголы мучили час, не считая двухчасового обеда. На пути назад Монголы нас оформили за пятнадцать минут, а на российской стороне мы простояли около трех часов — была большая очередь, сама процедура заняла минут пятнадцать.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Одинокий саксаул.

ОТНОШЕНИЯ С МЕСТНЫМИ. Такой вопрос мы задали дальнобойщику на таможне. Он нам подробно рассказывал о горючке, о дорогах и бродах. А после вопроса об отношении монголов к туристам завис… Как выяснилось, было с чего. Большинство местных относятся к туристам типа «понаехали тут», то есть в лучшем случае никак. Поэтому, если что, не надейтесь, что местные будут вас вытаскивать из песков и из болот. По-русски и по-английски монголы, за очень редким исключением, не говорят, разве что на заправках. Впрочем, если монголы в своей Монголии заблудились и спрашивают дорогу, то вспоминают и русский, и английский, и даже язык жестов.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Пещерки выветривания в гранитах.

Как туристов нас стали воспринимать в Баянхонгоре, и восточнее. А вот криминал просто кожей чувствуется, особенно в северо-западных городах. Архи, местную водку, пьют все и много, пьяные за рулем — это норма.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Каменная куропатка.

ДОРОГИ. О дорогах Монголии написано много, но просто невозможно их описать полностью. Представьте себе, что кусок трассы Москва-Питер, пару километров, ремонтируется. И есть объезд по грунтовке, со всеми ухабами, пылью и прочими прелестями. Вот это и есть лучшие участки федеральной монгольской дороги. Но худшее — это «стиральная доска» Максимальное ее проявление — на протяжении 130 км перед городом Алтай. Рябь на дороге гигантская. При длине полуволны сантиметров 40, ее амплитуда достигает 20 сантиметров. Машины просто сыпятся. Если максимально снизите давление в шинах, это поможет.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Пески урочища Дацын-Цав.

Новые дороги в Монголии делаются, но … все сразу. И часто можно видеть картину — на стокилометровом участке хорошо отсыпанной дороги занят ее выравниванием один единственный грейдер, иногда ему помогает один каток. Так что дело это не скорое. Но тем не менее, отдельные участки асфальта, километров по 20 — 60 уже существуют.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Джейран.

И еще. Если заказываете тур с арендованным автомобилем — не соглашайтесь на УАЗики. Мало того, что скорее всего вы на нем не доедете. При сорокоградусной жаре вы будете дышать не воздухом, а пылью, при этом регулярно деформировать верх машины своей головой. http://tomgem-planeta.ru/?page_id=155

ГОРЮЧЕЕ. Я буду говорить о дизеле. Есть он практически во всех населенных пунктах. Мы заправлялись на красных заправках PETROVIC. Стоимость топлива 45-55 рублей. Вдоль федеральных трасс качество топлива высокое, уж всяко лучше, чем на Алтае вдоль Чуйского тракта. А на удалении от федеральных трасс дизель очень плохой, в песках машина на нем вскипает. Так что в пустыне лучше горючку в бак заливать из припасенных канистр.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Урочище Дацын-Цав.

ГОСТИНИЦЫ. Это очень большая проблема. Если это дорогая гостиница, от 1200 рублей, то, как говорят сами монголы, они «не для сна». Девицы визжат всю ночь. Если это дешевая гостиница, вы до утра будете слушать разборки пьяных монголов. Нам с жильем повезло всего дважды — гостиница «Сеул» за 40$ в Баянхонгоре и «Khan Uul»за 100$ в городе Даландзадгад. Это настоящие бизнес-номера, всяко лучше, чем бизнес в московском Измайлово.

ПРОДУКТЫ. Проблем нет. В крупных городах полно магазинов с любыми продуктами, причем цены вдвое ниже наших.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Дюны Хонгорын Элс.

ОБЩЕПИТ. Проблемы есть. В ресторанах скорее всего предложат малосъедобную местную еду. Проще питаться в кафешках на рынках. Здесь можно поесть буузы - этакие мантопельмени, чебуреки, рис с мясом. Это вкусно, и нам на троих хватало 150 рублей. Между городами в юртах лучше не есть. Во- первых не вкусно, во-вторых дорого. И займет это часа полтора, поскольку готовить начнут скорее всего с нуля.

TOMGEM PLUS VIDEO. Монголия. Южный Гоби. Дюны Хонгорын Элс.

ВАЛЮТА. Вдоль южной федеральной дороги принимают ТОЛЬКО тугрики, а в банках к обмену принимают ТОЛЬКО доллары. В Северо-Западной Монголии можно рассчитываться и тугриками, и долларами, и рублями.

НАВИГАЦИЯ. Для ориентирования на местности использовали карту и навигатор. Карта — обзорная карта Монголии масштаба 1:5000000 со схематично нанесенными дорогами, населенными пунктами и горными массивами. Этого оказалось достаточно. Были карты провинций с кучей дорог и кучей деревень, но реально это были не деревни, а мигрирующие стойбища, а монгольские проселки — это вообще мираж. То есть карты провинций абсолютно бесполезны. Без чего в Монголии не обойтись — это без навигатора. У нас был GARMIN MONTANA-600 с закаченными генштабовскими картами 1:500000. По дорогам он не вел, но показывал направление. А на местности дорог хватало, чтобы следовать зтим направлениям. В общем, не блудили, и даже заблудившимся монголам тыкали пальцем, куда ехать. И еще. Монголы редко себе представляют, что находится дальше 50 км от их стойбища, поселка, города. Так что лучше надеяться на свои силы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ.

Страна удивительных степных просторов, где на многие километры вокруг можно не встретить ни одной живой души, и национальных традиций, которые также сильны, как дух монгола-воина, постепенно набирает обороты на туристическом рынке в качестве экзотического направления. Во время путешествия в главными спутниками туриста непременно становятся яркое и неутомимое солнце, заснеженные горные цепи и связки цветных флажков, опоясывающие буддистские ступы.

Важные пункты

  • Для поездки в Монголию российскому туристу виза не потребуется.
  • Арендовать автомобиль в краях, где родился Чингисхан, опытные путешественники не рекомендуют. Качество дорог и состояние предлагаемых машин оставляют желать лучшего. Кроме того, в монгольских степях можно элементарно заблудиться.
  • Для покупки билетов на поезда или автобусы на переезды внутри страны потребуется паспорт.
  • Разница в ценах на билеты местных авиалиний для монголов и иностранцев весьма существенна.

Выбираем крылья

Прямое авиасообщение с Монголией осуществляется из и нескольких городов за Уралом:

  • Аэрофлот имеет в расписании рейсы по вторникам, пятницам и воскресеньям. Прямой перелет на российских крыльях займет чуть больше 6 часов, а билет обойдется примерно в 680$.
  • Монгольские авиалинии также принимают на борт пассажиров несколько раз в неделю. Их цены начинаются от 800$.
  • Гораздо дешевле обойдется перелет – на самолетах Turkish Airlines через . Цена вопроса – от 550$, в пути придется провести 13 часов без учета стыковки.
  • Китайцы летают в Улан-Батор из Шереметьево через . Цена билета на рейс Air China начинается от 650$.

Путешествие в Монголию можно предпринять и на поезде. Состав Москва – Улан-Батор дважды в неделю отправляется от перрона Ярославского вокзала российской столицы и прибывает в монгольскую через четверо с небольшим суток. Цена билета – от 90$.

Отель или квартира

Основная масса гостиниц Монголии досталась республике в наследство от времен социалистических реалий. Номерной фонд "трешек" большей частью составляют старые гостиницы советского образца, а вот "пятерки" уже отличаются современным уровнем сервиса и комфорта. Последний пункт находит свое отражение и в ценовой политике, и номер в отеле в столице с пятью звездами на фасаде обойдется в среднем в 150$ за ночь.
Если поискать, современные гостиницы 3* в Улан-Баторе тоже имеются, но цена за сутки и в таком отеле может шокировать неопытного туриста. Номер на двоих обойдется в 60$-100$. Правда, за эти деньги постояльцы получают беспроводной интернет, фитнес-центр, бесплатный трансфер в аэропорт и принадлежности для душа. Словом, новые "трешки" в Улан-Баторе вполне достойны большего количества звезд, чем им присвоили.
Однако, стандартные варианты проживания во время путешествия по Монголии доступны лишь в столице и некоторых крупных городах. За их пределами единственным домом туриста становится монгольская юрта. Юртовые кемпинги приспособлены под туристические нужды и снабжены вполне цивилизованными удобствами. Стоимость ночлега в юрте начинается от 30$ за самый незамысловатый комфорт.
Частные квартиры в столице монголы тоже сдают в аренду и этот вариант размещения вполне достоин рассмотрения. Квартира с тремя спальнями, в которой без помех разместится компания минимум из шести человек, с кухней, ванной и интернетом на специализированных сайтах легко бронируется за 40$ в сутки. Цены на отдельную комнату в квартире с хозяином колеблются вокруг 15$ за ночь.

Транспортные тонкости

В Монголии неплохо развита сеть внутренних железных дорог, авиамаршрутов и автобусных направлений. Все дороги в стране неизменно ведут в Улан-Батор, а потому там происходит большинство пересадок.
Автобусы связывают все города и крупные поселки Монголии. В поездах принято разделение на привычные российскому жителю плацкарт и купе, а самыми дешевыми являются сидячие места. Цена билета в купе из Улан-Батора в приграничный город Замун-Ууд, например, составит около 20$. Города разделяют 750 км.
Внутригородские перевозки пассажиров берут на себя автобусы и маршрутные такси. Стоимость проезда минимальна, а выглядят средства передвижения абсолютно идентично российским.

Соловья баснями не кормят

Если коротко, еда в Монголии сытная, порции большие, а цены очень симпатичные. Например, обед на двоих из трех блюд в ресторане среднего уровня обойдется в 25$, за стандартный набор "гамбургер плюс картошка и напиток" в Макдональдс придется заплатить 7$, а перекусить в придорожном кафе свежими чебуреками удастся всего за 4$.
Цены на самые популярные блюда в недорогих столовых Монголии выглядят так: салат – 1$, мясное горячее блюдо – 2,5$, суп – 2$, чай – 0,5$.

Полезные подробности

  • Солнечных дней в Монголии бывает до 260 в году и светило в этих широтах необыкновенно активное. Не забудьте положить в чемодан солнцезащитный крем с высоким фактором.
  • Аренда внедорожника с местным водителем для поездок по степям и прочему бездорожью – оптимальный вариант самостоятельных передвижений по Монголии. Путешествие по такому сценарию обойдется в 70$-80$ в день.
  • Литр бензина стоит около доллара.

Лучшее путешествие в Монголию

Резко континентальный монгольский климат – это настоящие зима и лето с соответствующими температурами. В июле жители Улан-Батора часто наблюдают на термометрах +35°С и выше, а в разгар зимы до аналогичных отметок ртутные столбики опускаются. Наиболее комфортные условия для прогулок по столице погода предлагает весной и ранней осенью.
В пустыне Гоби, даже несмотря на сильную дневную жару, ночью может быть очень холодно, а потому оптимальное время для путешествия по этому региону Монголии – первая половина осени.
Одно из самых ярких культурных событий Монголии – фестиваль Наадам, проходящий в середине июля. В нем принимает участие все мужское население страны. Гвоздь программы – соревнования в типичных монгольских навыках: стрельбе из лука, скачках верхом и борьбе. Победители национального троеборья получают особую нашивку на шапку и пользуются уважением среди соседей и коллег.