Ту 154 над черным морем подробности. «Разве что — коллективное помешательство. Валерий Шелковников, член правления всемирного Фонда безопасности полетов

Рано утром 25 декабря в Черное море в полутора километрах от берегов Сочи упал летевший в Сирию самолет Ту-154, на борту которого были 92 человека. Это экипаж, военнослужащие, журналисты и музыканты ансамбля имени Александрова.

В поисковой операции сразу задействовали четыре корабля, четыре вертолета, самолет и беспилотный летательный аппарат. А к 15.00 группировка работающих на месте специалистов и вовсе составила более трех тысяч человек.

Для организации оперативного управления, координации спасательными силами и доставки родственников к месту катастрофы развернуты и приступили к работе оперативные группы на аэродромах Чкаловский, Адлер и в порту Сочи.

Узнав о приблизительном месте крушения (хоть и сразу было ясно, что это где-то в море и довольно далеко от берега), к побережью Хостинского района города начали стягиваться не только спасатели, правоохранители, медики, журналисты, но и обычные жители приморского города. Пока на довольно спокойной глади моря в месте, где был маслянистый след, наблюдалось скопление катеров, кораблей и вертолетов, у кромки воды, несмотря на ранний час, столпились сочинцы. Еще часть жителей просто остановили свои машины у обочины дороги и смотрели за происходящим сверху, с развязки. Объединяло таких "зрителей" только одно - молчание.

Услышал о происходящем по радио, я в шоке. Работал всю ночь, устал, но постою еще. Даже не знаю, зачем. Наверно хочу помочь, но не знаю как. Слышал, что иногда волны относили пострадавших к берегу. Но сейчас, конечно, вряд ли. Полный штиль, - говорит сочинский таксист Андрей.

Через полтора часа сюда приехало несколько нарядов ДПС (к удивлению присутствующих, с автоматами наперевес). Люди в форме вежливо попросили уехать, чтобы не создавать заторов на дороге. И правда, через несколько минут в направлении местного аэропорта, где обосновался штаб Минобороны России, отправилось несколько десятков машин скорой помощи, спасателей.

А уже спустя пару часов новостные ленты взорвало сообщение о страшной находке - обломках шасси и первых телах. Появился и список находившихся на борту. В нем - 92 фамилии. Среди них - 8 членов экипажа, 8 военнослужащих, девять сотрудников СМИ (по трое от телеканала "Звезда", НТВ и Первого канала), глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, двое гражданских служащих и 64 музыканта ансамбля имени Александрова.

Вскоре возбудили уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности полетов или подготовки к ним. Конечно, созрела и масса версий. Так, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров сразу же заявил, причиной могли быть техническая неисправность или ошибка пилотирования. Причем он сразу же исключил возможность теракта.

Версию теракта я исключаю полностью. Самолет минобороны, воздушное пространство РФ, здесь не может быть такой версии, - уверен Озеров. - Самолет должен был совершить после взлета разворот над морем, может быть, не вышел на нужную траекторию.

Нажмите для увеличения. Инфографика РГ / Александр Смирнов / Юрий Гаврилов

Правда, чуть позже уже официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков рассказал, что самолет управлялся опытным пилотом Волковым Романом Александровичем (летчик первого класса, общий налет составил около 3,5 тысячи часов), а воздушное судно было выпущено в 1983 году. Общий налет лайнера составил около 7 тысяч часов. Причем, согласно официальной информации, последний ремонт прошел 29 декабря 2014 года, а в сентябре воздушное судно прошло плановое регламентное обслуживание. Подтвердили надежность этой модели лайнера и опытные механики, которые вообще не смогли припомнить ЧП с Ту-154. То есть, по сути, возможность ошибки пилота и неисправности самолета довольно мала.

В свою очередь, начали распространяться и другие, уже не официальные, версии. К примеру, почти сразу же отмели из причин повредивших судно птиц - мол, в такое раннее время они практически не летают.

Специалисты пообещали вести работы по подъему 
с глубин тел и обломков 
круглосуточно

Тем временем, если с утра на море не было шторма, то к середине дня синоптики распространили предупреждения об усилении ветра и возможном снегопаде. Однако специалисты пообещали вести работы по подъему с глубин тел и обломков круглосуточно.

В свою очередь, краевой оперативный штаб, созданный по решению губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, в первую очередь занялся подготовкой места размещения для прибывающих в Сочи родственников погибших, организовав для них трансферы из аэропорта до гостиниц. Уже подготовлены к приему и несколько местных санаториев минобороны. Плюс медицинские службы края развернули дополнительные пункты психологической помощи в аэропорту и местах размещения родственников жертв катастрофы.

Иосиф Кобзон: "Они летели на боевое задание..."

Для этих талантливых и мужественных людей, кажется, не было в жизни преград, они ничего не боялись и преодолевали любые трудности. Ансамбль имени Александрова считался в мире одним из символов современной России: сильным, душевным, спокойным и умеющим всегда поддержать людей хорошей песней и той уверенностью в своих несомненных силах, которая шла от этих крепких и искренних мужчин и красивых, удивительно светлых женщин.

Солисты ансамбля, его оркестр, танцоры, хор - много лет мы дружили с ними в "Российской газете", артисты приходили к нам в гости, выступали для наших читателей и гостей редакции. Как всегда выступали и в самых дальних гарнизонах. Причем больше всего сами музыканты и руководители коллектива в наших разговорах гордились, кстати, не тем, что уже не по одному разу объездили с концертами весь земной шар, а именно - выступлениями для российских солдат и офицеров. Уже не в больших многотысячных залах, как в Европе, а в армейских домах культуры и вовсе - в полевых условиях. А мы, журналисты, бывали в гостях у них, да и на разных выступлениях.

С кем-то мы даже дружили лично, спорили иногда о том, какой должна быть современная песня, чтобы она по-прежнему несла свет и тепло, окрыляла наши души и даже, может, "строить и жить помогала", а не была однодневными попевками, коих ныне в избытке на эстраде. Говорили о классике - о том, что благодаря исполнению "александровцами" она становится более понятной и близкой даже тем, кто ее раньше не любил... Вот и великие русские романсы солисты ансамбля пели так, что всем в зале тоже хотелось стать пусть чуточку добрее, мудрее и чище...

За свою долгую почти 90-летнюю историю Ансамбль имени Александрова доказал, что он может исполнять любые произведения так, что в зале снова будет аншлаг. А как пел в других - более привычных и любимых во всем мире - "александровских" концертах военную песню "На солнечной поляночке" солист ансамбля Владислав Голиков?!

Или Виктор Санин, который покорил Квебек и был вместе с "александровцами" солистом на Международном фестивале военных оркестров - как он пел привольные "Амурские волны"?! Все они тоже - в "Списке пассажиров упавшего Ту-154"

Впрочем, пока еще есть хоть малая надежда на то, что кто-то остался жив, хочется верить в это, надеяться и молиться...

Они летели за репортажем

На борту упавшего Ту-154, помимо остальных пассажиров, находились три съемочные группы - Первого канала, НТВ и канала "Звезда". Все каналы изменили сетку вещания в связи с ужасной трагедией.

Среди сотрудников Первого канала, находившихся на борту упавшего в Черном море военного самолета Ту-154, были корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов.

На своем сайте канал пишет о том, что Дмитрию Рункову должно было исполниться всего 30 лет. Карьеру тележурналиста Дима начинал в родном Архангельске, пять лет назад переехал в Санкт-Петербург. "За какую бы тему впоследствии ни брался Дима - будь это заснеженный космодром "Восточный" или жаркая акватория Средиземного моря, откуда вели огонь по террористам в Сирии наши корабли-ракетоносцы, это всегда были яркие и понятные сюжеты. Объяснить сложное простым языком - настоящее искусство репортера" - так отзываются о нем коллеги.

По долгу службы Дмитрию часто приходилось заниматься военной тематикой. Это не только боевые стрельбы: Дмитрий делал репортажи о репетиции Парада Победы и исторических реконструкциях.

Вадим Денисов работал на Первом канале с 2002 года. Дважды работал в Сирии, награжден государственными наградами. В сюжете Первого канала, появившемся в день трагедии, рассказано о том, как в одну из сирийских командировок с коллегой Климом Санаткиным он поехал буквально на один день, а получилось - на две недели. Боевики замкнули окружение, не давая вывести съемочную группу. Так ребята не попали на вертолет, который в итоге уничтожили террористы. Кинооператор с большим стажем, высококлассный специалист, безотказный человек. Вадим и в этот раз не отказал. Лететь в Сирию в этот раз должен был не он. Это был незапланированный выезд, на который он сразу же согласился. У Вадима Денисова осталась жена и трое детей.

Александру Сойдову было 33, женат, двое детей. Он увлекался музыкой. Александр также, как и Вадим Денисов, в этот раз ехал в Сирию внеурочно, тоже не мог отказать. На Первом канале он проработал 10 лет.

Первый канал изменил в связи со случившимся сетку вещания: в воскресенье, 25 декабря, из эфира убрали финал развлекательного шоу "Точь-в-точь", а также проморолики новогодних проектов и заставки, посвященные предстоящим праздникам. Кроме того, из эфира убрали прямой эфир финала интеллектуально-развлекательной программы "Что? Где? Когда?". Из-за случившегося канал перенес и светскую премьеру исторической эпопеи "Викинг" - она должна была состояться в Москве в начале следующей недели.

Телеканал НТВ также сообщил о нахождении на борту Ту-154 своих журналистов. По информации телеканала, это корреспондент - продюсер НТВ Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов. Звукооператор Евгений Толстов перед вылетом из подмосковного Чкаловска выложил на своей странице в социальной сети Facebook пост, в котором сообщил, что отправляется в Латакию.

НТВ также сообщил, что переверстал сетку вещания - канал снял с эфира вечерний выпуск программы "Киношоу" и новый фильм "Со мною вот что происходит", главную роль в котором исполнил Гоша Куценко. Канал запустил экстренные выпуски новостей и убрал анонсы развлекательных программ.

По подтвержденным данным, на борту упавшего Ту-154 находились и три журналиста телеканала "Звезда". Корреспондент Павел Обухов, оператор Александр Суранов и помощник оператора Валерий Ржевский. В связи с трагедией, произошедшей с Ту-154, телеканал "Звезда" также изменил сетку вещания. Отменяются развлекательные телепередачи (в том числе новая программа "Сегодня утром"), реклама. На время траура сетка будет заполнена военно-патриотическими фильмами. Новости выходят каждый час.

Соболезнования

Столица поможет близким погибших

Правительство Москвы окажет необходимую помощь родственникам и близким пассажиров Ту-154, который разбился у берегов Сочи. Об этом мэр столицы Сергей Собянин сообщил на своей странице в Twitter.

"Соболезную близким находившихся на борту разбившегося самолета. Страшная трагедия, - написал он. - Поручил департаменту соцзащиты оказывать необходимую помощь".

Список пассажиров Ту-154

Экипаж:

  • майор Волков Р.А.,
  • капитан Ровенский А.В.,
  • подполковник Петухов А.Н.,
  • капитан Мамонов А.В.,
  • старший лейтенант
  • Парикмахеров В.Н.,
  • майор Трегубов В.А.,
  • старший лейтенант Сушков B.C.,
  • старший лейтенант Суханов А.О.

Военнослужащие:

  • генерал-лейтенант Халилов В.М.,
  • полковник Хасанов А.Б.,
  • полковник Ваганов Н.И.,
  • полковник Иванов А.Ю.,
  • подполковник Колосовский А.В.,
  • майор Долинский А.И.,
  • полковник Негруб А.Н.,
  • капитан Абросимов С.С.

Гражданские служащие:

  • Губанков А.Н.
  • Бадрутдинова О.Т.

Международная общественная организация "Справедливая помощь":

  • Глинка Е.П.
  • Рунков Д.А.,
  • Денисов В.В.,
  • Сойдов А.А.,
  • Лужецкий М.В.,
  • Обухов П.К.,
  • Пестов О.М.,
  • Ржевский В.В.,
  • Суранов А.А.,
  • Толстов Е.В.

Ансамбль им. Александрова:

  • Сонников А.В.,
  • Гужова Л.А.,
  • Ивашко А.Н.,
  • Бродский В.А.,
  • Булочников Е.В.,
  • Голиков В.В.,
  • Осипов Г.Л.,
  • Санин В.В.,
  • Майоров К.В.,
  • Буряченко Б.Б.,
  • Бабовников Д.В.,
  • Баздырев А.К.,
  • Белоножко Д.М.,
  • Бесчастнов Д.А.,
  • Васин М.А.,
  • Георгиян О.П.,
  • Давиденко К.А.,
  • Денискин С.И.,
  • Журавлев П.В.,
  • Закиров P.P.,
  • Иванов М.А.,
  • Иванов А.В.,
  • Котляр С.А.,
  • Кочемасов А.С.,
  • Кривцов А.А.,
  • Литвяков Д.Н.,
  • Мокриков А.О.,
  • Моргунов А.А.,
  • Насибулин Ж.А.,
  • Новокшанов Ю.М.,
  • Поляков В.В.,
  • Савельев А.В.,
  • Соколовский А.В.,
  • Тарасенко А.Н.,
  • Трофимов А.С.,
  • Узловский А.А.,
  • Халимон B.Л.,
  • Штуко А.А.,
  • Крючков И.А.,
  • Ермолин В.И.,
  • Быков C.Л.,
  • Колобродов К.А.,
  • Корзанов О.В.,
  • Ларионов И.Ф.,
  • Ляшенко К.И.,
  • Михалин В.К.,
  • старший сержант
  • Попов В.А.,
  • Разумов А.А.,
  • Серов А.С.,
  • Шахов И.В.,
  • Арчукова А.А.,
  • Гильманова P.P.,
  • Игнатьева Н.В.,
  • Клокотова М.А.,
  • Корзанова Е.И.,
  • Пырьева Л.А.,
  • Сатарова В.И.,
  • Трофимова Д.С.,
  • Хорошева Л.Н.,
  • Цвиринько А.И.,
  • Шагун О.Ю.,
  • Гурар Л.И.,
  • Сулиманов Б.Р.,
  • Столяр И.В.

Соболезнования

Президент Владимир Путин, находящийся в эти дни с рабочей поездкой в Санкт-Петербурге, выразил соболезнования семьям погибших. "Завтра в России будет объявлен общенациональный траур", - сообщил он. Это отразится и на программе самого Путина. Сегодня он должен был присутствовать на музыкальном световом представлении на Дворцовой площади, но в связи с трауром отменил свое участие в мероприятии.

Со словами скорби к семьям и родственникам жертв авиакатастрофы обратился премьер-министр Дмитрий Медведев: "Эта страшная трагедия унесла жизни людей, полных сил и планов. В числе погибших - журналисты, военнослужащие и музыканты знаменитого ансамбля имени Александрова. Они летели в Сирию с очень доброй и мирной миссией. С этой тяжелой утратой невозможно смириться, она невосполнима. Сегодня это большое горе разделяют миллионы людей".

Президент поручил главе правительства сформировать комиссию, которая займется изучением обстоятельств происшествия. "Будет проведено тщательное расследование причин катастрофы и сделано все, чтобы оказать поддержку семьям погибших", - заверил Путин.

По распоряжению Дмитрия Медведева в состав правительственной комиссии вошли представители всех ключевых ведомств. Ее работу возглавил министр транспорта Максим Соколов, который незамедлительно вылетел в Сочи.

Опознание родственниками погибших состоится в Москве, в Сочи лететь не нужно. Всех родственников просят прибыть в Минобороны для забора генетического материала и процедуры опознания. Необходимые телефоны и адреса лабораторий, где пройдет экспертиза, будут размещены в СМИ и на сайтах минобороны и МЧС.

Об этом глава правительственной комиссии, созданной для оказания помощи пострадавшим и семьям погибших в катастрофе, министр транспорта РФ Максим Соколов.

Крушение произошло утром, многое было сделано за световой день, но поисково-спасательная операция продолжилась и вечером, рассказал Соколов. "Очень важным сейчас является оказание помощи родственникам пассажиров этого самолета. Но хочу обратить внимание всех, что основные мероприятия и вся организация работы с родственниками по решению правительственной комиссии будет проходить в Москве в министерстве обороны", - сказал Соколов.

По его словам, в Сочи, хотя ряд тел и фрагментов уже обнаружен, такие работы проводиться не будут. Поисково-спасательная операция будет длиться круглосуточно столько времени, сколько потребуется, заверил министр, подчеркнув, что поиски осложняются тем, что катастрофа произошла в море. По словам министра, "информации о выживших пока нет".

Поиск тел и фрагментов самолета будет идти при помощи специальных аппаратов, световых барж, судов со специальными локаторами и глубоководными аппаратами для поисков. "Постараемся сделать все, чтобы тела были найдены", - отметил Соколов.

Водолазы МЧС и глубоководные спускаемые аппараты, а также глубинные локаторы прибывают для продолжения поисковой операции. Вчера два таких глубинных локатора работали уже в зоне поиска. Еще один локатор должен прибыть сегодня утром из Геленджика, а ближе к концу дня понедельника прибудут еще суда из Новороссийска, сказал министр.

К сожалению, бортовые самописцы этого самолета Ту-154 не оборудованы радиомаяками. Их будут искать, как и другие фрагменты самолета. Соколов выразил надежду, что они сохранились.

Поиск тел и фрагментов самолета будет идти при помощи специальных аппаратов, световых барж

Установлением причин катастрофы занимается техническая комиссия минобороны в рамках уголовного расследования. Следственный комитет отрабатывает весь спектр версий причин крушения, отметил Соколов, но говорить, что именно привело к катастрофе преждевременно.

Техническая комиссия Минобороны России расследует вопрос подготовленности экипажа разбившегося самолета Ту-154. Командир воздушного судна, как сейчас известно, имел достаточный налет часов, подчеркнул министр.

Вопрос о дальнейшем использовании самолетов Ту-154 на повестке дня пока не стоит. Как уточнил глава Росавиации Александр Нерадько, который также входит в правительственную комиссию, Ту-154 не эксплуатируется гражданской авиацией. Этот тип самолетов стоит на вооружении минобороны, и это ведомство будет решать, каким образом продолжать эксплуатацию Ту-154.

В частности, останавливать ее или проводить дополнительные работы с парком этих самолетов для дальнейших полетов на них. Но это все нужно решать после анализа имеющихся обстоятельств, к которому техническая комиссия только приступила, добавил Нерадько.

Комендант Московского Кремля генерал-лейтенант Сергей Хлебников рассказал "РГ" о своей дружбе с художественным руководителем ансамбля имени Александрова Валерием Халиловым, погибшим в в Черном море.

Сергей Хлебников: С Валерием Михайловичем Халиловым мы знакомы почти 13 лет. Так получилось, что в одно время он был назначен начальником военно-оркестровой службы Министерства обороны, а я - комендантом Московского Кремля. И мы с тех пор очень плотно взаимодействовали: при подготовке военных парадов на Красной площади, проводили музыкальные фестивали. Московский международный фестиваль "Ода миру", в частности.

А потом решили, что стране нужен крупный военно-музыкальный фестиваль. И у истоков этого фестиваля, который сегодня называется "Спасская башня", стоял Валерий Михайлович.

Можно вспомнить ваши последние встречи и контакты с Валерием Михайловичем. Что планировали, о чем спорили?

Сергей Хлебников: В январе, после новогодних праздников мы хотели собраться. На Старый Новый год планировали поздравить его, а также директора фестиваля с премией правительства. На днях Валерий Михайлович ее получал. Хотели обсудить планы на август, утвердить замысел юбилейного фестиваля, это же его любимое детище.

Наши соболезнования и его супруге, и всей семье - у него большая дружная семья.

Хочу сказать, что все, кто его знал, когда пришло известие о трагедии, сначала на что-то надеялись. Потом был шок, скорбь... Мой телефон буквально разрывается: многие знали, что мы с ним не только работаем, но и дружим. В этом самолете погибли близкие нам люди, в том числе Антон Николаевич Губанков, начальник управления культуры Министерства обороны. Никто в стороне от этого горя, конечно, не останется. И фестиваль "Спасская башня" не останется, будем помогать родным и близким как-то выдержать этот удар. Мы всем соболезнуем, всем погибшим.

Несмотря на то, что утрата невосполнимая, но жизнь продолжается. В марте в Берлине планировался концерт Валерия Михайловича Халилова. Сделаем все, чтобы этот концерт состоялся. Он написал массу музыкальных произведений: марши, симфонии, романсы. Эти произведения будут жить вечно.

Сергей Дмитриевич, сейчас на ленты и в эфир идет оперативная информация, немало неточностей. Валерия Халилова по привычке называют главным дирижером Минобороны. Но с весны этого года он возглавил легендарный ансамбль имени Александрова. Наверное, уже не все помнят, что для нашей страны Мирей Матье открыл именно этот коллектив. Это было во время его гастролей в Париже в 1961 году: французский импресарио вышел к нашим музыкантам, рассказал, что у него есть очень хорошая девочка с красивым голосом. Уговорил вместе выступить. Это была Мирей Матье.

Сергей Хлебников: Недавно по делам фестиваля был во Франции. Там вспоминали эту историю с ансамблем Александрова. И хотели ее даже повторить. Потому что этому ансамблю отводилось роль в качестве одного из видных участников следующей юбилейной "Спасской башни".

Мирей Матье не раз повторяла, что она не может не волноваться перед выступлениями на Красной площади, но ее успокаивает, когда между ней и сотнями музыкантов - дирижер Валерий Халилов. Как она говорила: "Благодаря ему происходит симбиоз между мной и оркестрантами". Вы не созванивались с Мирей Матье? Она уже знает о трагедии?

Сергей Хлебников: От близких людей, которые с ней в контакте, уже пришло соболезнование.

Есть сайт "Спасской башни". Фактически на нем существует виртуальный музей фестиваля. Нет ли идеи посвятить отдельный раздел Халилову? Он, конечно, часто попадал в объективы, но преобладают фотографии, когда Валерий Михайлович при всем параде, с дирижерской палочкой. Было бы здорово посмотреть на снимки этого удивительного человека в неформальной обстановке.

Сергей Хлебников: Я передам дирекции. Сейчас вот немного оправимся от шока и сделаем. Хорошее, правильное предложение. Я вот тоже перебираю его фотографии в своем архиве. На многих он улыбается...

Прямая речь

Валерий Халилов за два дня до катастрофы дал интервью "РГ" о новогоднем празднике своего детства.

К концу года готовился специальный выпуск "РГ-Недели", в котором знаменитые люди рассказывают о елках своего детства. Одним из наших собеседников был генерал-лейтенант, военный дирижер России. Он, как всегда, в разговоре был доброжелателен, корректен, никогда не жаловался на отсутствие времени - и это при его огромной занятости. Открытый для общения: в любую минуту, когда бы мы ему не звонили, он всегда был таким. А сегодня эти слова - увы - можно считать его последним поздравлением с Новым Годом:

Мне в детстве подарки клали не под елку, а под подушку. Но каждый вечер 31 декабря я ложился спать в нетерпении, и каждое утро 1 января, просунув под подушку руку, доставал серый бумажный пакет с печеньем, конфетами и мандаринами. Мы тогда не были особо избалованы, у родителей выбора не было, но мандариновый запах у меня с той поры тесно связан с новогодней елкой.

Подготовила Сусанна Альперина, Андрей Васянин

Сухие строчки с сайта Минобороны: в списке пассажиров рухнувшего самолета глава международной общественной организации "Справедливая помощь" Елизавета Глинка. В это не хочется верить, так много людей осталось обездоленными этой смертью, так велика потеря для самых несчастных на этом свете: детей Донбасса и Сирии, бездомных, больных онкологией малышей Киева, где она открыла частный хоспис.

В последнем интервью полгода назад мы говорили с ней о том, что в этой жизни может заставить ее перестать спасать людей. Ответ ее тогда потряс жестким лаконизмом: "Только пуля". Тогда же с несвойственными сильному, привыкшему к потерям человека слезами в голосе вспоминала погибшего в авиакатастрофе во время тушения пожаров в Иркутске экипаж летчика Леонида Филина. Именно с ним доктор Лиза перевозила больных и раненых детей Донбасса из Ростова в Москву. Говорила, что скорбит безмерно. Все эти детали сейчас выстраиваются в горькую цепочку предчувствия трагедии.

С Лизой - Елизаветой Петровной - журналисту было очень легко и трудно одновременно. Ей некогда было разговаривать, но если видела, что хочешь помочь, тут же включала тебя в свою орбиту настроенных на волонтерское служение людей и переходила на "ты".

Доктор Лиза сопровождала гуманитарный груз для госпиталя в Латакии

"Хочешь посмотреть, как работаем? Приезжай в среду в пять на Павелецкий. Да не бойся ты. Маску дадим, перчатки. Не опаздывай".

"Зачем тебе, успешной, обеспеченной, счастливой, нужны опустившиеся и плохо пахнувшие бомжи? Что ты с ними возишься?" - много раз спрашивала у Лизы. "Людей люблю", - отвечала она и смотрела огромными глазами строго.

Социальное партнерство, о котором все сегодня вспомнили, для нее уже как лет двадцать конкретные дела: хосписы, "Дом милосердия" для семей с Украины, обеды для неимущих, теперь вот Сирия. На разбившемся самолете Лиза летела, сопровождая гуманитарный груз для университетского госпиталя в Тишрин в Латакии.

Была похожа на фронтового хирурга: время - жизнь. Голос низкий, при всей своей хрупкости, очень деловая и на первый взгляд совсем не романтичная.

Чувствовалось, что терпеть не может того, чего мы, журналисты, ждем от разговоров с подобными людьми: ни историй душещипательных, ни сюсюканий и всхлипываний над "бедными бомжами". Очень хорошо помню, как резко оборвала попытку сравнить ее с другим Доктором, помогавшим больным зэкам в тюрьмах и на каторгах в позапрошлом веке: "Доктор Гааз - святой, а я обыкновенная женщина". И принялась перевязывать гнойную рану старика-бомжа...

Мудрая, справедливая, невозмутимая, как будто ничему уже не удивлявшаяся.

Но вот детей с военными ранами пропустить без эмоций через свое сердце не могла. Говорила, как плакала, что настоящим потрясением они для нее были. Перечисляла, как молилась: Ваня Воронов, Оксана Войнаровская, четырехлетний Ястребов Богдан, Юля Куренкова с тяжелым ранением бедра из Горловки...

Плачут сейчас не только они. Тысячам человек доктор Лиза не просто помогла выжить, одев и накормив. Своим отношением обнадежила: будет еще счастье в их жизни, они нужны и любимы, просто потому что люди.

Этой надежды, так необходимой любому человеку, не могли ей простить фейсбуковские негодяи, которые в последнее время желали Лизе смерти. Им она давно ответила: "В любом проявлении чувств нужна мера. И если этой меры нет, то пересекается барьер или граница, дальше которой - пустота. И пустоту эту потихоньку занимает созданный ненавистью ад. Из которого выбраться порой невозможно, как из трясины, которая тянет на дно. За словом своим, мне кажется, нужно следить, соблюдая основной закон медицины - noli nocere - не навреди. Себе и окружающим тебя. А суть - простая. Надо просто любить людей. Ненависть противоестественна".

Из досье "РГ"

Чтобы не надоедали журналисты модных изданий, которые интересовались культовой фигурой российского интернета, Лиза опубликовала повторявшиеся вопросы и свои ответы. Относилась к этому с юмором. Даже к последнему.

- Кто ваш визажист?

У меня его нет.

- Когда вы успели родить детей?

Я очень старалась и успела.

- Какие у вас духи?

Balmain de Balmain.

- Если бы вы были цветком, то каким?

Лавандой.

- Ты правда, что ли, любишь всех?

Нет, не правда. Некоторых я люблю особенно сильно.

- Сколько часов ночью спите?

5-6. Мне этого достаточно.

- Ты не боишься, что тебя прибьют когда-нибудь?

Тело Елизаветы Глинки не обнаружено, поэтому официального подтверждения ее гибели пока нет.

МОСКВА, 25 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Декабрь 2016-го оставил в историческом календаре России очередную страшную дату. Ровно год назад над Черным морем Катастрофа унесла жизни 92 человек. Летчиков, наших коллег журналистов, знаменитого врача-волонтера Елизаветы Глинки. И 64 военных музыкантов Академического дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской Армии имени Александра Александрова. Двадцать пятого декабря 2016 года легендарный коллектив потерял своих лучших солистов, первый состав. Пассажиры военного рейса летели на авиабазу Хмеймим, чтобы поздравить с наступающим Новым годом российских солдат и офицеров, второй год освобождавших Сирию от террористов. Причины катастрофы не выяснены до конца и сегодня. Об актуальных версиях — в материале РИА Новости.

Старый, но надежный

Борт RA-85572 сложно было назвать новым. Его построили на Куйбышевском авиационном заводе в 1983 году. К декабрю 2016-го 33-летний Ту-154 успел налетать 6689 часов. Впрочем, для самолетов этого типа предельный возраст — 40 лет, а ресурс — 60 тысяч летных часов. За все время эксплуатации он ни разу серьезно не ломался, а последний плановый ремонт прошел в 2014 году. За несколько дней до катастрофы с бортом возникли некоторые трудности — аэродромные службы обнаружили течь топлива из крыльевого бака. Но неполадки были оперативно устранены, работы — приняты военной приемкой. Перед вылетом 25 декабря 2016 года борт прошел все необходимые проверки, его признали полностью исправным и готовым к длительному перелету.

Самолет взлетел после дозаправки в аэропорту Сочи в 05:25 по московскому времени. Лайнер пилотировал 35-летний майор Роман Волков, налетавший за свою практику более трех тысяч часов. Погодные условия в то утро были благоприятными: видимость — около 10 километров, температура воздуха минус пять градусов, высота нижней границы облаков — 1000 метров, скорость ветра не превышала четырех метров в секунду. Отрыв самолета от взлетно-посадочной полосы (ВПП) произошел на 37-й секунде после начала разбега, на скорости 320 километров в час. Экипаж сделал два поворота на 90 градусов вправо по борту и взял курс на восток. В 05:27 Ту-154 пропал с экранов радаров и упал в море в 1,6 километра от берега и в шести километрах от края ВПП. Полет продлился всего 70 секунд.

Вскоре после трагедии военный следственный отдел Следственного комитета (СК) по Сочинскому гарнизону возбудил уголовное дело по статье 351 УК России — "Нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия". Позднее дело передали в центральный аппарат СК. Оперативное сопровождение расследования взяла на себя ФСБ России. Кроме того, была создана комиссия Минобороны во главе с замминистра, генералом армии Павлом Поповым. Как сообщил в конце декабря начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных сил генерал-лейтенант Сергей Байнетов, изначально отрабатывалось более 15 версий крушения самолета. Позже их количество уменьшилось.

Человеческий фактор

Первые версии причин крушения на следующий день после авиакатастрофы озвучила ФСБ России: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования или техническая неисправность самолета. Представители следствия подчеркнули, что борт не перевозил грузов военного или двойного назначения. Признаков совершения диверсии или теракта также не было обнаружено. В Сочи на борт самолета поднимались только два пограничника и таможенник.

Экспертное сообщество тоже озвучило несколько версий, в том числе и достаточно экзотических. В частности, предполагалось, что по Ту-154 могли открыть огонь из переносного зенитно-ракетного комплекса, что повлекло за собой разрушение планера в воздухе. Кроме того, специалисты не исключали, что роковую ошибку мог совершить второй пилот Александр Ровенский, перепутавший рычаги управления шасси и закрылками. По этой причине самолет не смог набрать высоту, начал падать и ударился хвостовой частью о воду.

Минобороны назвало возможную причину катастрофы Ту-154 над Черным морем По мнению комиссии по расследованию авиапроисшествия, самолет мог разбиться из-за ошибочных действий командира экипажа в результате "нарушения пространственной ориентировки".

Позже специалисты изучали вопрос загруженности судна. В апреле в СМИ появилась информация о том, что крушение могло произойти из-за перегруза лайнера. Тогда журналисты утверждали, что вместо нормативных 98 тонн вес самолета при взлете якобы составил более 110 тонн. В результате Минобороны не нашло "нарушений действующих требований, касающихся рассадки пассажиров в салоне Ту-154, а также загрузки и центровки перевозимого груза".

"По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки — ситуационной осведомленности командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям", — в конце мая озвучили свою версию представители военного ведомства.

Точку ставить рано

Ранее к схожим выводам пришли журналисты газеты "Коммерсант", опубликовавшие собственное расследование, подкрепленное комментариями информированных источников. Утверждалось, в частности, что пилот Роман Волков стал испытывать затруднения в определении своего местоположения еще на земле — он никак не мог понять, с какой из двух полос ему предстоит взлетать. По данным издания, командир воздушного судна перестал ориентироваться в пространстве сразу после взлета. Вместо того чтобы довериться показаниям приборов, как того требуют все летные инструкции, пилот Волков стал полагаться на собственные физиологические ощущения. Вестибулярный аппарат "сообщил" ему, что машина слишком быстро набирает высоту, поэтому майор начал опускать нос самолета. Это, как пишет "Коммерсант", и привело к крушению.

Впрочем, поставить точку в выяснении причин катастрофы должен Следственный комитет, который уже несколько раз продлевал сроки расследования. В прошлую среду знакомый с ситуацией источник сообщил РИА Новости, что специалистам понадобится еще несколько месяцев. По его словам, неоднократные приостановки обусловлены необходимостью проведения дополнительных следственных действий и сбора исчерпывающих доказательств по уголовному делу.

"Вполне возможно, что это — не последнее продление срока следствия в связи с тем, что сейчас проводится сложная экспертиза, завершить которую в короткие сроки не представляется возможным", — подчеркнул источник.

«Ошибочные действия экипажа» названы причиной катастрофы Ту-154 над Черным морем, произошедшей 25 декабря 2016 года. РИА «Новости» со ссылкой на Министерство обороны сообщило: «По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном».

Практически одновременно с сообщением РИА «Новости» в интернет просочились четыре страницы доклада начальника Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ генерал-лейтенанта Сергея Байнетова об итогах работы «комиссии по расследованию авиационного происшествия». Документ очень похож на настоящий. Он датирован 4 мая 2017 года и имеет исходящий номер 137/2/883 ДСП (аббревиатура ДСП обозначает — для служебного пользования).

В докладе генерал-лейтенанта Байнетова очень подробно описан последний полет разбившегося Ту-154, входившего в состав 800-й авиабазы особого назначения воздушно-космических сил (ВКС) РФ. При этом последние минуты — посекундно. Ключевой вывод, содержащийся в документе: «Причиной катастрофы самолета Ту-154 Б-2 явилось нарушение пространственной ориентировки (сутуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушного судна, в результате которых самолет на этапе набора высоты перешел на снижение и столкнулся с водной поверхностью».

В документе подчеркнуто, что командир воздушного судна майор Роман Волков«стал испытывать затруднения в определении своего местоположения на территории аэродрома, связанные с его представлением о предстоящем курсе взлета» , не понимая, с какой из двух взлетных полос сочинского аэропорта предстоит взлет.

В 5 часов 24 минуты 36 секунд экипаж приступил к взлету с курсом 238°. Но уже на седьмой секунде разбега командир воздушного судна (КВС) «эмоционально начал запрашивать экипаж о курсе взлета».При этом с применением «ненормативной лексики», что привело «к упущению КВС контроля наземных параметров взлета, отвлечению членов экипажа от выполнения ими функциональных обязанностей» .

Едва оторвавшись от земли, задав самолету тангаж 15°, майор Волков отклонил штурвал от себя, замедлив набор высоты. А уже на 53-й секунде полета, когда самолет набрал всего 157 метров высоты, КВС приказал убрать закрылки, хотя по всем регламентам эта операция производится на высоте не менее 500 метров. При этом Волков продолжал отклонять штурвал от себя. Что привело к тому, что на высоте 231 метр самолет перешел на режим снижения, теряя высоту со скоростью 6-8 м/с. Сработала сирена, в кабине замигало красное табло. Но никто из экипажа не обратил на это внимания.

На 70-й секунде полета, когда Ту-154 находился всего в 90 метрах от поверхности воды, КВС резко перевел самолет, шедший в разворот с небольшим правым креном примерно 10°, в крутой левый крен 53°. Самолет устремился к поверхности воды в три раза быстрее, со скоростью 20 м/с, и был уже обречен.

На 73-й секунде полета Ту-154 на скорости 540 км/ч и левом крене около 50, задев левым крылом поверхность моря, развалился на части и затонул.

В докладе генерал-лейтенанта Байнетова указано, что возникновению критической ситуации на борту Ту-154 способствовали «эмоционально-физиологическое утомление» командира Волкова, а также отсутствие у него «устойчивых навыков» пилотирования в сложных ситуациях.

Опытные военные летчики, которых мы попросили прокомментировать выводы комиссии о причинах сочинской катастрофы и распространенный в интернете документ, похожий на доклад начальника Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил РФ, сошлись во мнении, что и в официальном сообщении, и в «документе» много нестыковок.

Наши эксперты обратили внимание, что в сочинском аэропорту самолеты выруливают на старт за автомобилем сопровождения. Кроме того, аэропорт оборудован подсветкой указателей номеров рулёжек и взлетно-посадочных полос. «Заблудиться» в сочинском аэропорту практически невозможно. Если майор Волков «потерялся» уже на земле, тут же должен последовать запрет на взлет.

Произошедшее уже после взлета, объяснить невозможно:

— Разве что произошло коллективное умопомешательство, — заявил один из наших экспертов. — Действия и капитана и экипажа абсолютно неадекватные. Действия рулями (особенно рулем направления — от педалей) после взлета не поддаются нормальному объяснению. Скорость полета, указанная в документе, позволяет самолету держаться в воздухе, но нормальный, обученный, проверенный и допущенный к полетам на данном типе пилот таких действий рулями допустить не мог.

Не поддается объяснению и фактическая самоустраненность второго пилота и штурмана:

— Экипаж видит, что КВС совершает одну роковую ошибку за другой, и ничего не предпринимает. Такое в военно-транспортной авиации невозможно.

— Можно предположить, что отказал КПП-1 (командно-пилотажный прибор — основной прибор любого самолета), — предположил еще один наш собеседник. — В «документе» сказано о его прямой индикации, мол, это сложно. Да, сложно. Во время переучивания, на тренажере. А Волков был опытным летчиком. Кроме того, у КПП-1 есть дублирующий авиагоризонт АГР-72.

Наши эксперты обратили внимание, что в «документе» написано о том, что шасси убрали, но на всех фотографиях собранных обломков разбившегося Ту-154 шасси находятся в выпущенном положении.

Один из наших экспертов, ветеран военно-транспортной авиации, имеющий более 10 тысяч часов налета, из которых около 4 тысяч — командиром экипажа Ту-154, продолжает придерживаться версии, которую «Новая» обнародовала еще в марте. Наш собеседник предполагает, что штатный командир экипажа Ту-154 майор Роман Волков во время взлета выполнял функции второго пилота, впрочем, находясь на своем месте, а взлетал пилот, не только не обученный и не допущенный к полетам на данном типе самолета, но и не внесенный в полетное задание, старший по званию и должности. Да, имевший большой летный опыт, но на других типах самолетов, например на Ан-72. На борту разбившегося самолета действительно находился старший инструктор-летчик войсковой части 42829, подполковник. И летал он именно на Ан-72.

«Документ», позиционирующийся как доклад генерал-лейтенанта Сергея Байнетова, очень похож на настоящий, но наши эксперты не исключают, что это фальшивка, изготовленная «на базе» настоящего документа.

Утром 25 декабря 2016 года близ Сочи потерпел катастрофу самолет Ту-154Б2 23-го летного отряда Минобороны России . Самолет направлялся в сирийскую провинцию Латакия, на борту находились 92 человека - музыканты ансамбля имени Александрова, девять представителей прессы, шесть сопровождающих и восемь членов экипажа.

Около 5 часов 40 минут по мск самолет Минобороны Ту-154 пропал с радара после вылета из Сочи. Первым об этом сообщили источники ТАСС в экстренных службах региона около 8 часов утра. Позднее в оборонном ведомстве официально подтвердили эту информацию и уточнили, что на боту по первоначальным данным находился 91 человек.

Одновременно с этим стало известно, что большая часть пассажиров - музыканты Академического ансамбля песни и пляски Росcийской Армии имени Александрова. Чуть позже уточнялось, что на борту находились 83 пассажира и девять членов экипажа. Спустя несколько минут появились данные о том, что в лайнере также были представители российской прессы.

О том, что самолет исчез было доложено президенту. В срочном порядке началась поисково-спасательная операция. Поиски велись по данным РИА Новости, в вероятных местах падения самолета - горной части Краснодарского края. Также Ссемь морских судов подключились к поиску в акватории.

Около 9 часов источник подтвердил самые печальные прогнозы.

«По предварительным данным он упал в Черное море», - сообщили в силовых структурах.

«В 5,5 километрах от береговой линии найдено маслянистое пятно. в 1,5 километрах от берега - фрагмент лайнера - стойка шасси. В акватории Черного моря обнаружены личные вещи пассажиров», - позднее уточнили в пресс-службе Южного регионального центра МЧС России .

Официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков сообщил, что в Адлер вылетела комиссия во главе с замминистром обороны Павлом Поповым . В то же время в Следственном комитете России сообщили, что будут изъята предполетная документация. Будут допрошены должностные лица, занимавшиеся подготовкой самолета к вылету на авиабазу «Хмеймим» в Сирии.

«Расследование уголовного дела о крушении самолета будут вести следователи центральный аппарат Следственного комитета России», - сообщила «Ленте.ру» официальный представитель ведомства Светлана Петренко .

Минобороны обнародовало список лиц, находившихся на борту Ту-154. Согласно данным ведомства, в самолете находились восемь членов экипажа, директор департамента культуры Минобороны Антон Губанков и его пресс-секретарь Оксана Батрутдинова, восемь военнослужащих (в их числе главный военный дирижер Российской армии Валерий Халилов), директор международной общественной организации «Справедливая помощь» Елизавета Глинка. Также в Сирию летели этим рейсом девять журналистов и 6 музыканта военного ансамбля.

На официальном сайте телеканала «Звезда» сообщается, что в авиакатастрофе погибла их съемочная группа - корреспондент Павел Обухов, оператор Александр Суранов и помощник оператора Валерий Ржевский. «Первый канал» также озвучил имена журналистов, находившихся на борту Ту-154: это корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов. По информации официального сайта телекомпании НТВ, от них в командировку в Сирию направлялись корреспондент Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов .

Катастрофу потерпел самолет Ту-154Б2 бортовой номер RA-85572, произведенный в 1983 году на Куйбышевском авиазаводе (ныне завод «Авиакор»).

По имеющимся учетным данным, самолет выработал относительно небольшую часть летного ресурса (менее 10 тысяч часов), налетывая в среднем около 300 часов в год, что относительно немного для пассажирских лайнеров, которые в гражданской авиации эксплуатируются с интенсивностью 1000 и более часов в год. Назначенный ресурс самолета составялял 37500 часов или 16 тысяч посадок, при этом он мог быть продлен до 60 тысяч часов и 22 тысяч посадок.

"Самолет перед вылетом прошел все плановые проверки и был исправен. Никаких претензий к техническому состоянию воздушного судна перед вылетом не было", - сообщил источник «Интерфакс» в экстренных службах.

Эксплуатант самолета - 223-й летный отряд Минобороны, российское государственное авиационное предприятие, обеспечивает авиационные перевозки в интересах государственных структур, а также выполняет нерегулярные грузовые и пассажирские перевозки - как правило, перевозя личный состав Вооруженных сил. Предприятие было организовано на базе 8-й авиационной дивизии особого назначения (8 адОСНАЗ, 8 адон) ВВС России в Чкаловском в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 января 1993 года № 37-рп «Об обеспечении деятельности 223 и 224 лётных отрядов Минобороны России» для воздушных перевозок в интересах госструктур. 223-й летный отряд эксплуатирует пассажирские машины, в то время как перевозками на военно-транспортных самолетах занимается 224-й летный отряд.

Ту-154Б-2 в настоящее время уже выведены из коммерческой эксплуатации в связи с несоответствием принятым нормам шумности и высоким расходом топлива, однако военные машины пока остаются в строю.

Самолет вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский, и должен был приземлиться на дозаправку в Моздоке, однако по погодным условиям аэродром дозаправки был изменен на Сочи.

Адлерский аэропорт печально известен в среде летчиков. В 2006 году трагедия произошла с Airbus A320-211 авиакомпании Armavia, выполнявшем рейс по маршруту Ереван - Сочи. При заходе на посадку в аэропорту Сочи самолёт рухнул в Чёрное море и полностью разрушился. Все находившиеся на его борту 105 пассажиров и 8 членов экипажа погибли. В числе жертв Артур Тумасян, игрок КВН, сценарист, один из авторов популярного шоу Comedy Club.

В октябре 1972 года под Адлером потерпел катастрофу Ил-18В компании «Аэрофлот» , в результате чего погибли 109 человек. Истинную причину катастрофы оказалось невозможным, так как обломки лайнера затонули на глубине около 1000 метров.

После череды летных происшествий в аэропорту Адлера была запрещена посада со стороны гор. Воздушные ворота принимают лайнеры исключительно сто стороны моря. Эксперты отмечают, что трудности у пилотов возникали преимущественно с посадкой самолетов, а не при взлете.

В 5.27 мск после взлета с аэродрома Сочи, находящегося в городском районе Адлер. Самолет выполнял плановый перелет по маршруту Москва — Хмеймим (Латакия, Сирийская Арабская Республика).

Артисты Академического дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова перед российскими солдатами и офицерами. Среди погибших художественный руководитель коллектива народный артист России генерал-лейтенант Валерий Халилов, заместитель начальника ансамбля Андрей Сонников, главный хормейстер Константин Майоров, пять солистов. В общей сложности, ансамбль потерял почти половину творческого состава.

Самолет, следовавший с подмосковного аэродрома Чкаловский в сирийский аэродром Хмеймим, должен был совершить дозаправку в Моздоке. Однако из-за непогоды Ту-154 направили в Сочи. По прибытии в аэропорт Адлер, самолет был взят под охрану сотрудниками Пограничной службы ФСБ России и военнослужащими Минобороны России.

Сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ, который стал свидетелем крушения Ту-154, рассказал, что перед катастрофой с "неестественно задранным вверх носом". Пограничник находился на катере в Черном море. По его словам, самолет, вместо того чтобы набирать высоту, стал быстро снижаться к поверхности моря, как будто собираясь сесть, и в следующее мгновение задел поверхность воды хвостом, который при ударе отвалился.

Максимальная высота, на которую поднялся самолет, составила около 250 метров, а скорость — в пределах 360-370 километров в час.

Для ликвидации последствий авиационной катастрофы была организована работа оперативных штабов и оперативных групп Южного регионального центра и Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю. Во взаимодействии с соответствующими структурами Минобороны России, Росавиации, Росморречфлота, Пограничного управления ФСБ России, Минздрава России, МВД России, Следственного комитета России и органов государственной власти Краснодарского края было организовано проведение поисково-спасательных работ. Они выполнялись силами общей численностью около 3,6 тысячи человек, применялось более 500 единиц техники, 45 плавсредств, 15 самолетов, 16 вертолетов и 20 беспилотных летательных аппаратов. Поисковые работы проводились с применением современных подводных робототехнических комплексов . Оказывалась психологическая поддержка и медицинская помощь семьям погибших.

26 декабря 2016 года был объявлен днем траура в Российской Федерации в связи с авиакатастрофой самолета Ту-154 под Сочи.

В районе проведения поисковой операции на удалении 1700 метров от береговой линии по оси взлета воздушного судна водолазами на дне Черного моря . Акустическими средствами в данном месте был определен радиус их разброса, который составлял около 500 метров.

Основная фаза поисково-спасательной операции на месте крушения лайнера . Спасатели подняли на поверхность все основные фрагменты разбившегося самолета.

Полностью поисковые работы в акватории Черного моря на месте крушения Ту-154 .

Более половины жертв крушения самолета Ту-154 над Черным морем в Подмосковье. После завершения похорон на захоронения погибших был установлен памятный камень.

По факту крушения Ту-154 военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по Сочинскому гарнизону по признакам преступления, предусмотренного статьей 351 УК РФ (нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия). Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин . По его поручению уголовное дело для дальнейшего расследования .

Вопросами, связанными с установлением причин катастрофы, . В ее состав , кроме военных, представители Минтранса, Межгосударственного авиационного комитета, Минпромторга и авиационного концерна "Туполев".

К расследованию катастрофы также специалисты и лабораторно-исследовательская база научно-технического центра Межгосударственного авиационного комитета.

В начале расследования авиационного происшествия комиссией было принято более 15 версий данного происшествия. ФСБ называла основными версиями: попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, ошибка пилотирования и техническая неисправность. Признаков и фактов, указывающих на возможность совершения террористического акта или диверсии на борту воздушного корабля, . Бортовые самописцы, поднятые из воды, позволили сократить число версий случившегося вдвое.

По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном.