Крушение самолета где все выжили. Удивительные истории единственных выживших после авиакатастроф. Почему погибают люди

(Собрано с разных Интернет-сайтов)

Александр Андрюхин

Если о том, что происходит в кабине пилотов во время катастрофы, можно судить по записям бортовых самописцев, то в салоне "черных ящиков" нет. "Известия" разыскали нескольких человек, которые выжили в авиакатастрофах либо попадали в серьезные летные происшествия...

История Ларисы Савицкой занесена в Книгу рекордов Гиннесса. В 1981 году на высоте 5220 метров самолет Ан-24, в котором она летела, столкнулся с военным бомбардировщиком. В той катастрофе погибло 37 человек. Выжить удалось только Ларисе.

Мне тогда было 20 лет, - рассказывает Лариса Савицкая. - Мы с Володей, моим мужем, летели из Комсомольска-на-Амуре в Благовещенск. Возвращались из свадебного путешествия. Сначала сели на передние кресла. Но впереди мне не понравилось, и мы пересели в середину. Я после взлета сразу уснула. И проснулась от грохота и криков. Лицо обожгло холодом. Потом мне рассказали, что у нашего самолета срезало крылья и снесло крышу. Но неба над головой я не помню. Помню, был туман, как в бане. Я посмотрела на Володю. Он не шевелился. По его лицу хлестала кровь. Я как-то сразу поняла, что он мертв. И приготовилась тоже умереть. Тут самолет развалился, и я потеряла сознание. Когда пришла в себя, удивилась, что еще жива. Почувствовала, что лежу на чем-то жестком. Оказалось, в проходе между креслами. А рядом свистящая бездна. Мыслей в голове не было. Страха тоже. В таком состоянии, в котором была я - между сном и явью, - страха не бывает. Единственное, что вспомнилось: эпизод из итальянского фильма, где девушка после крушения самолета парила в небе среди облаков, а потом, упав в джунгли, осталась жива. Я не надеялась уцелеть. Хотелось только умереть без мучений. Заметила перекладины металлического пола. И подумала: если упаду боком, то будет очень больно. Решила поменять положение и сгруппироваться. Потом доползла до следующего ряда кресел (наш ряд стоял около разлома), села в кресло, вцепилась в подлокотники и уперлась ногами в пол. Все это делала автоматически. Потом смотрю - земля. Совсем близко. Изо всех сил вцепилась в подлокотники и оттолкнулась от кресла. Потом - как зеленый взрыв от веток лиственницы. И снова провал в памяти. Очнувшись, опять увидела мужа. Володя сидел, положив руки на колени, и смотрел на меня остановившимся взглядом. Шел дождь, который смыл кровь с его лица, и я увидела огромную рану у него на лбу. Под креслами лежали мертвые мужчина и женщина...
Позже установили, что кусок самолета - четыре метра в длину и три в ширину, на котором падала Савицкая, спланировал, словно осенний лист. Он упал на мягкую болотистую поляну. Лариса пролежала без сознания семь часов. Потом еще два дня сидела в кресле под дождем и ждала, когда наступит смерть. На третий день встала, начала искать людей и наткнулась на поисковый отряд. Лариса получила несколько травм, сотрясение мозга, перелом руки и пять трещин в позвоночнике. С такими травмами идти нельзя. Но от носилок Лариса отказалась и до вертолета дошла сама.
Авиакатастрофа и гибель мужа остались с ней навсегда. По ее словам, у нее притуплены чувства боли и страха. Она не боится смерти и по- прежнему спокойно летает на самолетах. Но ее сын, который родился через четыре года после катастрофы, летать боится панически.

Арина Виноградова - одна из двух выживших стюардесс самолета Ил-86, который в 2002 году, едва взлетев, упал в "Шереметьево". На борту находились 16 человек: четыре пилота, десять бортпроводников и два инженера. Остались в живых только две бортпроводницы: Арина и ее подруга Таня Моисеева.

Говорят, в последние секунды перед глазами прокручивается вся жизнь. Со мной такого не было, - рассказывает "Известиям" Арина. - Мы с Таней сидели в первом ряду третьего салона, у аварийного выхода, но не на служебных креслах, а на пассажирских. Таня напротив меня. Рейс был техническим - нам просто нужно было вернуться в "Пулково". В какой-то момент самолет затрясло. Это бывает у "Ил-86". Но я почему-то поняла, что мы падаем. Хотя ничего вроде не произошло, не было сирены или крена. Испугаться не успела. Сознание мгновенно куда-то уплыло, и я провалилась в черную пустоту. Очнулась я от резкого толчка. Сначала ничего не понимала. Потом понемногу разобралась. Оказалось, что лежу на теплом двигателе, заваленная креслами. Сама отстегнуться не смогла. Начала кричать, колотить по металлу и тормошить Таню, которая то поднимала голову, то снова теряла сознание. Нас вытащили пожарные и развезли по разным больницам.
Арина по-прежнему работает бортпроводницей. Авиакатастрофа, по ее словам, не оставила в душе травмы. Однако на Татьяну Моисееву происшедшее повлияло очень сильно. С тех пор она больше не летает, хотя из авиации не ушла. По-прежнему работает в отряде бортпроводниц, но уже диспетчером. О том, что она пережила, не рассказывает даже близким подругам.

Группа "Лицей" известна всей стране. Но мало кто знает, что две певицы из этой группы - Анна Плетнева и Анастасия Макаревич - тоже пережили падение в самолете.

Это произошло лет пять назад, - рассказывает "Известиям" Анна Плетнева. - Я всегда панически боялась летать самолетом, а тут расхрабрилась. Полетела с Настей Макаревич в Испанию. Отдохнули прекрасно. В веселом настроении возвращались в Москву на Боинге-767. Соседи были с ребенком. В ту минуту, когда мы начали снижаться и стюардессы велели пристегнуть ремни, ребенок был у меня на руках. И тут самолет резко пошел вниз. На голову посыпались вещи, стюардессы закричали: "Держите детей! Пригнитесь!" Я поняла, что мы падаем, и прижала малышку к себе. В голове промелькнуло: "Неужели это все?" Раньше мне казалось, что когда так страшно, сердце должно бешено колотиться. Но на самом деле сердца не чувствуешь. Себя не чувствуешь, а смотришь на все как бы со стороны. Самое ужасное - безысходность. Ты ни на что не можешь повлиять. Но паники - той, что показывают в кино, - не было. Гробовая тишина. Все, словно во сне, пристегнулись и застыли. Кто-то молился, кто-то прощался с родными.
Анна не помнит, сколько времени прошло. Может, секунды... Или минуты.
- Вдруг самолет понемногу начал выравниваться, - вспоминает она, - я огляделась: неужели это только мне показалось? Но нет, другие тоже встрепенулись... Даже когда мы остановились на полосе, не верилось, что все закончилось благополучно. Командир объявил: "Поздравляю всех! Мы родились в рубашке. Теперь у вас в жизни все будет хорошо".
- Что удивительно, я перестала бояться летать на самолетах, - говорит она. - А на чартерных рейсах пилоты часто пускают нас в кабины и дают порулить. Так мне это нравится, что хочу в ближайшее время купить собственный небольшой самолет. Будем летать на нем на гастроли.

Пережил падение и журналист "Известий" Георгий Степанов.

Это произошло летом 1984 года, - вспоминает он. - Я летел на самолете Як-40 из Батуми в Тбилиси. Когда вошел в самолет, было ощущение, что попал в цыганский табор, - столько там было вещей. Ими были забиты все отсеки сверху, а также проход салона. Не протолкнуться. Пассажиров, безусловно, было тоже больше, чем положено. Мы взлетели, набрали высоту. Внизу море. Потянуло в дрему. Но тут по фюзеляжу будто ударили кувалдой, гул турбины стал другим, и самолет резко, почти вертикально, пошел вниз. Все, кто не был пристегнут, слетели с кресел и покатились по салону вперемежку с вещами. Крики, визг. Началась страшная паника. Я был пристегнут. До сих пор помню свое состояние - ужаса. Во мне все оборвалось, тело словно одеревенело. Чувство было, что все происходит не со мной, а я где-то сбоку. Единственное, что подумал: бедные родители, что с ними будет? Я не мог ни кричать, ни шевелиться. Рядом все были совершенно белыми от страха. Поражали их мертвые, неподвижные глаза, как будто они уже в другом мире.
Падали мы на самом деле не больше минуты. Самолет выровнялся: пассажиры стали приходить в себя, поднимать вещи. Потом, когда мы уже подлетали к Тбилиси, из кабины вышел пилот. Он был как зомби. Мы стали спрашивать: что же случилось? В ответ он хотел отшутиться, но как-то жалко это у него получилось, за него стало неловко.
Это падение мне до сих пор аукается. Когда я сажусь в самолет, чувствую себя совершенно беспомощным существом в ненадежной скорлупе.

Мир знает более десятка случаев счастливого спасения

Сколько бы специалисты, ссылаясь на статистику, ни уверяли нас, что авиатранспорт - самый безопасный, многие боятся летать. Земля оставляет надежду, высота - нет. Что чувствовали те, кто не пережил авиакатастрофу? Этого мы не узнаем никогда. Согласно исследованиям Межгосударственного авиационного комитета, сознание человека в падающем самолете отключается. В большинстве случаев - в первые же секунды падения. В момент столкновения с землей в салоне нет ни одного человека, который бы находился в сознании. Как утверждают, срабатывает защитная реакция организма.

Древнегреческий поэт Феогнид написал: "Что не предначертано судьбой, того не произойдет, а что предначертано - того я не боюсь". Есть ведь и случаи чудесного спасения. Лариса Савицкая не единственная, кто выжил а авиакатастрофе. В 1944 году английский летчик Стефен, подбитый немцами, упал с высоты 5500 метров и остался жив. В 2003 году в Судане рухнул Боинг-737. Выжил двухлетний ребенок, хотя самолет практически полностью сгорел. Мир знает более десятка таких случаев.

Из материала "Комсомольской правды", вышедшего после катастрофы АН-24 в аэропорту Варандей:

В катастрофе выжили 24 человека, еше 28 - погибли.
Многие из спасенных до сих пор в шоке и отказываются говорить. Но со слов трех выживших - Сергея Трефилова, Дмитрия Дорохова и Алексея Абрамова - корреспонденты «КП» восстановили, что происходило в салоне падающего самолета.

По официальным сообщениям, Ан-24, бортовой номер 46489, пропал с экранов радара в 13.43 при заходе на посадку.

13.43
Сергей:
- Командир Виктор Попов сказал по громкой связи: «Наш самолет приступил к снижению. Через несколько минут мы приземлимся в аэропорту поселка Варандей». Голос был совершенно спокойный. Он точно так же объявлял посадку в Усинске. Сразу же стюардесса прошла по салону и села на откидной стульчик в хвосте. Все было, как обычно, - я уже 10-й раз на эту вахту летаю.

Дмитрий:
- Самолет стало сильно трясти. Но паники не было. Вокруг меня люди переговаривались вполголоса. Говорили про футбол, про вахту. Сосед сказал, что его тошнит при посадке. Но про то, что самолет падает, слов не было.

13.44 - 13.55
Сергей:
- Мы летели низко. Очень. Видели, что под крылом нет никакой взлетной полосы - только снег. Мужик за моей спиной спросил: «Это куда ж мы садимся-то? В поле?»

13.56
Сергей:
- Самолет завалился на левый бок как-то слишком сильно. И тут за окном раздался такой звук - железный, как будто что-то отрывается. Люди начали переглядываться.

Дмитрий Дорохов отделался легким испугом: «Нога заживет! Главное - что живой».

Дмитрий:
- Мы ждали, что сейчас пилоты объявят: мол, все нормально. Но в кабине молчали. И тут самолет пошел круто вниз. Кто-то закричал: «Все, б...! Падаем!»

Алексей:
- Меня потрясло, что в салоне закричал только один. Остальные молча вжались в кресла или начали голову между коленей прятать.

Сергей:
- По громкой связи ничего не говорили. Только какой-то странный звук, будто пилоты включили микрофон, но тут же выключили. Стюардесса тоже молчала - народ успокоить не пыталась.

13.57
Сергей:
- Я видел в иллюминаторе, как самолет задел землю крылом. Глаза закрыть не мог, таращился и все. После этого пилоты явно пытались выровнять самолет, мы чуть-чуть вверх подпрыгнули. И врезались в снег!

Алексей:
- Падали молча. Очень быстро. Все сидели в оцепенении. Сейчас многие газеты говорят, что пилотов ослепила вспышка солнечного света, отраженного от обледеневшей полосы. Это бред! Не было никаких вспышек. Только удар.
Я сознания не терял. Только секунды две в глазах было темно. Ну, знаете, как после удара в челюсть. Секунд пять в салоне царила полнейшая тишина. А потом все разом зашевелились, застонали.

13.58 - 14.00
Алексей Абрамов спас четверых из горящего самолета. Его крестная говорит: «Он - настоящий герой!»

Сергей:
- Самолет лег на бок, и в стене была дыра. В салоне кто-то все время причитал: «Больно! Больно!» Я выкарабкался и пополз по проходу.

Дмитрий:
- Самое страшное, что народ весь был чумной - не могли в себя прийти. Просто не понимали, что произошло. Я соседа трясу: «Живой?» А он мычит. А тут бензобак загорелся. Взрыва не было. Пламя по салону ползло постепенно.

Сергей:
- Люди, сидевшие ближе к носу, стали загораться и кричать. Одежда вспыхивала в момент. И эти «живые факелы» вскакивали и бежали в хвост. На нас.
Кто-то закричал: «Берите вещи, тушите их!» Мы стали хватать с багажных полок дубленки и куртки, набрасывать на людей. Минуты три возились - тушили. Но меня потрясло: даже когда люди горели, они не паниковали. Кричали от боли, а не от страха...

14.01 - 14.08
Сергей:
- Потом кто-то скомандовал: «Лезем наружу! Сейчас тут все взорвется к е...». Я и кто-то еще выбрались через пробоину в фюзеляже.

Дмитрий:
- Стюардесса нас всех спасла. Она вышибла запасной люк и вывела людей через него.

Алексей:
- Я был одним из первых около люка. Помог выбраться четверым, видно было, что сами они не могут - руки-ноги поломаны. Кричу на них: «Ползите!» - и тяну. Вытащили. Потом сам выпрыгнул.

14.09
Сергей:
- Рядом с самолетом были какие-то склады. И люди оттуда сразу побежали к самолету. И всех, кто выбирался из салона, они оттаскивали подальше. И кричали все время: «Давай! Давай!»

Дмитрий:
- Тут же подогнали «Урал». Погрузили тех, кто не мог сам подняться, повезли в поселок. А мы сели на снег и смотрели вокруг, как новорожденные младенцы.

Алексей:
- Никто тогда не вспомнил о вещах - куртках, сумках, мобильниках. Я даже холода не чувствовал, хотя был в одном свитере. И только в больнице, когда прошел первый шок, я увидел, что у многих по лицу катятся слезы...

А вот как это бывает на земле (из репортажей, посвященных катастрофе ТУ-154 Анапа - Санкт-Петербург):

Свидетельство очевидцев

Рассказывают жители Донецкой области, которые видели, как падал Ту-154
Самолет «Пулковских авиалиний» вылетел из Анапы вчера днем.
На борту среди 160 пассажиров было почти полсотни детей, ведь Анапа - это популярный детский курорт.
Приблизительно в 15.30 по московскому времени командир судна передал на землю сигнал SOS. И буквально через две минуты после этого самолет исчез с радаров.
Мы дозвонились до жителей села Новгородское, недалеко от того места, где упал самолет.
- Он долго кружил около земли, а перед самым приземлением загорелся, - рассказала нам Галина СТЕПАНОВА, жительница села Новгородское Донецкой области, возле которого случилась эта трагедия. - У нас за поселком находятся поля совхоза «Степной». Вот на них-то самолет и рухнул. Он несколько раз перевернулся в воздухе, воткнулся в землю носом и взорвался. Наши местные жители, пока не приехала милиция и не оцепила все, ходили смотреть. Говорят, там все обуглилось. Ну надо же, полтора месяца такая жарища стояла, все дождичка ждали. Дождались. Такой ливень был, а гроза - аж дух захватывало. Скорее всего, из-за грозы беда и случилась.
- Перед самой катастрофой началась сильная гроза, - рассказывает очевидец Геннадий КУРСОВ из села Степное, около которого рухнул самолет. - Небо было затянуто тучами. Внезапно раздался звук низко летящего лайнера. Но до последнего момента его не было видно! Мы и жители других окрестных сел заметили его, только когда до земли оставалось метров 150. Я подумал, что он рухнет прямо на нас. Его крутило вокруг своей оси, как вертолет...

В аэропорту

Информация о рейсе 612 исчезла с табло, как только с самолетом потеряли связь
Рейс из Анапы должен был приземлиться в «Пулково» в 17.45. Но около 16.00 на табло вдруг погасла строчка «Анапа - Петербург». На это мало кто обратил внимание - встречающие еще не подъехали к аэропорту.
А это был тот самый момент, когда у диспетчеров с экипажем была безвозвратно потеряна связь...
Когда уже стало ясно, что самолет погиб, в «Пулково» зазвучал невозмутимый голос диктора:
- Встречающие рейс 612 из Анапы приглашаются в помещение кинозала...
- Почему кинозала? - забеспокоились встречающие и, ничего еще не понимая, но уже подозревая самое страшное, ринулись туда. А там - вывешенные на стеклянных дверях кинозала списки пассажиров, зарегистрировавшихся на этот полет. Люди стояли молча перед этими листками несколько минут. Не верили.
И только когда почти во всех барах аэропорта «Пулково» разом заработали телевизоры с ужасающей новостью - в коридорах аэропорта раздался первый душераздирающий крик.

Из слов пассажира, летевшего в те же дни:

мы улетели из Анапы 13-го августа, был там с семьей...
а перед отъездом написал завещание на квартиру...
и на машину -чтобы друзьям -поручителям по кредиту было проще за меня расчитаться в случае чего непоправимого...
как они смеялись надо мной и как только не назвали мой поступок
смеялись - до вчерашнего дня, когда десятки семей ушли в вечность
теперь почти все отзвонились и мой поступок уже не кажется им таким "диким"
мне больно думать о том
что эти люди так же сидели на тех же скамейках в накопителе Анапского порта
сидели и смотрели на ВПП, самолеты, взлеты и посадки...
и вот их уже нет, а мир как и прежде живет, но уже без них...
как больно осознавать, что смерть не изменяет мир в целом, а лишь ломает судьбы отдельных людей.
я уже писал это где-то тут на ветках, но эти мысли не проходят, все время ходят по кругу и не дают покоя.
и мать 2-й день плачет -говорит что у нее чувство, что МЫ "проскочили"
мимо смерти, хотя нас разделяет с катастрофой 9 дней...
еще еще и еще раз буду повторять:
пусть земля пухом пассажирам
вечное чистое небо экипажу
пусть погибшие дети станут ангелами.

06.09.2019 , 19:10 13160

Это случается крайне редко, но даже в серьёзных авиакатастрофах выживают люди. Иногда с тяжёлыми физическими и психическими последствиями, иногда наоборот — с желанием жить и даже продолжать работу на борту самолёта. Как эти люди смогли спастись, что делали после того, как очнулись, и какие испытания выпали на их долю — читайте в нашей статье.

Сквозь джунгли с мешком конфет

Эта авиакатастрофа произошла почти 50 лет назад, в декабре 1971 года. На борту самолёта авиакомпании LANSA находилось 92 человека. В какой-то момент в правое крыло судна ударила молния и вызвала пожар в топливном баке. Из-за этого крыло оторвало, самолёт потерял управление и упал с высоты 3000 метров в лес в районе Перу. 17-летняя пассажирка Джулиана Маргарет Кёпке оказалась единственной выжившей.

В течение 10 дней девушка искала помощь и шла к людям через джунгли. Недалеко от места авиакатастрофы выжившая нашла мешок с конфетами, который помог ей прожить эти нелёгкие дни в пути. На её теле имелись глубокие резаные раны, кроме того, у девочки была сломана ключица. Также Джулиана потеряла очки и плохо видела, поэтому боялась наткнуться на змей. В какой-то момент в ранах девушки начали заводиться личинки, которые ей приходилось вытаскивать через сильную боль самостоятельно.

На десятый день Кёпке нашла пришвартованную на реке лодку. Рядом она увидела шалаш, построенный для укрытия лодочного двигателя, в котором обнаружила бензин. Джулиана обработала им раны и вытащила из них около 30 личинок. Будучи очень слабой, она уснула на земле у мотора. В итоге пострадавшую нашли жители ближайшей деревни.

Мать девочки была орнитологом, а отец — биологом. Джулиана выжила благодаря знаниям, полученным от папы. «До катастрофы я провела полтора года с родителями на исследовательской станции всего в 30 милях от места падения самолёта. Я много узнала о жизни в тропическом лесу», — рассказала после героиня.

Джулиана стала зоологом, как и мечтала. Она призналась, что после катастрофы следит за авиапроисшествиями и ищет объяснение тому, почему они происходят. История Кёпке была экранизирована и вышла в прокат под названием «Чудеса ещё случаются».

Стюардесса, выжившая после теракта

Бортпроводница Весна Вулович выжила в авиакатастрофе, которая случилась в январе 1972 года. Самолёт DC-9-32 Jugoslovenski Aerotransport летел из Стокгольма в Белград. Через час после вылета на борту прогремел взрыв, и судно разрушилось. Его обломки упали рядом с одной из деревень в Чехословакии. Как выяснилось позже, на борту находилось взрывное устройство, которое, предположительно, оставили участники террористической организации.

22-летняя стюардесса единственная осталась в живых после взрыва в самолёте, всего же на борту находилось 28 человек. Отметим, что девушка не должна была лететь на этом рейсе, её по ошибке определили на него вместо другой бортпроводницы с похожим именем. В день происшествия Весна ещё не окончила обучение и была стажёром.

«Человек, который отвечал за полётные списки, ошибся. Я и другая стюардесса носили имя Весна. И он поставил вместо „Весна Николич“ „Весна Вулович“, случайная ошибка. После авиакатастрофы стюардесса Николич уволилась: больше в своей жизни она не летала никогда», — рассказала выжившая.

Жители деревни нашли девушку на месте катастрофы и оказали первую помощь. Первое, о чём попросила Вулович, после того, как пришла в сознание, — закурить. Стюардесса упала с высоты более чем 10 000 метров, но выжила, по её словам, благодаря низкому давлению и потере сознания в момент происшествия.

Вулович не запомнила подробностей авиакатастрофы, поэтому хотела продолжить работу стюардессой после выздоровления, однако её устроили на офисную должность. В 1985 году имя бортпроводницы внесли в Книгу рекордов Гиннесса как обладательницу мирового рекорда высоты для выживших при свободном падении без парашюта.

Спасло кресло самолёта

В августе 1981 года самолёт Ан-24РВ, который направлялся в Благовещенск, столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16К. На борту судна находились 38 человек, среди которых были студентка Лариса Савицкая с мужем, они возвращались из свадебного путешествия. В момент происшествия девушка спала, но проснулась от сильного удара и холода.

После разлома фюзеляжа перед её креслом, Савицкую выбросило в проход. Она добралась до ближайшего кресла, села в него и вжалась. Позже девушка делилась, что в момент происшествия вспомнила кадр из фильма «Чудеса ещё случаются», где героиня поступила подобным образом.

Хвост самолёта приземлился на берёзовый лес, что позволило смягчить удар. Через два дня после катастрофы студентку обнаружили спасатели. Девушка повредила позвоночник, получила сотрясение мозга и переломы. Также Лариса потеряла почти все зубы, но она находилась в шоковом состоянии и не чувствовала боли.

Всего на борту самолёта находилось 32 человека среди которых погибли все, кроме Савицкой. Позже выжившая узнала, что после авиакатастрофы для неё с мужем уже были готовы могилы. «Я не ударилась ни в религию, ни в пьянство, ни в депрессию. Люблю жизнь. Но иногда полушутя-полусерьёзно говорю: «Я любимая девочка у Бога», — рассказала после Савицкая.

Девушка была внесена в российскую Книгу рекордов Гиннесса как выжившая после падения с максимальной высоты (5200 метров) и как получившая минимальную сумму компенсации — 75 рублей.

«Думаю о произошедшем каждый день»

Сесилия Сичан, которой на момент происшествия было всего 4 года, оказалась единственной выжившей в авиакатастрофе 16 августа 1987 года. Авиалайнер McDonnell Douglas MD-82 сразу после вылета из Детройта не смог набрать высоту, ударился о фонарный столб и упал на дорогу. Всего в катастрофе погибли более 150 человек.

Мать накрыла Сесилию собой в момент аварии, сама же девочка не помнит о происшествии ничего. Выжившая провела в больнице 7 недель, после чего дядя с тётей забрали её к себе. Долгое время Сичан, потерявшая родителей и брата, скрывалась от прессы и решилась заговорить о случившемся только в 2013 году. Девушка поделилась, что постоянно винила себя за то, что выжила она, а не кто-то другой.

«Я думаю о произошедшем каждый день. Трудно не думать об этом, когда я смотрю в зеркало. У меня есть шрамы на руках и ногах, на лбу», — рассказала Сичан.

Девушка сделала на левой руке татуировку с самолётом в знак памяти о катастрофе. Спустя годы Сичан отыскала пожарного, который обнаружил её в самолёте и передал медикам. В 2012 году она пригласила его на свадьбу. Также девушка старается поддерживать связь с семьями погибших.

«Вижу это число повсюду»

30 лет назад, 19 июля 1989 года, самолёт авиакомпании United Airlines совершал рейс из Денвера в Чикаго. Спустя час у него разрушился хвостовой двигатель. Экипаж смог посадить судно в аэропорту города Суд-Сити, однако самолёт задел правым крылом взлётно-посадочную полосу и разбился. Из почти 300 человек на борту погибли 112. Стюардессе Сьюзан Уайт, которая работала на рейсе 232, удалось выжить. Она до сих пор помнит тот день.

«Я вижу это число (232) повсюду. Просыпаюсь посреди ночи и вижу этот номер, днём смотрю на свой телефон в 2:32. Я собираюсь отправить СМС своей маме, и на часах в это время 2:32», — рассказала Уайт.

Специалисты сказали Уайт, что она была одной из примерно 8 человек на заднем сидении самолета, которые пережили крушение. По сей день женщина поддерживает связь с другими выжившими и семьями погибших. И до сих пор она продолжает работать бортпроводницей.

«Многие люди не могут поверить, что я вернулась на работу, они говорят, что на моём месте уволились бы. Но я была так молода в то время, мне было 25, и я любила свою работу. Я решила: „Если я позволю этому победить себя, то позволю и многим другим вещам победить себя“. Поэтому я осмелилась и вернулась. И я рада, что это сделала. Я чувствую, что у меня есть цель, и я так благодарна за то, что жива», — поделилась Уайт.

Целый день в океане с акулами

30 июня 2009-го француженка Байя Бакари летела на Коморы к бабушке и дедушке вместе с мамой. Всего на борту Airbus A310 находились 152 человека. За несколько минут до посадки самолёт рухнул в океан. Не выжил никто, кроме Байи.

13-летняя девочка ухватилась за обломок фюзеляжа и провела в Мозамбикском проливе, который кишит акулами , около 9-10 часов. После этого её спас один из рыбаков и отвёз в местную больницу. 2 июля девочку доставили в Париж, а 27-го выписали из медучреждения.

Специалисты считают, что Байя выжила благодаря тому, что её выбросило из самолёта через образовавшуюся трещину. По словам отца девочки, Байя довольно боязливая, и он никогда бы не подумал, что она может спастись в такой экстренной ситуации.

«Папа, я видела, как самолёт ушел под воду. Было темно, и я ничего не видела. Кроме того, я плохо плаваю, так что я ухватилась за что-то и держалась. Я даже не знаю, что это было», — рассказывала после катастрофы девочка своему отцу.

В январе 2010 года Бакари опубликовала автобиографию «Выжившая». В мае того же года появилась информация, что Стивен Спилберг предложил ей приобрести права на экранизацию книги, но она отказалась.

Спасение — как второе рождение

Эта авиакатастрофа произошла 2 апреля 2012 года. Авиалайнер авиакомпании UTair совершал рейс из Тюмени в Сургут, однако спустя почти 2 минуты упал на землю. Из 43 человек, присутствовавших на борту, выжили 10. Одним из них оказался 27-летний Камил Баженов. Мужчина летел в Сургут в командировку.

Изначально Камил перепутал очереди к стойке регистрации, некоторое время он стоял на регистрацию рейса до Москвы. Позже мужчина понял, что ошибся, и пошёл в другую сторону. Когда подошёл его черёд, Камилу выпало место в хвостовой части судна.

Мужчина очнулся уже на земле, подробностей катастрофы он не помнит. По его словам, он мог пошевелить только одной рукой. Камил поднял её и позвал на помощь спасателей, которые уже работали на месте. Пострадавшего доставили в больницу, где он очнулся только через 6 дней.

По словам мужчины, он не стал бояться высоты и собирался прыгнуть с парашютом сразу после восстановления. 2 апреля он считает своим вторым днём рождения. «Я хочу, чтобы в дальнейшем такое не происходило. Но у меня нет таких ощущений, что я хочу кому-то отомстить, чтобы он в тюрьме сидел, страдал. Просто хочу, чтобы люди были более ответственны», — поделился Баженов.

Малышка, которая летела к бабушке

Крушение самолёта L-410 произошло 15 ноября 2017 года, судно разбилось при посадке в посёлке Нелькан. На борту находились 7 человек, из них выжила только Жасмина Леонтьева, которой на тот момент было 3,5 года. Малышка летела в гости к бабушке в сопровождении учительницы местной школы. По одной из версий, именно она закрыла девочку собой и помогла ей выжить.

Жасмину доставили в больницу в тяжёлом состоянии, однако она хорошо перенесла операцию и спустя год после аварии уже танцевала. «Жасмина чувствует себя неплохо, она у нас непоседа — спать днём не любит, бегает всё время, танцует — включает музыкальный канал на телевизоре и ей даже мультики не нужны. Правда если сильно переутомится, прихрамывать начинает, со временем, говорят, должно пройти», — рассказывала бабушка Жасмины через год после авиакатастрофы.

Бесстрашие бортпроводницы

Самолёт авиакомпании West Wind Aviation выполнял пассажирский рейс из США в Канаду 13 декабря 2017 года. Вскоре после взлёта судно потеряло высоту и рухнуло на землю. Все 25 человек, находившихся на борту, пережили крушение, однако один из них позже скончался от полученных травм в больнице. Расследование причин происшествия продолжается.

26-летняя бортпроводница Миранда Дженни Тэйт рассказала о том, что происходило внутри самолёта в момент аварии. Она почувствовала дрожание судна и то, как его хвост ударялся о землю.

«Я слышала, как мы срубали хвостом деревья, проходя сквозь их кроны. Далее я услышала крики пассажиров», — рассказала Тэйт.

Удар вырвал её сидение из стены, девушку отбросило в камбуз (помещение для приготовления пищи). Она встала на ноги и смогла выбраться из самолёта, а затем начала помогать остальным. «Люди кричали. Там было много сильно раненых людей». Доставать пострадавших из самолёта ей помогли ещё трое мужчин.

Тэйт провела следующие 6 недель после катастрофы на костылях и прошла огромное количество сеансов физиотерапии. «Как только я попала в больницу, я закричала. Я была так благодарна, что осталась жива».

Гендиректор West Wind Aviation назвал усилия бортпроводницы «героическими».

«У неё был ряд травм, которые затрудняли её деятельность, но она продолжала исполнять свои обязанности, как настоящий профессионал», — сказал Майк Роднюк.

Сейчас Тэйт вернулась в университет для изучения социальной работы, она планирует продолжить работу стюардессой.

Несмотря на эти устрашающие истории, статистика говорит о том, что самолёт — достаточно безопасный вид транспорта. К слову, за всё время существования гражданской авиации, которой практически 100 лет, погибло меньше людей , чем гибнет за месяц в ДТП по всему миру. Так что вовсе не стоит бояться летать. Если вы всё ещё напряжены, то мы рассказали, как увеличить шансы на выживание при крушении авиасудна.

1. Одежда для выживания.
Ваши шансы на выживание возрастут, если в случае авиакатастрофы вы будете иметь “правильную” одежду и обувь. “Представьте, что вам понадобится убегать из горящего самолета”, – говорит Синтия Корбетт, специалист из FAA (Federal Aviation Administration) – “насколько удобно будет это делать в шлепанцах или туфлях на высоком каблуке?”.
Помимо обуви, умным решением будет надеть одежду из плотной ткани с длинными штанинами и рукавами. Это поможет защитить кожу от ожогов и острых обломков. Согласно отчету организации NTSB, 68% погибающих в авиакатастрофе людей, умирают уже после аварии, от травм полученных при пожаре.

2. Самые безопасные места.
Анализ проведенный в 2007 году журналом Популярная Механика показал, что наибольший процент выживших приходится на хвостовую часть самолета (рассматривались случаи крушений начиная с 1971 года). Это суммарная статистика, конечно, в ряде случаев были исключения.
Независимо от того в какой части самолета вы выбрали место, постарайтесь делать выбор так, чтобы оно располагалось поближе к аварийному выходу. Профессор Ed Galea, инженер пожарной безопасности в Университете Гринвича в Англии, обнаружил, что большинство выживших при крушении находились на расстоянии не более 5 рядов от аварийного выхода. Также он обращает внимание, что места у прохода более безопасны, чем у окна, поскольку позволяют беспрепятственно выйти в проход.

3. Взлет и посадка.
Эксперты по безопасности выяснили, что наиболее опасные в плане крушения моменты в полете – это 3 минуты с момента взлета и 9 минут до момента посадки авиалайнера. Именно в эти моменты следует оставаться в удобной обуви и одежде с длинными рукавами, а также обратить внимание на аварийные выходы.
Кроме того эксперты рекомендуют разместить ручную кладь под впередистоящим сиденьем. В случае катастрофы это может предотвратить попадание ваших ног и ступней под переднее кресло. Перелом ног при столкновении – наиболее распространенная травма.
Если столкновение неизбежно, важно принять “позу выживания” (см. инструкцию в передистоящем кресле).
Обязательно выньте из карманов острые и твердые предметы типа карандашей, ручек, ключей.

4. Правило 90 секунд.
Первые 90 секунд после катастрофы – наиболее важны! Если вы сумеете сохранить спокойствие и постараетесь выбраться из самолета, ваши шансы выжить будут достаточно высоки.
Некоторые пассажиры впадают в такое состояние паники, что не могут даже расстегнуть ремень безопасности. Отчеты организации NTSB показывают, что многие жертвы аварии находятся на своих местах с пристегнутыми ремнями безопасности.
“Очень важно знать, что нужно делать, не ожидая указаний”, – говорит Корбетт – “некоторые люди сидят и ждут пока им скажут что делать, но никто ничего не говорит и они продолжают сидеть прямо посреди катастрофы”.
Одна из причин, по которой в недавней катастрофе спаслось так много людей – это то, что они сумели быстро покинуть самолет.
Поиск и сбор своего багажа также может стать роковой ошибкой. Не мешкайте ни секунды.

5. Не опаснее эскалатора.
Согласно статистике NTSB, только один из 1.2 миллиона рейсов заканчивается катастрофой. Постоянные улучшения техники безопасности, противопожарного оборудования и выбор негорючих материалов, делают полеты на самолете в настоящее время более безопасными, чем поездки на автомобиле.
Вероятность погибнуть в авиакатастрофе составляет примерно 1 шанс на 11 миллионов, в то время как погибнуть в ДТП – 1 шанс из 5 тысяч.
Таким образом, полеты на сегодняшний день – один из самых безопасных способов путешествовать. Однако не стоит относиться к ним легкомысленно, просто не нужно бояться и всегда нужно иметь план действий.

7 июля пассажирский самолет авиакомпании Air Canada, летевший из Торонто, по ошибке направился не на взлетно-посадочную полосу, а на рулежную дорожку, где в тот момент находились еще четыре лайнера. Диспетчерам удалось вовремя остановить пилота, отдать команду уйти на второй круг, после чего самолет благополучно сел уже на правильную полосу.

По мнению главы Aero Consulting Experts и бывшего пилота United Airlines Росса Эймера, происшествие грозило стать крупнейшей катастрофой в истории авиации: «Представьте огромный Аэробус, который врезается в четыре пассажирских лайнера с полными баками».

Вспомним самые известные и необычные случаи выживания в авиакатастрофах.
Катастрофа Boeing 777 в Сан-Франциско

6 июля 2013 года произошла катастрофа Boeing 777 в Сан-Франциско. Авиалайнер Boeing 777-28EER авиакомпании Asiana Airlines совершал рейс OZ-214 по маршруту Сеул-Сан-Франциско, но при посадке в аэропорту Сан-Франциско врезался в насыпь перед торцом ВПП и разрушился.

Причиной катастрофы комиссия NTSB назвала ошибочные действия экипажа: самолет снижался слишком быстро. Пилоты заметили, что скорость снижения и воздушная скорость не соответствуют необходимым, когда самолёт находился в 60 метрах от земли, но не предприняли действий для ухода на второй круг. Точнее, за 1,5 секунды до столкновения экипаж решил уйти на второй круг, но возможности для этого уже не было.


От удара у самолета оторвался хвост и левый двигатель, фюзеляж проскользил по полосе около 600 метров и описал почти полный круг - его развернуло на 330 градусов.


Из находившихся на его борту 307 человек (291 пассажир и 16 членов экипажа) погибли 3 школьницы (две на месте катастрофы, одна умерла в больнице), 187 человек получили ранения. «Всего три человека» - в это сложно поверить, глядя на фотографии разбитого лайнера.


Эта авиакатастрофа показала, что серьезные повреждения самолета еще не означают большие жертвы. есть и еще одно интересное обстоятельство: вопреки распространенной теории, согласно которой самые безопасные места находятся в задней части самолета, все три жертвы крушения сидели как раз там.

Салон рейса 214 после катастрофы:


Чудо в Торонто 2005 года

Это был громкий случай, когда все люди уцелели при полностью уничтоженном лайнере.

2 августа 2005 года около международного аэропорта Торонто произошла авария самолет A340 авиакомпании Air France, который выполнял рейс AFR358 по маршруту Париж-Торонто. На на его борту находились 12 членов экипажа и 297 пассажиров.


Заход на посадку выполнялся в сложных метеоусловиях с крупными грозовыми очагами над аэропортом в ливневый дождь и вспышками молний на ВПП. Посадка осуществлялась в ручном режиме с отключённым автопилотом и автоматом тяги.


Пролетев торец взлётной полосы значительно выше установленного, авиалайнер приземлился далее чем в трети от начала длины ВПП. Пилоты применили реверс, но не смогли остановиться в пределах полосы, в результате чего лайнер съехал с ВПП и выкатился в овраг. Возник пожар, который за несколько минут охватил авиалайнер и уничтожил его, но все 309 человек на его борту были вовремя эвакуированы.

Эвакуация 309 человек заняла менее 2 минут, что впоследствии многие, включая министра транспорта Канады Жана Лапьера назвали «чудом».


Выжить, упав с 5-километровой высоты

Молодая студентка Лариса Савицкая вместе с мужем Владимиром возвращалась из свадебного путешествия. 24 августа 1981 года самолёт Ан-24, на котором летели супруги Савицкие, на высоте 5220 м столкнулся с военным бомбардировщиком Ту-16. После столкновения экипажи обоих самолётов погибли. В результате столкновения Ан-24 потерял крылья с топливными баками и верх фюзеляжа. Оставшаяся часть в ходе падения несколько раз разломилась.

Пассажирский самолёт Ан-24:


В момент катастрофы Лариса Савицкая спала в своём кресле в хвостовой части самолёта. Проснулась от сильного удара и внезапного ожога (температура моментально упала с 25 °C до?30 °C). После очередного разлома фюзеляжа, прошедшего прямо перед её креслом, Ларису выбросило в проход, очнувшись, она добралась до ближайшего кресла, забралась и вжалась в него, так и не пристегнувшись. Сама Лариса впоследствии утверждала, что в тот момент ей вспомнился эпизод из фильма «Чудеса ещё случаются», где героиня при крушении самолёта вжалась в кресло и выжила.

Бомбардировщик Ту-16К:


Часть корпуса самолёта спланировала на берёзовую рощу, которая смягчила удар. По последующим исследованиям, всё падение обломка самолёта размерами 3 метра в ширину на 4 метра в длину, где оказалась Савицкая, заняло 8 минут. Несколько часов Савицкая была без сознания. Очнувшись на земле, Лариса увидела перед собой кресло с телом мёртвого мужа. Она получила ряд серьёзных травм, но могла самостоятельно передвигаться.

Через два дня её обнаружили спасатели, которые были сильно удивлены, когда, после того, как два дня им попадались только тела погибших, они встретили живого человека. Позднее она узнала, что уже была вырыта могила и для неё, и для её мужа. Она оказалась единственной выжившей из 38 человек на борту. Причинами столкновения самолётов явились неудовлетворительные организация и руководство полётами в районе аэродрома Завитинск.

Лариса Савицкая дважды внесена в российское издание Книги рекордов Гиннесса:

как человек, выживший после падения с максимальной высоты,
как человек, получивший минимальную сумму компенсации физического ущерба - 75 руб. По нормативам Госстраха в СССР полагалось 300 руб. компенсации ущерба за погибших и 75 руб. за выживших в авиакатастрофах.
Лариса Савицкая с сыном Георгием.


Выжить, упав с высоты 10 км без парашюта

Катастрофа DC-9 над Хермсдорфом - авиационная катастрофа, произошедшая 26 января 1972 года. Авиалайнер McDonnell Douglas DC-9-32 авиакомпании Yugoslav Airlines выполнял рейс JAT367 по маршруту Стокгольм - Копенгаген - Загреб - Белград, но через 46 минут после вылета из Копенгагена лайнер взорвался в воздухе. По некоторым данным, бомбу в багажном отделении лайнера оставила хорватская группировка экстремистов.

DC-9-32 авиакомпании JAT, идентичный взорванному:


Взрыв лайнера произошёл над немецким городом Хермсдорфом, а обломки самолёта упали в районе города Ческа-Каменице (Чехословакия). Из находившихся на борту 28 человек (23 пассажира и 5 членов экипажа) в живых остался только один - 22-летняя стюардесса Весна Вулович, которая упала без парашюта с высоты 10 160 метров. Она - обладательница мирового рекорда высоты для выживших при свободном падении без парашюта, по версии Книги рекордов Гиннесса.

Весна находилась в коме и получила множество травм: переломы основания черепа, трёх позвонков, обеих ног и таза. Лечение заняло 16 месяцев, из которых в течение 10 у девушки была парализована нижняя часть тела (от пояса к ногам).


Чудо на Гудзоне: аварийная Посадка самолета A320

Это авиапроисшествие, произошло 15 января 2009 года. Авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways выполнял рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк-Шарлотт-Сиэтл, а на его борту находились 150 пассажиров и 5 членов экипажа. Через 1.5 минуты после взлёта лайнер столкнулся со стаей птиц и у него отказали оба двигателя. Командир Чесли Салленбергер, бывший летчик ВВС США, решил, что единственный вариант спасти 155 человек на борту - посадка на реку Гудзон. Приводнение оказалось удачным.


Экипаж благополучно посадил самолёт на воду реки Гудзон в Нью-Йорке. Все находившиеся на его борту 155 человек выжили, 83 человека получили ранения - 5 серьёзные (больше всех пострадала одна стюардесса) и 78 незначительные.

ВВ СМИ происшествие известно как «Чудо на Гудзоне». Всего известно 11 случаев управляемых вынужденных посадок пассажирских авиалайнеров на воду, этот случай - четвёртый, обошедшийся без жертв.

Кстати, вчера, 17 июля 2017 самолет «Уральских авиалиний» (рейс U6-2932 Симферополь - Екатеринбург) столкнулся со стаей птиц, в результате чего носовой обтекатель получил повреждения. Казалось бы, такая махина и какие-то птицы, но... самолет в итоге чинили 12 часов.

Вот как выглядит столкновение с птицами с места пилота и снаружи:


Посадка Ту-124 на Неву

Этот случай приводнения произошел в советской авиации в небе над Ленинградом 21 августа 1963 года. В результате стечения обстоятельств у пассажирского самолёта Ту-124 отказали двигатели, лайнер начал планировать с полукилометровой высоты над центром города. Экипажу ничего не оставалось, как попытаться совершить приводнение на поверхность Невы. Выжили все 52 человека на борту.

Первоначально расследовавшая обстоятельства аварии комиссия возлагала ответственность за нештатную ситуацию на экипаж. Но позже было принято решение летчиков не наказывать.


Приводнение Ил-12 в Казани

А 10 годами ранее, 30 апреля 1953 года самолёт Ил-12 П компании «Аэрофлот» выполнял рейс 35 по маршруту Москва - Казань - Новосибирск. На его борту находились 18 пассажиров и 5 членов экипажа. В 21:37, в тот момент, когда лайнер, готовясь к посадке в Казани, пролетал над Волгой, произошел очень сильный удар. Члены экипажа вспоминали, что у них потемнело в глазах. В обоих двигателях упала мощность, а из выхлопных патрубков появилось пламя.

Ил-12 компании Аэрофлот:


Командир корабля принял решение совершить аварийное приводнение. Ил-12 приводнился в районе Казанского речного порта, после чего машину стала стремительно заполнять речная вода. эвакуацию не удалось осуществить вовремя. Экипаж сообщил пассажирам, что самолет приводнился на мелководье, из-за чего многие озаботились тем, чтобы забрать личные вещи. На деле же глубина реки в этом месте достигала около 20 метров. В результате люди, надевшие верхнюю одежду, оказались в воде и стали тонуть. Из 22 человек утонул один пассажир. Комиссия по расследованию установила, что причиной ЧП стало столкновение самолета со стаей уток.

Чудо в Андах

13 октября 1972 года произошла авиационная катастрофа FH-227, которую назвали «Чудо в Андах». Авиалайнер Fairchild FH-227D Уругвайских ВВС выполнял чартерный рейс FAU 571 по маршруту Монтевидео-Мендоса-Сантьяго, а на его борту находились 5 членов экипажа и 40 пассажиров (члены регбийной команды Old Cristians, их родственники и спонсоры). На подлёте к Сантьяго лайнер попал в циклон, врезался в скалу и рухнул у подножия горы.

Самолет Fairchild FH-227D борт T-571:


У выживших был минимальный запас пищи, кроме того, у них отсутствовали источники тепла, необходимые для выживания в суровом холодном климате на высоте 3 600 метров. Отчаявшись от голода и сообщения по радио о том, что «все мероприятия по поиску пропавшего самолёта прекращаются», люди стали есть замороженные тела своих погибших товарищей. Спасатели узнали о выживших лишь спустя 72 дня…


12 пассажиров погибли при падении и столкновении со скалой, ещё 5 умерли позже от ран и холода. Затем из оставшихся 28 уцелевших погибли ещё 8 при сходе лавины, которая накрыла их «жилище» из фюзеляжа самолёта, а позже ещё трое умерли от ран.

Происшествие с Boeing 737 над Кахулуи

Это авиапроисшествие произошло 28 апреля 1988 года. Авиалайнер Boeing 737-297 авиакомпании Aloha Airlines выполнял внутренний рейс AQ 243 по маршруту Хило-Гонолулу, а на его борту находились 6 членов экипажа и 89 пассажиров. Но через 23 минуты после взлёта у самолёта внезапно сорвало значительную часть конструкции фюзеляжа в носовой части. Согласно отчёту, причинами аварии стали: коррозия металла, плохая эпоксидная связка частей фюзеляжа, а также усталость заклёпок.


Выжило 94 человека из 95. Погибла старшая стюардесса Кларабелль Лэнсинг - в момент срыва части фюзеляжа она находилась посередине самолёта, и потоком воздуха её выбросило наружу. Ёе тело, как и оторвавшийся фрагмент фюзеляжа длиной около 5.4 метра, поисковые отряды не смогли найти.

Стюардесса Весна Вулович в начале семидесятых прославилась на весь мир. В 1972 году произошло событие, после которого ее жизнь полностью изменилась. Имя Вулович занесли в Книгу рекордов Гиннеса, она встречалась с политическими и общественными деятелями, познакомилась с кумиром своей юности Пοлом Маккартни и прочими звездами мировой величины. Что же произошло в начале семидесятых? Какое событие сделало обычную бортпроводницу знаменитой?

Авиакатастрофа

Страшная авария произошла 26 января 1972 года. Авиалайнер McDοnnell Dοuglas DC-9-32 совершал рейс Стокгольм-Белград. На высоте более десяти тысяч метров лайнер взорвался. Его обломки упали на чехословацкий город Ческа-Каменице. Погибли все пассажиры и члены экипажа, за исключением стюардессы Весны Вулович.

В этот день все СМИ мира сообщили о взрыве самолета. Причиной трагедии, произошедшей над небольшим чехословацким городом, стала бοмба, которую спрятали на бοрту авиалайнера террοристы из Хорватии. Шансы выжить в подобных авариях ничтожны. Сообщения о катастрοфах в небе заканчиваются, как правило, трагической фразой: «Все нахοдившиеся на бοрту погибли». Но на этот раз в СМИ появилась новость, поразившая мир: стюардессе югославских авиалиний Весне Вулович удалось выжить. Впрочем, этот случай нельзя назвать абсолютно беспрецедентным в

Итак, более сорока лет назад мир οблетела сенсация - двадцатидвухлетняя стюардесса Весна Вулович οсталась жива, упав с высοты в десять тысяч метрοв. Чтο же спаслο ей жизнь? Пοсадку смягчили заснеженные крοны деревьев. Οднакο сама герοиня этοй удивительнοй истοрии рассказать ο свοем пοлете не смοгла. Стюардесса Весна Вулович, которая выжила в страшной аварии, помнила тот страшный день смутно. В себя она пришла тοлько через два месяца. Что известно из биографии бортпроводницы?

Стюардесса Весна Вулович

Бортпроводницей она стала случайнο. Весна родилась в Югославии, в 1950 году. Окοнчила среднюю шкοлу, поступила в университет. Как и мнοгие другие молодые люди шестидесятых, девушка была фанаткой группы «Битлз», а потому мечтала овладеть английским языком в совершенстве. В 1968 году она и представить себе не могла, что когда-нибудь встретится с самим Полом Маккартни.

Весна выбрала для себя английское отделение и стала изучать язык, на котором пели знаменитые вокалисты. После первого года οбучения наша героиня οтправилась на стажирοвку в Англию. Когда вернулась домой, прοизошло то, что крутο изменилο всю ее жизнь.

Девушка встретила своего школьного друга. Он к тому времени получил летал на лайнерах крупной югοславской кοмпании. Друг детства и посоветовал Весне записаться на курсы стюардесс. Работа на международных авиалиниях давала возможность регулярно наведываться в прекрасный туманный город Лондон. К тому же, зарплата стюардессы была в несколько раз выше доходов учителя английского языка.

Первый полет

Курсы Весна благополучно окончила. В 1971 году девушка впервые поднялась в небо. Когда произошла трагедия, ставшая главным событием в ее жизни, она еще являлась студенткой университета. Работы постоянной не имела.

Последние часы перед катастрофой

В тот день экипаж, в котοром стажирοвалась Весна, прибыл в Копенгаген. В датской столице он сменил пилотов самолета, который прилетел из Стοкгольма. Впоследствии Весна Вулович - стюардесса, которая погубившего всех ее коллег - вспоминала, что члены экипажа, люди более опытные, словно что-то предчувствовали. Они постоянно говорили о своих семьях, много ходили по магазинам, покупали родственникам сувениры.

Позже уже в больнице сербская стюардесса Весна Вулович пыталась вспомнить все мельчайшие события того дня. Кто подложил бомбу? Незадолго до взлета она обратила внимание на одного из грузчиков. Этот человек отличался и обликом, и поведением от своих коллег. Внешне он был похож на жителя Балканского полуострова. Поведение же мужчины резко контрастировало с поведением прочих грузчиков. Он громко говорил, нервничал, суетился. По мнению Вулович, именно он и пοдложил в самолет бοмбу. Однако это осознание пришло слишком поздно.

Бруно Хонке

То, что произошло со стюардессой Весной Вулович в 1972 году, можно смело назвать чудом. Ей необыкновенно повезло дважды. В первый раз - когда она не погибла при взрыве. Во второй - когда ей удалось выжить при падении.

Однако девушку спасло не только то, что полуразрушенный лайнер упал на заснеженные деревья. Дело в том, что первым на месте катастрофы оказался местный житель Брунο Хонке. Этот человек в годы Второй мировой войны работал в немецкοм пοлевом гοспитале. Он и оказал девушке первую медицинскую помощь. Стоит сказать, что Хонке чудом удалось οбнаружить едва дышащую мοлодую стюардессу среди множества мертвых тел. Вероятно, он и спас ей жизнь.

Лечение

История Весны Вулович, стюардессы из Югославии, выжившей пοсле аварии, унесшей 27 жизней, мгновенно облетела весь мир. Ее доставили в больницу. Начался долгий период реабилитации. Около двух месяцев Весна не приходила в себя. Врачи долго не верили в то, что девушка после столь чудовищной аварии выживет. Но она все же пришла в себя. Примечательно, что, когда открыла глаза, первым делом попросила сигарету.

Шли дни, мοлодой организм все уверенней справлялся с полученными при падении травмами. Однако о последних часах, проведенных на борту самолета, Весна так и не вспомнила. Она не смогла рассказать, что она делала в момент взрыва. Скорее всего, в те минуты девушка находилась в пассажирском салоне.

В течение десяти месяцев Весна была парализована. Врачи опасались, что она никогда не сможет ходить. Однако произошло очередное чудо - единственная выжившая при крушении самолета McDοnnell Dοuglas DC-9-32 встала на ноги.

После катастрофы

Стюардесса Весна Вулович, фото которой в феврале 1972 года едва ли не каждый день демонстрировали по телевидению, спустя два месяца после аварии была отправлена на самолете в Белград. Медики опасались, что перелет негативно скажется на ее психическом состоянии. Падение с такой высоты не может пройти бесследно. Однако все обοшлось благοполучно. Более тοго, Весна не испытывала страха перед полетом. Не боялась она самолетов и позже.

Еще некоторое время она провела в белградскοй больнице. У входа в палату Вулович днем и ночью дежурил полицейский. Она ничего не помнила о событиях последних часов до аварии. Тем не менее, оставалась единственным свидетелем преступления, которое, к слову, так и не было раскрыто. Власти οпасались, чтο террοристы пοпытаются расправиться с выжившим членοм экипажа.

Чудеснοе спасение стюардессы затмилο сοбοй οстальные пοдрοбнοсти тοй аварии. Весну занесли в Книгу рекοрдοв Гиннесса как челοвека, сοвершившегο самый высοкий прыжοк без парашюта. В середине вοсьмидесятых Весна приехала в Лοндοн. На церемοнии вручения грамοты ο занесении в Книгу рекοрдοв Гиннесса присутствοвал Пοл Маккартни. Весна, накοнец, встретилась с кумирοм свοей юнοсти.

В начале осени 1972 года Вулοвич выписали из бοльницы. Удивительно, но у нее не только не появилось страха перед полетами, но даже не пропало желание работать стюардессой. Весна пыталась снова устроиться в авиакомпанию. Ее не взяли в качестве бортпроводницы, но предложили должность в офисе. В авиакомпании Весна Вулοвич проработала много лет: занималась офοрмлением грузοвых контрактов. Покинула свое место работы бывшая стюардесса спустя восемнадцать лет из-за несοгласия с политикой югοславского лидера С. Милοшевича.

Стюардесса, выжившая в авиакатастрофе 1972 года, стала национальной героиней. Ей предоставил приём сам маршал Тито, что для гражданина Югославии в ту пору считалось большой честью. Весне посвящались песни, ее приглашали на различные телевизионные шоу. Ее именем называли девочек. Для того, чтобы выжить в такой катастрофе, недостаточно счастливого случая. Нужна сила, необыкновенное желание жить. Вулοвич стала символом удачи и оптимизма.

Свою известность бывшая стюардесса использовала в общественных и политических целях. Она принимала активное участие в протестах против власти Милошевича, на выборах агитировала за одну из партий.

Смерть

Весна Вулович прожила 66 лет. 23 декабря 2016 года ее нашли мертвой в собственной квартире. Родственники и друзья не могли ей долгое время дозвониться. Вызвали полицейских, которые вскрыли дверь. Причина смерти знаменитой стюардессы неизвестна. Друзья утверждают, что здоровье женщины в последнее время резко пошатнулось.

Рекорд стюардессы из Югославии пока еще не побит. Ни одному человеку не удалось упасть с такой высоты и остаться в живых. Однако истории известно несколько не менее интересных случаев.

В 1942 году был сбит советский военный самолет, пилот которого падал без парашюта. Жизнь его спас снежный покров.

Ещё одно удивительное событие произошло спустя много лет после того, как закончилась Вторая мировая война. В декабре 1971 года недалекο от Перу разбился пассажирский самοлет. Через полчаса пοсле вылета авиалайнер угοдил в грозу. Самолёт загорелся, разлетелся на куски. Выжила 17-летняя пассажирка. Когда она очнулась, обнаружила, что сидит в кресле, висящем на дереве.

В августе 1981 года прοизошло стοлкновение самолётοв Ан-24 и Ту-16. На бοрту пассажирского авиалайнера присутствовала студентка Лариса Савицкая с мужем. Причин катастрофы было несколько, в том числе и слабая согласованность гражданских и военных диспетчеров. Погибли все, кроме Ларисы.

Она упала с высоты пять километров. Получила множество травм, но, по советским законам, инвалидность ей не полагалась. Женщина всю жизнь перебивалась случайными заработками, порою голодала. Она тоже стала рекордсменкой в некотором роде. В отличие от Вулович, Савицкая не стала знаменита на своей родине. Она получила от государства компенсацию в размере 75 рублей, после чего история с удивительным падением была забыта.